ПЕТЕРБУРГ ДОСТОЕВСКОГО. «ГОРОД ПОЛУСУМАСШЕДШИХ».
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Наталья Владимировна Черных

Конспект урока по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока73.5 КБ
Office presentation icon Презентация к уроку741 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. ПЕТЕРБУРГ ДОСТОЕВСКОГО. «ГОРОД ПОЛУСУМАСШЕДШИХ».

ЦЕЛЬ: познакомиться с эпохой творчества  Ф.М.Достоевского, с историей создания романа «Преступление и наказание»; показать, как создан образ тупика, в котором оказались герои; как изображаются писателем «униженные и оскорблённые»; подвести к осмыслению главного конфликта романа – конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым.

Оборудование: презентация слайдов.

Х   о   д             у   р   о   к   а

1. Проверка домашнего задания.

        3 группа (воспроизводящий уровень) – тест по биографии писателя, составленный учащимися 2-й группы (конструктивный уровень).

        2-я группа – викторина по биографии.

        1-я группа (творческий уровень) – задание: вы редактор издательства серии книг «ЖЗЛ» («Жизнь замечательных людей»). Какие аргументы и факты биографии писателя вы бы привели, чтобы убедить редакционный совет издать книгу серии о Ф.М.Достоевском.

2. Объяснение нового материала.

  1. Смысл названия романа.
  2. Эпиграфы к уроку.

Эпиграфы:

В сегодняшнем мире… тревожный

                                                                         набат Достоевского годит, неумолчно взывая к человечности и гуманизму.

Ч. Айтматов

Толстой и Достоевский – два величайших

гения, силою своих талантов они потрясли весь мир,

они обратили на Россию изумлённое внимание всей

Европы, и оба встали как равные в великие ряды людей,

чьи имена – Шекспир, Данте, Сервантес, Руссо, Гёте.

М. Горький

Он даёт мне больше, чем любой мыслитель.

Альберт Эйнштейн

Гениальность Достоевского неоспорима,

по силе изобразительности его талант равен,

                                       быть может, только Шекспиру.

М. Горький

3. История создания романа «Преступление и наказание».

Индивидуальное сообщение учащегося конструктивного уровня.

4. Вступительное слово учителя.

        - Ф.М.Достоевский – писатель чрезвычайно индивидуальный. У него всё своё, очень отличное от других классиков русской литературы: открытие мира, отбор жизненного материала, его интерпретации, композиционное и словное выражение.

5. Беседа по первичному восприятию текста.

 ? – Что открыл этот роман для вас?

 ? -  Чем он отличается от уже изученных произведений?

 ? -  Какие чувства пробудил роман? О чём заставил задуматься?

 ? – Современник Ф.М.Достоевского  Н.М. Михайловский назвал талант писателя «жестоким». Согласны ли вы с этим утверждением?

 ? -  Каково ваше отношение к героям романа?

6. Проверка домашнего задания для учащихся творческого уровня.

 ? – Кто, читая роман «Преступление и наказание», хотел бы, чтобы Раскольникова разоблачили? Давайте проголосуем. (Голосуют).

 ? -  Как Ф.М. Достоевский добивается такого читательского слияния с героем?

7. Работа с текстом в форме беседы.

Есть в «Преступлении и наказании»

гениальные страницы. Роман, точно вылит,

так он строен. При ограниченном числе

действующих лиц кажется, что в нём тысячи

и тысячи судеб несчастных людей,- весь старый

Петербург виден под этим неожиданным ракурсом.

Много нагнетено «ужасов», до неестественности…

                                                   Но – силён, бес!

А. Фадеев

        - Действительно, в романе более 90 персон, около 10 – центральные. В центре – один герой, который находится в центре действия.

? -  На какой роман похож? Обратите внимание на название романа: «Преступление и наказание». Что в этом «И»?  Какое произведение напоминает? Что в основе заглавия? («Отцы и дети)

? -  Антитеза – или?  

8. Определение жанра романа.

        - Странный роман в жанровом отношении. Если судить по названию и сюжетному материалу – вроде бы детектив.

