Календарно-тематическое планирование по литературе 11 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (11 класс) на тему

Календарно-тематическое планирование по литературе  11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_11_kl.docx86.4 КБ

Предварительный просмотр:

       Календарно-тематическое планирование по литературе  11 класс

  Раздел I.

                              Пояснительная записка

        Календарно-тематическое планирование по литературе для 11 «А»  класса составлено на основе рабочей программы по учебному предмету «Литература» для 10-11 классов.

       На основании  календарного учебного графика МАОУ «СОШ №33 с УИОП»  на 2014-2015 учебный год (приказ МАОУ «СОШ №33 с УИОП» от 31.05.2014 г. №432), постановления Правительства РФ от 27.08.2014 г. №860 «О переносе выходных дней в 2015 году» в календарно-тематическое планирование внесены следующие изменения: уменьшено количество часов на изучение следующих тем: «Литературный процесс 30-40-х годов» (-3 часа), «Литературный процесс 50-80-х годов» (-5 часов).

Уменьшение количества часов на изучение некоторых тем вызвало необходимость уплотнения учебного материала.

Раздел II. Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса по литературе

В результате изучения литературы на базовом уровне

 ученик должен знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

• содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX—XX веков;

• основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

  • определять род и жанр произведения;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выразительно читать изученные произведения  (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
  • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

Календарно - тематический план составлен на основе приказа №819 от 23.03.2010г. Департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области.

На заседании методического объединения было принято решение добавить дополнительную графу «Подготовка к ЕГЭ».

Раздел III.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 уроков литературы в 11 А классе

п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохожде-ния

Подготовка к ЕГЭ

Примечание

Введение. (1 час)

1

1

Введение. Сложность и самобытность русской литературы  XX века. Начало века: ожидания, тревоги и надежды мастеров культуры.

1

02.09

Реалистические традиции и модернистские искания в литературе начала XX века.          (17 часов)

17

2

Реалистические традиции и модернистские искания в литературе начала XX века.

1

06.09

В3-12

И.А.Бунин. (3 часа)

3

3

Жизненный и творческий  путь. Стихотворения: «Вечер», «Сумерки», «Слово», «Седое небо надо мной...», «Христос воскрес! Опять с зарею...» и др. по выбору.

Живописность, напевность, философская и психологическая насыщенность бунинской лирики.

1

06.09

В1,2

С3,4

4

Поэтика «остывших усадеб» в прозе И.А.Бунина («Антоновские яблоки»)

1

09.09

С3,4

5

Образ «закатной» цивилизации в рассказе И. Бунина «Господин   из Сан-Франциско».

1

13.09

В1,2

С1,2

М. Горький. (9 часов)

9

6

Судьба    и творчество.

1

13.09

7

Ранние произведения М.Горького. Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека.

1

16.09

В1-12

8

М.Горький. «Фома Гордеев». Бунт «выломившегося» человека в повести.

1

20.09

В1-12

С1,2

9

Драматургия М.Горького. Драма «На дне» и система образов. (Богатая галерея характеров.)

1

20.09

В1,2

10

Спор о правде и мечте в драме Горького.

1

23.09

С1-5

11

Нравственно-философские мотивы пьесы.

1

27.09

С1,2,5

12

Тестирование

1

27.09

13

Классное  сочинение по творчеству М.Горького

1

30.09

С1,2,5

14

Классное  сочинение по творчеству М.Горького

1

04.10

С1,2,5

А.И.Куприн. (3 часа)

15

Художественный мир писателя. Испытание любовью героев рассказа «Гранатовый браслет».

1

04.10

В1,2

16

Красота «природного» человека в повести «Олеся»

1

07.10

С1,2

17

Подготовка к домашнему сочинению по творчеству И.Бунина, А. Куприна.

1

11.10

С1-5

Л.Н.Андреев. (1 час)

18

Жизненный и творческий путь. Нравственно-философская проблематика повести «Иуда Искариот».

1

11.10

В1-12

«Серебряный век» русской поэзии. (6 часов)

6

19

Истоки, сущность и хронологические границы «русского культурного ренессанса». Основные направления в русской поэзии начала XX века (символизм, акмеизм, футуризм).

1

14.10

В3-12

В3-12

20

Символизм и поэты-символисты.

1

18.10

С3,4

21

В.Я.Брюсов – «идеолог» русского символизма. Стихотворения: «Юному поэту», «Грядущие гунны» и др. по выбору. Стилистическая строгость, образно-тематическое единство лирики В.Я. Брюсова.

1

18.10

В3-12

С3,4

22

«Солнечность» и «моцартианство»  поэзии К.Д.Бальмонта. Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени...», «Челн томленья», «Сонеты солнца» и др. по выбору.

