Проект «Памятник литературному герою» 5 класс
план-конспект занятия по литературе (5 класс) на тему

Христолюбова Юлия Андреевна
Завершается 2014 год – год культуры в России, впереди 2015 год – год литературы. И для того, чтобы показать включенность литературы в общую культуру, показать связь различных областей искусства: литература, живопись, скульптура и т.п. в 5 классе был реализован проект «Памятник литературному герою».
На реализацию данного проекта отводилось 4 недели. 
В первую неделю ребятам было предложено основательно подойти к выбору литературного героя для своего памятника и материала для его изготовления. Причем ребята были абсолютно свободны в своем выборе, как жанра произведения, и автора, так и материала (ребятам были предложены варианты: рисунок, поделка из бумаги, пластилина, бисера, мягкая игрушка, поделка из дерева и т.п.).  
Вторую неделю ученики 5 класса изготовляли свои проекты, в реализации проекта помощь родителей не запрещалась.
На третьей неделе ребятам было предложено написать защитное слово для своего проекта, которое бы состояло из нескольких пунктов:
1.     Обоснование выбора литературного героя.
2.     Рассказ об авторе (если имеется) и произведении, откуда взят этот герой.
3.     Перечисление литературных произведений, где еще встречается этот или подобный персонаж.
4.     Обоснование выбора материала для изготовления памятника литературному герою.
Эти же пункты защитного слова после были включены в оценочный лист.
На четвертой неделе происходило распределение рассказов о реальных памятниках литературным героям в России и в других странах, подготовка к открытому уроку – презентации своих проектов. 
Демонстрация данного урока запланирована для учащихся 2,3,4 классов, для общего и культурного развития, для мотивации к прочтению демонстрируемых произведений и для создания собственных памятников литературным героям. Для 5 класса – обмен читательским опытом, развитие творческих способностей, способности защитить свой проект, для мотивации к прочтению демонстрируемых произведений и произведений реальных памятников литературным героям, о которых они рассказывали, как российских, так и зарубежных авторов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 к конспекту урока

Проект «Памятник литературному герою»

5 класс

Завершается 2014 год – год культуры в России, впереди 2015 год – год литературы. И для того, чтобы показать включенность литературы в общую культуру, показать связь различных областей искусства: литература, живопись, скульптура и т.п. в 5 классе был реализован проект «Памятник литературному герою».

На реализацию данного проекта отводилось 4 недели.

В первую неделю ребятам было предложено основательно подойти к выбору литературного героя для своего памятника и материала для его изготовления. Причем ребята были абсолютно свободны в своем выборе, как жанра произведения, и автора, так и материала (ребятам были предложены варианты: рисунок, поделка из бумаги, пластилина, бисера, мягкая игрушка, поделка из дерева и т.п.).  

Вторую неделю ученики 5 класса изготовляли свои проекты, в реализации проекта помощь родителей не запрещалась.

На третьей неделе ребятам было предложено написать защитное слово для своего проекта, которое бы состояло из нескольких пунктов:

  1. Обоснование выбора литературного героя.
  2. Рассказ об авторе (если имеется) и произведении, откуда взят этот герой.
  3. Перечисление литературных произведений, где еще встречается этот или подобный персонаж.
  4. Обоснование выбора материала для изготовления памятника литературному герою.

Эти же пункты защитного слова после были включены в оценочный лист.

На четвертой неделе происходило распределение рассказов о реальных памятниках литературным героям в России и в других странах, подготовка к открытому уроку – презентации своих проектов.

Демонстрация данного урока запланирована для учащихся 2,3,4 классов, для общего и культурного развития, для мотивации к прочтению демонстрируемых произведений и для создания собственных памятников литературным героям. Для 5 класса – обмен читательским опытом, развитие творческих способностей, способности защитить свой проект, для мотивации к прочтению демонстрируемых произведений и произведений реальных памятников литературным героям, о которых они рассказывали, как российских, так и зарубежных авторов.

Проект «Памятник литературному герою

Презентация проектов по литературе, 5 класс.

2014-2015 уч.год

Цели урока: 

  1. Расширять знания учащихся о популярных героях произведений мировой литературы.
  2. Представить защиту индивидуальных проектов учащихся 5 класса на тему: «Памятник литературному герою».

Задачи:

Образовательные:

  1. Учить соотносить разные виды искусства.
  2. Учить правилам составления защитного слова.
  3. Познакомить с разными формами поиска информации.
  4. Закреплять навыки выразительного рассказывания.

