Урок по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети». Тема «Финал романа»
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Троицкая Светлана Николаевна

Урок по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети" отличается новизной подхода к анализу заключительных глав романа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_uroka_literatury.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Тема «Финал романа»

Цели:

  • подвести итог размышлениям о романе, о главном герое Базарове;
  • высказать свою точку зрения на поступки главного героя, оценить его взгляды на жизнь;
  • формировать умение работать с текстом;
  • научить отстаивать свою точку зрения;
  • развивать эстетический вкус, внимание к слову писателя;
  • расширять кругозор учащихся, привить любовь к художественному слову.

Урок начинается с эпиграфа – стихотворения нобелевского лауреата 2011г. по литературе Томаса Транстремера.

Смерть склонилась надо мной

я шахматный этюд

она знает решение.

(Из цикла "Великое таинство")

Предлагаю учащимся прочитать 2-ю строку стихотворения (1-я и 3-я пока закрыты).

Так о себе говорит лирический герой стихотворения. Давайте подумаем, что скрывается за этой метафорой?

Для справки

Томас Транстрёмер - поэт. Родился в 1931 году, вырос в Стокгольме. Психолог по образованию, он один из самых известных в мире поэтов Швеции. Опубликовал одиннадцать поэтических книг, еще много книг выходило на разных языках мира. Лауреат премии им. Бельмана (1966), премии им. Петрарки (1981), премии Северного Совета по литературе. Лауреат Нобелевской премии по литературе (2011), которую он получил «за то, что его краткие, полупрозрачные образы дают нам обновлённый взгляд на реальность».

Шахматы (от персидского шах мат — властитель умер) – игра 32 фигурами (по 16 белого и черного цветов) на 64-клеточной доске для двух соперников. Цель — поставить мат (см. МАТ (в шахматах)) королю противника.

Древняя игра, берущая начало в Индии и имеющая многовековую историю; сочетает в себе элементы науки, искусства и спорта

Шахматный этюд – составленная шахматным композитором позиция, в которой одной из сторон предлагается выполнить задание (выиграть или сделать ничью) без указания числа ходов. Это вид шахматной задачи. Он характеризуется тем, что в позиции небольшое количество фигур (как правило, не более 7, бывает и чуть больше). Кроме того, в этюдах обычно первый ход делают “белые”. Поэтому в задачах-этюдах просто пишут “ничья”, “выигрыш” или “мат в два хода”, не указывая при этом, кто начинает.

Лирический герой видит себя шахматным этюдом. Он загадка. Загадка для себя или для других? Как вы думаете, мог ли так сказать о себе Евгений Базаров? Давайте вспомним, как он представляется сам и что о нем думают другие?

Делаем подборку цитат из романа.

1. «– Что такое Базаров? –  Аркадий усмехнулся. –  Хотите, дядюшка, я вам скажу, что он собственно такое?

  – Сделай одолжение, племянничек.

   –  Он нигилист.

   –  Как? –  спросил Николай Петрович, а Павел Петрович поднял на воздух нож с куском масла на конце лезвия и остался неподвижен.

  – Он нигилист, –  повторил Аркадий.

   –  Нигилист, –  проговорил Николай Петрович. –  Это от латинского nihil, ничего, сколько я могу судить; стало быть, это слово означает человека, который... который ничего не признает?

   –  Скажи: который ничего не уважает, –  подхватил Павел Петрович и снова принялся за масло.

   –  Который ко всему относится с критической точки зрения, –  заметил Аркадий.

   –  А это не все равно? –  спросил Павел Петрович.

   –  Нет, не все равно. Нигилист –  это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип» (гл. 5).

Да, Базаров-нигилист –   загадка для старшего поколения Кирсановых.

2. Базаров о себе в присутствии Одинцовой: «Какой я смирненький стал», «Люди, что деревья в лесу…» (гл. 16).

3. Одинцова: «Странный человек этот лекарь!»

4. Базаров: « Я человек положительный, неинтересный. Говорить не умею».

5. Одинцова и Базаров.

« – Послушайте, я давно хотела объясниться с вами. Вам нечего говорить, – вам это самим известно, – что вы человек не из числа обыкновенных; вы еще молоды – вся жизнь перед вами. К чему вы себя готовите? какая будущность ожидает вас? Я хочу сказать – какой цели вы хотите достигнуть, куда вы идете, что у вас на душе? Словом, кто вы, что вы?

   – Вы меня удивляете, Анна Сергеевна. Вам известно, что я занимаюсь естественными науками, а кто я...

  – Да, кто вы?

   –Я уже докладывал вам, что я будущий уездный лекарь» (гл. 18).

Почему Одинцова думает, что Базаров не такой, как все?

6. После признания в любви Одинцовой Базаров говорит о себе: «Расклеилась машина», «Каждый человек на ниточке висит, бездна ежеминутно под ним разверзнуться может, а он еще сам придумывает себе всякие неприятности, портит свою жизнь».

7. Аркадий в разговоре с отцом Базарова:

« Ваш сын – один из самых замечательных людей, с которыми я когда-либо встречался, – с живостью ответил Аркадий…  – Я уверен…что сына вашего ждет великая будущность, что он прославит ваше имя. Я убедился в этом с первой нашей встречи» (гл. 21).

8. Базаров о себе у стога сена: «…Я вот лежу здесь под стогом... Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет; и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностию, где меня не было и не будет... А в этом атоме, в этой математической точке кровь обращается, мозг работает, чего-то хочет тоже... Что за безобразие! Что за пустяки!» (гл. 22).