1

20.10

В3-12

С3,4

23

Своеобразие поэтического творчества И.Ф.Анненского. «Среди миров», «Старая шарманка», «Смычок и струны», «Стальная цикада», «Старые эстонки» и др. по выбору. Поэзия И.Ф. Анненского как необходимое звено между символизмом и акмеизмом.

1

25.10

В3-12

С1-5

24

Групповой зачет по поэзии Серебряного века.

1

25.10

С1-4

А.А.Блок. (6 часов)

6

25

Жизненные и творческие искания поэта.

1

08.11

26

Тема «страшного мира» в лирике А.Блока.

1

08.11

С1-4

27

Россия и ее судьба в поэзии А.Блока.

1

11.11

С1,2

28

Старый и новый мир в поэме А.Блока «Двенадцать».

1

15.11

С3,4

29

Символика поэмы и проблема финала.

1

15.11

В3-12

30

Письменная работа по творчеству  А.Блока.

1

17.11

С3-5

Кризис символизма и новые направления в русской поэзии.    (12 часов)

12

31

Преодолевшие символизм. Кризис символизма и новые направления в русской поэзии.

1

22.11

уплотнение учебного материала произведено из-за начала четверти с 05.11.14

32

Преодолевшие символизм. Кризис символизма и новые направления в русской поэзии.

1

33

Н. С. Гумилев. Поэзия и судьба

1

22.11

34

Лирический герой поэзии Н.Гумилева. «Слово», «Жираф», «Кенгуру», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Шестое чувство» и др. по выбору.

1

24.11

С3,4

35

А.А.Ахматова. Очерк жизни и творчества. Любовная лирика. «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати...», «Сжала руки под темной вуалью...» и др. по выбору.

1

29.11

В2-12

36

Тема Родины в творчестве А.Ахматовой. «Я научилась просто, мудро жить...», «Молитва», «Когда в тоске самоубийства...», «Высокомерьем дух твой помрачен...», «Мужество», «Родная земля» и др. по выбору.

1

29.11

С1-5

37

Тема личной и исторической памяти в поэме «Реквием».

1

02.12

С1,2

38

Подготовка к сочинению по творчеству А.Ахматовой

1

06.12

С1-5

39

М.И.Цветаева. Судьба и стихи М.Цветаевой. «Попытка ревности», «Моим стихам, написанным так рано...» и др.

1

06.12

В2-12

40

Тема дома – России в поэзии  Цветаевой. «Молитва», «Тоска по родине! Давно...» и др.

1

09.12

С1,2

41

Письменная работа по творчеству М.Цветаевой.

1

13.12

С1-5

42

«Короли смеха» из журнала «Сатирикон».

А.Аверченко - создатель журнала «Сатирикон».

1

13.12

Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов. (14 часов)

14

43

Литература «окаянных» дней.

1

16.12

В1,2

В1,2

44

Развитие жанра антиутопии в романе Е.Замятина «Мы»

1

20.12

С1,2

45

В.В.Маяковский. Творческая биография.

1

20.12

В2-12

46

Тема поэта и толпы в ранней лирике В.Маяковского. «Разговор с фининспектором о поэзии» и др.

1

23.12

С1,2

47

Тема художника и революции в творчестве Маяковского. Анализ стихотворений «Левый марш», «Оду революции»

1

27.12

С1,2

48

Изображение «гримас» нового быта в сатирических произведениях Маяковского. «О дряни», «Прозаседавшиеся» и др.

1

27.12

С3,4

49

Любовь и быт в поэзии Маяковского. «Аиличка» и др.

1

13.01

50

Практическая работа по творчеству В.Маяковского

1

17.01

С1-5

51

С.А.Есенин: поэзия и судьба.

1

17.01

С3,4

52

Природа родного края и образ Руси в лирике Есенина. «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Спит ковыль...», «Русь советская» и др. по выбору.

1

20.01

В8-12

53

Тема революции в поэзии С.Есенина.

1

24.01

С3,4

54

Нравственно-философское звучание поэмы С.Есенина «Анна Снегина».

1

24.01

55

Трагедия мятежной души в драматической поэме С.Есенина «Пугачев». Образ Пугачева в русской литературе 19 века.

1

27.01

56

Подготовка к домашнему сочинению по творчеству С.А.Есенина

1

31.01

Литературный процесс 30-40-х годов. (25 часов)

25

57

Произведения отечественной прозы 30-х годов. Общий обзор.

1

31.01

58

Лирика 30-х годов. Рождение новой песенно-лирической ситуации. Героини стихотворений П. Васильева и М. Исаковского (символический образ России — Родины). Лирика Б. Корнилова, Дм. Кедрина, М. Светлова, А. Жарова и др.

1

03.02

В3-12

59

А.Н.Толстой. Историческая проза. «Петровская» тема в творчестве писателя.

1

07.02

С1,2

60

Личность царя-реформатора в романе А.Толстого «Петр Первый»

1

07.02

С1,2

61

М.А.Шолохов. Жизненный и творческий путь.

