Урок по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор", первый урок.
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

КРЮКОВА ЕВГЕНИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

Урок - усвоения новых знаний, первое знакомство с чиновниками, опора на 1 и 2 действие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervoe_znakomstvo_s_chinovnikami.pptx337.79 КБ
Файл urok_po_literature.docx19.58 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку Н.В.Гоголь «Ревизор» Первое знакомство с чиновниками города. Приготовила учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 2 п.Карымское » Крюкова Евгения Александровна

Слайд 3

Н.В.Гоголь 1809-1852гг.

Слайд 4

В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и тех случаях, где всё больше требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем. Н.В.Гоголь

Слайд 5

Узнай действующее лицо Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно Очень любопытна и при случае выказывает тщеславие Без царя в голове

Слайд 6

Чрезвычайно похожи друг на друга Человек, прочитавший пять или шесть книг,и потому несколько вольнодумен Очень услужлив и суетлив Простодушный до наивности человек

Слайд 7

Кому принадлежит фраза? «…если только уже не приехал и не живет где-нибудь инкогнито…» «…человек простой: если умрет, то и так умрет…» «…я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками…» «…зато вы в Бога не веруете; вы в церковь никогда не ходите…»

Слайд 8

«…он скроил такую рожу, какой я никогда ещё не видывал…» «…иное письмо с наслажденьем прочтешь-так описываются разные пассажы …» «Чрезвычайное происшествие!» «Неожиданное известие» «Смотри! Не по чину берешь!» «…Посмотри в щелку и узнай всё, и глаза какие: черные или нет…»

Слайд 9

«…Добро бы было в самом деле что-нибудь путное, а то ведь елистратишка простой!...» «…Это топор, зажаренный вместо говядины…» «…Ну, слава Богу! д еньги взял…» «…Дайте, дайте мне взаймы! Я сейчас же расплачусь с трактирщиком…»

Слайд 10

Какие черты не характерны для чиновников? Уважение Страх перед начальством Взяточничество Халатность Глупость Использование служебного положения в личных целях Мошенничество

Слайд 11

Что это за персонажи?

Слайд 14

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

                                    Н.В.Гоголь.»Ревизор»

                       

                 ТЕМА: « К нам едет ревизор!» (Первое знакомство с чиновниками)

                 Тип урока – урок усвоения новых знаний.

                  Цель: совершенствовать  умения и навыки анализа драматического произведения

 Задачи: 1.познакомить с  некоторыми фактами творческой биографии Н.В. Гоголя ,историей создания комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»,продолжать работу по формированию умений и навыков анализировать художественный текст, давать характеристику героям., составлять письменное высказывание.

                                  2.развивать познавательную деятельность учащихся, способствовать развитию речи, обогащению словарного запаса, развивать навыки критического и творческого мышления, умения размышлять, рассуждать, отстаивать свою точку зрения.

                                3.воспитывать культуру общения, умение работать в парах, воспитывать ответственное отношение к учебному труду

Методы:  -технология развития критического мышления

                через чтение и письмо

                - словесный

                 -использование икт

Формы обучения: -работа в парах

                                    - индивидуальная

                                     - коллективная

                                   

               

                                                                                                                       

                 

                     Вводно -  мотивационный этап.

Цель: включение учащихся в деятельность.

Учитель приветствует  учеников,проверяет готовность к уроку

Проверка д/з в ходе изучения новой темы.На доске записано

                       Н.В.Гоголь «Ревизор»

Учитель говорит, что сегодня начинается знакомство с комедией Гоголя «Ревизор»,

Тему  и цели  урока уч – ся должны будут сформулировать сами после прослушивания сообщений, которые для них приготовили одноклассники, и просмотра видеоролика.

                            Биографические сведения о писателе. 

                            Примерное сообщение.

