Александр Грин. Алые паруса.
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

Галиуллина Гузэль Кабировна

Грин - писатель- романтик, чьё творчество проникнуто мечтой о прекрасном, верой в то, что человек сам способен творить чудеса. Его герои светлы и прекрасны, они верят в добро, борются за справедливость, добиваются осуществления мечты и творят чудеса своими руками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aleksandr_grin._alye_parusa.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Александр Грин. « Алые паруса»

Цель урока: показать Грина как писателя-романтика, чье творчество проникнуто мечтой о прекрасном, верой в то, что человек сам способен творить чудеса; донести до учащихся романтику странствий, духовные искания героев, их стремление к истине, красоте, подвигам; развивать умение ориентироваться в сложном содержании произведения, подвести к пониманию основной мысли романа-феерии и особенностей творческой манеры писателя (она в блеске и оригинальности фразы, в глубоком проникновении во внутренний мир героев, оптимистическом пафосе романа, контрастности образов, наконец, в умении в обычном видеть необычное).

       Оформление урока: портрет писателя, слайды,стенгазета о творчестве Грина, рисунки — иллюстрации к роману, выполненные учащимися. Это может быть бриг с алыми парусами, Ассоль у моря, капитан Грэй на корабле…

        Эпиграфы к уроку: «Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками» (А.Грин); «Зорко одно лишь сердце» (Л. де Сент-Экзюпери).  

Ход урока.

  1.   Организационный момент.

1.  Сообщение темы и цели урока.

2.Эпиграфы  к уроку. (Слайд №1)

3.Выразительное чтение стихотворения В.Саянова: (слайд №2)

Он жил среди нас, этот сказочник странный,

 Создавший страну, где на берег туманный

С прославленных бригов бегут на заре

 Высокие люди с улыбкой обманной,

 С глазами, как отзвук морей в январе,

С великою злобой, с великой любовью,

С соленой, как море, бунтующей кровью,

 С извечной, как солнце, мечтой о добре.

      - Почему поэт называет Грина сказочником? О какой стране говорится в стихотворении В.Саянова?

    (Гринландия — так называется эта загадочная страна.)

    - Как, по-вашему, что еще отличает Грина от других писателей?

    ( Грин начал как реалист, а закончил как романтик. А ведь многие писатели шли в творчестве другим путем: от романтизма к реализму. Неудачи и разочарования в жизни не ожесточили его, не сделали пессимистом, а, наоборот, закалили. Может быть, потому его герои светлы и прекрасны, они верят в добро, борются за справедливость, добиваются осуществления мечты и творят чудеса своими руками.)

  1. Работа над новой темой.

   1.   Слово учителя. Свой роман «Алые паруса» Александр Грин назвал феерией, что в переводе с английского означает «волшебная сказка». Ребята, подумайте  о том, что общего и в чем разница между феерией Грина и обычной сказкой.

     2. Анализ произведения. Работа с текстом .Беседа.

     Слово учителя. Грин работает над романом с 1916 по 1919 год. Есть и другая точка зрения: в 1922—1923 годах.

       - Случайно ли это название «Алые паруса»? Как появился такой удивительный образ в воображении писателя?

     ( Это результат сильного впечатления от увиденного однажды в витрине магазина игрушечного бота, паруса которого показались автору алыми от лучей солнца. Так возникли в воображении писателя алые паруса, а итогом сильного впечатления стал роман с одноименным названием. Для Грина алые паруса — символ красоты, символ претворенной мечты.)

     - Ребята,  расскажите о том, где происходит действие романа. Чем и как живут обитатели Каперны?

    ( «Там не рассказывают сказок, не поют песен. А если рассказывают и поют, то эти истории о хитрых мужиках и солдатах, с вечным восхвалением жульничества, эти грязные, как немытые ноги, грубые, как урчание в животе, коротенькие четверостишия с ужасным мотивом...»; «Там в работе, как в драке».)

     Делаем вывод: лучше, чем Грин, о жителях Каперны сказать невозможно.

