Урок-игра по "Повестям Белкина" А.С.Пушкина
план-конспект занятия по литературе (6 класс) по теме

Гордеева Екатерина Юрьевна

Урок организован в форме игры, состоящей из нескольких раундов. Урок проводится как заключительный в системе уроков, посвященных теме "Повести Белкина" в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1urok_igra_po_belkinu.docx18.49 КБ
Файл prilozhenie.docx12.55 КБ
Файл prilozhenie1.docx16.59 КБ
Файл prilozhenie_2.docx12.96 КБ
Файл urok_po_belkinu.pptx2.04 МБ

Предварительный просмотр:

Урок-игра по «Повестям Белкина» А.С. Пушкина

Цели:

- добиться, чтобы учащиеся за урок обрели определенный запас знаний  по произведениям А.С.Пушкина.

- углубить знания учащихся о  творчестве великого писателя.

- формирование положительного отношения к учению, интересов, способностей.

Оборудование:  компьютерная презентация, раздаточный материал (см. Приложение), листы бумаги, карандаши, фломастеры.

Предварительное задание: прочитать повести «Выстрел», «Барышня-крестьянка», «Метель»

Организационный момент: деление на 2 команды, выбор названия для команды, выбор капитанов. Размещение в классе.

Ход урока.

Слово учителя. Сегодня мы с вами знакомимся с другими прозаическими произведениями А.С.Пушкина, объединенные под общим названием «Повести И.П.Белкина». Запишите в тетради тему урока: «Повести И.П.Белкина» А.С.Пушкина. (слайд 1)

- Находясь в имении Болдино, незадолго до своей женитьбы на Н.Н.Гончаровой, А.С.Пушкин в письме своему другу Петру Алексеевичу Плетневу пишет: «Скажу тебе (за тайну), что я в Болдине писал, как давно уже не писал. Вот что я привёз сюда: две последние главы Онегина, 8-ю и 9-ю, совсем готовые в печать. Повесть, писанную октавами (стихов 400), которую выдадим Anonime, несколько драматических сцен, или маленьких трагедий: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы» и «Дон Жуан». Сверх того написал около 30 мелких стихотворений. Хорошо? Ещё не всё: (весьма секретное). Написал я прозою... несколько повестей». Очевидно, что речь идёт о “Повестях Белкина”.  (слайд 2)

- Скажите, сколько повестей входит в цикл «Повести Белкина»? Перечислите их.

(Ответ. Пять повестей: “Выстрел”, “Метель”, “Гробовщик”, “Станционный смотритель”, “Барышня-крестьянка”.) (слайд 3)

 Запишите их названия в тетради.

- Почему А.С. Пушкин “доверил” рассказать повести (истории) Ивану Петровичу Белкину? Каким вы его себе представляете?

(Ответ. Судя по предисловию к повестям, И.П. Белкин — небогатый помещик, добрый, кроткий, немного ленивый. Он не писатель, к творчеству обратился от скуки, свои сюжеты черпая из рассказов знакомых ему людей. Пушкин “доверил” ему повести с тем, чтобы придать им большую достоверность).

Конкурс 1. Узнать произведение по иллюстрации. (Демонстрация слайдов) (слайды 6 -11)

Конкурс 2. «Узнай героя». Учащимся раздаются карточки с текстами, в которых дается характеристика героев. Необходимо назвать героя и произведение. (См. Приложение 1)

Карточка № 1

  1. “Какая-то таинственность окружала его судьбу; он казался русским, а носил иностранное имя. Некогда он служил в гусарах, и даже счастливо; никто не знал причины, побудившей его выйти в отставку и поселиться в бедном местечке...” (Сильвио, «Выстрел»)
  2. Она “была воспитана на французских романах и, следственно, была влюблена. Предмет, избранный ею, был бедный армейский прапорщик, находившийся в отпуску в своей деревне” (Марья Гавриловна, «Метель»)
  3. “Ей было семнадцать лет. Чёрные глаза оживляли её смуглое и очень приятное лицо. Она была единственное и, следственно, балованное дитя. Её резвость и поминутные проказы восхищали отца и приводили в отчаяние её мадам мисс Жаксон”. (Лиза, «Барышня-крестьянка»)

Карточка № 2.

