«Поучение» Владимира Мономаха. Жизненный подвиг Владимира Мономаха.
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Бахматова Ольга Геннадьевна

Урок литературы в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pouchenie.doc562 КБ
Office presentation icon pouchenie_vladimira_monomakha.ppt1.61 МБ

Предварительный просмотр:

.                                       «Поучение»  Владимира Мономаха.

                                     Жизненный подвиг Владимира Мономаха.

Цели: 1) продолжить знакомство учащихся с духовной литературой;  

           2) способствовать развитию умений работать с художественным  текстом;

           3) способствовать развитию самостоятельности творческого мышления

              учащихся;

           4) прочитать «Поучение» Владимира Мономаха, выявить

              общенравственный смысл и христианские традиции произведения.

Оборудование урока: портрет Владимира Мономаха;

                                     карта «Киевская Русь в ХI-ХII веках»;

                                     презентация.

Слайд- презентация.

                                               

                                                               ХОД УРОКА

            При подготовке к этому уроку учитель сам делит класс на группы.  В группу 1  можно включить слабых и средних учеников,  так как задания не вызывают особой сложности при подготовке к уроку.  Группа 2 состоит  из учеников, которые могут  отобрать материал и подготовить  пересказ. В третью группу я объединяю детей , которые владеют анализом текса и могут  связно излагать мысли. Работа этой группы просматривается заранее и при необходимости  оказывается помощь .  Задания   группы 4 требуют самостоятельной работы со справочной литературой, а также со словарями. Задания  для группы 5 требуют внимательного прочтения  текста и умения  составлять презентацию.    Каждая группа получает задание за 3-4 дня до урока.  Готовит материал к уроку, распределяет   обязанности внутри группы по поиску материала,  выбирают того, кто будет выступать перед классом. Учитель  помогает отобрать материал к уроку, предлагает литературу. Заранее знакомится с материалом,  на основе которого будет создана презентация.

Задание для всего класса. Прочитать «Поучение» Владимира Мономаха  и ответить на вопрос: к чему призывает и что осуждает автор «Поучения».

Группа 1.  Готовит интеллектуальную разминку , которая состоит из 5-7 вопросов, связанных со знаниями , полученными в 5-6 классах на уроках литературы, по теме «Древнерусская литература».  

Группа 2 .   Историки.    

Готовят сообщения:

  1. о  Вл. Мономахе ( краткая историческая справка);
  2. о причинах ссор между князьями;
  3. об ослеплении Василька Ростиславича;
  4. об убийстве монаха.

Группа 3.  Литературоведы.  

Дать определение поучению как  жанру древнерусской литературы.

Подготовить сообщение о стиле «Поучения»  Владимира Мономаха.

При анализе  стиля «Поучения» обратить внимание на :

1) исповедальность,  диалогичность речи, простодушие и доверительную интонацию;

2) обращения;

3)союзы;

4) частицы;

5)восклицания;

6) вопросы;

7)глаголы;

8) любимые слова и обороты речи Вл. Мономаха. Подумайте, насколько они необходимы в «Поучении».

9) синтаксические конструкции.

Группа 4. Лингвисты.

Подготовьте комментарии к тексту.          

Сидя на санях….

Я, худой….

Грамотка

Убогий

…..взял Псалтырь.

Отрок

Волость

Тиун

На заутрене

Бирич

Милостыню подавайте нескудную

Безлепицу молвил

Кроткий

Не свирепствовать ни словом, не хулить  в беседе

От Бога на воздаяния пусть надеется

Затворничество

Господи, твоим промыслом

благочестивые

Группа 5.

Составить свод нравственных  правил  , которым   следовал автор и которые он считал обязательными для своих потомков. Подумайте, какие из этих правил остаются современны и сегодня.  Свое выступление оформите в виде  презентации        

                                                                     

                                                                Ход урока.

                                                                                                      Уклонись от зла, сотвори добро, найди  мир и отгони зло, и живи во веки веков

    Вл. Мономах

1.  Организационный момент.  

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

 Группа 1. Интеллектуальная разминка. Слайд 1.

2. Слово учителя (художественное чтение) на фоне слайдов   2,3.

