Материалы к уроку литературы в 9 классе "А.С.Грибоедов. Жизнь и творчество".
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Яруллина Венера Гумеровна

В папке к уроку содержится конспект урока, презентация и материал для рабочей папки учащегося.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы  в 9 классе по теме:

«А.С.Грибоедов. Жизнь и творчество»

Цели:  О. дать представление о личности А.С. Грибоедова и его трагической

             судьбе; поразмышлять над «загадкой» А.С.Грибоедова; проследить

             историю  создания комедии «Горе от ума»;

Р.  формирование умения выделять существенные признаки, свойства, устанавливать связи и отношения между явлениями действительности;

В. воспитание чувства гордости за историческое и культурное прошлое страны.

Оборудование урока:  презентация «Россия начала XIX века»; портреты писателя;

вальс Грибоедова; индивидуальные папки учащихся; учебники литературы.

Словарная работа.

1. Парадокс – явление, кажущееся невероятным, неожиданным.

2. Феномен – явление, в котором обнаруживается сущность чего-нибудь.

3. Энциклопедизм – всесторонняя образованность, глубокая осведомленность в различных областях знаний.

4. Гений – высшая творческая способность.

5. Публицист – писатель, автор публицистических произведений.

6. Публицистика – литература по актуальным общественно-политическим вопросам современности текущей жизни общества.

7. Цензура – система государственного надзора за печатью и средствами массовой информации

8.       Диалог- разговор двух и более персонажей.

9.        Монолог – речь, рассказ, выражение мысли от первого лица.

Ход урока:

  1. Оргмомент.
  2. Слово учителя.

          В нашем серьёзном разговоре о становлении и развитии русской литературы мы с вами подошли к самым ярким и значительным её страницам, к началу XIX века, которые в мировой литературе и истории носят звучное название «Золотой век».

Какие исторические события связаны с этим периодом и как развивается Россия и литература в начале XIX века?

  1. От романтизма к реализму.

1. Реализация домашнего задания (стр.143-144 учебника). Ответы учащихся

2. Показ презентации «Россия XIX века».

  1. Знакомство с эпиграфом урока:

     Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с личностью и трагической судьбой одного из самых замечательных людей начала XiX века, проследить историю создания комедии «Горе от ума», Эпиграфом к уроку стали слова жены Грибоедова, грузинки Нины Чавчавадзе: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской…». В ходе урока попробуем доказать правоту ее слов. Пока личность Грибоедова для нас загадка.

 (Учащиеся записывают эпиграф в тетрадь.)

V.     Портрет писателя.

     1. Иконография писателя (презентация на фоне вальса Грибоедова).

       - Перед вами сейчас на экране прошли несколько портретов, звучал вальс, принадлежащий талантливому писателю, публицисту, драматургу и дипломату.  Давайте вглядимся в портреты и попробуем представить, каким был человек, изображённый на портретах и написавший этот вальс.

Слушаем ответы учащихся.

Учитель. Так каким же он был на самом деле? Каким его видели современники?

2. Групповая работа с заданиями из индивидуальной папки

1.  Прочитайте стихотворение современника Грибоедова поэта Е.А. Боратынского  (I вариант) и размышления известного русского писателя, нашего современника, Л.МЛеонова (II вариант), о портрете А.С.Грибоедова. Вглядитесь в репродукцию портрета. Объясните, как вы понимаете истолкование его Е.А.Боратынским и Л.М.Леоновым. В чем «загадка» А.С.Грибоедова?

Надпись

(к портрету Грибоедова)

Взгляни на лик холодный сей,

Взгляни: в нем жизни нет.

                           Но как на нем былых страстей

                            Еще заметен след.

                            Так ярый ток, оледенев,

                           Над бездною висит,                  

                           Утратив прежний грозный рев,

                           Храня движенья вид.

ЕЛ.Боратынский. 1825 г.

Попробуем нарисовать, как он представляется нам сквозь дымку почти полутора столетий. В год его смерти наш великолепный гравер Уткин сделал по рисунку Ривароля портрет Грибоедова. Мне кажется, что этот простой, тонированный серым гравюрный лист более соответствует облику писателя, чем раскрашенный Крамским борелевский1 рисунок. Александр Сергеевич Грибоедов освещен здесь слабым, как бы темничным светом тогдашней России. В очках, с пристальным взором исследователя — не на литератора похож он, а скорее на врача, стоящего у изголовья России. К этой поре относится его признанье Бегичеву: «Комедии я больше не напишу, веселость моя исчезла». По отзывам современников, обворожительный собеседник, он был опасный противник в споре. Холодное и меткое остроумие уживалось с отзывчивым, даже чувствительным сердцем, — и вот мы приближаемся к главному, что предстоит выяснить нам. В 1823 году он жалуется Кюхельбекеру на душу свою: «Для нее ничего нет чужого, — страдает болезнию близкого, кипит при слухе о чьем-нибудь бедствии». Кроме близких, об этом не подозревал никто. Внешне он был всегда замкнут, как раковина. И, может быть, поэтому в ней вызрела лишь одна такая жемчужина.