      - Почему Лонгрэн и его дочь кажутся им чужими, ненормальными?

 (Ответы ребят подвожу к следующему: они не способны их понять, а все непонятное рождает недоверие, страх, презрение.)

     - Что вы узнали о прошлом Лонгрэна? Почему он так одинок в жизни? В чем причина его конфликта с жителями Каперны? Как они восприняли поступок Лонгрэна по отношению к Меннерсу?

    ( Односельчане не смогли понять его, а он не сделал даже попытки объясниться с ними, тем самым поставив себя над всеми — а этого не прощают!

  «Никто более не кланялся ему, не протягивал руки, не бросал узнавающего, здоровающегося взгляда. Совершенно навсегда остался он в стороне от деревенских дел; мальчишки, завидев его, кричали вдогонку: "Лонгрэн утопил Меннерса!" Он не обращал на это внимания. Казалось, он не замечал и того, что в трактире или на берегу, среди лодок, моряки умолкали в его присутствии, отходя в сторону, как от зачумленного».)

      - А как вы относитесь к поступку Лонгрэна? Осуждаете или оправдываете его? Как думаете, на чьей стороне автор?

    ( Одни ребята предполагают, что автор оправдывает героя,  другие — что осуждает, третьи — что оправдывает и осуждает одновременно. Эти вопросы требуют хорошего знания текста, умения читать между строк, Пытаясь понять и оправдать Лонгрэна, он все же наказывает его одиночеством, которое скрашивается присутствием дочери — доброго ангела. Но за поступок отца расплачивается и Ассоль, самое дорогое для него существо, ведь ей он посвятил всю свою жизнь.

    Читаем: «...Играя, дети гнали Ассоль, если она приближалась к ним, швыряли грязью и дразнили тем, что будто отец ее ел человеческое мясо, а теперь делает фальшивые деньги. Одна за другой наивные ее попытки к сближению оканчивались горьким плачем, синяками, царапинами... она перестала, наконец, оскорбляться, но все же иногда спрашивала отца:

  - Скажи, почему нас не любят?

  - Э, Ассоль, — говорил Лонгрэн, — разве они умеют любить? Надо уметь любить, а этого-то они не могут».

   (  Какая верная, глубокая мысль: жизнь перед каждым ставит много сложных вопросов, сталкивает с предательством, злобой, завистью. Счастлив тот, кто на зло не отвечает злом и творит добро. Александр Грин испытал много горя, унижений, обид, но не очерствел душой и писал больше о светлом и прекрасном.)

     3. Композиция произведения. Роман состоит из семи глав. Каждая из них имеет свое название и представляет относительно законченный рассказ, со своей экспозицией, завязкой, развитием действия, кульминацией и развязкой. В этом нетрудно убедиться, вспомнив содержание первых двух глав. В них автор знакомит нас с двумя главными героями: Ассоль — дочерью одинокого моряка, и Артуром Грэем — сыном богатых аристократов. Именно с этими героями Грин связывает основное содержание романа — зарождение и осуществление великой мечты. В этих главах мы узнаем о детстве героев, так как Грину важно показать, как формируется характер.

     Стремительно движется биография Ассоль( 1- я глава).

    - Какой мы видим ее на протяжении первой ты?

     (Узнаем о ней, когда девочке восемь месяцев, потом видим пятилетним, шестилетним и десятилетним ребенком.)

     - Что сформировало ее мечтательность и одухотворенность? Какие моменты ее жизни запечатлелись в вашей памяти? Какие из них произвели наиболее сильное впечатление? Кто был тот таинственный незнакомец, зародивший прекрасную мечту в душе девочки? Расскажите о предсказании Эгля.

      ( Это было домашним заданием для группы учащихся, двое из которых, консультант и чтец, готовили выразительное чтение сказки Эгля, третий отвечал за музыкальное оформление. Музыка, сопровождающая чтение, должна соответствовать настроению рассказчика, помогать зажжению чувства, продлевать очарование... )

     Грин использует образы-символы, связанные с христианством: белый корабль — символ высшей духовной силы, которая перенесет через житейский океан; царство — это, по Библии, царство славы, которое настанет в тот день, когда возникнут новое небо и новая земля; блистательная страна — символ мудрости, она прекраснее солнца и звезд...

