Открытый урок по литературе в 5 классе «ПОДВИГУ НАРОДА ЖИТЬ В ВЕКАХ»
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Максимова Валентина Владимировна

Открытый урок по литературе в 5 клас

«ПОДВИГУ НАРОДА ЖИТЬ В ВЕКАХ»

Цель урока:  расширять исторические знания детей; воспитывать чувства патриотизма, уважение к прошлому своего народа, любовь к отечеству.

Задачи:
1. Показать масштабы трагедии Великой Отечественной войны и величие подвига советского народа.
2. Донести мысль о необходимости преемственности поколений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_literature_v_5_klasse.docx27.31 КБ

Предварительный просмотр:

        Открытый урок по литературе в 5 классе

               «ПОДВИГУ НАРОДА ЖИТЬ В ВЕКАХ»

Цель урока:  расширять исторические знания детей; воспитывать чувства патриотизма, уважение к прошлому своего народа, любовь к отечеству.

Задачи:
1. Показать масштабы трагедии Великой Отечественной войны и величие подвига советского народа.
2. Донести мысль о необходимости преемственности поколений.

Оборудование:

Ход занятия

I. Вступительное слово.

Добрый день ребята. Мы сегодня поговорим  с вами о Великой Отечественной войне, о людях совершавших подвиги во имя мира на нашей земле. А что такое «война»? Какое определение дает нам Толковый словарь? (зачитать толкование слова)

 На столе у вас лежат листочки со словом «война», напишите,  какие ассоциации оно у вас вызывает (составление синквейна).

- Да, ребята, война это не только, кровь и смерть, но и память, память, которая нужна, прежде всего, живым.

2.

1- й чтец

  Что такое война? Это – воющий голос металла,
Доносящийся с неба сквозь серую рвань облаков.
Это – липкая слякоть, привычная злая усталость,
Надоедливый дождь, зарядивший на веки веков.
Что такое война? Это – мы, одинокие парни,
Каждый сам по себе, среди тысяч таких же мужчин.
Ты решаешь судьбу батальонов, дивизий и армий,
Оставаясь, как равный, со смертью один на один.
Что такое война? Это – твердая вера в соседа.
Ты с ним рядом стрелял и в траншеях до нитки промок.
Это – прочная дружба, высокое счастье победы,
Что с товарищем делишь, как хлеба последний кусок.

Песня...

1 страница

2-й чтец:

 Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они  - кто старше, кто моложе

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь,

Речь не о том, но все же, все же, все же.

Ведущий: Тысяча девятьсот сорок первый... Неравные бои на границе, первые подвиги защитников Родины.

Песня «Вспомните, ребята».

3-й чтец.

В сорок первом за правое дело

Встал советский народ – исполин.

Самолет направляет Гастелло

Н колонну фашистских машин.

В тыл бесстрашная Зоя уходит,

Кошевой краснодонцев зовет,

И Матросов с гранатой на взводе

К амбразуре ползет.

(На фоне презентации)

1-Виктор Талалихин.

2- Летчик, Герой Советского Союза Виктор Талалихин погиб, защищая столицу нашей Родины.

1- Зоя Космодемьянская.

2- Партизанка Зоя Космодемьянская казнена фашистами.

1- Александр Матросов.

2- Рядовой Александр Матросов погиб, грудью закрыв амбразуру дота.

1- Юрий Смирнов.

2- Рядовой Юрий Смирнов зверски замучен фашистами.

Ведущий: 1418 дней и ночей длилась война и с первых часов, с первых минут вражеского нашествия весь советский народ по зову матери – Родины встал на  смертный бой. Солдат на передовой и подросток на заводе, партизан в тылу врага и колхозница в далеком от фронта селе – каждый, как много, а чаще сверх всяких сил приближал нашу Победу, упорно шагая через всенародную беду к этому светлому выстраданному дню.

4- й чтец.

Разве погибнуть
ты нам завещала,
Родина?
Жизнь
обещала,
Любовь обещала,
Родина.

Разве для смерти
рождаются дети,
Родина?
Разве хотела ты
нашей
смерти,
Родина?

Пламя ударило в небо! —
Ты помнишь,
Родина?
Тихо сказала:
«Вставайте
на помощь»
Родина.
Славы
никто у тебя не выпрашивал,
Родина.

Просто был выбор у каждого:
Я или Родина.
 

4 года. 1418 дней. 34032 часа и 26, 5 миллионов погибших советских солдат. И каждый из них был чьим – то сыном, мужем или отцом. И каждый думал о своих родных и близких.

3 -й чтец.