1

10.02

62

Картины жизни донского казачества в романе «Тихий Дон»

1

14.02

В1,2

63

События революции и Гражданской войны в романе.

1

14.02

В1,2

64

Гуманизм М.Шолохова в изображении противоборствующих сторон на Дону. нравственная позиция автора.

1

17.02

С1,2

65

Путь «казачьего Гамлета» (Григория Мелехова) в романе.

1

24.02

С1,2

66

 Контрольное классное сочинение по творчеству М.Шолохова.

1

28.02

С1-5

67

 Контрольное классное сочинение по творчеству М.Шолохова.

1

28.02

С1-5

68

М.А.Булгаков. Судьба и книги.

1

03.03

уплотнение учебного материала произведено из-за праздничного дня 23.02.15

69

Трагизм «смутного» времени в романе «Белая гвардия»

1

В1,2

70

Нравственно-философское звучание «ершалаимских» глав романа «Мастер и Маргарита».

1

10.03

С1,2

71

Своеобразие булгаковской «дьяволиады» в романе «Мастер и Маргарита».

1

14.03

С1,2

72

Тема любви и творчества в романе «Мастер и Маргарита».

1

14.03

С1,2

73

Письменная работа по творчеству М.А.Булгакова.

1

17.03

С1-5

74

Б.Л.Пастернак. Жизненный и творческий путь.

1

21.03

уплотнение учебного материала произведено из-за праздничного дня 23.02.15

75

Единство человеческой души и стихии мира в лирике Б.Пастернака.

1

В3-12

76

Философские мотивы в лирике

Б. Пастернака.

1

21.03

С3,4

77

Письменная работа по творчеству Б.Пастернака.

1

31.03

С1-5

78

А.П.Платонов. Самобытность худ. мира. Анализ рассказа «Июльская гроза».

1

04.04

В1,2

79

Герой-мечтатель и проблема поиска истины в повести «Котлован».

1

04.04

С1,2

80

В.В.Набоков. Жизнь и творчество. Лирика В.Набокова.

1

07.04

уплотнение учебного материала произведено из-за праздничного дня 07.03.15

81

Словесная пластика прозы В.Набокова.

1

С1,2

Литература периода Великой Отечественной войны. (4 часа)

4

82

Литература периода Великой Отечественной войны.

1

11.04

83

Проза и публицистика военных лет.

1

11.04

84

А.Т.Твардовский. Жизненный и творческий путь. Основные мотивы лирики.

1

14.04

В3-12

В3-12

85

Нравственно-философский смысл «возвращенной» поэмы А.Т.Твардовского «По праву памяти».

1

18.04

С3,4

Литературный процесс 50-80-х годов. (17 часов)

17

86

Литературный процесс 50-80-х годов.

1

18.04

уплотнение учебного материала произведено из-за праздничного дня 07.03.15

87

Герои и проблематика «военной прозы» (на примере творчества Ю.Бондарева).

1

В1,2

88

Поэтическая «оттепель»: «громкая» и «тихая» лирика. Авторская песня как песенный монотеатр 70-80-х годов.

1

21.04

В3-12

89

«Деревенская проза» 50-80-х годов.

1

25.04

С1,2

90

Нравственно-философская проблематика прозы и драматургии 70-80-х годов.

1

25.04

С1,2

91

Поэзия Н.А.Заболоцкого. Единство природы и человека в лирике.

1

28.04

С2,3

В3-12

92

В.М.Шукшин. Яркость и многоплановость творчества. Тип героя-«чудика» в новеллистике В.Шукшина.

1

05.05

В1,2

С1,2

уплотнение учебного материала произведено из-за праздничного дня 02.05.15

93

Проза В.Шукшина. Тема города и деревни.

1

С1,2

94

А.И.Солженицын. Жизнь и судьба. Своеобразие «лагерной» темы в повести  «Один день Ивана Денисовича».

1

12.05

С1,2

В1,2

95

Тема народного праведничества в рассказе «Матренин двор».

1

16.05

С1,2

96

Письменная работа по творчеству А.Солженицына.

1

16.05

С1-5

уплотнение учебного материала произведено из-за праздничного дня 02.05.15

97

Подготовка к домашнему сочинению по творчеству А.И. Солженицына.

1

С1-5

98

Своеобразие современной реалистической прозы.

1

19.05

99

Поэзия и проза с модернистской доминантой.

1

23.05

уплотнение учебного материала произведено из-за праздничного дня 09.05.15

100

Поэзия и судьба И.Бродского.

1

С1,2

101

Тестирование

1

23.05

уплотнение учебного материала произведено из-за праздничного дня 09.05.15

102

Современная литературная ситу-ация: реальность и перспектива.