    - Почему Эгль заронил в душу девочки такую красную мечту? Почему рад, услышав, что зовут ее необычным именем Ассоль

     ( Необычное и должно называться необычно. Для старика-сказочника имя девочки ассоциируется с шумом морской раковины. Он уже знает, что предназначение судьбы в ее имени, ведь по-латыни ад sо1еt значит «к солнцу».)

    -Одинаково ли отнеслись к судьбе девочки ее отец и жители Каперны?

 4. Слово учителя. Теперь обращаем внимание на другого главного героя — Артура Грэя. О нем вторая глава и все последующие. И его биография движется стремительно: сначала он предстает перед нами восьмилетним ребенком, потом пятнадцатилетним подростком и, наконец, 24-летним юношей, мужчиной.

- Как обстановка, в которой рос мальчик, повлияла на формирование его характера?

(Для Грина это очень важно: он убежден, все начинается с детства.)

Читается или называется близко к тексту описание замка оно тоже напоминает волшебную сказку.

   Проследим путь Артура Грэя к осуществлению своей мечты.

    - Легок ли был этот путь? Что испытал, что потерял, что приобрел герой? Сколько лет плавал на корабле «Ансельм», на котором началась его отделка под капитана? Какие перемены ждали его дома? Что потрясает в сцене встречи сына с матерью? Как писатель передает глубину переживаний, душевное волнение при встрече с матерью?

   Сцена почти без слов, но поражают «застывшие слезы», «короткий грудной смех...», «чтобы больше не слышать его, Грэй стал два раза в год посещать замок, оставляя женщине с серебряными волосами нетвердую уверенность в том, что такой большой мальчик, пожалуй, справится со своими игрушками».

 -Когда пересекаются судьбы героев?

 (Ассоль 17 лет, Грэю 24 года. Случилось, как в сказке: шел и нашел свою принцессу.)

 Читаем отрывок из третьей главы: «Он тихо отвел ветку и остановился с чувством опасной находки. Все спало в девушке: спали темные волосы, спало платье и складки платья; даже трава поблизости ее тела, казалось, задремала в силу сочувствия...»

 -Какие чувства испытывает герой?

  Опять сильное впечатление, а под его влиянием проснулось сильное чувство — любовь с первого взгляда. За чувством следует поступок — снял с пальца старинное дорогое кольцо и бережно надел его на мизинец девушки, пошел в деревню, узнал о ее необычной мечте, и эта мечта завладела воображением юноши.

  -Что значит кольцо для девушки? Как Ассоль отреагировала на его неожиданное появление?

  Для нее кольцо — знак близкого счастья. Этот факт вселяет уверенность в скорое исполнение предсказания Эгля о сказочном принце и корабле с алыми парусами. Но теперь она не говорит о своем счастье даже отцу. Скажешь — улетит мечта, уйдет очарование. Она сбережет их в своем сердце.

  -Каким образом Артур Грэй претворяет мечту девушки в жизнь? Почему он это делает?

  У Грина эмоции и рассудок, мечта и действительность всегда вместе. Он умел в обыкновенном увидеть необычное и заставить поверить в это. Именно поэтому романтика Грэя пересеклась со сказкой Ассоль и откликнулась на нее. Грэй творит свою сказку, поэтому находит счастье и несет его другим.

  -Нарисуйте (устно) картину, которой кончается роман Грина. Какими словами можно охарактеризовать ее?

  Обращаем внимание ребят на мастерство Грина. Автор понимает, что в такой напряженный момент много слов — это лишнее. Поэтому так лаконичны фразы героев:

«— Вот я и пришел. Узнала ли ты меня?

-  Совершенно такой.

-  И ты тоже».