  1. «Он был в самом деле очень милый молодой человек. Он имел именно тот ум, который нравится женщинам: ум приличия и наблюдения безо всяких притязаний и беспечно насмешливый. Поведение его с Марьей Гавриловной было просто и свободно; но что б она ни сказала или ни сделала, душа и взоры его так за нею и следовали. Он казался нрава тихого и скромного, но молва уверяла, что некогда был он ужасным повесою…» (Бурмин, «Метель»)
  2. “Какая-то таинственность окружала его судьбу; он казался русским, а носил иностранное имя. Некогда он служил в гусарах, и даже счастливо; никто не знал причины, побудившей его выйти в отставку и поселиться в бедном местечке...” (Сильвио, «Выстрел»)
  3. “Ей было семнадцать лет. Чёрные глаза оживляли её смуглое и очень приятное лицо. Она была единственное и, следственно, балованное дитя. Её резвость и поминутные проказы восхищали отца и приводили в отчаяние её мадам мисс Жаксон” (Лиза, «Барышня-крестьянка»)

Конкурс 3. Конкурс капитанов. Литературный паззл.

Командам раздаются карточки, на которых записаны цитаты из текстов. В течение пяти минут необходимо расположить их в том порядке, в каком они идут в повести. (Можно пользоваться текстами.)

1. Повесть “Выстрел”. 1) “Однажды человек десять наших офицеров обедали у Сильвио”. 2) “Сильвио встал, побледнев от злости, и с сверкающими глазами сказал: “Милостивый государь, извольте выйти, и благодарите Бога, что это случилось у меня в доме””. 3) “Он довольствовался очень лёгким объяснением и примирился”. 4) “Я не имею права подвергать себя смерти”. 5) “Он стоял под пистолетом, выбирая из фуражки спелые черешни”. 6) “Ныне час мой настал”. 7) “Картина была прострелена двумя пулями, всаженными одна в другую”. 8) “Выстрел за мною, я приехал разрядить свой пистолет, готов ли ты”. 9) “Я доволен; я видел твоё смятение, твою робость. Предаю тебя твоей совести”. 10) “Сильвио... был убит в сражении под Скулянами”.

2. Повесть “Барышня-крестьянка”. 1) “Не ладил с ним один Григорий Иванович Муромский, ближайший его сосед”. 2) “Сын Берестова приехал к нему в деревню”. 3) “Как бы мне хотелось его видеть! — сказала Лиза со вздохом”. 4) “Небось, милая, — сказал он Лизе, — собака моя не кусается”. 5) “Он помог Муромскому взобраться в седло, а Берестов пригласил его к себе”. 6) “Алексей не мог узнать свою Акулину в этой смешной и блестящей барышне”. 7) “...А покамест намерен я тебя женить!” 8)“Он написал Акулине письмо... объявляя ей о грозящей им погибели...” 9) “Между тем недавнее знакомство между Берестовым и Муромским... вскоре превратилось в дружбу”. 10)“Он вошёл... и остолбенел! Лиза... Нет, Акулина, милая смуглая Акулина... сидела перед окном и читала его письмо”.

Конкурс 4 (во время конкурса капитанов). Конкурс художников-оформителей. 

Командам выдаются по листу бумаги А4, карандаши, фломастеры. Задача – нарисовать обложку к выбранной повести (команда сама решает, какую повесть взять), а также составить слоган (лаконичная, легко запоминающаяся фраза, выражающая суть рекламного сообщения) или подобрать пословицу к выбранной повести. Отразить на обложке.

Конкурс 5. Инсценировка отрывка.

Предварительное задание: командам выдаются листы с текстами. Два или три человека готовят инсценированное чтение отрывка из повести «Выстрел» или «Барышня-крестьянка».

Подведение итогов.  Жюри подводит итоги, называет лучших знатоков произведений А.С. Пушкина.

Источники
http://lit.1september.ru/2002/26/8.htm

http://lit.1september.ru/article.php?ID=200202616



Предварительный просмотр:

Приложение 1.

Карточка № 1

  1. “Какая-то таинственность окружала его судьбу; он казался русским, а носил иностранное имя. Некогда он служил в гусарах, и даже счастливо; никто не знал причины, побудившей его выйти в отставку и поселиться в бедном местечке...”
  2. Она “была воспитана на французских романах и, следственно, была влюблена. Предмет, избранный ею, был бедный армейский прапорщик, находившийся в отпуску в своей деревне”.
  3. “Ей было семнадцать лет. Чёрные глаза оживляли её смуглое и очень приятное лицо. Она была единственное и, следственно, балованное дитя. Её резвость и поминутные проказы восхищали отца и приводили в отчаяние её мадам мисс Жаксон”.