Л.Леонов. Судьба поэта

2. Как во внешнем облике поэта отразилась, по представлению писателей, глубокая внутренняя жизнь Грибоедова? Найдите наиболее яркие сравнения, которые помогают понять мысли и Боратынского, и Леонова. Почему эти сравнения можно назвать ключевыми для стихотворного и прозаического текстов?

1Б о р е л ь  — художник, современник А.С.Грибоедова.

Учитель. Так каким же он был на самом деле? Каким его видели современники?

А вот каким: «Грибоедов был хорошего роста, довольно интересной наружности, брюнет с живым румянцем и выразительной физиономией, с твердой речью» (В. Андреев) «Кровь сердца всегда играла на его лице» (А. Бестужев).

                        . …ты ясен был…

                         Твои светлее были очи

                         Чем среди стихов и забав

                         В чертогах суеты и шума

Где свой покров нередко дума

Бросала на чело твое,

Где ты прикрыть желая ей

Улыбкой, шуткой, разговором…

                      (Кюхельбекер).

Учитель. Значит, не было у него холодного лика! Художники ошибались?

Каково ваше мнение, ребята? Каким вы представили его, познакомившись с биографией писателя? Какие загадки оставила нам история?

VI. «Загадки» судьбы А.С.Грибоедова

1. «Загадка» рождения писателя. Индивидуальное сообщение учащегося.

2.   Реализация домашнего задания. Попытайтесь найти эпиграф, который мог бы стать главной мыслью краткого рассказа о жизни писателя.

Какие факты биографии, деятельности, творчества Грибоедова поражают воображение? Приведите примеры, расскажите об этом.

Как сказалось на жизненном пути Грибоедова его участие в Отечественной войне 1812 года? Какое значение имела для драматурга его связь с декабристами?

Можно ли сказать, что жизнь Грибоедова полно и ярко отразила судьбу всего поколения дворянской интеллигенции 10—20-х годов? Поясните, обоснуйте свою мысль.

И все же «загадки» личности и судьбы Грибоедова остаются. Быть может, их разгадывать будущим поколениям, быть может, их разгадывать вам...

3. Слово учителя. Среди основных  исторических дат начала XIX века мы с вами назвали 25 декабря 1825 года. С этой датой связана ещё одна «загадка» судьбы драматурга. Еще одна «загадка» судьбы драматурга.

Был ли Грибоедов участником тайного общества декабристов?

 На этот счет тоже идут споры, продолжаются исследования. Прочитайте фрагменты воспоминаний, свидетельства современников, отрывки из документов. Составьте свое мнение об участии Грибоедова в движении декабристов.

4. Групповая работа с заданиями из индивидуальной папки.

Был ли Грибоедов участником тайного общества декабристов?

 

На этот счет тоже идут споры, продолжаются исследования. Прочитайте фрагменты воспоминаний, свидетельства современников, отрывки из документов. Составьте свое мнение об участии Грибоедова в движении декабристов.

«— Очень любопытно, Андрей Андреевич, — начал я, — знать настоящую, действительную степень участия Грибоедова в заговоре 14 декабря.

  • Да какая степень? Полная.
  • Полная? — произнес я не без удивления, зная, что Грибоедов сам же смеялся над заговором, говоря, что 100 человек прапорщиков хотят изменить весь правительственный быт России.
  • Разумеется, полная. Если он и говорил о 100 человеках прапорщиков, то это только в отношении к исполнению дела, а в необходимость и справедливость дела он верил вполне.»

ДА.Смирнов. Рассказы об А.С.Грибоедове, записанные со слов его друзей

«Я Тайному обществу не принадлежал и не подозревал о его существовании. По возвращении моему из Персии в Петербург в 1825 году я познакомился посредством литературы с Бестужевым, Рылеевым и Оболенским. Жил вместе с Одоевским и по Грузии был связан с Кюхельбекером. От всех сих лиц ничего не слыхал, могущего мне дать малейшую мысль о Тайном обществе. В разговорах их видел часто смелые суждения насчет правительства, в коих сам я брал участие: осуждал, что казалось вредным, и желал лучшего. Более никаких действий моих не было, могущих на меня навлечь подозрения, и почему оное на меня пало, истолковать не могу».

(Подпись) Коллежский асессор Александр Грибоедов Генерал-адъютант

СЛевашов Из следственного дела А.С.Грибоедова

«Благодетель мой бесценный. Теперь, без дальних предисловий, просто бросаюсь к вам в ноги, и, если бы с вами был вместе, сделал бы это, и осыпал бы руки ваши слезами.

