Исследовательская работа по литературе Образ учителя в повести Георгия Полонского «Доживем до понедельника»
творческая работа учащихся по литературе (10 класс) на тему

Предметом нашего исследования является образ учителя в творчестве  Г. Полонского, а именно в повести « Доживем до понедельника»

Цель работы – ознакомиться с творчеством  писателя , с его  произведением  и дать анализ образа учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dozhivem_do_ponedelnika.docx46.13 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №113  г БАРНАУЛА

        

    Исследовательская работа по литературе

Образ учителя в повести Георгия Полонского        «Доживем до понедельника»

 

                                             Работу выполнила:

                                             Руководитель: Соколова Т М,  учитель русского  

                                              языка  и литературы

                                                        2013 уч. год 

Оглавление.

I. Введение. 

  1. Задачи, поставленные мной в ходе работы над рефератом.

II. Основная часть.

  1. Творчество и биографические сведения Г. Полонского
  2. Герои повести Г. Полонского « Доживем до понедельника»
  3. Образ учителя в Мельникова
  4. Фильм «Доживем да понедельника»

III. Заключение 

IV. Библиографический список…

V. Приложение……………………………………………………………………

 1 ВВЕДЕНИЕ

  Учитель – это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначении.

     Каждый день дети ходят в школу, каждый день встречают одних и тех же учителей. Одних из них любят, других – не очень, одних уважают, других – побаиваются. Учитель не просто даёт знания по тому или иному предмету, но и оставляет след в душе каждого человека: ведь именно он помогает сформироваться этой душе.

Быть учителем с большой буквы трудно. Надо отдавать самого себя, жертвовать свободным временем, увлечениями, забывать о здоровье, думать об учениках как о собственных детях, принимать близко к сердцу их проблемы.

   Во все времена учительской теме уделялось большое внимание. Писатели в своих произведениях показывают, какое значение на нас и нашу нравственность оказывают учителя. Именно учитель в детстве приобщает детей к труду, прививает привычку доводить дело до конца, учит учиться. И учительская профессия – одна из самых ответственных и благородных. Труд учителя тем ценен и велик, что он формирует природу самого человека.

   Творчество Г. Полонского привлекает читателей и зрителей потому, что рядом с обыденным, бытовым в произведениях писателя всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, сложный внутренний мир героев.

    Недавно я прочитала повесть Георгия Полонского « Доживем до понедельника». После  прочтения повести у меня осталось какое-то непонятное чувство. Эта книга меня  очень задела. Мне кажется, в связи с тем, что я еще молода, я смогла и прочувствовала эту повесть и как ученица за партой, и как уже взрослый человек, понимающий сколько разных и    вечных проблем затронуто в этой небольшой повести.

  Повесть написана в 19   году. Это  уже то прошедшее время, которое мы не знаем, но книга очень актуальна, она очень понравится людям моего возраста и старше, будет бесспорно полезным для более молодых. Поэтому я решила взять именно эту тему, потому что она меня всегда интересовала.        

Предметом нашего исследования является образ учителя в творчестве  Г. Полонского, а именно в повести « Доживем до понедельника»

Цель работы – ознакомиться с творчеством  писателя , с его  произведением  и дать анализ образа учителя.

Задача: проанализировать образ учителя  в  повести Георгия Полонского

« Доживем до понедельника». проследить динамику образа учителя в повести Георгия Полонского « Доживем до понедельника».  Дать оценку.

Материалам для исследования является киноповесть Георгия Полонского

« Доживем до понедельника», а также литература, связанная с раскрытием темы.

Объект   исследования - нравственные качества учителя.

Предмет исследования – художественное произведение; отношение участников современного учебно-воспитательного процесса (учеников и учителей) к учителю.