Открываю 1-ю и 3-ю строки эпиграфа. Теперь предлагаю осмыслить значение всего стихотворения и применить к образу Базарова, попытаться понять, почему именно это хокку Транстремера я выбрала в качестве эпиграфа к уроку.

Герой –  личность   загадочная. Но смерть склонилась над лирическим героем. Почему? Она знает решение. Может, она раскроет истинную сущность героя? Какое решение примет смерть? Лирический герой не знает, что его ждет. Может ли он что-то изменить? Кто же сильнее? За кем выигрыш?

Обратимся к последним страницам романа.

А.П. Чехов писал: «Боже мой! Что за роскошь «Отцы и дети»! Просто хотя караул кричи. Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел, и было такое чувство, как будто я заразился от него. А конец Базарова? Это черт знает, как сделано».

Д. И.  Писарев: «Умереть так, как умер Базаров - это все равно, что сделать великий подвиг»?

Каким предстает Базаров перед лицом смерти?

 В этот момент проявились лучшие качества нигилиста Базарова. Сила воли, мужество, любовь к родителям, готовность исполнить их просьбу причаститься. Больше того, Базаров сам просит родителей помолиться за него. Нельзя сказать, что он обрел веру, но он и не отрицает силу религии. Главное – Евгений перестал отрицать и любовь. Базаров находит в себе силы вновь встретиться с Анной Сергеевной Одинцовой и признаться ей в любви. Нет чувства мести за то, что она когда-то его отвергла. Есть восхищение любимой женщиной. Последние слова Е. Базарова: «Эх, Анна Сергеевна, станемте говорить правду. Со мной кончено. Попал под колесо. И выходит, что нечего было думать о будущем. Старая штука смерть, а каждому внове. До сих пор не трушу... а там придет беспамятство, и фюить! (Он слабо махнул рукой.) Ну, что ж мне вам сказать... я любил вас! Это и прежде не имело никакого смысла, а теперь подавно. Любовь — форма, а моя собственная форма уже разлагается. Скажу я лучше, что — какая вы славная! И теперь вот вы стоите, такая красивая... Великодушная! — шепнул он. — Ох, как близко, и какая молодая, свежая, чистая... в этой гадкой комнате!.. Ну, прощайте! Живите долго, это лучше всего, и пользуйтесь, пока время. Вы посмотрите, что за безобразное зрелище: червяк полураздавленный, а еще топорщится. И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта — как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет... Все равно: вилять хвостом не стану… Я нужен России... Нет, видно, не нужен... Прощайте, — проговорил он с внезапной силой, и глаза его блеснули последним блеском. — Прощайте... Послушайте... ведь я вас не поцеловал тогда... Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет...» (гл.27).

Базаров говорит, как поэт. На память приходит стихотворение А.С. Пушкина «Я вас любил…». Евгений не отрицает теперь и романтизм, и поэзию.

Изменил ли Базаров своим убеждениям, изменился ли сам? Скорее всего, Евгений и был таким, каким мы его увидели перед лицом смерти (смерть знает решение). Нигилизм – nihil – ничего не значит. Это все было наносное, искусственное, что мешало жить, любить. Разрушая «старое», расчищая место для нового, отрицая непреходящие ценности, Базаров проиграл, разрушил себя.

Но почему И.С. Тургенев приводит Базарова к гибели, не давая шанса проявить ему свою истинную сущность?

Может быть, это урок молодому поколению следовать наказам «отцов», тем самым воплощая связь поколений, в которой кроется великая жизненная сила.

А может, И.С. Тургенев подобным образом заявляет о своей авторской позиции, о своем несогласии с идеями нигилистов?

Современники И.С. Тургенева предполагали, что автор не знал, каким могло быть будущее нигилиста Базарова. Писательский кризис побудил его завершить роман гибелью главного героя. Действительно ли, у Базарова нет будущего?

А как думаете вы? На этот вопрос-сомнение Тургенев отвечает в эпилоге.

Домашнее задание. Написать сочинение-размышление «Роль эпилога в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Источники информации:

  1. Егорова Н.В., Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе XIX в.: 10 класс, I полугодие. – М.: ВАКО, 2009.
  2. http://standart.edu.ru/
  3. http://ilibrary.ru/text/96/index.html

http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/64433/шахматы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети" в форме заседания PR-агентства

Урок в такой необычной форме приближает нас к десятиклассникам, к их интересам, кругозору....

Урок по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети" в форме заседания PR-агентства

Урок в такой необычной форме приближает нас к десятиклассникам, к их интересам, кругозору....

Система уроков по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети"

Система уроков по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети...

Урок по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"

Урок по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети" .В материале содержатся 2 конспекта уроков  по роману, опорная схема и тест...

Урок по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети"

Композиционное своеобразие романа "Отцы и дети" И.С. Тургенева"....

Тема: «Нужен ли я России?..» (заключительный урок по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)

Методической особенностью урока, обеспечивающей его эффективность, является нетрадиционная форма его проведения – ролевая игра. Игра оригинальна по форме и тем самым включают один из основных мо...

Тема: «Нужен ли я России?..» (заключительный урок по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)

Методической особенностью урока, обеспечивающей его эффективность, является нетрадиционная форма его проведения – ролевая игра. Игра оригинальна по форме и тем самым включают один из основных мо...