Милая Вера, пишу тебе 10 мая 1945 года. Мы еще в Берлине. Но уже через месяц я буду дома. Кажется, на крыльях бы полетел к тебе. Но у нас есть еще здесь дела. Жди меня...

5 -й чтец.

Константин Симонов
В. С.
Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь.
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет - повезло!

Не понять не ждавшим, им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой -
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

2 страница

Ведущий. На захваченных территориях фашисты совершали дикие по своей жестокости преступления, жертвами которых были мирные жители – старики, женщины, дети.

  Гитлеровцы последовательно проводили массовое уничтожение населения. В обращении немецкого командования к солдатам говорилось: «У тебя нет сердца, нервов, на войне они не нужны. Убивай всякого русского. Не останавливайся. Или перед тобой старик, женщина, девочка или мальчик – убивай...» И они убивали. Фашистские варвары разрушили и сожгли 1710 городов и более 70 тысяч сел и деревень, разрушили 84 тысячи школ, лишили крова около 25 миллионов человек.        

6 – й чтец

Кровью закат окрашен,

Молча идем без слов

Мимо полей и пашен,

Мимо родных лесов

  Путь наш тяжел и длинен

В горе. В слезах. В огне.

Немец, заняв Калинин

Рвется уже к Москве

  Ноги твои босые,

Кровь посреди дорог,

Трудный твой путь, Россия,

С Запада на Восток.

 Ведущий: Зловещим символом звериного облика стали концентрационные лагеря смерти. В Бухенвальде уничтожено 56 тысяч человек, в Дахау – 70, в Маутхаузене более 122 тысяч, в Майденеке – число жертв около 1 миллиона 500 тысяч, в Освенциме погибло свыше 4 –х миллионов человек.

Песня: «Бухенвальдский набат»

7-й чтец

Они с детьми погнали матерей

И яму рыть заставили, а сами

Они стояли, кучка дикарей,

И хриплыми смеялись голосами.

У края бездны выстроили в ряд

Бессильных женщин, худеньких ребят.

Пришел хмельной майор и медными глазами

Окинул обреченных… Мутный дождь

Гудел в листве соседних рощ

И на полях, одетых мглою,

И тучи опустились над землею,

Друг друга с бешенством гоня…

Нет, этого я не забуду дня,

Я не забуду никогда, вовеки!

8 –й чтец

Я видел: плакали, как дети, реки,

И в ярости рыдала мать-земля.

Своими видел я глазами,

Как солнце скорбное, омытое слезами,

Сквозь тучу вышло на поля,

В последний раз детей поцеловало,

В последний раз…

Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас

Он обезумел. Гневно бушевала

Его листва. Сгущалась мгла вокруг.

Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,

Он падал, издавая вздох тяжелый.

Детей внезапно охватил испуг,--

Прижались к матерям, цепляясь за подолы.

И выстрела раздался резкий звук,

Прервав проклятье,

Что вырвалось у женщины одной.

Ребенок, мальчуган больной,

Головку спрятал в складках платья

Еще не старой женщины. Она

Смотрела, ужаса полна.

Как не лишиться ей рассудка!

9 – й чтец

Все понял, понял все малютка.

-- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! --

Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.

Дитя, что ей всего дороже,

Нагнувшись, подняла двумя руками мать,

Прижала к сердцу, против дула прямо…

-- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!

Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? --

И хочет вырваться из рук ребенок,

И страшен плач, и голос тонок,

И в сердце он вонзается, как нож.

-- Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно.

Закрой глаза, но голову не прячь,

Чтобы тебя живым не закопал палач.

Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.--

И он закрыл глаза. И заалела кровь,

По шее лентой красной извиваясь.

Две жизни наземь падают, сливаясь,

Две жизни и одна любовь!

3 страница.

Ведущий:

Самую большую тяжесть войны вынесла на своих плечах женщина  - мать,  проводившая на войну не только мужа, но и детей и ожидавшая их домой, спустя многие годы после войны.

Песня: «Баллада о матери»

8-й чтец

Ты нас на войну провожала,
К груди прижималась щекой,
Ты рядом с теплушкой бежала,
Крестила дрожащей рукой.

Ты нас об одном лишь просила
Врагу отомстить до конца.
И слов твоих гневная сила
Обуглила наши сердца.

«Ты с нами, родная, ты с нами», —
Мы шепчем в кровавом бою, —
Мы держим высоко, как знамя,
Святую надежду твою.

В окопе, в атаке ли жаркой,
Где гибель стоит на пути, —
Ты с нами — бойцом, санитаркой,
Заветным письмом на груди.