1

 

Раздел IV. Содержание тем учебного курса

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

Введение

Сложность и самобытность русской литературы XX века, отражение в ней драматических коллизий отечественной истории. Единство и целостность гуманистических традиций русской культуры на фоне трагедии «расколотой лиры» (разделение на советскую и эмигрантскую литературу). «Русская точка зрения» как глубинная основа внутреннего развития классики XX века, рождения «людей-эпох», переживших свое время.

Русская  литература  начала  XX  века

«Ностальгия по неизвестному» как отражение общего духовного климата в России на рубеже веков. Разноречивость тенденций в культуре «нового времени»: от апокалиптических ожиданий и пророчеств до радостного приятия грядущего. Реалистические традиции и модернистские искания в литературе и искусстве. Достижения русского реализма в творчестве Л.Н. Толстого и А.П. Чехова рубежа веков.

Писатели-реалисты начала  XX  века

И.А. БУНИН

Стихотворения: «Вечер», «Сумерки», «Слово», «Седое небо надо мной...», «Христос воскрес! Опять с зарею...» и др. по выбору.

Живописность, напевность, философская и психологическая насыщенность бунинской лирики. Органическая связь поэта с жизнью природы, точность и лаконизм детали.

Рассказы: «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание», «Чистый понедельник».

Бунинская поэтика «остывших» усадеб и лирических воспоминаний. Тема «закатной» цивилизации и образ «нового человека со старым сердцем». Мотивы ускользающей красоты, преодоления суетного в стихии вечности. Тема России, ее духовных тайн и нерушимых ценностей.

М. ГОРЬКИЙ

Рассказ «Старуха Изергиль» и др. по выбору.

Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека в горьковских рассказах-легендах. Необычность героя-рассказчика и персонажей легенд. Романтическая ирония автора в рассказах «босяцкого» цикла. Челкаш и Гаврила как два нравственных полюса «низовой» жизни России.

Повесть   «Фома Гордеев».

Протест героя-одиночки против «бескрылого» существования, «пустыря в душе». Противопоставление могучей красоты Волги алчной идеологии маякиных. Призыв к раскрепощению человеческой души как главная черта горьковского «нового реализма».

Пьеса   «На дне».

Философско-этическая проблематика пьесы о людях «дна». Спор героев о правде и мечте как образно-тематический стержень пьесы. Принцип многоголосия в разрешении основного конфликта драмы. Сложность и неоднозначность авторской позиции.

А.И. КУПРИН

Повести: «Олеся», «Поединок».

Внутренняя цельность и красота «природного» человека в повести «Олеся». Любовная драма героини, ее духовное превосходство над «образованным» рассказчиком. Мастерство Куприна в изображении природы. Этнографический колорит повести.

Мир армейских отношений как отражение духовного кризиса общества («Поединок»). Трагизм нравственного противостояния героя и среды. Развенчание «правды» Назанского и Шурочки Ивановой. Символичность названия повести.

Рассказ   «Гранатовый браслет».

Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви. Своеобразие «музыкальной» организации повествования. Роль детали в психологической обрисовке характеров и ситуаций.

Л.Н. АНДРЕЕВ

Повести: «Иуда Искариот», «Жизнь Василия Фивейского».

«Бездны» человеческой души как главный объект изображения в творчестве Л.Н. Андреева. Переосмысление евангельских сюжетов в философской прозе писателя. Устремленность героев Л.Н. Андреева к вечным вопросам человеческого бытия. Своеобразие андреевского стиля, выразительность и экспрессивность художественной детали.

У  литературной  карты  России

Обзор творчества В.Я. Шишкова, А.П. Чапыгина, С.Н. Сергеева-Ценского по выбору. Объединение малой и большой родины в творческой биографии писателей («сибирская» проза В.Я. Шишкова, мастерство «слушания земли» в произведениях А.П. Чапыгина и С.Н. Сергеева-Ценского).

Серебряный век русской поэзии

Истоки, сущность и хронологические границы «русского культурного ренессанса». Художественные открытия поэтов «нового времени»: поиски новых форм, способов лирического самовыражения, утверждение особого статуса художника в обществе. Основные направления в русской поэзии начала XX века (символизм, акмеизм, футуризм).

Символизм  и  русские  поэты-символисты

Предсимволистские тенденции в русской поэзии (творчество С. Надсона, К. Фофанова, К. Случевского и др.). Манифесты, поэтические самоопределения, творческие дебюты поэтов-символистов. Образный мир символизма, принципы символизации, приемы художественной выразительности. Старшее поколение символистов (Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт и др.) и младосимволисты (А. Блок, А. Белый, С. Соловьев, Вяч. Иванов и др.).

В.Я. Брюсов. Стихотворения: «Юному поэту», «Грядущие гунны» и др. по выбору. В.Я. Брюсов как идеолог русского символизма. Стилистическая строгость, образно-тематическое единство лирики В.Я. Брюсова. Отражение в творчестве художника «разрушительной свободы» революции.

