урок литературы в 11 кл по теме ": Смысл предательства в повести Л. Андреева «Иуда Искариот» "
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Шулбаева Эльвира Николаевна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Смысл предательства в повести Л. Андреева «Иуда Искариот»

Цель: Исследование проблемы  предательства в повести, поиск  идейного  своеобразия произведения.

Задачи: - проследить, как решает писатель «вечную»  проблему предательства.

- совершенствовать навыки интерпретации художественного произведения, развивать умение работать в группе.

- воспитывать осознанное, вдумчивое отношение к жизни, активную жизненную позицию.

Оборудование: тексты повести  «Иуда Искариот»,  мультимедийный проектор.

Форма работы: групповая.

Тип урока: исследовательская  групповая работа.

Использована технология критического мышления «До и после»

Ход урока:

-  Оргмомент: раздать тексты, проверить готовность  мультимедийного проектора.

- Слово учителя: Известный русский писатель Серебряного века Л. Андреев остался в истории русской литературы как автор новаторской прозы. Его произведения отличались глубоким психологизмом. Автор пытался проникнуть в такие глубины человеческой души, куда не заглядывал никто. Андреев хотел показать действительное положение вещей, срывал покров лжи с привычных явлений социальной и духовной жизни человека и общества.

Замысел Л. Андреева направлен на то, чтобы вывести смысл темы отступничества, предательства за пределы определенной социально-политической ситуации данного времени, извлечь из этой темы нечто всеобщее, вечное содержание. Писателя тревожил разрыв между высоким идеалами и реальными человеческими поступками, особенно заметный, когда человек попадает в кризисную жизненную ситуацию «последнего» выбора.

       В рассказе «Иуда Искариот» Андреев дает свою версию известной евангельской притчи. Он говорил, что написал «нечто по психологии, этике и практике предательства».

Слайд 1 – тема урока.

- Стадия вызова: Предательство. Какие ассоциации вызывает у вас это слово? Составляем кластер: зло, душевная боль, слезы, смерть. Дополнительный вопрос: какое имя стало нарицательным, символизируя предательство. (Иуда)  - Слайд 2

- Стадия осмысления:  О чем может быть произведение с названием «Иуда Искариот»?

В основе  повести  лежит евангельская история  о предательстве Иудой Искариотом Иисуса Христа.  Однако в художественном произведении  эта проблема получила  неожиданно новое  объяснение.  

В таблице  в графе «До» напишите причины, которые, по вашему мнению, толкают человека к предательству.

ДО

ПОСЛЕ

Обида, зависть, корысть, месть.

Слайд 3

Зачитайте записанные причины. На примере текста каждая  группа находит подтверждение  выбранному мотиву   и / или опровержение.

Обида: Иуда плакал из-за того, что Иисус не любит  его, несмотря на его старания – в последние дни угадывал и исполнял его желания.

Корысть: за предательство получил деньги – не воспользовался ими, а бросил в лицо первосвященникам.

Зависть: Иисус был лучше его во всем, был умнее, его любили, обладал прекрасной внешностью – Иуда называет себя прекрасным и смелым вполне уверенно.

Месть: Иисус избегал разговоров с Иудой, казалось, не замечал его – Иуда прикоснулся к его волосам, плакал, понимая, что скоро тот погибнет.

-   Группы выступают с ответами, обсуждают.

Проблемная ситуация: Если ничего из перечисленного не является причиной предательства, тогда что же?

Всмотритесь  в  портрет  Иуды? Что поражает в  описании? (двойственность). В  чем проявляется двойственность Предателя? ( внешность, голос, поведение, любовь к Иисусу). Что еще двойственно в мире? (добро и зло, день и ночь) - слайд 4

-  Двойственность – это противоречие. В Иуде двойственно что-то еще, что это? Ответ поясните  (обсуждают в группах) – это борьба добра и зла в душе Иуды, он хочет предотвратить предательство, но не может не совершить его  -  слайд 5

- На что указывают детали: «Учитель  глазами искал Иуду, спрашивал о нем…. Чем более приближался тот роковой день, тем лицо Учителя становилось все строже и печальнее». (гибель Иисуса была предначертана, и исполнить миссию предателя должен был Иуда).  

- Мы подходим к  решению поставленной проблемы: В чем смысл предательства Иуды?  Почему Иуда все-таки  решился на предательство, что толкнуло его на это? Запишите в графу «После» (обсуждают в группах). Докажите, что решиться на предательство Иуде было нелегко  - слайд 6

- Стадия рефлексии: После выхода в свет произведения в адрес Л. Андреева посыпались обвинения в оправдании предательства. Подумаем, является ли повесть Андреева оправданием предательства? Как вы относитесь к Иуде? – слайд 7

Дайте письменный обоснованный ответ. (Предполагаемый ответ: Андреев не оправдывает предательства, более того он осуждает  неявное предательство – молчаливое попустительство. Он судит всех, кто молчит перед лицом  предательства.)

Домашнее задание: напишите сочинение «Человек ответственен за добро и зло» - слайд 8.