В соответствии с поставленными задачами в работе используются следующие методы  исследования:

  1. анализ художественного произведения,;
  2. схематизация (обобщение, конкретизация);

  1. Основная часть

Творчество и биографические сведения Георгия Полонского

"Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию" (Л.Н. Толстой)

       Во все времена учительской теме уделялось большое внимание. Писатели в своих произведениях показывают, какое значение на нас и нашу нравственность оказывают учителя. Именно учитель в детстве приобщает детей к труду, прививает привычку доводить дело до конца, учит учиться. И учительская профессия – одна из самых ответственных и благородных. Труд учителя тем ценен и велик, что он формирует природу самого человека.

     Творчество  Г. Полонского  привлекает  читателей и зрителей  потому, что рядом с обыденным, бытовым в произведениях писателя всегда  присутствуют   духовные   ценности,  нравственные  законы,  неповторимые характеры, сложный  внутренний  мир героев.. Профессия  учителя  требует всесторонних знаний, безграничной душевной щедрости, мудрой любви к детям.  Деятельность  учителя – это всякий раз вторжение во внутренний мир вечно меняющегося,  противоречивого,  растущего человека.  Надо всегда помнить об этом, чтобы не поранить, не сломать неокрепший росток детской души.  Никакими учебниками  нельзя  заменить содружество   педагога с детьми.

   Тема учитель – ученик на протяжении всей истории литературы была в центре внимания писателей. В XX веке к этой теме обращались многие авторы: А. Лиханов «Благие намерения»,  В.Г. Распутин «Уроки французского»,  Ю.В. Мамлеев «Урок», А. Алексин  «Безумная Евдокия», Ю.М. Поляков  «Работа над ошибками» , В. Быков  «Обелиск»,  Г. Полонский  «Доживем до понедельника» и другие.

Меня заинтересовала повесть Г. Полонского « Доживем до понедельника». И в первую очередь, конечно,  сам автор.

    Георгий Полонский родился 20 апреля 1939 года в Москве. Ещё учась в школе, он начал писать стихи, и в начале пути мечтал реализоваться как поэт. Но получив осторожный отзыв Михаила Светлова, предположившего, что "молодой человек будет писать прозу", сборника стихотворений ни тогда, ни позднее Г. Полонский так и не опубликовал. И всё же он с юности сознавал, что главным делом для него станет литературное творчество, и сочетал свои первые поэтические и прозаические опыты с увлечением филологией. Он даже получил в 1957 году первый приз на олимпиаде по языку и литературе. Естественно, что человек с такими интересами, как Г. Полонский, сознательно выбирал для поступления филологический факультет МГУ. Но на экзамене его "засыпали":  и попросту выгнали недавнего призера, пытавшегося подать апелляцию.

    Георгий Полонский поехал в Минск, поступил на филфак Белорусского госуниверситета и, проучившись там семестр, перевёлся в Московский областной пединститут им. Крупской

    В 1959 году, в результате случайного знакомства с Роланом Быковым, который тогда был главным режиссером Студенческого театра МГУ, студент МОПИ Георгий Полонский стал заведующим литературной частью этого театра. Театр как раз искал пьесу о времени и о том, как себя в этом времени ощущает молодежь, - но продукция советской драматургии, как казалось, мало чем могла помочь коллективу. Тогда двадцатилетний завлит решил написать пьесу сам. В 1961 г. пьесу под названием "Сердце у меня одно" (впоследствии автор стеснялся и этого названия, и чрезмерного пафоса своей лирической драмы) поставил на сцене Студенческого театра МГУ Сергей Юткевич.

    Молодой драматург, ставший дипломированным учителем русского,  литературы и английского языка, пошел преподавать в школу. Возможно, ученики считали его очень странным учителем: за несколько минут до конца урока он говорил: "А теперь - стихи!" - и читал Заболоцкого, Пастернака, Слуцкого. Решив для себя, что объясниться с учениками в пределах школьной программы удается не вполне, Полонский предпочитал делать это на языке поэзии. Работая учителем, он продолжал пробовать себя в прозе: писал рассказы, не оставлял и драматургических опытов. Спектакль по его второй пьесе "Два вечера в мае" вышел в 1965 г. на сцене Академического театра им. Моссовета в постановке Юрия Завадского. В этой вещи, как и в первой пьесе, лирическим героем стал молодой человек, пишущий стихи. Вообще в большинстве произведений Полонского присутствует поэзия: стихи нужны его персонажам, и реалистическим, и сказочным, как воздух, - это для них и атмосфера, и способ жить, видеть и понимать других и самих себя.