К.Д. Бальмонт. Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени...», «Челн томленья», «Сонеты солнца» и др. по выбору. «Солнечность» и «моцартианство» поэзии Бальмонта, ее созвучность романтическим настроениям эпохи. Благозвучие, музыкальность, богатство цветовой гаммы в лирике поэта. Звучащий русский язык как «главный герой » стихотворений К.Д. Бальмонта.

А.А. БЛОК. Стихотворения: «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Вхожу я в темные храмы...», «Незнакомка», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «На железной дороге», «О, я хочу безумно жить...», «Россия», «На поле Куликовом», «Скифы» и др. по выбору.

Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме». Столкновение идеальных верований художника со «страшным миром» в процессе «вочеловечения» поэтического дара. Стихи поэта о России как трагическое предупреждение об эпохе «неслыханных перемен». Особенности образного языка Блока, роль символов в передаче авторского мироощущения.

Поэма «Двенадцать».

Образ «мирового пожара в крови» как отражение «музыки стихий» в поэме. Фигуры апостолов новой жизни и различные трактовки числовой символики поэмы. Образ Христа и христианские мотивы в произведении. Споры по поводу финала «Двенадцати».

Преодолевшие  символизм

Истоки и последствия кризиса символизма в 1910-е годы. Манифесты акмеизма и футуризма. Эгофутуризм (И. Северянин) и кубофутуризм (группа «будетлян»). Творчество В.Хлебникова и его «программное» значение для поэтов-кубофутуристов. Вклад Н. Клюева и «новокрестьянских поэтов» в образно-стилистическое богатство русской поэзии XX века. Взаимовлияние символизма и реализма.

И.Ф. Анненский. Стихотворения: «Среди миров», «Старая шарманка», «Смычок и струны», «Стальная цикада», «Старые эстонки» и др. по выбору. Поэзия И.Ф. Анненского как необходимое звено между символизмом и акмеизмом. Внутренний драматизм и исповедальность лирики И.Ф. Анненского. Жанр «трилистника» в художественной системе поэта. Глубина лирического самоанализа и чуткость к «шуму повседневности» в поэзии И.Ф. Анненского.

Н.С. ГУМИЛЕВ

Стихотворения: «Слово», «Жираф», «Кенгуру», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Шестое чувство» и др. по выбору.

Герой-маска в ранней поэзии Н.С. Гумилева. «Муза дальних странствий» как поэтическая эмблема гумилевского неоромантизма. Экзотический колорит «лирического эпоса» Н.С. Гумилева. Тема истории и судьбы, творчества и творца в поздней лирике поэта.

А.А. АХМАТОВА

Стихотворения: «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати...», «Сжала руки под темной вуалью...», «Я научилась просто, мудро жить...», «Молитва», «Когда в тоске самоубийства...», «Высокомерьем дух твой помрачен...», «Мужество», «Родная земля» и др. по выбору.

Психологическая глубина и яркость любовной лирики А.А. Ахматовой. Тема творчества и размышления о месте художника в «большой» истории. Раздумья о судьбах России в исповедальной лирике А.А. Ахматовой. Гражданский пафос стихотворений военного времени.

Поэма «Реквием».

Монументальность, трагическая мощь ахматовского «Реквиема». Единство «личной» темы и образа страдающего народа. Библейские мотивы и их идейно-образная функция в поэме. Тема исторической памяти и образ «бесслезного» памятника в финале поэмы.

М.И. ЦВЕТАЕВА

Стихотворения: «Попытка ревности», «Моим стихам, написанным так рано...», «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Мне нравится, что Вы больны не мной...», «Молитва», «Тоска по родине! Давно...», «Куст», «Рассвет на рельсах», «Роландов Рог», «Стихи к Блоку» ( «Имя твое птица в руке...») и др. по выбору.

Уникальность поэтического голоса М. Цветаевой, ее поэтического темперамента. Поэзия М. Цветаевой как лирический дневник эпохи. Исповедальность, внутренняя самоотдача, максимальное напряжение духовных сил как отличительные черты цветаевской лирики. Тема Родины, «собирание» России в произведениях разных лет. Поэт и мир в творческой концепции Цветаевой, образно-стилистическое своеобразие ее поэзии.

 «Короли  смеха из журнала  «Сатирикон»

Развитие традиций отечественной сатиры в творчестве А. Аверченко, Н. Тэффи, Саши Черного, Дон Аминадо. Темы и мотивы сатирической новеллистики А. Аверченко дореволюционного и эмигрантского периода («Дюжина ножей в спину революции»). Мастерство писателя в выборе приемов комического.

У литературной  карты  России

Обзор творчества М.М. Пришвина, М.А. Волошина, В.К. Арсенъева — по выбору учителя и учащихся. Феномен «сгущения добра», идея жизнетворчества в прозе М. Пришвина. Отражение «узла мировых драм» в поэтическом творчестве М. Волошина. Этнографическая проза В. Арсеньева.