Вспомните о ночи в Тюришенчае перед моим отъездом. Помогите, выручите несчастного Александра Одоевского... Может ли вам государь отказать в помиловании двоюродного брата вашей жены, когда двадцатилетний преступник уже довольно понес страданий за свою вину, вам близкий родственник, а вы первая нынче опора царя и отечества. Сделайте это добро единственное, и оно вам зачтется у Бога неизгладимыми чертами небесной Его милости и покрова... Спасите страдальца.»

А.С.Грибоедов — И.Ф.Паскевичу, 3 дек. 1828 г.

«Невзирая на опасность знакомства с гонимыми, он явно и тайно старался быть полезным. Благородство и возвышенность характера обнаружились вполне, когда он дерзнул говорить в пользу людей, при одном имени коих бледнел оскорбленный властелин.»

ПА.Бестужев. Из памятных записок

Конечно, приведенные здесь материалы неполны, но и они дают представление о сложном отношении Грибоедова к будущим декабристам и их движению.

Какое впечатление складывается у вас о связи Грибоедова с движением декабристов?

  1. Разделял ли он взгляды декабристов? Верил ли в их
          идеалы?
  2. Был ли Грибоедов прямым участником движения?
  3. Если Грибоедов был близок декабристам, то в чем?
  4. А если расходился с ними, то что его не устраивало в их
    стремлениях?

VII. Любовь всей жизни.

 Очень лиричной и трагичной является ещё одна страница жизни А.С.Грибоедова

Сообщение учащейся о Нине Чавчавадзе на фоне вальса Грибоедова.

VIII. Великая комедия.

А сегодня мы начнём знакомство  с гениальным и бессмертным творением А.С.Грибоедова «Горе от ума».

1. Работа с понятиями.

Слово учителя. Мы говорим, Грибоедов создал бессмертное драматическое произведение, давайте вспомним, что собою представляют драматические произведения? чем  они отличаются от других жанров?

Учащиеся работают со словарём.

Драматические произведения отличаются от лирики и эпоса прежде всего тем, что предназначены для исполнения на сцене. Их содержание составляют речи, разговоры действующих лиц в форме диалога и монолога. Речи действующих лиц сопровождаются ремарками, т.е. авторскими указаниями об обстановке действия, о внутреннем состоянии героев, их мимике и жестах. Кроме того, искусство слова дополняется режиссерской трактовкой драматического произведения, актерской игрой: мы слышим героев, видим.их действия, являемся свидетелями протекающей на наших глазах жизни персонажей драмы. Сценическая обстановка (декорации, костюмы, музыка) усиливают впечатления от спектакля.

В драматическом произведении движение событий, столкновение и борьба противоположных сил, характеров протекают особенно остро и напряженно. В то же время сами события могут быть очень просты и обыкновенны, но каждое слово, каждое движение раскрывает характер персонажа, его побуждения, его общественное лицо, место в жизни.

-       Назовите основные виды драматических произведений. (Трагедия, драма, комедия).

-        Каковы отличительные признаки комедии? (В комедии осмеиваются те или иные стороны общественной жизни, отрицательные черты и свойства характеров людей) .

 

2. Рассказ подготовленного ученика об истории создания комедии.

Лучший друг Грибоедова С. Н. Бегичев писал: «Известно мне, что план этой комедии был сделан у него еще в Петербурге в 1816 году и даже написаны были несколько сцен, но не знаю, в Персии или в Грузии Грибоедов во многом изменил их и уничтожил некоторых действующих лиц…»

В. В. Шнейдер, сокурсник Грибоедова по Московскому университету, говорил, что Грибоедов начал писать комедию еще в 1812 году. Такая точка зрения существует, хотя автору ее, в то время было более 70 лет, и возможно он что-то забыл или перепутал. Правда, учитывая необычайные способности Грибоедова, можно допустить, что 17-летний юноша способен был создать подобное произведение.

Существует и такая версия, что сюжет комедии приснился Грибоедову. Причем сам автор в письме из Тегерана от 17 ноября 1820 г. (адресат письма не известен) подтверждает ее: «…Когда же должно быть готово? – Через год, клятву дайте… И я дал ее с трепетом…Я пробудился…ночная стужа развеяла мое беспамятство, затеплила свечку в моей храмине, сажусь писать, и живо помню мое обещание; ВО СНЕ ДАНО, НА ЯВУ ИСПОЛНИТСЯ!»

Комедия была завершена к осени 1824 года. Сохранилась и 1-я (черновая) редакция пьесы, которая сейчас находится в Московском государственном историческом музее. Грибоедов очень хотел увидеть комедию в печати и на сцене, но на нее был наложен цензурный запрет. Единственное, что удалось сделать после долгих хлопот, это напечатать отрывки с цензурными правками. Впрочем, комедия дошла до читающей России в виде «описков». Успех был потрясающий: « Грому, шуму, восхищению, любопытству нет конца» (из письма Бегичеву, июнь 1824 год).