    Георгий Полонский не считал себя педагогом по призванию и, оставив школу в 1965 г., поступил на Высшие сценарные курсы в мастерскую одного из лучших драматургов отечественного кино И. Г. Ольшанского. Сценарий фильма "Доживем до понедельника", поставленного Станиславом Ростоцким, стал дипломной работой Полонского.. Премьера, состоявшаяся в 1969 г. на VI Международном кинофестивале в Москве, принесла главным создателям "Золотой приз", а в 1970 г., по инициативе Всесоюзного съезда учителей - Государственную премию СССР.

   Затем последовали другие произведения автора

   В разное время Г. Полонский выступал в печати и как публицист, осмысляя те же нравственные, педагогические, мировоззренческие проблемы, которые волновали его и как художника. В одной из статей он отстаивал важность для школы особой гуманитарной дисциплины, которую предлагал назвать "уроки медленного чтения". Эти слова послужили названием последней его книги, вышедшей уже после кончины автора: в них во многом заключено то отношение, которое исповедовал Георгий Полонский по отношению к литературе, к творчеству, да и к жизни вообще.

    Именно напряженное внимание к внутренней жизни человека, столь заметное в "школьных" и "молодежных" пьесах 70-х годов, впоследствии побудило драматурга расширить круг сюжетных мотивов, обратиться к новым для него средствам выражения. В период с 1979 по 1988 год он пишет сказки, адресованные, по его словам, "взрослым, ещё не забывшим своего детства".

   Георгий Исидорович Полонский скончался от сердечной недостаточности 21 сентября 2001 года.

   На этом свете литератору уже не доведётся испытать чувство, выраженное им от лица одного из киногероев формулой, которая, как теперь кажется, существовала всегда: "Счастье - это когда тебя понимают…". Но есть надежда, что над страницами  это чувство ещё испытает читатель.

Герои повести Г. Полонского « Доживем до понедельника»

Это не вранье, не небылица.
Видели другие, видел я,
Как в ручную глупую синицу
Превратить пытались журавля…


    Всего три дня из жизни школы. А как цепляет эта  повесть.  Добрая, спокойная, без каких-либо вспышек эмоций.  Читаешь эту книгу и представляешь, что ты — ученик, который сидит в классе на уроках Ильи Семёновича Мельникова.

   Три дня из жизни школы, сотканные из тонких лейтмотивов, намёков. Здесь нет сюжета как такового или поучительной морали, это скорее искусно собранные воедино зарисовки на вечные темы. Что значит быть учителем? Что есть счастье? Что значит любить? Как не «задушить Моцарта» в попытках вдолбить разумное-доброе-вечное? Ограниченный школьный мирок живёт в своём ритме, дышит недомолвками, кормится старыми историями. Тут есть старая грымза и молодая учительница, есть мудрый одинокий учитель и его юношеская влюблённость, есть «белый парус» в море ученических голов, есть директор-управленец, есть проницательная старушка — но самое удивительное то, с какой лёгкостью все эти лучи сходятся в одной точке и составляют картину типичной школьной жизни. 

   Повесть  о дружбе, о любви, о школе и учителях, которых Георгий Полонский показал такими, какие они есть. Показал представителя старой русской интеллигенции, показал глуповатого учителя физкультуры, показал трогательную Наталью Сергеевну, показал Илью Семёновича — строгого и требовательного учителя, но человека, который любит, ищет и борется. Каждый герой по-своему интересен, по-своему симпатичен. К их судьбам не остаёшься равнодушным.

   Ни в одной другой  книге так ярко и четко не отображены образы настоящей школьной жизни с ее непременными атрибутами: уроками, переменками, нигде так правдиво не показаны ученики и учителя.

