Открытый урок в 10 классе по роману И.А.Гончарова «Обломов».
методическая разработка (литература, 10 класс) по теме

Ильюхина Елена Николаевна

Предварительный просмотр:

Открытый урок литературы в 10 классе по роману И.А.Гончарова «Обломов».

Тема урока – Литературная игра по роману И.А.Гончарова «Обломов».

Тип урока – урок - литературная игра. 

Цели:

1. Обучающие:

- пробудить интерес к личности И. А. Гончарова и его романам;

- выяснить, насколько хорошо знают учащиеся текст романа;

- активизировать познавательную деятельность учащихся;

2. Развивающие:

-  продолжить работу по развитию речи учеников, по расширению их кругозора.

3. Воспитательные:

- воспитывать в детях любовь к русской литературе.

  Звучит ария из оперы Беллини "Норма" "Casta diva".

  Учитель:

        Мы прослушали любимое музыкальное произведение Ивана Александровича Гончарова.

  Гончаров - мастер русского реалистического романа. В 1859 году закончилось публикование романа "Обломов" в журнале "Отечественные записки". Роман наделал много шума, потому что в нем были поставлены вопросы, волновавшие общество в то время. Гончаров рассказал о том, что несет капитализм России, о новом типе русской женщины.  Сегодня на нашей игре вы покажете не только знание литературного текста, но и умение  сосредоточиться, чувство взаимовыручки, коллективизма, художественные и артистические    способности.

 Ведущий представляет жюри командам, в состав которого вошли завуч,  учителя школы.  

  Ход игры

  1. Домашнее задание 3-м командам – придумать название, связанное с романом И. А. Гончарова «Обломов», эмблему и девиз, выбрать капитана.

  Жюри оценивает оригинальность названия, эмблемы, девизы команд (1   балл).

  1. Здравствуйте, monsenior de Лень.

(2 балла за правильный и полный ответ, 1 балл – за неполный ответ.)

Общие вопросы о жизни и  творчестве И. А. Гончарова. Команды после предварительной   жеребьёвки отвечают на вопрос, заданный ведущим, без подготовки.

  1. Какие романы Гончарова вы знаете? Что общего между этими романами?

/ «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв».

Все романы начинаются на букву О./

  1. Какое событие в жизни Гончарова легло в основы книги «Фрегат «Паллада»? К какому жанру можно отнести это произведение?

/Кругосветное путешествие в качестве секретаря руководителя экспедиции.

Жанр – путевые очерки./

  1. Какие факты и впечатления личной жизни были использованы Гончаровым при написании романа «Обломов»?

/Образ матери – Авдотьи Матвеевны. Роман с Елизаветой Толстой, слуга Филипп./

  1. Разминка.

(2 минуты даётся командам на подготовку. За каждое полно и правильно объяснённое слово – 1 балл.)

Каждая новая прочитанная книга пополняет словарный запас читателей. Проверим, какие новые слова вы узнали, прочитав роман Гончарова «Обломов», и правильно ли вы поняли их значение.

1) Шлафрок, у тебя в вотчине, мажордом, лорнет, вицмундир, бюро красного дерева, дилетант;

2) Фрак, я бы его в острог, корнет, дорожный несессер, пансион, камердинер, уездный город;

 3) Педант, патетический, купидон, маклер, макароны с пармезаном, гувернантка, он просто фат.

  1. Знаете ли вы роман, или «Заморочки из бочки».

(Один игрок из каждой команды по очереди вынимает бочонок - лото с  номером. Ведущий называет вопрос. Если дал правильный ответ сам игрок – 1 балл, если помогла команда – 0,5 балла.)

1) На какой улице жил Обломов в Петербурге? (На   Гороховой).

2) Какого числа начинается действие первой части романа? (1 мая)

3) Сколько времени длится действие первой части романа? (Один день)

4) Любимое занятие Обломова (Лежание).

5) Какие две неприятности мучают героя в первой части романа? (Письмо старосты и переезд на новую квартиру)

6) С какой периодичностью пишет Обломову староста из деревни? (Один раз в год)

7) Сколько лет Обломов не был в своей деревне? (12 лет)

8) Сколько крепостных душ у Обломова? (350)

9) Куда приглашали ехать Обломова его приятели в первой части романа? (В Екатерингоф)

10) Сложный архив мертвых дел, лиц, цифр, религий  - это голова... (Обломова).