Развивающие:

  1. Развивать искусство речи и способность свободно высказывать свое мнение.
  2. Развивать творческие способности учащихся, расширять их кругозор;
  3. Развивать способность предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
  4. Развивать способность создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (участие в беседе, споре);
  5. Развивать способность соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
  6. Развивать внимание, память, творческие способности.
  7. Стимулировать интерес к литературе, как виду искусства.
  8. Формировать исследовательские умения и навыки общения в разных ситуациях.

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
  2. Воспитывать любознательность.
  3. Воспитывать уважительное отношение к творчеству других людей.
  4. Воспитывать интерес к творчеству писателей.

Планируемый результат: учащиеся должны знать принципы проектирования, уметь использовать ИКТ при подготовке к проекту, пользоваться справочным материалом, видеть связь литературного произведения и  реальной жизни, уметь определять характер персонажа, видеть отношение автора к герою, понимать нравственные поступки героев книг, уметь защитить свой проект, уметь дать оценку и самооценку.

Форма урока: презентация проектов.

Приемы: Составление формально-логической модели - словесно-схематического изображения прочитанного. Составление тематического тезауруса - упорядоченного комплекса базовых понятий по теме.

Оборудование: проектор, экран (интерактивная доска), презентация, проекты учеников.

Ход урока:

I этап.

В качестве организационного момента вступительное слово произносит один из заранее подготовленных учеников (Даша Митяшина): «Ставить памятник литературным героям – традиция, насчитывающая не одно десятилетие. И не только в нашей стране, но и в других странах».

Затем ученик-ведущий урока (Даша Митяшина) рассказывает собравшимся о цели урока и основных этапах урока: «И на сегодняшнем уроке мы хотим рассказать Вам о 10 памятниках, посвященных  любимым литературным героям нашего класса:

  1. героям великого русского баснописца;
  2. самому правдивому человеку;
  3. знаменитым музыкантам;
  4. преданной верности;
  5. мальчику-волку;
  6. рыбке 585 пробы;
  7. истинной любви;
  8. деревянному мальчику;
  9. самому трудолюбивому мальчику
  10. и мальчику, который умеет летать.

А затем мы представим Вашему вниманию памятники литературным героям, которые сделали сами».

II этап.

Далее ученик-ведущий приглашает выйти одноклассников для выступления. Каждый рассказывает про один известный памятник литературному герою. (В 5 классе 8 учеников. Представляемых памятников известным литературным героям – 10, поэтому двое учеников (Саша Логвинова и Ксюша Лихачева расскажут про 2 памятника.

Даша Митяшина: «В Санкт-Петербурге, неподалеку от входа в Летний сад с набережной Невы, слева от главной аллеи, среди густой зелени расположена детская площадка, в центре которой возвышается памятник, огражденный металлической решеткой. Краткая надпись на нем гласит: «Крылову. 1855». Скульптор  П. К. Клодт  изобразил И. А. Крылова в обычной, будничной одежде. Крылов сидит на округлом камне в спокойной, непринужденной позе, держа раскрытую книгу. Пьедестал в сравнении с трехметровой статуей невелик и с четырех сторон сплошь покрыт бронзовыми фигурами различных животных – героев басен И. А. Крылова».  

Ксюша Лихачева: «1. Почти трехтонный металлический барельеф установлен в парке у Театра кукол в городе Калининграде. Изготовил его земляк барона – немецкий скульптор Георг Петау. На нем изображен полет барона Мюнхгаузена на пушечном ядре. Памятник Калининграду подарили жители немецкого города Боденвердер – исторической родины «обыкновенного человека», как сам себя называл барон Мюнхгаузен.
2. Боденвердер – небольшой тихий городок, курорт с йодистыми источниками, в котором многое напоминает о прославившем его бароне. Неподалеку от ратуши устроен фонтан в виде передней половины лошади, пьющей воду. На лошади восседает сам Мюнхгаузен, с удивлением взирающий на льющуюся из разрезанной надвое лошади струйку воды.
3. Также памятник этому герою открыт в Москве недалеко от станции метро «Молодежная». Памятник создан скульптором Андреем Орловым. Он изображает эпизод из книги «Приключения барона Мюнхгаузена» Рудольфа Эриха Распэ».

Рустамов Анвар: «1. В Германии в городе Бремене на Ратушной площади стоит памятник литературным героям, прославившим этот город с помощью братьев Гримм. Скульптора осла, собаки, кота и петуха -  домашних живот-ных, несправедливо выгнан-ных по старости хозяевами и благодаря своей невероятной предприимчивости добив-шиеся крова над головой. Автор скульптуры Герхард Маркс. Установлена в 1953 г.

2. В Риге тоже есть памятник «Бременским музыкантам», выполненный более интерес-но и динамично. Это подарок Бремена городу-побратиму Риге».