? -  Всё ли соответствует жанру детектива? (Нет, если в детективе ищут преступника, то здесь преступник сразу известен, большая часть романа – разоблачение; из 6 частей только 1-я часть о подготовке и самом преступлении, остальные – наказание, но наказание необычное: не столько суд, сколько самонаказание, т.е. признание).

? -  Каков же жанр романа?

Роман

  • семейно-бытовой
  • социально-психологический
  • исторический
  • философский
  • роман-утопия
  • роман воспитания
  • любовный роман
  • авантюрный роман
  • роман-путешествие

? – Нам надо разобраться  в чем причина преступления и каково наказание?

9. Петербург Достоевского.

        - Место действия романа – Петербург. Тема Петербурга не нова в русской литературе.

? – У каких авторов Петербург как бы является действующим героем произведения?

  • - А.С.Пушкин «Медный всадник» - «Люблю тебя, Петра творенье…»

- «Город пышный, город бедный…»

- В.Г.Белинский в письмах признавался, как ему ненавистен Питер, где тяжело и мучительно жить.

  • Н.В.Гоголь «Петербургские повести» - Петербург – оборотень с двойным лицом, за парадным лицом скрыта бедная и убогая жизнь. Загадочный, таинственный, фантастический.

? –   Каков же он у Достоевского?

? – Каким вы увидели этот город, бродя вместе с героем Раскольниковым?

? – Что автор выделяет в своём изображении?

        


? –  Давайте вспомним, каким вообще может быть пейзаж в художественном произведении?

По объекту изображения

По функциональности

  •  необходимый для развития действия;
  •  необходимый для характеристики персонажа;
  •  лирический;
  •  вымышленный.

? –  С какими видами пейзажей мы встречаемся в романе «Преступление и наказание»?

? –  В какие моменты мы встречаемся в романе с пейзажем и как он раскрывает характер  главного героя?

Пейзажи:

  • ч.1 гл.1(«отвратительный и грустный колорит»    городского дня»);
  • ч. 2 гл.1 (повторение предыдущей картины);
  • ч.2 гл.2 («великолепная панорама Петербурга»);
  • ч.2 гл.6 (вечерний Петербург);
  • ч.4 гл.5 (вид из окна комнаты Раскольникова);
  • ч.4 гл.6 (грозовой вечер и утро накануне   самоубийства Свидригайлова).

Вывод.

- Расскажите о внешнем облике людей, которые встречались на этих улицах. Какое впечатление они произвели на вас? Почему?

Сцены уличной жизни

  • ч.1 гл.1 (пьяный  в телеге, запряжённой огромными ломовыми лошадьми);
  • ч.2 гл.2 (сцена на Никольском мосту, удар бича и подаяние);
  • ч.2 гл.6 (шарманщик и толпа женщин у распивочной; сцена на   …ском мосту);
  • ч.5 гл.5 (смерть Катерины Ивановны).

Вывод.

        - Что такое интерьер? Какую роль он играет в романе «Преступление  и наказание»

Интерьер (обстановка, место действия) раскрывает:

Предназначение интерьера:

  • влияет на развитие действия;
  • самоценный;
  • вымышленный;
  • для создания исторического колорита.

         - Да, действительно, Петербург становится действующим лицом романа.

? – какое произведение русской литературы напомнил этот роман? ( «Медный всадник»).

? – Какова тема «Медного всадника»? (Петербург и «маленький человек»).

? – «Маленький ли человек» Раскольников?

Задание:

        - Сделайте вывод по уроку и запишите его в тетрадь.

Домашнее задание.

  • 3 группа (воспроизводящий уровень) – Сравнить истории семей Мармеладовых и Раскольниковых Что общего?
  • 2 группа (конструктивный уровень) – Какие противоречия в поведении Раскольникова вы обнаружили? Как вы объясните эти противоречия?
  • 1 группа (творческий уровень) – вы преступления Раскольникова?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Федор Михайлович Достоевский Роман "Преступление и наказание".

Слайд 2

В сегодняшнем мире … тревожный набат Достоевского гудит, неумолчно взывая человечности и гуманизму. Ч.Айтматов В Петербурге Достоевского

Слайд 3

А.С.Пушкин: Люблю тебя, Петра творенье! Люблю твой стройный, строгий вид. Невы державное теченье, Береговой её гранит.