                   

                                                                                         

     

          «Сотворился плач великий  в земле нашей. Опустели села наши и города наши… Одних ведут в плен, других рассекают саблями, иных в отместку убивают мучительной смертью, другие трепещут, видя эти убийства пленных…  Взяв город, половцы повели в свои кочевья измученных, печальных , костенеющих от холода, голодных, со скорбными лицами и почерневшими телами…» - так описывает летописец, очевидец событий, печальные последствия половецкого набега на Русь конца Х1 века. Половцы безнаказанно разоряли русские области, и во всей земле слышался только грай воронов. По степному бездорожью, прямо через бескрайние степи, оставляя на земле глубокие борозды от колес, половецкие кибитки поспешно двигались к морю. Обессиленные голодом, изнемогая от жажды, раня босые ноги о камни, пленники окончательно выбились из сил. Пощады не было никому. Иногда, видя, сто человек совсем выбился из сил, его убивали ударом копья. Однако в расчетах хана было доставить на невольничий рынок возможно большее количество рабов, и поэтому орда останавливалась на краткие ночлеги. Одна женщина прижимала к груди самое дорогое, что у нее было, - грудного ребенка. Но она чувствовала, что дитя ее уже не живет. Маленькая душа уже взлетела теплым дыханием на небеса. Женщина завыла, как ранены зверь, устремляя взоры к бесчувственному небу. Один из половцев схватил мертвого младенца и швырнул его в чертополох. Мать кинулась за ним со страшным криком, но ее схватили за руки…

       -Гибель наша пришла! Гибель! – тихо причитали люди.

        В толпе плелся монах, как можно было судить по его черному одеянию, превратившемуся в          жалкое рубище. Он сокрушался :

      -Лукавые подожгли наш монастырь и все истребили огнем. Что теперь ждет нас в неведомой стране? Горе нам! Но это – кара христианам за прегрешения! В наказание послал Бог нам эти испытания. Увы, опустели наши города, а поля заросли волчцами,  стали обиталищем для диких зверей…

Учитель. Ребята, как вы думаете, почему страдала земля Русская?

Сообщение группы 1.

 Слайд 4.

Выступление первого ученика .

          Много горя пришлось  вытерпеть земле Русской в 11 веке, потому что русские князья ссорились между собой, превращая   ссоры  в разорительные войны. Для вооруженного решения своих  распрей  некоторые из князей приглашали и нанимали половецкие войска. Эти новые кочевники,  вторгшиеся с востока на Русь, раньше жили в степях между русскими землями и Черным морем.

         Непрерывная борьба между князья привела к постепенному обособлению земель и разделению Киевской Руси на «отчины», которые все более превращались в самостоятельные государства. Раздробленность Руси ослабляла способность противостоять внешним врагам.  

Выступление второго ученика .

Почему же князья ссорились? Ведь, как мы знаем , все они были родственниками. Скорее всего из-за «очередного порядка престолонаследия». В то время князья Рюриковичи составляли единый род, глава которого- отец правил в Киеве, а сыновья управляли городами и областями в качестве его наместника. После  смерти отца  его место занимал старший сын, которого младшие должны были почитать как отца. Восхождение князя к Киеву совершалось постепенно.  Смерть любого члена княжеского рода вызывала передвижение его младших родичей на одну ступень выше. Покидая  менее  богатую и почетную область , князь переходил в более богатую и почетную, а  на его место  являлся следующий по очереди старшинства. Такой порядок назывался «очередным».  Но очередь знала и исключения. Если какой-то князь умирал, не дойдя до киевского княжения, его дети теряли право двигаться вверх по очереди старшинства. Они становились «изгоями», лишенными шансов на великое княжение, и должны были навсегда оставаться в своих, выделенных из общего родового наследия, владениях. Конечно, это вело к постоянным спорам и ссорам между князьями. Они завидовали другим , у кого богаче и почетнее волость. Все это вело  к постепенному обособлению земель и разделению Киевской Руси на «отчины», которые все больше превращались в самостоятельные государства. Раздробленность Руси ослабляла способность противостоять внешним врагам.

Выступление третьего  ученика .

Слайд 5.

               

         Но были среди   князей и благочестивые,  которые боролись за объединение и  сплочение великой державы –Руси. Это Великий князь Владимир, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах.  Владимир Мономах , по отцу ,внук Ярослава Мудрого , а по матери – внук греческого царя Константина Мономаха был образцом добрых князей ,все силы обратил против половцев, которые были жестоко разбиты и долго не смели беспокоить Русскую землю . Это был князь – миротворец. Он всеми силами старался поддержать мир между враждовавшими князьями,  за что приобрел

 народную любовь и имя братолюбца и страдальца за Русскую землю.

