Доклад на тему : " Стратегии продуктивного чтения "
статья по литературе (5 класс) по теме

Панова Ольга Александровна

Кем бы ни был современный человек, какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда должен быть читателем, не только усваивать содержание, но и находить нужную информацию, осмысливать ее и интерпретировать.

Чтение – неотъемлемый элемент культуры общества, средство воспитания,  образования и развития личности. Чтение влияет на формирование эмоционально-ценностных отношений, обогащает личный опыт, интеллект.

           Школьная практика подтверждает, что чтение художественной литературы у  сегодняшнего подростка занимает невысокую позицию, интерес к литературе заметно снижается. Во многом это связано с неумением ученика понимать прочитанное. Литература оставляет читателя наедине с книгой, к тому же требует от него интеллектуальных усилий, поскольку чтение – это творчество, речевая работа, активный процесс, опирающийся на жизненный опыт и духовную сферу читателя, на работу его воображения и памяти, мыслей и чувств. Таким образом, чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе, а понимание текста – это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта.

 

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования наряду с другими ставит задачу формирования навыков чтения и работы с текстом. В  современном мире увеличивается количество потоков информации и объем самой информации. Все это создает объективные трудности в отборе, понимании, хранении и передаче информации. Именно поэтому назрела необходимость целенаправленного формирования навыков продуктивного чтения и работы с текстом на всех ступенях школьного обучения .

В концепции универсальных учебных действий наряду с другими познавательными универсальными действиями выделены действия продуктивного чтения, связанные с осмыслением цели чтения и выбора вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи и определением основной и второстепенной информации, с формулированием проблемы и главной идеи текста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon http://www.proshkolu.ru/user/panovaolgaalex/file/5313677/65.5 КБ

Предварительный просмотр:

           

ДОКЛАД

на тему:

«Стратегии продуктивного чтения».

Выполнила: учитель русского

языка и литературы МКОУ

«Основная общеобразовательная

 школа», д. Упрямово Юхновского

района Калужской области

Панова О.А.

6 ноября 2014 года

Кем бы ни был современный человек, какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда должен быть читателем, не только усваивать содержание, но и находить нужную информацию, осмысливать ее и интерпретировать.

Чтение – неотъемлемый элемент культуры общества, средство воспитания,  образования и развития личности. Чтение влияет на формирование эмоционально-ценностных отношений, обогащает личный опыт, интеллект.

           Школьная практика подтверждает, что чтение художественной литературы у  сегодняшнего подростка занимает невысокую позицию, интерес к литературе заметно снижается. Во многом это связано с неумением ученика понимать прочитанное. Литература оставляет читателя наедине с книгой, к тому же требует от него интеллектуальных усилий, поскольку чтение – это творчество, речевая работа, активный процесс, опирающийся на жизненный опыт и духовную сферу читателя, на работу его воображения и памяти, мыслей и чувств. Таким образом, чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе, а понимание текста – это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования наряду с другими ставит задачу формирования навыков чтения и работы с текстом. В  современном мире увеличивается количество потоков информации и объем самой информации. Все это создает объективные трудности в отборе, понимании, хранении и передаче информации. Именно поэтому назрела необходимость целенаправленного формирования навыков продуктивного чтения и работы с текстом на всех ступенях школьного обучения .

В концепции универсальных учебных действий наряду с другими познавательными универсальными действиями выделены действия продуктивного чтения, связанные с осмыслением цели чтения и выбора вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи и определением основной и второстепенной информации, с формулированием проблемы и главной идеи текста.

Если посмотреть на чтение как процесс, то можно выделить в нем три основные фазы: первая — это восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла, своеобразная расшифровка, когда из отдельных слов, фраз, предложений складывается общее содержание. Вторая — это извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста. Третья — это создание собственного нового смысла, то есть “присвоение” добытых новых знаний как собственных в результате размышления. В ответ на прочитанное у читателя возникают собственные чувства, мысли, образы.

Если спросить современного школьника, умеет ли он читать, то этот вопрос вызовет у него недоумение: кто не умеет читать?! Но читать можно по-разному. Можно остановиться на первой фазе чтения – репродуктивной – механическом воспроизведении содержания, пересказа фактов, фабулы. Выделение фактуальной информации используется при просмотровом чтении, но оно не отвечает требованиям к метапредметным результатам, заложенным в новом стандарте. Вторая и третья фаза чтения – это и есть смысловое продуктивное чтение, где извлекается из текста подтекстовая и концептуальная информация. Подтекст предполагает вчитывание в детали (что по сути уже является анализом текста). В каждом тексте присутствуют свои вопросы, есть ключевые детали, “особые” слова, определённый порядок слов, интонация. Нужно научиться их “видеть”, устанавливать между ними связь и понимать смысл этой связи.