11) Как называется книга, которую много лет "читает" Обломов? ("Путешествие в Африку").

12) Фамилия друга Обломова, который пытается занять у него фрак?

13) Как называлась поэма, которую советует прочитать Обломову Пенкин? («Любовь взяточника к падшей женщине»

14) Объясните происхождение названия «перочинный нож». Кто предлагает Обломову: «Я бы вам пёрышко очинил»? (Алексеев)

15) Чин Обломова (коллежский секретарь -  чиновник).

16) Диагноз, который поставил себе Обломов.

17) Чем разводил Захар высохшие чернила? (Квасом)

18) Какую должность обещает Илья Ильич своему Захару в светлом будущем? (Мажордома)

19) Имя жены Захара. (Анисья)

20) Главная забота в Обломовке.

21) Праздничное блюдо в Обломовке, которое ели 5  дней? (Пирог)

22) Какую известную русскую сказку рассказывала няня маленькому Обломову?

23) Самое страшное место в Обломовке (овраг).

24) Употребление капиталов, признанное в Обломовке наиболее оптимальным (хранение в сундуке).

25) Как называлось село, в котором отец Штольца  был управляющим? (Верхлёво).

26) Где и как впервые встретились Штольц и Обломов? (В пансионе Ивана Богдановича Штольца).

27) Кто ввел определение "обломовщина"? (Штольц)

28) От кого узнаёт Обломов о замужестве Ольги Ильинской? (От Штольца)

29) Кто сватался за Ольгу Ильинскую и получил отказ? (Барон)

30) Где окончил свои дни Илья Ильич Обломов?

31) Каково семейное положение Агафьи Матвеевны Пшеницыной? (Вдова)

32) Назовите фамилию А. М. Пшеницыной до замужества (Мухоярова).

33) "Она полюбила Обломова просто, как будто  простудилась и схватила неизлечимую   лихорадку"... О ком речь? (О Пшеницыной).

  1. Кто где живёт?

(По описанию интерьера догадайтесь, кто хозяин дома. Отвечает команда, представители которой быстрее подняли руки. За каждый правильный ответ 2 балла.)

1) Скромен и невелик был (их) дом. Внутреннее устройство его имело так же свой стиль, как наружная архитектура, как всё убранство носило печать мысли и личного вкуса хозяев.

Любитель комфорта, может быть, пожал бы плечами, взглянув на всю наружную разнорядицу мебели, ветхих картин, статуй с отломанными руками и ногами, иногда плохих, но дорогих по воспоминанию гравюр, мелочей. Разве глаза знатока загорелись  бы не раз огнём жадности при взгляде на ту или другую картину, на какую-нибудь пожелтевшую от времени книгу, на старый фарфор или камеи и монеты.

Но среди этой разновековой мебели, картин, среди не имеющих ни для кого значения, но отмеченных для них обоих счастливым часом, памятной минутой мелочей, в океане книг и нот веяло тёплой жизнью, чем-то раздражающим ум и эстетическое чувство; везде присутствовала или недремлющая мысль, или сияла красота человеческого дела, как кругом сияла вечная красота природы. (Штольц и Ольга)

2) Комната … с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обшитые шёлковою материею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами. Там были шёлковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей.

        Но вид кабинета, если смотреть там всё повнимательнее, поражал господствующею в нём запущенностью и небрежностью. (Обломов)

        3) Кабинет и спальня (его) обращены были окнами во двор, гостиная к садику, а зала к большому огороду, с капустой и картофелем. В гостиной окна драпированы ситцевыми полинялыми занавесками. По стенам жались простые, под орех, стулья; под зеркалом стоял ломберный стол; на окнах теснились горшки с геранью и бархатцами и висели черыре клетки с чижами и канарейками. (Обломов на Выборгской стороне)

     6. Характеристика героев

Вытяните карточку, на которой написано имя одного из героев романа.

Представьте себе его образ, используя только прилагательные.

(Команде без капитана даётся на размышление 5 минут. Максимальный балл –5.)