          «В детстве самый послушный сын, в молодости – самый смелый из князей  на поле битвы, самый приветливый дома, самый почтительный к родителям, которые в знак любви назвали его Мономахом (единоборец) , в зрелые годы – самый добрый государь в наследственном владении своем, самый сострадательный благодатель бедных, самый знаменитый победитель врагов Отечества.»

             Владимир Мономах велел переводить книги с греческого языка на славянский , даже сам  списывал многое из них для народного употребления;  заводил училища в городах, уговаривал подданных отдавать туда детей; сделал свод законов –«Русская правда»; написал духовное завещание своим детям.

Учитель.Этому великому князю мы посвящаем наш урок .  

Слайд 6.

Как  вы понимаете значение слова «поучение»? Подберите однокоренные слова.

О поучении как о жанре древнерусской литературы подготовила сообщение группа 3.

Выступление ученика из группы3.

Слайд 7,8

               

             Поучение- жанр, в котором излагались правила жизни, которые автор хотел донести до читателя: он поучал его.

          Средневековая литература создавалась в разных жанрах: повести, жития, поучения. Для каждого жанра существовал особый набор правил изложения содержания. Поучение  начинается со вступления: « Я, худой , дедом своим Ярославом ,  благословенным, славным, нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир, отца возлюбленным и матерью своею из рода Мономахов… и христианских ради людей, ибо сколько их соблюл по милости и по отцовской молитве от всех бед! Сидя на санях , помыслил я в душе своей и воздал хвалу Богу, который меня до этих дней , грешного сохранил.»    В нем была смиренная просьба автора не посмеяться над его писанием: « Дети мои или иной  кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться».

«Если же кому не люба грамотка моя ,то пусть не посмеются , а так скажут: на дальнем пути , да на санях сидя , безлепицу молвил».

         Дальше шла основная назидательная часть . Она обычно начиналась с воздания хвалы Богу.

«Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте божий в сердце своем….» .  После убедительных  наставлений  о необходимости пользоваться в своих поступках человеколюбием Владимир Мономах переходит  к изложению своих наставлений.

             В заключении  произносится снова хвала богу  за ниспосланную долгую жизнь  и просьба к детям не осуждать его за за самовосхваление : « На заутрене воздавши Богу хвалу , потом на восходе солнца, надо с радостью прославить Бога и сказать: « ……. Господи, прибавь мне год к году, чтобы впредь, в остальных грехах своих покаявшись, исправил жизнь свою»; так я хвалю Бога  и тогда, когда сажусь думать с дружиною, или собираюсь творить суд людям, или ехать на охоту или на сбор дани, или лечь спать.»   «…..чаще перечитывайте :и мне не будет стыдно, и вам будет хорошо.»

Ученик.  Для стиля « Поучения» характерны  исповедальность , диалогичность ,простодушие и доверительность интонации .

             Стиль текста близок к художественному. Благородство и мудрость «Поучения», зов к добру, милосердию и просвещенности составляют основные линии в идее произведения. Осознание значения собственной жизни как примера современникам и потомкам.

                Любимые слова и обороты писателя: «Да, дети мои, или иной кто…», «Научися, верный человече, бытии  благочестию делатель…»

          Обращение к детям и читателю делает произведение исповедально-автобиографическим. Его интересно читать, оно запоминается ярким и образным.

                  Сложные предложения придают речи Мономаха ненавязчивый, убедительный тон, вызывает благоговение: «Если же вам придется крест целовать, то, проверив сердце свое, целуйте только на том, что можете выполнить, а целовав, соблюдайте свое слово, ибо, нарушив клятву, погубите душу свою».

            Подкупают своим простодушием поучения с использованием слов («приветить», «молвить», «почет», «чтите», «навестите», «не пропустите»(«Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите…»).

             Для речевого строя произведения характерно повествование-рассуждение.

            «Поучение» притягивает к себе ненавязчивостью, силой мудрости, ума, большого жизненного опыта, который определяется советами Владимира Мономаха: «Не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни сёлам, ни посевам».