В Образовательной системе «Школа 2100» существует единая для всех уроков технология чтения текста.

I этап. Работа с текстом до чтения.

1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

2. Постановка целей урока с учетом  готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения 
1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение.

2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).

 3. Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. 

4. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного.

III этап. Работа с текстом после чтения 
1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия.

2. Знакомство с писателем. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями.

4.Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания).

Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации.

Для работы с тестом на каждом из этапов читатель выбирает свои стратегии. Учебные стратегии – это набор действий, которые предпринимает обучающийся для того, чтобы облегчить обучение, сделать его эффективнее, результативнее, быстрее, приятнее, нацелить и приблизить деятельность учения к своим собственным целям. В случае успеха обучающийся запоминает способы своего действия, операции, используемые ресурсы, переносит стратегию в другие ситуации, делает ее универсальной.

Таким образом, стратегия (в обучении) – это в первую очередь систематизированный план, программа действий и операций, осознанно применяемая для управления обучением с целью его улучшения.

Стратегии предтекстовой деятельности.

Целью предтекстовых стратегий является постановка цели и задач чтения, актуализация или знакомство с важными понятиями, терминами, ключевыми словами. Прогнозирование и формулирование новой темы самим учащимся высвечивает область неизвестного ученику. Обнаруженный дефицит знаний пробуждает желание узнать новое, перейти от незнания к знанию, от неумения к умению. Имея спрогнозированный результат деятельности на уроке, школьники по окончании работы получают возможность самостоятельно подвести итог урока, оценить свою деятельность и реализовать свои творческие способности.

С помощью антиципации — догадки, мысленного предвосхищения содержания и плана последующего изложения —обучающийся забегает мыслью вперед. Он не только понимает то, о чем говорит автор в тексте, читаемом в данный момент, но и предполагает, догадывается — по логике развития мысли автора,— о чем тот должен сказать вслед за этим. Читатель превращается в своеобразного соавтора. Он сам «продолжает» авторский текст, сам мысленно «пишет» продолжение.

Стратегии предтекстовой деятельности представляют собой достаточно новое явление в работе учителя. Их появление связано со сменой педагогических концепций по обучению чтения.

С позиции пробуждения интереса к чтению исследователи отмечают следующие наиболее продуктивные предтекстовые стратегии:  

«Мозговой штурм».

«Глоссарий».

«Ориентиры предвосхищения».

«Батарея вопросов».

«Предваряющие вопросы».

«Рассечение вопроса».

«Алфавит за круглым столом»

«Соревнуемся с писателем».

«Мозговой штурм»

Целью стратегии является актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста.

Ход работы:

Сегодня мы будем читать и обсуждать тему… Какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы?

Учитель записывает все называемые ассоциации.

Теперь прочитаем текст и посмотрим, адекватна ли информация, данная вами при «Мозговом штурме», тому, что мы узнали из текста.

«Глоссарий»

Цель стратегии : актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.

Ход работы:

Мы будем читать информационный текст «История появления чисел ». Математика.

Посмотрите на список слов и отметьте те, которые могут быть связаны с текстом.

Закончив чтение текста, вернитесь к данным словам и посмотрите их значение и употребление слов, используемых в тексте.

«Рассечение вопроса»

Целью стратегии является смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия.

Ход работы:

Прочитайте заглавие текста и разделите его на смысловые группы. О чем, как вы думаете, пойдет речь в тексте?

Атмосфера: строение, значение, изучение. География.

Злаки – хлеб человечества. Биология.

Следы во времени. Литература.

«Алфавит за круглым столом»

Мы планируем прочитать и обсудить тему взаимоотношений человека и животных, человека и природы. На предложенной вам карте алфавита напишите названия или авторов книг, которые связаны с этой темой. Обсуждение результатов происходит по методике свободного обсуждения.

«Соревнуемся с писателем».

Цель : мотивировать человека на прочтение книги. Попробуйте спрогнозировать содержание книги, просмотрев иллюстрации. Один ученик предлагает свой вариант сюжета книги, остальные его дополняют.

Стратегии текстовой деятельности

Целью стратегий на исполнительной фазе чтения является развитие его механизмов, то есть выдвижение гипотезы о содержании читаемого, ее подтверждение/отклонение, размышление во время чтения о том, что и как я читаю и насколько хорошо понимаю прочитанное. Основным принципом стратегий этого этапа является остановка деятельности, размышление вслух, прогноз, установление разнообразных и разнонаправленных связей и отношений в ходе развития сюжета. Учитель вмешивается в процесс чтения обучающегося с целью помочь, предоставить дополнительную информацию и просто обучить.

Цель : понимание текста и создание его читательской интерпретации.

Стратегии

«Чтение в кружок» (попеременное чтение»).

«Чтение про себя с вопросами».

«Чтение про себя с остановками».

«Чтение про себя с пометками».