Анжелика Коростиль: « 5 сентября 1998 года в Воронеже, во время праздника города, у входа в Театр кукол был открыт памятник литературному герою – собаке Биму, главному действующему лицу книги Гавриила Троепольского «Белый Бим Черное Ухо». Бим отлит из бронзы сидящим в позе, в которой обычно добрые, умные и верные собаки ждут отошедшего на время хозяина. У скульптуры нет пьедестала: Бим сидит прямо на земле. И детвора нежно гладит его, словно он живой. Авторы скульптуры воронежские скульпторы: Эльза Пак и Иван Дикунов». 

Ангелина Майорова: «В городе Николаеве возле центрального входа в зоопарк, который в 2001 году отметил свое столетие, в 1978 г. была установлена живописная скульптурная группа, изображающая в стремительном порыве Маугли и его верного друга пантеру Багиру. Эта визитная карточка зоопарка стала символом единства человека и живой природы. Фигуры выполнены из меди, стоят они на невысоком гранитном постаменте. Автор – скульптор И. В. Макушина».

Саша Логвинова: «Скульптура Старика с Золотой рыбкой находится в г. Москве на Манежной площади. Существует примета: к старику с рыбкой студенты и абитуриенты идут просить о счастливом билете на экзамене или о том, чтобы преподаватель не заметил шпаргалку. Рыбка исполнит любое желание только в том случае, если её вежливо попросить».

Влада Москалева: «У входа в гавань столицы Дании Копенгагене, на набережной Лангелине, вот уже более восьмидесяти лет на камне сидит бронзовая Русалочка. Она все грустит на омываемом водой валуне в ожидании сказочного принца. Эта героиня сказки Андерсена стала символом страны, ее неофициальным гербом. Скульптор Эдвард Эриксон выполнял частный заказ, полученный от известного датского богатея и покровителя искусств Йенса Якобсена. Якобсен пожелал иметь скульптурное изображение «звезды» датского балета Эллен Прайс в образе героини андерсеновской сказки. Но балерина отказалась служить обнаженной натурой, и тогда скульптор попросил позировать свою жену Элине.

 

 Скульпторы прибрежных городов полюбили печальный образ любящей девушки. Русалочки тоскуют о любимых и в крымском Гурзуфе на побережье Черного моря и на берегу озера Леман недалеко от столицы Швейцарии – Женевы».

Ксюша Лихачева: «В маленьком итальянском городке Коллоди, в честь которого детский писатель Карло Лоренцини взял себе псевдоним, имеется целый парк, в котором стоят памятники всем героям знаменитой, смешной и трогательной сказки «Приключение Пиноккио, или история одной марионетки» (1881г). На памятнике главному герою сказки Пиноккио высечена надпись: «Бессмертному Пиноккио – благодарные читатели в возрасте от четырех до семидесяти лет». Здесь представлены  фотографии только двух памятников: «Фея и Пиноккио» и «Ласа и кот».

Саша Логвинова: «В Англии, в 1912 году  писатель Джеймс Мэтью Барри заказал скульптору Джоржу Фрамптону памятник своему персонажу Питеру Пэну и, обманув бдительность сторожей, установил его в ночь на 1 мая в Кенгсингтонском парке. Что ни говори, а сказочники люди авантюрные. Несмотря на шумный скандал, ему простили эту выходку, а статуя по сей день стоит там же. Послушать чарующую музыку, наигрываемую Питером Пэном на волшебном рожке, собрались эльфы, белки, кролики…»

Яна Чиканцева: «Каждый год в американском городе Ганнибал отмечают национальные дни Тома Сойера. В этом небольшом, утопающим в зелени городке на берегу Миссури прошли детские годы Самюэля Клеменса – будущего знаменитого на весь мир писателя Марка Твена. Дом-музей в Ганнибале часто называют «Домом Тома Сойера». А на склоне городского холма стоит бронзовый памятник: Том Сойер и Гек Финн весело шагают навстречу очередному приключению. Создал памятник скульптор Ф. Хиббард в 1926 году».
           III этап.

По завершении выступлений ученик-ведущий приглашает одноклассников на физкультразминку: «А теперь давайте немного разомнемся и проведем физкультразминку: Яна – прошу». (Чиканцева Яна – физорг 5 класса, проводит физкультразминки.)

Далее ученик-ведущий приглашает по очереди одноклассников для презентации их проектов «Памятник литературному герою», начиная с себя: «А сейчас ученики нашего класса по очереди продемонстрируют Вам свои памятники литературным героям, а остальным ребятам и гостям урока предлагаем заполнить оценочные листы, по суммарным баллам которых будет выставлена отметка за проект, позвольте мне быть первой».