    А ведь всего три дня из жизни школы. Но какие важные три дня. За них столько всего произошло: ученики успели устроить бойкот молодой учительнице и помириться с ней, написать сочинение, получить первый важный урок жизни от своего одноклассника и осознать истинную ценность таких понятий, как дружба, любовь, честь. И еще: они сумели понять, как важны в их жизни такие Учителя, как Илья Семенович.

   Как же схожи ученики этой «школы N…» с нашей  современной молодежью. Эти образы совсем не устарели. Во всех классах есть такие же красавицы Риты Черкассовы, безусловные лидеры Кости Батищевы, скромные Надьки Огарышевы, мечтатели Шестопалы, беззаботные лентяи и оболтусы Сыромятниковы.

   А учителя! Они настолько узнаваемы. В каждой школе есть такой вот хозяйственник-директор Николай Борисович, и нервно-издерганная Светлана Михайловна, и наивная мечтательница Наталья Сергеевна, и туповатый физрук Игорь Степанович, и географ «с больной печенью», и Таисия Петровна с ее «Не ложьте зеркало в парты» и многие другие учителя. 

Образ учителя   Ильи Семеновича Мельникова


   Кто такой Илья Семёнович сейчас? Вероятно, один из лучших персонажей произведений 20 века. Благородный, умный. В жизни таких были единицы. Вот таким его описал автор в повести «По коридору шагал Илья Семенович Мельников, учитель истории, - это его мы видели, когда он входил в школу. Худощавый лобастый человек. 45 ему? 48? Серебряный чубчик. Иронический рот и близорукость придают его облику некоторую надменность. Но стоит ему снять очки - выражение глаз станет беззащитным. Он чем-то на Грибоедова похож 

   Главный герой — чувствительный учитель истории средней школы, живущий со своей матерью. Он не умеет выражать свои чувства, боится открытости. Вероятно, рос без отца, по сути — подросток. Несформировавшаяся личность, у которой любая неудача оставляет тяжелый след на нервной системе. При этом он умен и обаятелен. 
 Учитель-историк, классный руководитель 9 «В» — человек, знающий свой предмет и любящий своих учеников. Он не ортодокс и готов учить и учиться сам ,понимая главное: в школе нужно не только увлечь своим предметом, но и воспитывать подопечных, сделать их не только знатоками, но и людьми.
А в школе, как и в любом человеческом сообществе, происходит много неординарных событий. Только здесь они приобретают особую напряженность, становятся источниками  драм, способных сломать человеческую судьбу.

  Все началось с анекдота: ученик принес в класс ворону, а учительница Наталья Сергеевна выбросила ее в окно. Месть учащихся не заставила себя ждать — ребята не явились на занятия. Следующий акт драмы — сочинение на тему «Мое представление о счастье». Искренне рассказанные «представления» шокируют преподавательницу литературы. В отместку ей Генка Шестопал сжигает сочинения, пробравшись в учительскую. Теперь предстоит разбирательство инцидента, которое грозит школьнику страшными карами, — ведь в педсовете будут участвовать очень разные учителя. И обиженные судьбой, и те, кого тешит абсолютная власть над другими, и обуянные административным восторгом, и умные, тонкие преподаватели, для которых учительство — призвание, молодые и пожилые. Да и сам Мельников попал в трудную ситуацию. Он полюбил молодую учительницу, свою бывшую ученицу, с которой теперь должен вместе работать и с которой вынужден вступить в конфликт.
    Он, учитель, не просто преподает историю, через него проходят ее духовные токи, нравственные заряды, раскрываются ее явные и скрытые истины, уроки. Он предстает перед нами как проводник прошлого ради настоящего и будущего. В этом его истинное призвание. Но чтобы осуществить его, он должен понять и свое время, разобраться в нем и в самом себе.

  Профессия учителя требует во многом проявлять больше ответственности, чем какая-либо другая сфера деятельности, так как она влияет на формирование детской души. И выбор писателя - раскрыть идею триединства счастья, любви и свободы в школьной среде - становится обоснованным. В достижении счастья Мельникову мешает не только его предубеждения, общественное мнение, но и статус учителя, что усиливает конфликт во всем произведении.

