Проблема возрождения духовно – нравственной традиции в российской школе
статья по литературе на тему

Тарасова Ольга Николаевна

В наше время воспитанию ума уделяют особое внимание как родители, так и школа; воспитанию же сердца, воспитанию нравственному и религиозному многими даже верующими родителями мало уделяется внимания – упускается самое главное и самое важное в деле воспитания. Серьёзность отношений ребёнка с Богом начинается с серьёзности отношений родителей с ребёнком, особенно важно, чтобы эти отношения строились на прочном основании подлинной христианской любви. И насколько продуманны, выстроены будут эти отношения родителями, настолько, вырастая, ребёнок будет способен воспринимать всю глубину связей с Богом и окружающим миром.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В наше время воспитанию ума уделяют особое внимание как родители, так и школа; воспитанию же сердца, воспитанию нравственному и религиозному многими даже верующими родителями мало уделяется внимания – упускается самое главное и самое важное в деле воспитания. Серьёзность отношений ребёнка с Богом начинается с серьёзности отношений родителей с ребёнком, особенно важно, чтобы эти отношения строились на прочном основании подлинной христианской любви. И насколько продуманны, выстроены будут эти отношения родителями, настолько, вырастая, ребёнок будет способен воспринимать всю глубину связей с Богом и окружающим миром.

По данным современной педагогической науки, первые месяцы и годы жизни ребёнок является центром быстрого развития. Уже в течение первых 3-4 лет у ребёнка вырабатываются наиболее прочные, на всю жизнь, навыки и привычки и развиваются такие чувства, как радость, любовь, благодарность, доверие, и, при неправильном воспитании, эгоистические чувства, чувства гнева, страха.

Испокон веков на Руси веру объясняли детям именно в семье, с первых годов их жизни, учили первой мудрости по Часослову и Псалтири, с младенчества носили детей в храм и приучали детей к молитве и посту.

Дети – зеркало родителей. С возрастанием ребёнка к воспитанию в нём благочестия собственным примером, собственным благочестием христианские родители должны присоединять и религиозно- нравственные научения в доступной для детей форме. Дать познать христианскую веру, научить своих детей основным истинам веры – долг родителей. Научение вере достигается посредством простых, сердечных бесед и разъяснений отцов и, особенно, матерью религиозных истин. Для этого необходимо рассказывать детям о Боге Творце, о первых людях, которых сотворил Бог. Благоразумные родители могут пользоваться различными праздниками, чтобы наставлять своих детей в важнейших истинах веры.

В православно-христианской семье религиозное воспитание является неизменным спутником и основанием воспитания нравственного. В основе нравственного воспитания детей полагается живая вера в Бога и Спасителя, страх Божий и благочестие, любовь и послушание. Главная страсть есть корень, из которого произрастают все другие грехи и недостатки. У каждого ребёнка этот корень страстей – самолюбие. В чём проявляется самолюбие? В самом раннем возрасте у детей возникает настойчивость и упрямство в своих желаниях, непослушание и грубость, эгоизм, жадность, обжорство, завистливость.

Гордость – ближайшее порождение самолюбия, самая губительная из всех страстей. В большинстве семейств детям ничего почти не приходиться слышать, кроме толков о выгодной работе, высоком заработке, деньгах. Отсюда у детей складывается мнение, что нужно только работать и зарабатывать деньги, что материальное благо – самое главное. Христианские родители должны, конечно, приучать своих детей к труду и прилежанию, но трудиться не из-за денег и наживы, а потому, что трудолюбие угодно Богу.

Последнее время внимание родителей, педагогов и учёных привлекает проблема воспитания детей в подростковом возрасте. Дети стремятся к самостоятельности, если их правильно направить, то у них повышается чувство ответственности, развивается творческая инициатива, стремление помочь родителям, младшим братьям и сёстрам, слабым товарищам. Христианским родителям необходимо всячески оберегать своих детей от тлетворного влияния кино и телевизора. Детям, пристрастившимся к киноразвлекательству и сильным ощущениям, почти невозможно привить любовь к чтению Слова Божия и хороших, нравственно-назидательных книг.

Кто же спасёт юность от разврата, от погибели? Родители!

Главная обязанность детей – любовь и почитание родителей, повиновение и благодарность. Почитание родителей – это любовь, соединённая с уважением; любовь есть уважение и почитание. Во- вторых, дети должны помогать родителям в нужде, скорби, болезни, облегчить им бремя житейских забот в старости. В - третьих, дети должны обходиться  с родителями в духе христианской любви – кротко, незлобно. Благословение родительское есть источник благополучия для детей и великий дар Божий. Высокий и спасительный долг детей – исполнить послушно волю родителей.

Из духа семьи и рода, из духовного и религиозно осмысленного приятия своих родителей и предков рождается и утверждается в человеке чувство собственного духовного достоинства, эта первая основа внутренней свободы, духовного характера и здоровой гражданственности. Эту таинственную связь человека с прообразами, которые открываются ему в недрах его семьи и рода, с дивною силою почуял и выговорил Пушкин…

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века

По воле Бога самого

Самостоянье человека,-

Залог величия его.

Животворящая святыня!

Земля была б без них мертва…

Воспитание добродетели целомудрия и чистоты – неотъемлемая часть духовно-нравственного становления личности. Христианские родители должны неустанно следить за душевным здоровьем своих чад, за целомудренным образом жизни своих детей и воспитывать их, прежде всего, примерами собственного благочестивого существования. Духовная атмосфера здоровой семьи призвана привить ребёнку потребность чистой любви, склонность к мужественной искренности и способность к спокойной и достойной дисциплине. Словом, Счастливый ребёнок наслаждается в счастливой семье целомудренной, чистой атмосферой. Для этого родителям необходимо искусство духовно-целомудренной любви. Поэтому духовно здоровая семья  является училищем благочестия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение к духовно-нравственным традициям на занятиях дополнительного образования

В статье показана неразрывная связь духовной и материальной культуры народа на примере работы кружка с использованием природных материалов при создании сказочных персонажей. Представленный материал от...

Духовно-нравственное воспитание в школе: проблемы и перспективы

"Воспитание из всех святых дел – самое святое»Святитель Феофан Затворник»...

Духовно-нравственные традиции русской семьи

Разработка классного часа для 10 класса о духовно-нравственных традициях русской семьи...

Интегрированный учебный проект: «Развитие и возрождение духовных, нравственных и культурных ценностей и традиций на примере христианского праздника- Православная Пасха»

Данный проект является творческим и направлен на:-развитие и возрождение духовных, нравственных и культурных ценностей и традиций-применения технологических знаний в самостоятельной практической...

Взаимодействие семьи и школы в воспитании учащихся на основе отечественных духовно-нравственных традиций.

Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь очень часто именно в школе у ребенка появляется шанс для сам...