Слайд 4

Человек есть тайна. Ф.М.Достоевский Он даёт мне больше, чем любой мыслитель … А.Эйнштейн Гениальность Достоевского неоспорима, по силе изобрази- тельности его талант равен, быть может, только Шекспиру. М.Горький

Слайд 5

А.С.Пушкин: Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный вид, Свод небес зелёно – бледный, Сказка, холод и гранит…

Слайд 11

Петербург Достоевского Петербург Достоевского Пейзажи Сцены уличной жизни Интерьеры

Слайд 12

Пейзаж природный городской деревенский Пейзаж по объекту изображения

Слайд 13

Пейзаж о функциональности необходимый для развития действия; необходимый для характеристики персонажа; лирический; вымышленный.

Слайд 14

Петербург Достоевского – «город, котором невозможно жить» Пейзажи: ч.1 гл.1(«отвратительный и грустный колорит» городского дня»); ч. 2 гл.1 (повторение предыдущей картины); ч.2 гл.2 («великолепная панорама Петербурга»); ч.2 гл.6 (вечерний Петербург); ч.4 гл.5 (вид из окна комнаты Раскольникова); ч.4 гл.6 (грозовой вечер и утро накануне самоубийства Свидригайлова).

Слайд 15

Сцены уличной жизни: ч.1 гл.1 (пьяный в телеге, запряжённой огромными ломовыми лошадьми); ч.2 гл.2 (сцена на Никольском мосту, удар бича и подаяние); ч.2 гл.6 (шарманщик и толпа женщин у распивочной; сцена на …ском мосту); ч.5 гл.5 (смерть Катерины Ивановны).

Слайд 16

Интерьер (обстановка, место действия) раскрывает: Интерьер социальный статус черты характера героя сферу интересов и взглядов

Слайд 17

Предназначение интерьера : влияет на развитие действия; самоценный; вымышленный; для создания исторического колорита .

Слайд 18

Интерьеры: ч.1 гл.3 (каморка Раскольникова); ч.1 гл.2 (кабак, где Раскольников слушает исповедь Мармеладова); ч.1 гл.2 и ч.2 гл.7 (комната – «проходной угол» Мармеладовых); ч.4 гл.3 (трактир, в котором исповедуется Свидригайлов); ч.4 гл.4 (комната – «сарай» Сони.

Слайд 19

Петербург Достоевского Петербург Раскольникова (тема духоты, жары) Петербург Свидригайлова (тема воды, мокроты) Тема зла, преступления, стихия греха Предельное внешнее сближение (тема тесноты, петербургские углы) Предельное внутреннее разобщение

Слайд 20

Домашнее задание: 3 группа (воспроизводящий уровень) – Сравнить истории семей Мармеладовых и Раскольниковых Что общего? 2 группа (конструктивный уровень) – Какие противоречия в поведении Раскольникова вы обнаружили? Как вы объясните эти противоречия? 1 группа (творческий уровень) – вы преступления Раскольникова?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Достоевского.

В презентации представлена таблица, где   по-разному описывают  Петербург  Пушкин,  Гоголь, Некрасов.А также здесь можно найти Петербург Достоевского....

Ф.М. Достоевский « Преступление и наказание». Петербург Достоевского»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА литературы. Тема урока - Ф.М. Достоевский « Преступление и наказание». Петербург Достоевского» Базовый учебник. • Цель и задачи урока : Цель: создание условий для формировани...

«Петербург Достоевского» по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Урок-путешествие  с  элементами исследовательской работы с текстом....

Интегрированный урок литературы и МХК на тему: «Петербург Достоевского» (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)

Краткая аннотация урока по технологии развития критического мышления на интегрированном уроке.    За основу взята работа П.Е. Решетникова « Нетрадиционная технологическая система подгот...

Петербург Достоевского. Урок по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Урок литературы в 10 классе, целью которого является рассмотрение города как соучастника преступления...

Петербург Достоевского (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")

В материале говорится об образе города-хищника, уродующего жизни бедных людей, толкающего их на преступления....