Ребята демонстрируют свой проект и зачитывают защитное слово. Защитное слово включает в себя:

1. Обоснование выбора литературного героя.

2. Рассказ об авторе (если таковой имеется) и произведении, откуда этот герой взят.

3. Перечисление литературных произведений, где еще встречается этот или подобный персонаж.

4. Обоснование выбора материала для изготовления памятника литературному герою.

Эти же пункты защитного слова включены в оценочный лист.

IV этап. Рефлексия. Подведение итогов.

Ученик-ведущий подводит итоги: «Вот такие памятники литературным героям получились у ребят нашего класса, а теперь давайте узнаем, кто из учеников получил высший балл?»

Ответы учеников и гостей урока. Если остается время до конца урока можно провести голосование на лучший проект.

Далее учитель благодарит ребят за урок и сообщает домашнее задание: «Ребята, большое спасибо за урок и за ваши памятники литературным героям! Они все получились просто замечательные! С разрешения Галины Григорьевны мы устроим выставку ваших проектов в школьной библиотеке, и может быть, ребята нашей школы, посмотрев на них, тоже захотят присоединиться к этому проекту и создать свои памятники литературным героям! Но перед тем как закончить, мне бы хотелось рассказать о памятнике литературному герою, который установлен в нашем городе Екатеринбурге: это памятник человеку-невидимке. «Он представляет собой небольшую бронзовую плиту с надписью, рассказывающей о том, кому посвящен памятник. Увековечить Человека-невидимку в Екатеринбурге решили в 1999 году.

На бронзовой плите видны отпечатки ступней разного размера. Отпечатки принадлежат авторам проекта — литератору Евгению Касимову и художнику Александру Шабурову. Авторы идеи, увековечившие свои ступни, утверждают, что их произведение рассказывает не столько о литературном герое Герберта Уэллса, сколько о трагедии одиночества.

Этот памятник о мире, где люди общаются, не видя друг друга. Как говорит спонсор проекта Надежда Цыпина, директор Областной научной библиотеки Белинского, на газоне которой расположилась плита: «У нас в жизни все меньше и меньше материального что-то остается. Мы гораздо реже встречаемся с друзьями. Мы гораздо реже читаем реальные книги, практически не пишем настоящие, хорошие письма. И вот этот памятник, как никогда раньше, отражает суть нашего времени».

Монумент был выполнен всего за одну неделю. Летом он прячется в траве, а зимой под снегом, тем самым повторяя судьбу своего невидимого героя».

А теперь 5 класс, запишите домашнее задание: чтобы продлить жизнь вашим любимым литературным героям, я предлагаю вам попробовать написать небольшой рассказ, где  бы выбранный для проекта литературный персонаж был главным действующим лицом».

Спасибо за урок!

                           Оценочный лист

Фамилия, имя ученика

Наличие проекта «Памятника литературному герою»

Обоснование выбора литературного героя

Рассказ об авторе (если таковой имеется) и произведении, откуда этот герой взят.

Перечисление литературных произведений, где еще встречается этот или подобный персонаж

Обоснование выбора материала для изготовления памятника литературному герою

Выразительное беглое чтение защитного слова

Логвинова Саша

Лихачева Ксюша

Коростиль Анжелика

Майорова Ангелина

Митяшина Даша

Москалева Влада

Рустамов Анвар

Чиканцева Яна

За каждый пункт ставится от 0 до 2-х баллов, максимальная сумма 12 баллов.

                                        Критерии: 12-10 баллов – «5»

9-7   баллов – «4»

6-4   баллов – «3»

4-0   баллов – «2»

Фамилия, имя ученика

Общая сумма баллов

Итоговая отметка

Логвинова Саша

Лихачева Ксюша

Коростиль Анжелика

Майорова Ангелина

Митяшина Даша

Москалева Влада

Рустамов Анвар

Чиканцева Яна




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект "Мой памятник литературному герою""

Интересный материал в занимательной форме рассказывающий о памятниках литературным героям...

Проект «Памятник «Далекому мужеству верность храня» (реставрация памятника)

В 2015 г. страна праздновала 70-ю годовщину победы в Великой Отечественной войне. Наша школа всегда следит за памятниками, которые находятся на территории нашего поселка. Но, к сожалению, мы не всегда...

Презентация к проекту "Памятники литературным героям"

Проект "Памятники литературным героям" разрабатывался учащимися 5 класса в течение одного учебного года. В рамках проекта осуществлялась интеграция нескольких предметов: литературы, изобразительного и...

Презентация проекта "Памятники литературным героям"

Современные школьники практически не читают книги, и поэтому не все знают, что существуют памятники литературным героям. Данную презентацию можно использовать как на уроках литературы, так и во внеуро...