 Хотя герой не архитипичен, он постоянно стремится к этому образу. Его речь наполнена аллегориями и цитатами, говорит он немного, но всегда очень лаконично вставляет свои реплики, четко и правильно произнося каждое слово. Его одежда строгая и аккуратная, волосы причесаны, спина ровная; идет он уверенно, создавая с первого взгляда впечатление человека сильного и умного.

   В Мельникова трудно не влюбиться не только его ученикам, но и читателю. Герой, как я уже говорила, не только умен, но и очень красив. Никакой возраст или простая недорогая одежда не могут сделать его менее привлекательным. Преподаватель литературы, Светлана Михайловна, уже давно очарована Ильей Семеновичем, но в отличие от Наташи, она из-за своей чопорности, не может понять Мельникова. А «счастье - это когда тебя понимают» пишет в своем сочинении Гена Шестопалов.

  Понимает ли сам себя герой? Характер Ильи Семеновича очень сложен. Мне кажется,  ему мешают не внешние факторы, а внутренние. С точки зрения драматургии, главный конфликт Мельникова не с обществом, которое против неравных отношений, а с самим собой. Ведь он не похож на человека, зависимого от чужого мнения, напротив он кажется свободной, демократичной личностью. С каким упорством он защищает своего ученика, Гену Шестопалова, который сжег сочинения всего класса. И в то же время ему тяжело решиться поговорить с Наташей по телефону и извиниться, за свою несправедливую суровость по отношению к ней.

Вся   повесть  построена на действии героев, от чего диалоги не кажутся необходимостью для раскрытия сюжета, а, наоборот, становятся более тонкими и уместными. Если разбирать подробнее сцену со звонком, то основную информацию о душевном переживании Мельникова читатель получает из его поступков - это доступный для каждого, хорошо продуманный язык тела, если можно так его назвать. Илья Семенович, уединяясь в комнате, не просто хочет извиниться перед Наташей, он желает с ней поговорить как с другом, поэтому он так скоро уходит от матери. Герой не включает свет, как будто скрывается от кого-то, он не решается поднять долго трубку и не сразу набирает номер. Во всем этом есть что-то нерешительно-детское. Взрослого, умудренного опытом мужчину, прошедшего войну, таким слабым может сделать только любовь, которая обезоруживает всех и каждого.

И вот уже начав говорить с Наташей, он вдруг глупо шутит над бедной девушкой. «Что у вас сегодня показывают?» - спрашивает Мельников, будто в кассе кинотеатра.

В этом эпизоде у читателя складывается полное понимание характера героя. Становится очевидным, что не только Наташа Горелова влюблена в своего бывшего учителя, но и он испытывает к ней сильные чувства, которые возникли уже давно, но думать о них он смог позволить себе только сейчас. Этому в подтверждение воспоминания матери Ильи Семеновича о Наташе. Причем важно не то, что она говорит о девушке, а как она это делает: каждым словом она цепляет сына, улавливая в его реакциях подтверждения своим догадкам. Сам же Мельников, звоня Гореловой, даже не ищет номер её телефона, что говорит о том, что он звонил ей раньше. Годы разлуки не дали забыть герою эту мелочь, так как эти несколько цифр связанны с дорогим ему человеком.

  Причем мы беспрекословно верим в то, что до этого была трогательная история любви ученицы к учителю потому, что повествование начинается не с понедельника, а четверга - конца недели. Где развязка основной трагедии становится причиной новой истории. Этим повесть  и необычна. Если бы он рассказывал обычную трагедию любви, когда Наташа еще училась в школе, то главным героем, конечно же, была сама девочка, но для писателя  куда интереснее сместить все акценты и понаблюдать за Мельниковым. После возвращения Наташи в школу в качестве учителя, мы понимаем, что Горелова выбрала место работы не случайно; девушка все для себя решила. Она не может больше сопротивляться чувству, хотя долгое время боролась с ним, что становится понятным Илье Семеновичу из разговора с Борей, за которого Горелова собиралась замуж. Теперь выбор предстоит сделать Мельникову. Может ли он позволить себе любить эту девушку? Или скорее может ли он принять её любовь?