  Только после смерти автора комедия появилась на профессиональной сцене. Первое отдельное издание «Горя от ума» вышло в Москве в 1833 году (с цензурными купюрами). Первоначальное название комедии было «Горе уму». Затем автор меняет его на «Горе от ума».

Настоящему уму горе причинить нельзя, а вот от ума горе быть очень даже может.

Сюжетную основу произведения составляет драматический конфликт, бурное столкновение умного, благородного и свободолюбивого героя с окружающей его дворянской средой. В итоге «Горе от собственного ума» полной мерой испил сам герой. «Горе от ума» замыкает первый период литературной деятельности Грибоедова.

В дальнейшем для него наступает пора напряженных творческих исканий. На расспросы и пожелания друзей он отвечал: «…комедии больше не напишу, веселость моя исчезла, а без веселости нет хорошей комедии».

3. Подготовка к чтению комедии. 

- А теперь обратимся к изученному ранее литературному направлению – классицизму.

-        Какой один из основных принципов классицистической комедии? (Принцип единства места, времени и действия).

-        Вспомните, что это значит?

-        Какие ещё правила классицистической драмы вы знаете?

 

 

 

VII. Домашнее задание.

-        Проанализировать список действующих лиц, выделить говорящие фамилии, определив их значение.

-        Перечитать 1 и 2 действия пьесы;

-        Подумать над вопросом: где начинается завязка действия?

 Опережающее задание: Какие из законов классицистической комедии сохранены в «Горе от ума», а какие нарушены?

- Какие фамилии в комедии являются говорящим, какие ещё правила классицистической драмы сохранил Грибоедов и  в чем новаторство

комедии,

- Прочитав комедию, подтвердите или опровергните одно из высказываний современников А.С.Грибоедова о его творении:

«Будущее оценит достойно сию комедию и поставит её среди первых творений народных». (А. Бестужев).

«Комедия произвела неописуемое действие и вдруг поставила Грибоедова наряду с первыми нашими поэтами». (А.С. Пушкин).

в) «Горе от ума» - феномен, какого не видели мы от времён «Недоросли полна характеров, обрисованных смело и резко; живая картина московских нравов, душа в чувствованиях, ум и остроумие в речах, невиданная доселе беглость и природа разговорного языка в стихах. Всё это завлекает, поражает, приковывает внимание». (А. Бестужев).

г) Сам Грибоедов говорил о своём детище так: «В моей комедии 25  глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек, разумеется, в противуречии с обществом его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих».

 

VIII. Итог урока.

Сегодня на уроке мы с вами прикоснулись к страницам истории России и её «золотому фонду». Мы познакомились с личностью великого писателя и великого гражданина великой страны, попытались разгадать некоторые «загадки» его столь короткой и трагической судьбы. Вернёмся к эпиграфу урока. Докажите на примерах из материалов урока правомерность слов Нины Чавчавадзе.

Проведение тестирования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к урокам литературы, 10 класс, И.Гончаров "Очерк жизни и творчества писателя.",Роман "Обломов" в русской критике. "Золотое сердце" или "русская лень"?

1 работа: в центре презентации  - очерк жизни и творчества Гончарова.2 работа: в  презентации   сопоставлены  разные точки зрения на роман и образ главного героя. ...

Презентация к интегрированному уроку литературы и информатике по теме "Жизнь и творчество А.П.Чехова"

Презентация к интегрированному уроку литературы и информатике по теме "Жизнь и творчество А.П.Чехова"...

Урок литературы в 11 классе Этапы жизни и творчества А.А.Ахматовой

Презентация содержит информацию о жизни и этапах творчества Анны Ахматовой.  Несколько слайдов посвящены пребыванию Ахматовой в Тверском крае: Слепнево - имение матери Гумилева. Т.к. работа получ...

Конспект урока литературы в 11 классе. Тема "Жизнь и творчество С. А. Есенина. Тема родины в творчестве Есенина".

Урок посвящен творчеству Есенина, предназначен для учащихся 11 класса. Оборудование: презентация "Есенин", аудиозаписи....

Материалы для уроков литературы по творчеству Н.А.Некрасова

В методической разработке по творчеству Н.А.Некрасова представлены две презентации презентация "Николай Алексеевич Некрасов" и "Поэма Некрасова"Кому на Руси жить хорошо&q...

Материалы к уроку литературы (мастерской построения знаний) по творчеству А.А. Ахматовой "Особенности лирики А.А.Ахматовой" для обучающихся 11 класса

Материалы к уроку литературы (мастерской построения знаний) по творчеству А.А. Ахматовой "Особенности лирики А.А.Ахматовой" для обучающихся 11 класса.Творчество А.А.Ахматовой рассматривается...