Карточка № 2.

  1. «Он был в самом деле очень милый молодой человек. Он имел именно тот ум, который нравится женщинам: ум приличия и наблюдения безо всяких притязаний и беспечно насмешливый. Поведение его с Марьей Гавриловной было просто и свободно; но что б она ни сказала или ни сделала, душа и взоры его так за нею и следовали. Он казался нрава тихого и скромного, но молва уверяла, что некогда был он ужасным повесою…»
  2. “Какая-то таинственность окружала его судьбу; он казался русским, а носил иностранное имя. Некогда он служил в гусарах, и даже счастливо; никто не знал причины, побудившей его выйти в отставку и поселиться в бедном местечке...”
  3. “Ей было семнадцать лет. Чёрные глаза оживляли её смуглое и очень приятное лицо. Она была единственное и, следственно, балованное дитя. Её резвость и поминутные проказы восхищали отца и приводили в отчаяние её мадам мисс Жаксон”.



Предварительный просмотр:

Приложение

Текст для инсценировки (отрывок из повести «Выстрел»)

Я вошел в эту комнату и увидел в темноте человека, запыленного и обросшего бородой; он стоял здесь у камина. Я подошел к нему, стараясь припомнить его черты. «Ты не узнал меня, граф?» – сказал он дрожащим голосом. «Сильвио!» – закричал я, и признаюсь, я почувствовал, как волоса стали вдруг на мне дыбом. «Так точно, – продолжал он, – выстрел за мною; я приехал разрядить мой пистолет; готов ли ты?» Пистолет у него торчал из бокового кармана. Я отмерил двенадцать шагов и стал там в углу, прося его выстрелить скорее, пока жена не воротилась. Он медлил – он спросил огня. Подали свечи. Я запер двери, не велел никому входить и снова просил его выстрелить. Он вынул пистолет и прицелился… Я считал секунды… я думал о ней… Ужасная прошла минута! Сильвио опустил руку. «Жалею, – сказал он, – что пистолет заряжен не черешневыми косточками… пуля тяжела. Мне все кажется, что у нас не дуэль, а убийство: я не привык целить в безоружного. Начнем сызнова; кинем жребий, кому стрелять первому». Голова моя шла кругом… Кажется, я не соглашался… Наконец мы зарядили еще пистолет; свернули два билета; он положил их в фуражку, некогда мною простреленную; я вынул опять первый нумер. «Ты, граф, дьявольски счастлив», – сказал он с усмешкою, которой никогда не забуду. Не понимаю, что со мною было и каким образом мог он меня к тому принудить… но – я выстрелил, и попал вот в эту картину. (Граф указывал пальцем на простреленную картину; лицо его горело как огонь; графиня была бледнее своего платка: я не мог воздержаться от восклицания.)

Я выстрелил, – продолжал граф, – и, слава богу, дал промах; тогда Сильвио… (в эту минуту он был, право, ужасен) Сильвио стал в меня прицеливаться. Вдруг двери отворились, Маша вбегает и с визгом кидается мне на шею. Ее присутствие возвратило мне всю бодрость. «Милая, – сказал я ей, – разве ты не видишь, что мы шутим? Как же ты перепугалась! Поди, выпей стакан воды и приди к нам; я представлю тебе старинного друга и товарища». Маше все еще не верилось. «Скажите, правду ли муж говорит? – сказала она, обращаясь к грозному Сильвио, – правда ли, что вы оба шутите?» – «Он всегда шутит, графиня, – отвечал ей Сильвио; – однажды дал он мне шутя пощечину, шутя прострелил мне вот эту фуражку, шутя дал сейчас по мне промах; теперь и мне пришла охота пошутить…» С этим словом он хотел в меня прицелиться… при ней! Маша бросилась к его ногам. «Встань, Маша, стыдно! – закричал я в бешенстве; – а вы, сударь, перестанете ли издеваться над бедной женщиной? Будете ли вы стрелять или нет?» – «Не буду, – отвечал Сильвио, – я доволен: я видел твое смятение, твою робость; я заставил тебя выстрелить по мне, с меня довольно. Будешь меня помнить. Предаю тебя твоей совести». Тут он было вышел, но остановился в дверях, оглянулся на простреленную мною картину, выстрелил в нее, почти не целясь, и скрылся.