Зато автор не скупится на изобразительно-выразительные средства. Радость и счастье переполняют героев. Поэтому «торжественным хором грянула мелодия по нервам толпы», «все кружилось, двигалось и опадало», Ассоль «смело улыбнулась его сияющему лицу», «трепетно зажмуренные глаза», «счастье сидело в ней пушистым комочком»... Но в своем счастье Ассоль не забывает об отце:

«— Ты возьмешь к нам моего Лонгрэна?

—        Да.»

   Но этим не кончается роман.

   -Какая сцена венчает феерию Грина?

   Команда и Грэй пьют вино из заветного бочонка, на котором написано: «Его выпьет Грэй, когда будет в раю». Теперь всем понятно, что рай для Грэя — осуществление мечты и любовь к прекрасной девушке. Дорога в рай оказалась для него трудной, тем более что предназначение знаешь заранее. Ассоль знала это буквально, Грэй — через загадку, которую не загадывал и мистический сфинкс (о вине и погребе). Благородное вино — один из символов рая. Оно символизирует причащение — вступление на путь обновления, духовного роста.

   III. Заключительная часть урока.

     1.Слово учителя.

Закрыта последняя страница романа. Много сказано о нем, о его героях, о писателе, создавшем удивительную сказку, которую назвал феерией. Подведем итоги наших размышлений над романом.

   -Можно ли поставить знак равенства между феерией Грина и волшебной сказкой?

   Гриновская феерия намного глубже. Автор вложил в это понятие более глубокий смысл. В его основе необычное, пронизанное образами-символами содержание, отражающее не только события, но и формирование характеров, состояние души. Своей многоплановостью и остротой поэтических обобщений феерия Грина выходит за рамки обыкновенной сказки.

   Всем ходом романа-феерии автор утверждает мысль о том, что человек сам должен творить так называемые чудеса; он ответствен за все, что совершается в мире, и способен изменить жизнь в лучшую сторону, если его душа крылата. (См. эпиграф на доске.)

   Сильное впечатление почти всегда влияет на жизнь героев Грина. В «Алых парусах» оно не раз будет волновать их воображение и побуждать действовать по велению сердца. Поэтому так уместны взятые эпиграфом к уроку слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце».

    Изумление совершенством — вот чего добивается Грин-романтик. Этому помогают контрастность образов, оригинальность, четкость, лаконичность фразы — характерные черты стиля писателя.

    Александр Грин писал свою феерию с радостью за человека, властно меняющего жизнь, и окончил ее с чувством счастливой удачи. А впереди у него была целая жизнь, десятки новых произведений. В них писатель будет продолжать утверждать величие и красоту человека.

   2.Оценивание.

   3.Домашнее задание. Подумайте о том, что дает нам общение  с прекрасным. Напишите небольшое сочинение-рассуждение на эту тему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по повести Александра Грина "Алые паруса"

В начале презентации представлены фотографии из музея А. Грина, которые могут понадобиться для иллюстрации биографии писателя, а затем идут слайды по уроку, посвященному вопросу "Нужны ли миру мечтате...

Александр Степанович Грин «Алые паруса»

Цель урока.1.                     Начать знакомство учащихся с личностью писателя и его творчеством,...

План-конспект урока литературного чтения по повести Александра Грина "Алые паруса" в 8 классе специальной школы для умственно отсталых детей

Обобoение знаний о главных героях повести,  его основной идее. Урок помогает учителю совершенствовать навыки учащихся   в  составлении характеристик литературных героев с помощью с...

Урок-мастерская по литературе. 8 класс. Тема: Александр Грин «Алые паруса». От метафоры к символу 20 века.

Урок-мастерская по литературе. 8 класс.Тема: Александр Грин «Алые паруса». От метафоры к символу 20 века. Цели и задачи:-развивать умение анализировать художественное произведение;-прийти к поним...

Александр Грин «Алые паруса»

Технологическая карта урока литературы в 7 классе....

Урок-игра по произведению Александра Грина "Алые паруса"

Цели урока: совершенствовать умение анализировать прочитанное произведение, а именно уметь давать оценку героям и их поступкам, аргументировать свой ответ, обобщать, делать выводыЗадачи:Образовательна...