   Его тяжелые искания и борьба с самим собой, становятся единственным механизмом, который двигает всю повесть. В этой книге, по сути, нет каких-то неожиданных происшествий, все, что случается в школьной жизни в повести, происходит каждый день в любом подобном учебном заведении и сегодня: ученики шалят, учителя их воспитывают, и в этом нет ничего удивительного. Но реакция на происходящее Ильи Семеновича столь бурная, что привычные раньше ему события, он представляет в мировом масштабе. Герой начинает сомневаться в своих преподавательских способностях, а поступок Шестопалова считает своего рода подвигом и даже не пытается встать на сторону Светланы Михайловны.

   Его внутренние переживания, вызванные борьбой с любовью, отражаются во всех его мыслях и чувствах, он может ни за что наброситься на молодую учительницу начальных классов, или ностальгировать в актовом зале, играя на фортепьяно. Но при этом Мельников никак не хочет признаться Наташе в симпатии. Его противоречивый характер в новой, незнакомой для Ильи Семеновича жизненной ситуации показывает себя со всех сторон, со всеми достоинствами и недостатками.

  Класс Мельникова, отчасти, является его собственным отражением: дети в нем такие разные и противоречивые, как его чувства, но при это они создают целостный коллектив. Он учит их, а они обучают его, преподавая Илье Семеновичу его же уроки, благодаря которым, он достигает гармонии с самим собой в конце произведения.

Урок истории, посвященный лейтенанту Шмидту, становится кульминационным моментом в повести Илья Семенович, рассказывая о Петре Петровиче Шмидте, убеждает ребят в том, что иногда осознанная ошибка может являться подвигом, где в основе лежит мораль, а не холодный расчет. Пятнадцать строчек о лейтенанте это не мало, и если не спешить со своими выводами, то можно понять причины и мотивы его поступка. Поэтому Илья Семенович рвется защитить Шестопалова, который в стихотворении объясняет свое поведение. Гена, как лейтенант Шмидт, жертвует собой ради правды и справедливости, ради того, чтобы его услышали и поняли, а значит, ради счастья.

   Вернувшись в класс, Мельников говорит ученикам о том, что им нужно проститься. Хотя герой не произносит больше ни слова, все понимают, что Илья Семенович решил уйти навсегда. Несколько секунд молчания  - безмолвный диалог человеческих глаз, где каждый ученик с мольбой смотрит на учителя. На их лицах столько эмоций и чувств, столько вопросов. И среди этих глаз есть и Наташа Горелова, которая хоть и закончила  школу, но навсегда останется ученицей Ильи Семеновича Мельникова. Она вместе с учениками не может поверить в происходящее и ждет от Ильи Семеновича кого-то чуда. Каждый, кто сидел в этот момент в классе, нуждался в нем, потому что Илья Семенович был для них больше чем учитель, он был другом, родителем, наставником, кумиром, и он сам не мог жить без своих учеников. Мельников не смог уйти и бросить их, так как это было бы предательством. В эти минуты он обрел гармонию с собой, он перестал отказываться от любви. Он впустил в сердце любовь своих учеников, он впустил любовь Наташи.

   Когда человек принимает любовь, он становится на ступеньку выше, как Шестопалов. Хотя мальчик понимает, что объект его поклонения лишь внешне красив, ему доставляет наслаждение само чувство любви. Это вдохновляет его и делает лучше. Так и Илья Семенович Мельников становится счастливее, когда разрешает себе любить других и быть любимым. Ведь Наташа спрашивает в начале повести  Мельникова: «А вам? Вам любовь не нужна?». В тот момент девушка не предлагала только свою любовь, она говорила о ней в целом.