Текст для инсценировки (отрывок из повести «Барышня-крестьянка»)

Лиза вошла в сумрак рощи. Глухой, перекатный шум ее приветствовал девушку. Веселость ее притихла. Мало-помалу предалась она сладкой мечтательности. Она думала… но можно ли с точностию определить, о чем думает семнадцатилетняя барышня, одна, в роще, в шестом часу весеннего утра? Итак, она шла, задумавшись, по дороге, осененной с обеих сторон высокими деревьями, как вдруг прекрасная легавая собака залаяла на нее. Лиза испугалась и закричала. В то же время раздался голос: «Tout beau, Sbogar, ici…»[16] и молодой охотник показался из-за кустарника. «Небось, милая, – сказал он Лизе, – собака моя не кусается». Лиза успела уже оправиться от испугу и умела тотчас воспользоваться обстоятельствами. «Да нет, барин, – сказала она, притворяясь полуиспуганной, полузастенчивой, – боюсь: она, вишь, такая злая; опять кинется». Алексей (читатель уже узнал его) между тем пристально глядел на молодую крестьянку. «Я провожу тебя, если ты боишься, – сказал он ей; – ты мне позволишь идти подле себя?» – «А кто те мешает? – отвечала Лиза, – вольному воля, а дорога мирская». – «Откуда ты?» – «Из Прилучина; я дочь Василья-кузнеца, иду по грибы» (Лиза несла кузовок на веревочке). «А ты, барин? Тугиловский, что ли?» – «Так точно, – отвечал Алексей, – я камердинер молодого барина». Алексею хотелось уравнять их отношения. Но Лиза поглядела на него и засмеялась. «А лжешь, – сказала она, – не на дуру напал. Вижу, что ты сам барин». – «Почему же ты так думаешь?» – «Да по всему». – «Однако ж?» – «Да как же барина с слугой не распознать? И одет-то не так, и баишь иначе, и собаку-то кличешь не по-нашему». Лиза час от часу более нравилась Алексею. Привыкнув не церемониться с хорошенькими поселянками, он было хотел обнять ее; но Лиза отпрыгнула от него и приняла вдруг на себя такой строгий и холодный вид, что хотя это и рассмешило Алексея, но удержало его от дальнейших покушений. «Если вы хотите, чтобы мы были вперед приятелями, – сказала она с важностию, – то не извольте забываться». – «Кто тебя научил этой премудрости? – спросил Алексей, расхохотавшись. – Уж не Настенька ли, моя знакомая, не девушка ли барышни вашей? Вот какими путями распространяется просвещение!» Лиза почувствовала, что вышла было из своей роли, и тотчас поправилась. «А что думаешь? – сказала она, – разве я и на барском дворе никогда не бываю? небось: всего наслышалась и нагляделась. Однако, – продолжала она, – болтая с тобою, грибов не наберешь. Иди-ка ты, барин, в сторону, а я в другую. Прощения просим…» Лиза хотела удалиться, Алексей удержал ее за руку. «Как тебя зовут, душа моя?» – «Акулиной, – отвечала Лиза, стараясь освободить свои пальцы от руки Алексеевой; – да пусти ж, барин; мне и домой пора». – «Ну, мой друг Акулина, непременно буду в гости к твоему батюшке, к Василью-кузнецу». – «Что ты? – возразила с живостию Лиза, – ради Христа, не приходи. Коли дома узнают, что я с барином в роще болтала наедине, то мне беда будет; отец мой, Василий-кузнец, прибьет меня до смерти». – «Да я непременно хочу с тобой опять видеться». – «Ну я когда-нибудь опять сюда приду за грибами». – «Когда же?» – «Да хоть завтра». – «Милая Акулина, расцеловал бы тебя, да не смею. Так завтра, в это время, не правда ли?» – «Да, да». – «И ты не обманешь меня?» – «Не обману». – «Побожись». – «Ну вот те святая пятница, приду».



Предварительный просмотр:

Приложение 2.

