Игра как средство повышения интереса учащихся к литературе
статья по литературе на тему

Небольшая статья и презентация, которые были представлены на конференции "Московские методические чтения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon antipova_igra_kak_sredstvo.doc51 КБ
Office presentation icon igra_kak_sredstvo_povysheniya_interesa.ppt1.75 МБ

Предварительный просмотр:

Игра как средство повышения интереса учащихся к литературе

Игра привлекает игрока, вовлекает его и держит. 

Ханс Георг Гадамер

К сожалению, в последнее время Интернет и телевидение вытесняют книги, и, как следствие, наблюдается снижение читательского интереса. С этой проблемой сталкиваются педагоги не только в 10-11 классах: часто учеников пугает объем произведений, но и в 5 классах. И поэтому задача учителя литературы – заинтересовать учащихся, доказать им необходимость личного знакомства с литературным произведением.

Как это можно сделать?

В этом нам на помощь приходят игровые технологии.

Функции игры

В 1989 году в издательстве «Русский язык» вышла книга П.М.Баева «Играем на уроках русского языка: Пособие для преподавателей зарубежных школ». Автор даёт основное понятие игры как средства обучения и делает такие выводы:

1) игра - эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся;

2) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

3) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

4) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;

5) в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием.

Но мы должны понимать, что каждый урок быть игрой не может, так как необходимо, чтобы игра соответствовала учебно-воспитательным целям и задачам урока.

Виды игр:

  • ролевые игры (инсценировка);
  • КВН;
  • путешествие;
  • урок-соревнование;
  • урок-конкурс и др.

Также можно использовать игры, в основе которых лежат телевизионные шоу:

  • «Звездный час»;
  • «Кто хочет стать миллионером»;
  • «Самый умный»;
  • «Своя игра» и др.

Примеры использования игры на уроках и внеклассных мероприятиях

Урок-соревнование

Тема: «Басни И.А. Крылова» (фрагмент урока,  8 класс).

Данный фрагмент урока может использоваться и в 5 классе, если изменить ряд заданий.

Цель: проверить и систематизировать знания учащихся по теме.

Задачи: развитие читательского интереса, формирование умения работать в команде, развитие внимания, памяти, логического мышления.

Подготовка: учащиеся в качестве домашнего задания должны прочитать как можно больше басен (список раздается учащимся заранее).

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

2. Знатоки теории литературы

Дайте определение понятиям:

сатира, юмор, басня, мораль, «эзопов язык», аллегория, афоризм, фразеологизм, олицетворение, метафора.

3. Угадайте басню по ее морали

1. Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

2. Таких примеров много в мире:

Не любит узнавать никто себя в сатире.

         Я даже видел то вчера:

Что Климыч на руку нечист, все это знают;

         Про взятки Климычу читают,

   А он украдкою кивает на Петра.

3. Случается нередко нам

И труд, и мудрость видеть там,

Где стоит только догадаться

        За дело просто взяться.

4. Когда в товарищах согласья нет,

      На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

5. К несчастью, то ж бывает у людей:

Как ни полезна вещь,- цены не зная ей,

Невежда про нее свой толк все к худу клонит;

   А ежели невежда познатней,

     Так он ее еще и гонит.

6. Невежда также в ослепленье

     Бранит науки и ученье,

     И все ученые труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

«Ворона и Лисица»

«Зеркало и Обезьяна»

«Ларчик»

«Лебедь, Щука и Рак»

«Мартышка и очки»

«Свинья под дубом»

4. Знатоки басен

Назовите как можно больше басен, в которых встречаются:

1 команда – лиса

2 команда – медведь

5. Знатоки аллегорий

Аллегориями чего или кого являются такие образы:

стрекоза, муравей, ворона, лисица, волк, ягненок, свинья, заяц, осел, мартышка.

6. Блиц-опрос

1. Какое количество очков использовала мартышка?

2. Кто сказал Стрекозе: «Ты все пела?»

3. На кого лаяла Моська?

4. Кто так и не смог втроем сдвинуть воз?

5. Назовите участников квартета.

6. Что означает фразеологизм «ходить на задних лапках»?