  Так основной конфликт находит свое разрешение. Повесть Г. Полонского  выхватывает всего лишь небольшой кусок истории любви, показать который как самостоятельную картину удалось лишь благодаря характеру главного героя, который постоянно боролся с самим собой.

  Действие повести кончается в субботу.  Илья Семенович принял решение остаться, но что с ним будет дальше - точно сказать нельзя. Как говорится, поживем - увидим. Но произведение кончается, а значит каждый вправе сам додумать судьбу учителя истории. Мне бы хотелось, чтобы в дальнейшем герой не терял себя и не отказывался от любви. А думать о том, сложится ли у него семья с Наташей, я бы не стала, так как это совсем другая история. Но каждый из нас  имеет право выбора. Этим и прекрасен открытый конец произведения  «Доживем до понедельника».

Особо хочется сказать о названии «Доживём до понедельника».

Какой в нём смысл? Не с потолка же свалилось это название.

С четверга и до субботы между учителями и учениками были раздоры, конфликты. Но начиная с последнего урока субботы, между учениками и учителем установились новые и необычные отношения.

Ученики восхищены поступком учителя, ставшего на сторону честного Шестопала.

Илья Семёнович, может быть, впервые, увидел это восхищение, выразившееся в вот-вот готовых сорваться слезах из глаз девчонок, и в не по детски серьёзных глазах ребят, когда они услышали от него слова прощания.

Эти новые отношения вдохнули радость в души и учеников и учителя. Они заставили Илью Семёновича изменить своё решение и остаться в школе.

Это те отношения, которые и должны быть между учителями и учениками, — так говорят авторы фильма. И с этими отношениями герои остаются жить «до понедельника».

Есть ли это отношения счастья? Конечно. Отношения, когда ученики и учителя понимают друг друга.

Именно так выразил эту мысль Гена Шестопал  в своём сочинении о счастье.

Поэтому от субботы до понедельника их жизнь будет наполнена счастьем. Доживём ли мы до такого дня, когда между людьми будут построены отношения счастья? Доживём ли до понедельника? Доживём, — отвечает повесть

                      Фильм «Доживем да понедельника»


А  после прочтения этой повести, я решила посмотреть фильм.
 Гениальный сценарий, постановка, игра актёров. Мне было интересно смотреть фильм , потому что фильм о взаимоотношениях людей, об учителях и школьниках, об уроках и переменках, о сомнениях и открытиях… Добрый светлый фильм, наполненный любовью, любовью многогранной: между молодыми людьми, любовью между людьми старшего возраста, любовью к истине, любовью к работе, любовью к справедливости… 

Этот фильм дает возможность взрослым думающим людям взглянуть на детей с несколько другой стороны. Сколько мудрецов бились над вопросом, Что же такое счастье? Оказывается, все очень просто: Счастье- это когда тебя понимают. И все. Мальчишка с открытой душой и добрым сердцем дал абсолютно правильный ответ! 

Фильм нужный. Вечный. И несмотря на некоторые исторически оправданные атавизмы, он все-таки современен! А некоторые персонажи как будто сегодня подсмотрены режиссером в школьных коридорах: к примеру, -Батищев. Ведь это весьма современный молодой человек. Таких вот деловых, красивых, продвинутых очень много! Многие ребята стремятся быть такими. Крутыми. Но бездушными. 

И таких людей, как учительница литературы (очень точно сыгранная Ниной Меньшиковой), тоже долго искать не придется. К сожалению. Таких горе-училок сейчас в наших школах поголовное большинство! Вот таких вот издерганных, вкалывающих от зари до зари «на нервах», зашоренных в рамках образовательного процесса, и в личной жизни безумно одиноких и несчастных…

А какая умница девочка, которая написала то самое «неприличное» сочинение, из-за которого вся эта история и случилась… Она не побоялась встать и попытаться отстоять своё мнение, свои собственные взгляды…

Просмотрев  этот фильм и переосмысливая его место в кинематографе, понимаешь, насколько «Доживем до понедельника» выше неиссякаемого бездушного и бессмысленного потока боевиков и сериалов, льющегося на нас со всех экранов! Насколько он искреннее и тоньше затрагивает патриотические чувства, чем бешено дорогие михалковские творения а-ля Голливуд… Точный, правдивый, лаконичный, хорошо сыгранный, без патетики, фильм, рождающий самые добрые чувства… 

Как же нужно тонко чувствовать людей, чтобы снять такой фильм!!!