  1. Повесть “Выстрел”. 1) “Сильвио встал, побледнев от злости, и с сверкающими глазами сказал: “Милостивый государь, извольте выйти, и благодарите Бога, что это случилось у меня в доме”. 2) “Он стоял под пистолетом, выбирая из фуражки спелые черешни”. 3) “Сильвио... был убит в сражении под Скулянами 4)  “Картина была прострелена двумя пулями, всаженными одна в другую”.. 5) “Однажды человек десять наших офицеров обедали у Сильвио”.  6) “Я доволен; я видел твоё смятение, твою робость. Предаю тебя твоей совести”.7) “Я не имею права подвергать себя смерти”8) “Выстрел за мною, я приехал разрядить свой пистолет, готов ли ты”. 9) “Ныне час мой настал”. 10) “Он довольствовался очень лёгким объяснением и примирился”.

2. Повесть “Барышня-крестьянка”. 1) “Алексей не мог узнать свою Акулину в этой смешной и блестящей барышне” 2) “Небось, милая, — сказал он Лизе, — собака моя не кусается”. 3) “Как бы мне хотелось его видеть! — сказала Лиза со вздохом”. 4) “Не ладил с ним один Григорий Иванович Муромский, ближайший его сосед”. 5) “Он вошёл... и остолбенел! Лиза... Нет, Акулина, милая смуглая Акулина... сидела перед окном и читала его письмо”.6). “...А покамест намерен я тебя женить!” 7) “Сын Берестова приехал к нему в деревню”. 8)“Он написал Акулине письмо... объявляя ей о грозящей им погибели...” 9) “Между тем недавнее знакомство между Берестовым и Муромским... вскоре превратилось в дружбу”. 10) “Он помог Муромскому взобраться в седло, а Берестов пригласил его к себе”.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

« Скажу тебе (за тайну), что я в Болдине писал, как давно уже не писал. Вот что я привёз сюда: две последние главы Онегина, 8-ю и 9-ю, совсем готовые в печать. Повесть, писанную октавами (стихов 400), которую выдадим Anonime , несколько драматических сцен, или маленьких трагедий: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы» и «Дон Жуан». Сверх того написал около 30 мелких стихотворений. Хорошо? Ещё не всё: (весьма секретное). Написал я прозою... несколько повестей»

Слайд 3

Цикл «Повести Белкина» “Выстрел”, “ Метель”, “ Гробовщик”, “ Станционный смотритель”, “ Барышня-крестьянка ”

Слайд 4

ПОВЕСТИ БЕЛКИНА 1 6 5 4 3 2

Слайд 5

Узнай произведение (1 балл) Доп. баллы – краткий пересказ сюжета иллюстрации

Слайд 12

«Узнай героя» (6 баллов)

Слайд 13

Литературный паззл (конкурс капитанов) (10 баллов)

Слайд 14

Конкурс художников-оформителей (5 баллов)

Слайд 15

Задача – нарисовать обложку к выбранной повести (команда сама решает, какую повесть взять), а также составить слоган (лаконичная, легко запоминающаяся фраза, выражающая суть рекламного сообщения) или подобрать пословицу к выбранной повести. Отразить на обложке.

Слайд 16

В театральной студии (инсценированное чтение)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра "Своя Игра"

Урок-игра "Своя Игра", 10 классЭлемент внеурочного мероприятия, используем на уроках-викторинах....

Урок-игра "Олимпийские игры", 6 класс

Урок на действия с дробями....

Урок - игра "Своя игра: Нервная система и анализаторы"

Урок направлен на повторение и закрепление знаний по темам «Нервная система» и «Анализаторы. Органы чувств».  При обучении классов, в которых биология не является профильной дисциплиной, во...

Играем всерьёз. Урок-игра "Путешествие в страну Русского языка"

Заключительный урок русского языка в 5 классе...

Урок-игра. Размещение предприятий на территории Кубани. интегрированный урок - деловая игра по технологии и экологии в 8 классе

деловая игра,  интегрированный урок .Проводится в групповом в сочетании с индивидуальной деятельностью учащихся. Обобщает знания учащихся полученные на предыдущих уроках технологии, географии.Фор...

Обобщающий урок по теме "Общий обзор природы России" (Урок - игра "Своя игра ") 8 класс

Цель урока: Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме....

Урок- игра по истории, 10 класс. Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»

Урок- игра по истории, 10 класс.Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»...