             Частица не и повторяющиеся частицы ни помогают представить образ мудрого человека, человека-праведника и такие наставления западают в душу.

              Глаголы повелительного наклонения и противопоставления с союзом А («напойте и накормите просящего», «убогих не забывайте», «гордыни не имейте в сердце и в уме: смертны все, сегодня живы, а завтра в гробу») делают текст своеобразным, за которым виден автор мудрости и милосердия.

            По своему жанру “Поучение” можно назвать исповедально- автобиографическим произведением. Доверительность интонации творения удивляет . Это достигается при помощи связи предложений различными союзами, или союзными словами – откуда, более, если, частиц – бы, ни, ибо, же, или при помощи глаголов повелительного наклонения, эпитетов, сравнений. «Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. Более же всего чтите гостя, откуда бы он к нам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можешь почтить его подарком, то угостите его пищей и питьем; ибо он, проходя, прославит человека по всем землям или добрым, или злым».

            В этом наставлении используются союзы – что, и обороты речи с союзами – как: «Что знаете полезного, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь; вот как отец мой, дома сидя, овладевал пятью языками».

            Почти во всех наставлениях используются глаголы 1-го или 2-го лица (знаешь, забудешь, не знаешь, не выучишься), глаголы повелительного наклонения (не ленитесь, не допускайте):

«Лень – всему плохому мать: что знаешь, то забудешь, чего не знаешь, тому не выучишься».

             А потому почти к каждому наставлению он присоединяет просьбу не лениться: «…не допускайте лени ни в чем добром», «В доме своем не ленитесь», «…на войне не ленитесь…»

Учитель. Как вы думаете, в каком возрасте Владимир Мономах писал свое «Поучение».

Ученик. Наверное, в глубокой старости. Человек может писать о своей жизни , давать наставления , прожив долгую жизнь, став мудрым.

Учитель.  Как вы понимаете строчки «Сидя на санях , помыслил я в душе своей……….»?

Для того чтобы мы лучше поняли текст , группа 4 подготовила комментарии к «Поучению».

Выступление группы 4.

Сидя на санях….- В ожидании близкой смерти ( в Киевской Руси был обычай переносить тело покойника на санях).

Я, худой -   То же, что плохой ( С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка).

Грамотка- письмо, записка.

Убогий- крайне бедный, нищий.

…..взял Псалтырь – В Древней Руси было распространено гадание на Псалтыри.

Отрок- здесь: слуга князя, младший дружинник.

Волость – территория , подчиненная власти князя.

Тиун- княжеский управляющий.

На заутрене – Заутреня- церковная служба , которая проходила до восхода солнца.

Бирич – сборщик податей.

Милостыню подавайте нескудную – Милостыня- то, что подается нищему, подаяние.  Скудеть-  становиться бедным (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка).

Безлепицу молвил -  Нелепица,  бессмыслица. (В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка).

Кроткий-  Незлобивый, уступчивый, покорный

Не свирепствовать ни словом, не хулить  в беседе-  Хула- резкое осуждение, порочащие слова С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка).

От Бога на воздаяния пусть надеется – Воздаяние  - награда или кара.

Затворничество – образ жизни затворника. Затворник – 1. В старину : монах, давший обет не выходить из своей кельи, жить в затворе. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка).

Господи, твоим промыслом – То же, что провидение (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка).

Благочестивые- соблюдающий предписания религии, церкви.

Учитель.  Если по ходу урока возникнут вопросы, связанные с непониманием значения слова, можно обратиться к четвертой группе. У них на парте есть словари.

Великому князю было что рассказать своим потомкам, чему их научить.  Вл. Мономах требовал соблюдать христианскую мораль. В назидание сыновьям он даже выписал ряд цитат из Священного Писания. Зачитайте те, которые привлекли ваше внимание.

Слайд 9.

             « Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло , и живи во веки веков».

             « Освободи меня от врагов моих, Боже, и от восставших на меня защити.»

              «Имей душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и  соблюдайте слово господне: есть и пить без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться , с равными и младшими любовь иметь , без лукавства беседуя, а побольше разуметь. Не свирепствовать словом, не хулить в беседе, не смеяться много, стыдиться старших, глаза держать книзу, а душу ввысь. Если кто из вас поможет другим принести пользу , от Бога на воздаяние пусть надеется и вечных благ насладится.»