Октябрьская  революция и  литературный  процесс    20-х  годов

Октябрьская революция в восприятии художников различных направлений. Литература и публицистика послереволюционных лет как живой документ эпохи («Апокалипсис нашего времени» В.В. Розанова, «Окаянные дни» И.А. Бунина, «Несвоевременные мысли» М. Горького, «Молитва о России» И. Эренбурга, «Плачи» A.M. Ремизова, «Голый год» Б. Пильняка и др.).

Литературные группировки, возникшие после Октября 1917 года (Пролеткульт, «Кузница», ЛЕФ, конструктивизм, имажинизм, «Перевал», «Серапионовы братья» и др.).

Возникновение «гнезд рассеяния » эмигрантской части «расколотой лиры» (отъезд за границу И. Бунина, И. Шмелева, А. Ремизова, Г. Иванова, Б. Зайцева, М. Цветаевой, А. Аверченко и др.).

Тема Родины и революции в произведениях писателей «новой волны» («Чапаев»

Д. Фурманова, «Разгром» А.Фадеева, «Конармия» И. Бабеля, «Донские рассказы» М. Шолохова, «Сорок первый» Б. Лавренева и др.).

Развитие жанра антиутопии в романах Е. Замятина «Мы» и А. Платонова «Чевенгур». Развенчание идеи «социального рая на земле», утверждение ценности человеческой «единицы».

Юмористическая проза 20-х годов. Стилистическая яркость и сатирическая заостренность новеллистического сказа М. Зощенко (рассказы 20-х гг.). Сатира с философским подтекстом в романах И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок».

В.В. МАЯКОВСКИЙ

Стихотворения: «А вы могли бы?..», «Ночь», «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно...», «О дряни», «Прозаседавшиеся», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Аиличка», «Юбилейное» и др. по выбору.

Тема поэта и толпы в ранней лирике В.В. Маяковского. Город как «цивилизация одиночества» в лирике поэта. Тема «художник и революция», ее образное воплощение в лирике поэта. Отражение «гримас» нового быта в сатирических произведениях. Специфика традиционной темы поэта и поэзии в лирике В.В. Маяковского. Новаторство поэта в области художественной формы.

Поэмы: «Облако в штанах», «Про это», «Во весь голос» (вступление).

Бунтарский пафос «Облака в штанах»: четыре «долой!» как сюжетно-композиционная основа поэмы. Соединение любовной темы с социально-философской проблематикой эпохи. Влюбленный поэт в «безлюбом» мире, несовместимость понятий «любовь» и «быт» («Про это»). Поэма «Во весь голос» как попытка диалога с потомками, лирическая исповедь поэта-гражданина.

С.А. ЕСЕНИН

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Спит ковыль...», «Чую радуницу Божью...», «Над темной прядью перелесиц...», «В том краю, где желтая крапива...», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская» и др. по выбору.

Природа родного края и образ Руси в лирике С.А. Есенина. Религиозные мотивы в ранней лирике поэта. Трагическое противостояние города и деревни в лирике 20-х годов. Любовная тема в поэзии С.А. Есенина. Богатство поэтической речи, народно-песенное начало, философичность как основные черты есенинской поэтики.

Поэмы:   «Пугачев», «Анна Снегина».

Поэзия «русского бунта » и драма мятежной души в драматической поэме «Пугачев». Созвучность проблематики поэмы революционной эпохе.

Соотношение лирического и эпического начала в поэме «Анна Снегина», ее нравственно-философская проблематика. Мотив сбережения молодости и души как главная тема «позднего» С.А. Есенина.

Литературный процесс 30-х — начала 40-х годов

Духовная атмосфера десятилетия и ее отражение в литературе и искусстве. Сложное единство оптимизма и горечи, идеализма и страха, возвышения человека труда и бюрократизации власти.

Рождение новой песенно-лирической ситуации. Героини стихотворений П. Васильева и М. Исаковского (символический образ России — Родины). Лирика Б. Корнилова, Дм. Кедрина, М. Светлова, А. Жарова и др.

Литература на стройке: произведения 30-х годов о людях труда («Энергия» Ф. Гладкова, «Соть» Л. Леонова, «Гидроцентраль» М. Шагинян, «Время, вперед!» В. Катаева, «Люди из захолустья» А. Малышкина и др.).

Драматургия: «Чужой ребенок» В. Шкваркина, «Таня» А. Арбузова.

Человеческий и творческий подвиг Н. Островского. Уникальность и полемическая заострен-ность образа Павла Корчагина в романе «Как закалялась сталь ».

Тема коллективизации в литературе. Трагическая судьба Н. Клюева и поэтов «крестьянской купницы». Поэма А. Твардовского «Страна Муравия» и роман М. Шолохова «Поднятая целина ».