                                     3 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учитель – когда произносишь это слово, всегда охватывает какое-то волнение. Вроде бы ничего особенного и нет в этом слове. Самое обычное название профессии человека. Но вот, когда произносишь это слово, то не просто название профессии встаёт перед глазами, а конкретный человек этой профессии, с которым свела тебя жизнь. Добрый или не очень, чуткий или равнодушный, любящий свою профессию, детей или нет. Вот почему и охватывает волнение, когда произносишь это слово. Учитель не просто даёт знания по тому или иному предмету, но и оставляет след в душе каждого человека: ведь именно он помогает сформироваться этой душе. Не всё равно поэтому, каким будет этот человек. Прекрасно, если бы он был таким, каким показывает его Г. Полонский в своем произведении «Доживем до понедельника»

Быть учителем – это не просто вид деятельности – это призвание. Человек должен чувствовать себя таковым в душе, чтобы обучение не сводилось к шаблонной «начитке» материала, а он должен помогать детям справиться с их страхами, проблемами. Помогать обретать не только знания, но и уверенность в себе, готовить к жизни в окружающем мире.

Учителя во многом становятся нам близкими людьми, наставниками в жизни, учителями в самом широком смысле этого слова, заменяя в чем-то родителей.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

.

Паначин, Ф.Г. Антология педагогической мысли России / Ф.Г. Паначин. – М.: Педагогика, 1990.

Полонский Г.И. Доживем до понедельника / Г.И. Полонский

Рубинштейн М.М. Проблема учителя / М.М. Рубинштейн. – М.: Академия, 2004.

Щетинина О.С. Учитель! / О.С. Щетинина, А.Г. Уровная. – СПб.: Новый мир, 2001.

Яблонский А.С. Новая профессия / А.С. Яблонский. – М.: Кросс, 1991.

Интернет - ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа по литературе. Образ Наполеона в романе Л.Н.Толстого "Война и мир".

В данной работе представлены  материалы исследования текста романа Л.Н. Толстого "Война и мир". Путем анализа мнений главных героев о Наполеоне, анализа характеристик, которые дает этому историче...

Защита научно-исследовательской работы по литературе. Образ Наполеона в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".

Данные материалы составлены для представления научно-исследовательской работы на конференции. Вниманию пользователей сайта представляю презентацию "Развенчанный герой", в которой показана эволюция обр...

Презентация«Образ учителя в повести Георгия Полонского « Доживем до понедельника»

Задача: проанализировать образ учителя  в  повести Георгия Полонского« Доживем до понедельника». проследить динамику образа учителя в повести Георгия Полонского « Доживем до понедельника». ...

Исследовательская работа по литературе Образ «потерянного поколения» в творчестве Эриха Марии Ремарка и Эрнеста Хемингуэя на примере романов «Три товарища», «Прощай, оружие!»

Обоснование выбранной темы: современная напряжённая обстановка в мировом сообществе (события на Украине, ситуация в Европе, военные действия в Сирии) обращает нас к писательскому опыту Эриха Марии Рем...

Исследовательская работа по теме "Образ звезды в русской литературе"

Исследовательская работа подготовлена для представления на научно-практических конференциях....

Научно-исследовательская работа по литературе "Образ коня в литературе" (6 класс)

Основная цель данного исследования - рассмотреть образ коня в литературе на примере произведений, изучаемых в школьной программе. Социологический опрос среди шестиклассников показал, что уровень знани...

Исследовательский проект на тему "Образ учителя в русской литературе"

В исследовательском проекте "Образ учителя в русской литературе" учащиеся изучили образ учителя на примере известных произведений русской литературы, попытались доказать, что изменения в про...