Н.В.Гоголь родился 20 марта 1809 г. в местечке Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии. Детство проходило в имении родителей Васильевке. Семья  принадлежала к числу культурных помещичьих семей Украины. Отец Василий Афанасьевич был человеком одарённым , писал стихи на русском языке и комедии на украинском ,пользовался в своей округе славой замечательного рассказчика, участвовал в качестве режиссёра и актёра в домашнем театре богатого помещика Трощинского, своего родственника.  В имении Трощинского, где часто гостили Гоголи была богатая библиотека, картинная галерея, домашний театр, оркестр. Гоголь здесь впервые познакомился с театром, слушал музыку, видел большое и шумное общество.Дома в Васильевке он слушал рассказы бабушки о славных казаках Запорожской Сечи ,заслушивался странствующих кобзарей ,открывавших Гоголю мир народных песен и преданий

      В 1818 г ,получив первоначальное домашнее образование, поехал учиться в Полтаву.

В 1821 г в Нежине открылась «Гимназия высших наук»  по совету друзей отец решил отдать его туда, это было одно из лучших заведений в украинской првинции .В гимназии возникали литературные кружки ,издавались рукописные журналы, была организована ученическая

библиотека, которую постоянно пополняли лучшими произведениями русской классики и зарубежной. Заведовал библиотекой Гоголь.  Во время пребывания в гимназии Гоголь увлекался театром и живописью,  в школьном театре исполнял роли, выступал в качестве режиссёра ,украшал обложки рукописных ученических  журналов ,давал иллюстрации, рисовал картины .

В 1828 году заканчивает гимназию, в декабре этого же года приехал в Петербург, здесь ему пришлось пережить ряд разочарований, столица предстала перед ним как город чиновников, равнодушных ко всему, что выходит за рамки их служебных обязанностей.С трудом ему удалось устроиться на службу в один из департаментов, служба не могла удовлетворить Гоголя ,и он начинает писать. В 1831 году но знакомится с А.С.Пушкиным, который оценил дарование Гоголя и поддерживал его в трудные минуты жизни.

                                             История создания комедии

 Н.В.Гоголь писал А.С.Пушкину :» Сделайте милость, дайте какой – нибудь смешной или несмешной, но русский чисто анекдот .Рука дрожит тем временем написать комедию»

В ответ на  просьбу Гоголя Пушкин рассказал ему историю о мнимом ревизоре, о забавной ошибке, которая повлекла за собой самые неожиданные последствия .На основе этой истории Гоголь написал свою комедию .История была типичной для своего времени, по России их было много, то , что пушкинский анекдот оказался характерным для русской жизни делало его особенно привлекательным для русской жизни.

                        Подготовка учащихся к постановке учебной задачи.(ДОМА 1- 2 действие прчитали)

                    Цель: обеспечить мотивацию школьников к принятию ими целей урока

                               актуализация субъектного опыта уч – ся(личностных, смысловых,опорных знаний)

На этом этапе проверка д/з.(нужно было повторить роды и виды литературы)

Уч.:» Ребята, посмотрите как Гоголь  определил жанр своего произведения?»

 -  Комедия

УЧ : К какому литературному роду относится комедия?

- К драме

Уч: С какой целью создаются драматические произведения?

- для постановки на сцене

Уч : Из списка словосочетаний (записаны на доске) составьте определение комедии и запишите в тетрадь

(Работа в парах)

Вид эпического произведения  ;столкновение характеров, оканчивающих гибелью героев; смешной, забавный или сатирический сюжет; серьёзного, но не героического содержания; вид драматического произведения.

Запись в тетради:

КОМЕДИЯ  - ЭТО ВИД ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ С СМЕШНЫМ ,ЗАБАВНЫМ ИЛИ САТИРИЧЕСКИМ СЮЖЕТОМ.

                   Постановка учебной задачи.

          Учитель включает видеоролик , где городничий сообщает о приезде чиновника, на фразе»……,Чтобы сообщить вам», ролик останавливается.

- Что сообщает городничий?

-едет ревизор.

- Сформулируйте тему урока по сообщению городничего.