«Чтение в кружок»

Ход работы:

Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать с пониманием, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу.

Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

«Чтение про себя с вопросами»

Цель стратегии :научить читать текст вдумчиво, задавая самому себе все более усложняющиеся вопросы, вести «диалог с автором».

«Чтение  про себя с остановками»

Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

Ход работы:

Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие – на прогноз содержания последующего отрывка.

«Чтение про себя с пометками»

Данная стратегия чаще всего используется для работы со сложными научными текстами. Её целью является мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ. Читатель делает на полях пометки. Характер пометок определяется целями чтения.

Стратегии послетекстовой деятельности

Целью стратегий  послетекстовой деятельности является применение, использование материала в самых различных ситуациях, формах, сферах, включение его в другую, более масштабную деятельность. Стратегии связаны с усвоением, расширением, углублением, обсуждением прочитанного, происходит корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.

Стратегии послетекстовой деятельности

«Отношение между вопросом и ответом»

«Вопросы после текста»

«Тайм-аут»

«Проверочный лист».

«Отношение между вопросом и ответом»

Ответ на вопрос может быть в тексте или в голове читателя. Если ответ в тексте, он может находиться в одном предложении или в нескольких его частях. В случае 1, чтобы ответить на вопрос, надо найти точный ответ в одном предложении текста, если он содержится в нескольких частях текста, такой ответ надо формулировать, соединяя их.

Если ответ в голове читателя, то в одном случае читатель составляет его, соединяя то, что автор говорит между строк или в косвенной форме, и то, как сам читатель интерпретирует слова автора. В другом случае ответ находится за пределами текста и читатель ищет его в своих знаниях.

«Вопросы после текста»

-фактической (фактуальной) информации текста, изложенной вербально;

- подтекстовой информации, скрытой между строк, в подтексте;

-концептуальной информации, часто находящейся за пределами текста и имеющей отношение к её использованию.

-оценочные, рефлексивные вопросы, связанные с критическим анализом текста.

«Тайм-аут»

Цель: самопроверка и оценка понимания текста путем обсуждения его в парах и в группе.

Итак, обучение стратегиям чтения развивает умения взаимодействовать с текстом, размышлять о читаемом и прочитанном; оно включает процедуры обучения пониманию, когда читатель анализирует то, как он понимает содержание текста, и способы работы с ним.

В настоящее время кардинально меняется взгляд на то, каким должен быть выпускник школы. Современные реалии требуют, чтобы он не только владел суммой знаний по предмету, но и успешно использовал их в разнообразных ситуациях. Умел и хотел учиться всю жизнь. Творческая личность должна обладать инструментом для самообразования, самовоспитания. Владеть приемами анализа, синтеза, уметь делать выводы, рассуждать. Все это может дать человеку Чтение

Использованная литература

Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова. Технология работы с текстом в начальной школе и 5-6 классах (технология формирования типа правильной читательской деятельности) HYPERLINK "http://www.school2100.ru/izdaniya/books/files/tehnologiya_produkt_chteniya.pdf"http://www.school2100.ru/izdaniya/books/files/tehnologiya_produkt_chteniya.pdf

Образовательные технологии. Сборник материалов. – М. :Баласс, 2008. – 160 с. (Образовательная система «Школа 2100»).

Обучение стратегиям чтения в 5—9 классах: как реализовать ФГОС.Пособие для учителя /Н.Н. Сметанникова. — М. : Баласс, 2012. — 128 с. (Образовательная система «Школа 2100»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме «Стратегии усвоения, используемые в процессе обучения и овладения иностранным языком. Классификации стратегий усвоения

Доклад по теме «Стратегии усвоения, используемые в процессе обучения и овладения иностранным языком. Классификации стратегий усвоения...

Доклад на тему : "Стратегии смыслового чтения на уроках английского языка"

Материал окажется полезным при подготовке к семинару по данной теме...

Моя методическая тема: "Стратегии смыслового чтения: развитие творческого потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы"

Материал представляет собой накопленное количество приемов смыслового чтение, которые вызывают интерес у учащихся к чтению, развивают воображение, формируют речь....

Материал методического семинара по теме «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом – необходимое условие для формирования и развития метапредметных компетенций обучающихся»

Цель: обучение эффективным приёмам смыслового чтения как необходимого условиядля формирования и развития метапредметных компетенций обучающихся   Задачи:...

Стоит ли в старших классах использовать стратегии продуктивного чтения на уроках русского языка?

Некоторые учителя считают, что на уроках русского языка в старших классах не надо уделять  много времени  на  изучение приемов  работы с текстом, так как ребята обучены этому в сре...

Доклад на МО «Стратегии смыслового чтения. Приемы работы с текстом по формированию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»

В докладе представлены приёмы  формирования читательской грамотности, которые можно использовать на уроках русского языка и литературы....