Первый съезд Союза писателей СССР и его общественно-историческое значение.

Эмигрантская «ветвь» русской литературы в 30-е годы. Ностальгический реализм И. Бунина, Б. Зайцева, И. Шмелева. «Парижская нота» русской поэзии 30-х годов. Лирика Г. Иванова, Б. Поплавского, Н. Оцупа, Д. Кнута, Л. Червинской, Г. Адамовича и др.

О.Э. Мандельштам. Стихотворения: «Заснула чернь. Зияет площадь аркой...», «На розвальнях, уложенных соломой...>>, «Эпиграмма», «За гремучую доблесть грядущих веков...» и др. Истоки поэтического творчества. Близость к акмеизму. Историческая тема в лирике Мандельштама. Осмысление времени и противостояние «веку-волкодаву». Художественное мастерство поэта.

А.Н. Толстой. Роман «Петр Первый». Основные этапы становления исторической личности, черты национального характера в образе Петра. Образы сподвижников царя и противников петровских преобразований. Проблемы народа и власти, личности и истории в художественной концепции автора. Жанровое, композиционное и стилистико-языковое своеобразие романа.

М.А. ШОЛОХОВ

Роман-эпопея «Тихий Дон».

Историческая широта и масштабность шолоховского эпоса. «Донские рассказы» как пролог «Тихого Дона». Картины жизни донского казачества в романе. Изображение революции и Гражданской войны как общенародной трагедии. Идея Дома и святости семейного очага в романе. Роль и значение женских образов в художественной системе романа. Сложность, противоречивость пути «казачьего Гамлета» Григория Мелехова, отражение в нем традиций народного правдоискательства. Художественно-стилистическое своеобразие «Тихого Дона». Исторически-конкретное и вневременное в проблематике шолоховского романа-эпопеи.

У  литературной  карты  России

Обзор творчества С.Н. Маркова, Б.В. Шергина, А.А. Прокофьева — по выбору. Мастерство воссоздания характеров русских землепроходцев в творчестве С. Маркова. Духовное наследие русского песенного Севера в произведениях Б. Шергина. Поэтический облик России в лирике А. Прокофьева.

М.А. БУЛГАКОВ

Романы: «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» — по выбору.

Многослойность исторического пространства в «Белой гвардии ». Проблема нравственного самоопределения личности в эпоху смуты. Дом Турбиных как островок любви и добра в бурном море Истории. Сатирическое изображение политических временщиков, приспособленцев, обывателей (гетман, Тальберг, Лисович). Трагедия русской интеллигенции как основной пафос романа.

«Мастер и Маргарита» как «роман-лабиринт» со сложной философской проблематикой. Взаимодействие трех повествовательных пластов в образно-композиционной системе романа. Нравственно-философское звучание «ершалаимских» глав. Сатирическая «дьяволиада» М.А. Булгакова в романе. Неразрывность связи любви и творчества в проблематике «Мастера и Маргариты». Путь Ивана Бездомного в обретении Родины.

Б.Л. ПАСТЕРНАК

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Снег идет», «Плачущий сад», «В больнице», «Зимняя ночь», «Гамлет», «Во всем мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво...», «Определение поэзии», «Гефсиманский сад» и др. по выбору.

Единство человеческой души и стихии мира в лирике Б.Л. Пастернака. Неразрывность связи человека и природы, их взаимотворчество. Любовь и поэзия, жизнь и смерть в философской концепции Б.Л. Пастернака. Трагизм гамлетовского противостояния художника и эпохи в позднем творчестве поэта. Метафорическое богатство и образная яркость лирики Б.Л. Пастернака. Роман   «Доктор Живаго ».

Черты нового лирико-религиозного повествования в романе Б.Л. Пастернака. Фигура Юрия Живаго и проблема интеллигенции и революции в романе. Нравственные искания героя, его отношение к революционной доктрине «переделки жизни». «Стихотворения Юрия Живаго» как финальный лирический аккорд повествования.

А.П. ПЛАТОНОВ

Рассказы: «Возвращение», «Июльская гроза», повести: «Сокровенный человек», «Котлован» — по выбору.

Оригинальность, самобытность художественного мира А.П. Платонова. Тип платоновского героя — мечтателя, романтика, правдоискателя. «Детскость» стиля и языка писателя, тема детства в прозе А.П. Платонова. Соотношение «задумчивого» авторского героя с революционной доктриной «всеобщего счастья». Смысл трагического финала повести «Котлован», философская многозначность ее названия. Роль «ключевых» слов-понятий в художественной системе писателя.

В.В. НАБОКОВ

Роман «Машенька».

Драматизм эмигрантского небытия героев «Машеньки». Образ Ганина и тип «героя компромисса». Своеобразие сюжетно-временной организации повествования. Черты чеховских «недотеп» в обывателях пансиона госпожи Дорн. Словесная пластика Набокова в раскрытии внутренней жизни героев и описании «вещного» быта. Горько-ироническое звучание финала романа.