Примерные ответы :» Пренеприятное известие», «К нам едет ревизор»

Цель нашего урока:

Познакомиться с чиновниками, узнать почему они боятся ревизора, о каких зло- нарушениях говорит Гоголь  уже в первых двух действиях.

                                 Операционно – содержательный этап.

Цель:обеспечить формирование у учащихсяумений самостоятельно применять знания в

разнообразных ситуациях, развивать познавательную деятельность уч- ся, умение ориентироваться в тексте, брать из него нужную информацию.

 Небольшая  творческая работа в парах – от лица любого действующего лица написать:какие чувства испытал чиновник и почему?

Несколько работ зачитываются.

Учитель включает слайд со словами Н.Г.Гоголя.УЧ-ся читают вслух.

 Что» дурного» уже есть в первых двух действиях.?(взяточничество, казнокрадство)

Словарная работа.

Взятка – деньги или вещи, даваемые должностному лицу как подкуп за совершение

каких –л. действий по должности в интересах дающего

казнокрадство-присвоение государственного имущества.

Из текста приведите примеры.

Как оправдывает себя  городничий?(В церковь хожу)

Какие детали поведения, говорят о том , что городничий боится?(вместо  шляпы хочет надеть коробку)

На что надеется городничий и все чиновники ( что ревизор – взяточник).

Что смешного вам показалось при первой встрече городничего и Хлестакова?(друг друга бояться)

Работа по слайдам- проверка знания текста, действующих лиц.

Составление синквейна

Городничий

Сурьёзен,солидный

Боится, берёт,наказывает

Городничий боится встречи с ревизором

Взяточник.

Рефлексия.

Уч. Показывает слайд с иллюстрацией городничий и чиновники и задаёт ?: почему мы заканчиваем урок тем, с чего начали?

(Соответствие темы урока) зачитайте цели урока, все достигли?

Сегодня на уроке я….

Мне понравилось….

         Домашнее задание

Прочитать комедию.

Сделать программки  к комедии.

                                                                                                                                                       

                                                                                                                                                                                                                 

                                                                                                                                                                     

                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

                                                                                                                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бессмертная комедия Н. В. Гоголя « Ревизор» (Обобщающий урок по комедии Н. В. Гоголя ) ( 2 часа)

Обобщающий урок по комедии Н. В. Гоголя " Ревизор" с ис пользованием таких современных образовательных технологий . как развивающее обучение, метод проектов,проблемно- диалогическое обучение. В игрово...

урок литературы "Завершающий урок по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор".Анализ "немой" сцены.

Идея завершения пьесы ("немая" сцена) родилась у Гоголя сразу после начала его работы над "Ревизором" и в процессе создания комедии более уже никогда не изменялось. Гоголь считал, что эта сцена должна...

презентация к уроку Завершающий урок по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор".

Презентация является итоговым занятием по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор". Цель презентации - закрепить знания учащихся о литературном произведении, проверить, насколько хорошо они поняли его смысл....

Урок русского языка в 5 классе Первый урок в теме «Правописание корней с чередованием гласных О-А».

Первый урок в теме «Правописание корней с чередованием гласных О-А». Урок изучения нового учебного материала, смешанный. В ходе урока используется интерактивная доска, система голосования и тестирован...

Первый урок по комедии "Горе от ума"

Конспект урока в 9 классе по комедии "Горе от ума"....

Первый урок по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

К.С. Станиславский  говорил, что театр начинается с вешалки. Нам кажется, что часто театр начинается с афиши, со встречи будущего зрителя с театральной тумбой, с рекламой, оповещающей о спектакле...

Тема урока: " Чем занимался Ваши всю неделю? " Первый урок восьмой главы «Это я умею! Это я сделаю!»

Тема урока: "Чем занимался Ваши всю неделю? " Первый урок восьмой главы  «Это я умею! Это я сделаю!»Диалогическая  и монологическая речь, спряжение изученных глаголов ...