Глядишь с зацелованных снимков
Сиянием ласковых глаз,
Стоишь под огнём невидимкой —
Защитой за каждым из нас;

Испившая полную чашу
Солдатских потерь и побед,
Ты — женщина русская наша,
Которой и имени нет,

Кого только мысль великанша
В походе сумеет обнять…
Так славься ж вовеки ты, наша
Жена, героиня и мать!

4 страница

В этой войне наш народ совершил подвиг, в котором слиты воедино величайшее мужество воинов, партизан, участников подполья и самоотверженность тружеников тыла.

Песня «В землянке»

10-й чтец

Под вечер в гестапо ее привели,
Прикладами били сначала.
Стояла она чернее земли,
И как каменная молчала.
Когда ей руки стали ломать
На исходе бессонной ночи,
Плюнула, партизанская мать
Немцу в бесстыжие очи.
Сказала: были остры как нож
Глухие ее слова,
Сила твоя меня убьет,
Россия будет жива.
Россия тысячу лет жила
Множила племя свое
Сила твоя, бесконечно мала,
Чтобы убить ее.

Ведущий: 9 мая 1945 года в городе Потсдаме был подписан акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.

Песня: «День Победы»

11 – й чтец

Знаю:
солнце
в пустые глазницы
не брызнет!
Знаю:
песня
тяжёлых могил
не откроет!
Но от имени
сердца,
от имени
жизни,
повторяю!
Вечная
Слава
Героям!..

Помните! Через века, через года,- помните!
О тех, кто уже не придет никогда,- помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны
!

Ведущий:

 Минутой  молчания  почтим  память павших  в  боях за  свободу и независимость  нашей  Родины.

3.Рефлексия.

Ребята, вы вспомнили тяжелые военные годы, горькие строки о которых показали нам, что война это несчастье для всех от мала  до велика. А что же такое счастье?

 1-й учащийся. Счастье – это когда ты дорожишь каждой минутой своей жизни и даришь свою любовь окружающим тебя людям. Счастье – это мир без войны!

2-й учащийся. Я хочу, чтобы война никогда не повторялась.

3-й учащийся. Не  хочу, чтобы погибали и страдали люди.

4-й учащийся. Я хочу учиться в школе, заниматься музыкой, танцами, спортом.

5-й учащийся. Хочу каждое утро видеть счастливую улыбку на лице мамы.

6-й учащийся. Хочу слушать пение птиц в любимой березовой роще.

7-й учащийся. Хочу смеяться, радоваться солнечному лучику, зеленой травке, чистому голубому небу.

8-й учащийся. Хочу, чтобы у меня было много друзей и чтобы все мы не боялись прихода завтрашнего дня.

9-й учащийся. Хочу, чтобы жизнь людей в моей прекрасной стране была стабильной, радостной.

Дети с рисунками.

- Я нарисую яркое солнце!

- Я нарисую синее небо!

- Я нарисую свет в оконце!

- Я нарисую колосья хлеба!

- Мы нарисуем кленовые листья,

Школу, ручей, друзей беспокойных

И зачеркнем нашей общей кистью

Выстрелы, взрывы огонь и войны.

Ведущий:

Поднимите рисунки выше, Чтобы все их видеть могли.

Чтобы всем был сегодня слышен

Голос юных граждан Земли.

III. Итог.

– Ребята, о чем мы говорили сегодня на занятии, что нового узнали (ответы детей)

– Помните,  ребята, об этих страшных днях войны и чтите память погибших и живых.

Память не знает старости, и именно она поможет сохранить в каждом человеке воспоминание о войне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвигу народа - жить в веках.

Это литературно-музыкальная композиция посвященная дню Победы....

План-конспект урока внеклассного чтения "Подвигу народа жить в веках"

Внеклассное мероприятие для по патриотическому, нравственному воспитанию...

Подвигу народа жить в веках

В этой разработке речь идет о Великой Отечественной Войне....

Подвигу народа жить в веках!

Сценарий тематического воспитательного занятия-драматизации для учащихся 4-х еклассов ко Дню Великой Победы...

"Подвигу народа - жить в веках!"

Методическая разработка с презентацией посвящается празднику День Победы. Можно использовать на уроках истории, для проведения классных часов или внеклассных мероприятий для разной возрастной категори...

Литературно-музыкальная композиция «Подвигу народа жить в веках», посвященный Дню Победы в 6 классе.

Внеклассное мероприятие можно приурочить к празднованию Дня Победы или к 23 февраля "Дню защитника Отечества"...

урок мужества "Подвигу народа жить через века"

1) Расширять знания детей о Великой Отечественной войне, о людях, которые боролись за родную землю, об истории родного края;2) Формировать познавательный интерес учеников, привлекать детей к выполнени...