Полдюжины

Муравей

Слон
Лебедь, Рак и Щука

Мартышка, Осел, Козел, Медведь

Угодничать, прислуживаться

«Своя игра»

Тема: «В мире сказок» (5 класс).

Цель: проверить и систематизировать знания учащихся по теме.

Задачи: развитие читательского интереса, формирование умения работать в команде, развитие внимания, памяти.

Подготовка: учащиеся в качестве домашнего задания должны прочитать как можно больше сказок (список раздается учащимся заранее).

Описание игры: все учащиеся класса делятся на три команды. На доске создается поле:

Герои волшебных сказок

1

2

3

4

5

Сказочные злодеи

1

2

3

4

5

Волшебные предметы

1

2

3

4

5

В данном случае оно разделяется на три тематические области. Команда выбирает тему и номер вопроса, соответствующий уровню его сложности. За каждый правильный ответ учащиеся получают то количество баллов, которое заявлено в номере вопроса.

«Карта сокровищ»

В качестве внеклассного мероприятия (например, в рамках недели русского языка и литературы) можно использовать культурологическую игру «Карта сокровищ», в которой могут соревноваться как разные классы (с 5 по 11) , так и команды одного класса или параллелей.

Описание игры: каждой команде выдается карта, на ней отмечены станции, которые необходимо пройти.  На станциях учащимся задаются вопросы (от 3 до 5) разного уровня сложности. За правильные ответы начисляются баллы. Выигрывает та команда, которая, пройдя все станции, наберет большее количество баллов.

                                                                     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ № 1871 Сипливчак Татьяна Сергеевна

Слайд 2

Игра - основной элемент нашей жизни. Неизвестный автор Люди никогда не обнаруживали большего остроумия, чем в изобретении игры. Готфрид Вильгельм Лейбниц Игра привлекает игрока, вовлекает его и держит. Ханс Георг Гадамер

Слайд 3

В 1989 году в издательстве «Русский язык» вышла книга П.М.Баева «Играем на уроках русского языка: Пособие для преподавателей зарубежных школ». Автор даёт основное понятие игры как средства обучения и делает такие выводы: 1) игра - эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся; 2) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки; 3) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету; 4) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников; 5) в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием.

Слайд 4

Герои волшебных сказок 1 2 3 4 5 Сказочные злодеи 1 2 3 4 5 Волшебные предметы 1 2 3 4 5

Слайд 5

Чтобы стать женой принца, она потеряла туфельку .

Слайд 6

Его нельзя убить, потому что он спрятал свою смерть в яйце .

Слайд 7

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся 3. Угадайте басню по ее морали 1. Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. 2. Невежда также в ослепленье Бранит науки и ученье, И все ученые труды, Не чувствуя, что он вкушает их плоды. «Ворона и Лисица» «Свинья под дубом» 4. Знатоки басен Назовите как можно больше басен, в которых встречаются: 1 команда – лиса 2 команда – медведь 5. Пантомима Изобразите животных ( стрекоза, муравей, ворона, лисица, волк, ягненок, свинья, заяц, осел, мартышка) , аллегорией чего или кого они являются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Игра как средство повышения интереса к урокам русского языка"

В стаье на конкретных примерах показывается, насколько важны игровые технологии в преподавании русского языка, в повышении качества знаний учащихся по данному предмету....

Дидактическая игра как средство повышения интереса к уроку русского языка.

Данная работа посвящена исследованию влияния дидактической игры на повышение интереса к такому учебному предмету как русский язык.Считаю, что в настоящее время эта проблема актуальна, так как однотипн...

Игра как средство повышения интереса к русскому языку

Зачет по теме " Имя числительное" . Систематизация знаний о сложной части речи - имени числительном.Внеклассная работа по русскому языку. Игра как средство повышения интереса к русскому языку....

Урок – игра как средство повышения интереса к предмету.

Урок  – игра как средство повышения интереса к предмету....

Доклад на тему "Дидактическая игра как средство повышения интереса к урокам русского языка и литературы"

Доклад на тему "Дидактическая игра как средство повышения интереса к урокам русского языка и литературы"...