           «Научись  очам управлению, языка воздержанию, ума усмирению, тела подчинению, иметь помыслы чистые, побуждая себя на добрые дела, Господа ради; лишаемый- не мсти, ненавидимый – люби, гонимый – терпи, хулимый- молчи, умертви грех.»

Учитель. Есть среди этих высказываний  такое, которое заключает в себе весь смысл прочитанного. Найдите его.

(   « Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло , и живи во веки веков».)

А теперь прочитаем  те нравственные заповеди, которым следовал автор и которые он считал обязательными  .

 Выступление  группы 5.

Составили  свод нравственных  правил  ,  которым   следовал автор и которые он считал обязательными для своих потомков. Отметили , какие из этих правил остаются современны и сегодня.

  Слайды 10-19.       

               

            Учитель. В основе добродетели Владимира Мономаха – огромный   опыт христианской жизни. Христианская любовь не позволяет никого  предавать смертной казни.  Среди наставлений есть и такое: « Не убивайте ни правого , ни виноватого. Не давайте сильным губить человека. Не повелевайте убивать». О каком событии  вспомнил Вл. Мономах, когда писал эти строчки?

 

Выступление  группы 2.

Мономах  чувствовал, что настают его последние дни. Он оставлял своим сыновьям сильное государство. Он мог бы умереть спокойно, если бы знал, что князья будут слушаться его старшего сына.  « Мстислав ,- обращается он к сыну,- пусть в сердце у тебя будут только чистые помышления. Злоба, ненависть и низкие чувства никогда не приведут ни к чему доброму, и завоевания, достигнутые ими, непрочны».  Как разгневан был Мономах, как горело его сердце от боли и сострадания, когда брат Ростислав рассказал ему об убийстве невинного человека.

          Вот как это было.

        Один монах , по имени Григорий, трудолюбивый человек, собиратель книг, мыл на реке кадушку. В то время мимо проезжали на конях два брата – Мономах и Ростислав. Владимир хотел успеть к обедне и тотчас поднялся на гору, а Ростислав остановился над Григорием. Его сопровождающие тоже не скупились на слова. Началась перебранка. Старец, по колено в воде, осуждал насмехающихся:

      - Вы идете на войну, вам надлежало бы иметь умиление в сердцах, а не злословия на языках. Может быть, некоторые из вас погибнуть под половецкими саблями, в реках потонут….

        Ростислав смеялся в ответ:  

       - Я плаваю , как рыба.

        По наущению молодого князя  сопровождающие его  дружинники столкнули вышедшего на берег монаха в воду и хохотали до боли в животе:

        - Смотрите, как он противен и жалок!

        - Безумцы, нехристи, побойтесь Бога!- кричал бедный монах.

           Но безумцы привязали несчастному камень на шею и утопили монаха .И  деревянная кадка , печально накренившись набок, все быстрее и быстрее уплывала по течению.

Мономах укорял брата, что тот не помешал глупцам совершить убийство невинного человека. Но как Ростислав мог помешать ,  если это делалось по его приказу. И теперь , в конце своей жизни, Вл. Мономах вспоминает с болью о случившемся и просит детей своих: «Не убивайте ни правого , ни виноватого. Не давайте сильным губить человека. Не повелевайте убивать».

Учитель. А  вот еще одно наставление : « Если же  вам придется крест целовать, то, проверив сердце свое, целуйте только на том, что можете выполнить, а целовав , соблюдайте свое слово, ибо, нарушив клятву, погубите душу свою». О ком вспомнил Вл. Мономах?

Выступление  группы 2.

Слайды 20-21.

                       

Ученик. Вспомнилось Вл. Мономаху, как проходил съезд в городе Любече, где все князья единодушно решили: «Зачем мы губим Русскую землю, сами поднимаем взаимную вражду, а в это время половцы радуются , что мы воюем друг с другом, и они стремятся по частям уничтожить нашу землю. Отныне будем единодушны и сохраним Русскую землю». Князья целовали крест, то есть давали клятву: жить в мире и согласии. Но нарушил крестное целование Давид Игоревич, оклеветал князя Василька Ростиславича.

       Склоняясь к самому уху Святополка, Давид шептал:

      -Если мы не схватим Василька, то знай, что ни тебе княжить в Киеве , ни мне во Владимире- Волынском.