  1. Конкурс капитанов

(Максимальная оценка – 3 балла)

1) В Обломовке верили в приметы. Так, в своём сне Илья Ильич видит следующую сцену:

        «Ах ты, господи! – всплеснув руками, сказала жена. – Покойник – когда переносье чешется…». И далее перечисляются приметы: какая часть лица и тела к чему чешется. Попробуйте и вы вставить нужные слова (уши, подошвы, лоб, локоть, усы, кончик носа, брови, губы) в перечисление:

_кончик носа_________ - в рюмку смотреть

_брови______________ - слёзы

_лоб________________ - кланяться

_уши________________ - к дождю

_губы_______________ - целоваться

_усы________________ - есть гостинцы

_локоть_____________ - спать на новом месте

_подошвы___________ - дорога

2) Представьте, что вашему классу поручено подготовить инсценировку романа И. А. Гончарова «Обломов» и показать её в школе.

        Как бы вы распределили роли среди учеников вашего класса или 10-х классов, с учётов, конечно, их внешних данных и особенностей характера?

3) Рассмотрите предметы, находящиеся на столе, и определите, кому из героев романа они могли бы принадлежать. Дайте необходимые пояснения.

Ольга Ильинская – веер, бальные перчатки, пяльцы с вышивкой, сирень;

Обломов – письмо, тапочки, халат;

Штольц – расчётный счёт, рапан;

Захар – поднос с чашкой;

визитёры (Волков) – цилиндр;

Пшеницына А.М. – клубок со спицами, герань.

  1. Вопросы – размышления.

(Время для обсуждения командой – 3 минуты. На каждый вопрос отвечают разные члены команды. Максимальная оценка – 5 баллов.)

1 команда – Почему столь разные люди, как Обломов и Штольц, дружат всю жизнь?

  • Как повлияла Обломовка на формирование характера героя?
  • Ваша оценка любви Обломова и Ольги Ильинской.

2 команда – Что явилось основой характера и будущего процветания Штольца?

  • Почему цель жизни Штольца не удовлетворяет Обломова?
  • Обломов и Захар: кто у кого в рабстве?

3 команда – Почему Гончарову необходимо сделать Штольца немцем?

  • Что привлекает и отталкивает в Штольце?
  • Обломов и Агафья Матвеевна: измена высоким идеалам?

  1. Дополнительные вопросы по роману Гончарова «Обломов»:
  • Как называется фильм, поставленный по мотивам романа «Обломов»?
  • Кто режиссёр этого фильма?
  • Какие ещё картины этого режиссёра вы знаете?
  • Кто исполняет главные роли в фильме?
  • Какая музыка звучит в романе и в фильме?

  1. Итоговый вопрос:

Так что же такое художественное произведение: это учебник жизни, слепок с натуры или чудо искусства?

Обоснуйте свою точку зрения.

  Учитель:

        Гончаров показал честную, чистую душу  русского барина, который не способен на   подлость, но быт, "обломовщина" погубили его. Лень и апатия убили благие порывы. Ни деловитый  Штольц, ни умная и благородная Ольга не смогли  побороть "обломовщину". К сожалению, Обломов жив  до сих пор в каждом из нас в большей или меньшей  степени.

  Подведение итогов, награждение команд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Музыкальные страницы в романе И.А.Гончарова "Обломов"

Урок проводился во время участия в конкурсе педагогического мастерства "Педагог года 2004"...

Презентация. Урок литературы в 10 классе по роману И.А.Гончарова "Обломов"

Презентация к уроку литературы в 10 классе по роману И.А.Гончарова "Обломов"...

Мультимедийное сопровождение цикла уроков литературы в 10 классе по роману И.А.Гончарова "Обломов".

Разработка содержит презентацию-сопровождение к урокам по роману И.А.Гончарова "Обломов"....

Конспект урока литературы в 10 классе по роману И. А. Гончарова "Обломов". Тема: «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы её выражения в романе.

Данный урок позволяет продолжить работу над образом Обломова путем сопоставления сравнительной характеристики Обломова и Ольги в отношении к любви. Основная цель которого: .Изменить первоначальное нег...

Урок литературы "Музыка в романе И.А.Гончарова "Обломов". 10 класс. Конспект урока и презентация.

Урок литературы в 10 классе "Музыка в романе И.А.Гончарова "Обломов"". Конспект урока и презентация. Урок рассчитан на 2 учебных часа. Приложение №1 - тест к уроку. Тест нужно распечатать. Прилож...

Мультимедийный урок с презентацией по роману И.А.Гончарова "Обломов"

Электронная мультимединая презентация "Как в старинной русской сказке" позволяет наглядно и динамично построить урок, повященный проблемному вопросу, связанному с отражением русского национа...