     - Как  же мне поступить? – недоумевал Святополк?

     - Позови его , пока есть время….

     - А потом?

      -Схвати и выдай мне.

       -А крестное целование?

     - Разве он не нарушил его первым?

       Собственное благополучие для Святополка было превыше всего . Обеими руками он цеплялся за свое достояние, в накоплении серебра видел смысл жизни. Он  был тогда великим киевским князем.

Василька пригласили в Киев. Верный отрок говорил ему

      - Не езди туда, князь! Враги хотят убить тебя.

Не поверил Василько.

     -Как они могут  убить меня?  Разве не целовали мы крест на верность друг другу.

     - Не езди! – настаивал отрок.- Погибнешь во цвете лет.

      Он ничего не мог сообщить в подтверждение своих опасений, кроме слуха, пущенного в то утро на торжище.

      Василько перекрестился и сказал:

    - Да будет на все воля господня!

      Василька схватили. Давид стал подговаривать Святополка на его ослепление. Так часто поступали в Греческой земле, чтобы избежать кровопролития. Василька  тайно отвезли в Белгород. В небольшой горнице доверенные люди князя связали Василька , доской  придавили грудь так, что у него затрещали кости. И вот овчар  Святополка приступил к Васильку  с ножом в руках. Ударив первый раз, промахнулся и только поранил князю щеку. Этот  рубец остался у слепца до конца дней. Вторым ударом овчар выколол правый глаз, третьим- левый. Василько потерял сознание и лежал , как мертвец.

Ученик. Об этом злодеянии Вл. Мономах узнал от  священника Василия, тогда он не мог сдержать слез  и сказал , закрыв лицо руками: « Такого злодеяния еще не было на Руси, ни при дедах наших, ни при отцах наших!  Смотрите, что сотворил Игоревич.  Нельзя оставить такое зло без наказания. Если  мы будем губить друг друга , то Русская земля пропадет от иноплеменных.

В наказание за содеянное против Василька новый съезд в городе Витечеве в 1100 году постановил отобрать у Давида Владимир- Волынский и перевести его во второстепенный удел.

          А Святополк не успокаивался, он хотел отвоевать себе области Василька  и Володаря , но братья вышли против великого князя , и слепой Василько,  верхом на коне  был страшен для врагов , когда вздымал над головой серебряный крест , тот самый, на котором Святополк давал целование  иметь мир и любовь с братьями.

              -Ты отнял у меня свет!- кричал Василько. -  Теперь хочешь и душу мою взять !

           

 Воспоминания захватили Мономаха , глаза стали влажными от слез . И, обмакнув перо, стал писать : « Если же  вам придется крест целовать, то, проверив сердце свое, целуйте только на том, что можете выполнить, а целовав , соблюдайте свое слово, ибо, нарушив клятву, погубите душу свою».

Учитель.  Есть ли в «Поучении» строки о том, как нужно управлять государством, воевать, держать данное слово? Прочтите их.

«Выйдя на войну, не ленитесь, не надейтесь на воевод. Ни  питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью.  Сторожей сами снаряжайте, ночью со всех сторон расставив охрану. Оружие не снимайте с себя второпях, не оглядевшись, по лености, внезапно ведь человек погибает.

Учитель.  Какие  строки из «Поучения» вас глубоко тронули и  кажутся необходимыми сегодня? Работа в группах.

Слайд 22.

Ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью.

Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело.

… напоите и накормите просящего…

… убогих не забывайте и подавайте сироте…

Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его.

… соблюдайте своё слово…

Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью.

Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.

Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны.

Не пропустите человека, не приветив его.

Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь.

Учитель.  Очень приятно , что вы так серьезно изучили труд Вл. Мономаха. В своей грамотке  великий князь просит не посмеяться над ней , а принять « в сердце свое». Готовы ли вы принять грамотку  Вл. Мономаха «в сердце свое»?

4.  Домашнее  задание.

Написать  поучение  брату ( однокласснику,  сверстникам,……).

                                                       План.

1. Обращение ( привлечь внимание, убедить в пользе написанного).

2. Поучения (наставления) . Ссылки на собственный опыт.

3. Заключение ( наказ о том, как пользоваться вашим поучением, чтобы оно принесло пользу).

                                                                                                                              


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интеллектуальная разминка 1. Когда началось летописание на Руси? 2.Назовите имена летописцев. 3. Кто автор «Повести временных лет»? 4. Определите , из какой книги приведены слова в «Повести временных лет»: « ….не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит»? 5. Приведите примере Евангельских заповедей, которые призывает вспомнить летописец в «Повести временных лет». 6. Как автор «Повести временных лет» относится к войне? 7. Перечислите жанры древнерусской литература. 8. Назовите литературные произведения, написанные на основе «Повести временных лет»?

Слайд 6

« Поучение» Владимира Мономаха. Жизненный подвиг Владимира Мономаха. Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков. Вл. Мономах

Слайд 7

« Поучение» Владимира Мономаха.

Слайд 9

Цитаты из Священного Писания « Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло , и живи во веки веков». « Освободи меня от врагов моих, Боже, и от восставших на меня защити.» «Имей душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдайте слово господне: есть и пить без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться , с равными и младшими любовь иметь , без лукавства беседуя, а побольше разуметь. Не свирепствовать словом, не хулить в беседе, не смеяться много, стыдиться старших, глаза держать книзу, а душу ввысь. Если кто из вас поможет другим принести пользу , от Бога на воздаяние пусть надеется и вечных благ насладится.» «Научись очам управлению, языка воздержанию, ума усмирению, тела подчинению, иметь помыслы чистые, побуждая себя на добрые дела, Господа ради; лишаемый- не мсти, ненавидимый – люби, гонимый – терпи, хулимый- молчи, умертви грех.»

Слайд 10

« Поучение» Владимира Мономаха. ВЫ ЖЕ, ПОСТУПАЯ ХОРОШО, НЕ ЛЕНИТЕСЬ НА ВСЁ ДОБРОЕ .

Слайд 11

« Поучение» Владимира Мономаха.

Слайд 12

« Поучение» Владимира Мономаха

Слайд 13

« Поучение» Владимира Мономаха

Слайд 14

« Поучение» Владимира Мономаха

Слайд 15

« Поучение» Владимира Мономаха

Слайд 16

« Поучение» Владимира Мономаха

Слайд 17

« Поучение» Владимира Мономаха

Слайд 18

« Не убивайте ни правого , ни виноватого. Не давайте сильным губить человека. Не повелевайте убивать ».

Слайд 19

« Если же вам придется крест целовать, то, проверив сердце свое, целуйте только на том, что можете выполнить, а целовав, соблюдайте свое слово, ибо, нарушив клятву, погубите душу свою».

Слайд 20

Василько Ростиславич

Слайд 21

Василько Ростиславич

Слайд 22

Ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью. Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело. … напоите и накормите просящего… … убогих не забывайте и подавайте сироте… Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его. … соблюдайте своё слово… Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью. Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не приветив его. Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь.)

Слайд 23

Автор разработки Бахматова Ольга Геннадьевна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 7»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение "Поучения" Владимира Мономаха

Конспект урока и презентация содержат материал для обобщающего урока по памятнику древнерусской литературы "Поучение" Владимира Мономаха. Урок построен как публичная защита проектов по произведению....

Значение "Поучения" Владимира Мономаха

Конспект урока и презентация содержат материал для обобщающего урока по памятнику древнерусской литературы "Поучение" Владимира Мономаха. Урок построен как публичная защита проектов по произведению....

Древнерусская ли тература. "Повесть временных лет". Из "Поучения Владимира Мономаха"

Данная презентация предназначена для урока литературы в 7 классе....

Презентация "Сопоставление "Нагорной проповеди Иисуса Христа" и "Поучения Владимира Мономаха"""

Автор Буава Нино, ученица 7 класса, сопоставляет основные высказывания Иисуса Христа и Владимира Мономаха.Подчеркивает актуальность высказываний в наши дни....

Урок "Поучение Владимира Мономаха" - нравственное завещание потомкам.

Данный урок литературы в 7 классе даёт понятие о жанре поучение в древнерусской литературе,  развивает  логику, умение анализировать,  воспитывает  самостоятельность и ответственно...

Презентация к уроку литературы в 7 классе Древнерусская литература. «Поучение Владимира Мономаха». «Повесть временных лет»

Презентация-сопровождение урока рассказывает о зарождении древнерусской литературы, её особенностях, жанрах...