Литература  периода Великой  Отечественной  войны

Отражение летописи военных лет в произведениях русских писателей. Публицистика времен войны (А. Толстой, И. Эренбург, Л. Леонов, О. Берггольц, В. Гроссман и др.).

Лирика военных лет. Песенная поэзия В. Лебедева-Кумача, М. Исаковского, Л. Ошанина, Е. Долматовского, А. Суркова, А. Фатьянова, К. Симонова. «Моабитские тетради» Мусы Джалиля.

Жанр поэмы в литературной летописи войны («Зоя» М. Алигер, «Сын» П. Антокольского, «Двадцать восемь» М. Светлова и др.). Поэма А. Твардовского «Василий Теркин» как вершинное произведение времен войны. Прославление подвига народа и русского солдата в «Книге про бойца».

Проза о войне. «Дни и ночи» К. Симонова, «Звезда» Э. Казакевича, «Спутники» В. Пановой, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Судьба человека» М. Шолохова и др.

А.Т. ТВАРДОВСКИЙ

Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «О сущем», «Дробится рваный цоколь монумента...», «Я знаю, никакой моей вины...», «Памяти матери», «Я сам дознаюсь, доищусь...», «В чем хочешь человечество вини...» и др. по выбору.

Доверительность и теплота лирической интонации А. Твардовского. Любовь к «правде сущей» как основной мотив «лирического эпоса» художника. Память войны, тема нравственных испытаний на дорогах истории в произведениях разных лет. Философская проблематика поздней лирики поэта.

Поэма   «По праву памяти ».

«По праву памяти» как поэма-исповедь, поэма-завещание. Тема прошлого, настоящего и будущего в свете исторической памяти, уроков пережитого. Гражданственность и нравственная высота позиции автора.

Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ

Стихотворения: «Гроза идет», «Можжевеловый куст», «Не позволяй душе лениться...», «Лебедь в зоопарке», «Я воспитан природой суровой...» и др. по выбору.

Н. Заболоцкий и поэзия обэриутов. Вечные вопросы о сущности красоты и единства природы и человека в лирике поэта. Жанр совета, размышления-предписания в художественной концепции Н. Заболоцкого. Интонационно-ритмическое и образное своеобразие лирики Заболоцкого.

Литературный  процесс   50 — 80-х  годов

Осмысление Великой Победы 1945 года в 40—50-е годы XX века. Поэзия Ю. Друниной, М. Дудина, М. Луконина, С.Орлова, А. Межирова. Повесть «В окопах Сталинграда» В. Некрасова.

Проза советских писателей, выходящая за рамки нормативов социалистического реализма (повести К. Паустовского, роман Л. Леонова «Русский лес» и др.).

«Оттепель» 195 31964 годов — рождение нового типа литературного движения. Новый характер взаимосвязей писателя и общества в произведениях В. Дудинцева, В. Тендрякова, В. Розова, В. Аксенова, А. Солженицына и др.

Поэтическая «оттепель»: «громкая» (эстрадная) и «тихая» лирика. Своеобразие поэзии Е. Евтушенко, Р. Рождественского, А. Вознесенского, Б. Ахмадулиной, Н. Рубцова, Ю. Кузнецова и др.

«Окопный реализм » писателей-фронтовиков 6070-х годов. Проза Ю. Бондарева, К. Воробьева, А. Ананьева, В. Кондратьева, Б. Васильева, Е. Носова, В. Астафьева.

«Деревенская проза» 5080-х годов. Произведения С. Залыгина, Б. Можаева, В. Солоухина, Ю. Казакова, Ф. Абрамова, В. Белова и др. Повести В. Распутина   «Последний срок», «Прощание с Матёрой» и др.  Нравственно-философская проблематика   пьес   А.   Вампилова,   прозы   В. Астафьева, Ю. Трифонова, В. Маканина, Ю. Домбровского, В. Крупина.

Историческая романистика 6080-х годов. Романы В. Пикуля, Д. Балашова, В. Чивилихина. «Лагерная» тема в произведениях В. Шаламова, Е. Гинзбург, О. Волкова, А. Жигулина.

Авторская песня как песенный монотеатр 7080-х годов. Поэзия Ю. Визбора, А. Галича, Б. Окуджавы, В. Высоцкого, А. Башлачева.

В.М. ШУКШИН

Рассказы: «Одни», «Чудик», «Миль пардон, мадам», «Срезал».

Колоритность и яркость шукшинских героев-«чудиков». Народ и «публика» как два нравственно-общественных полюса в прозе В. Шукшина. Сочетание внешней занимательности сюжета и глубины психологического анализа в рассказах писателя. Тема города и деревни, точность бытописания в шукшинской прозе.

Н.М. РУБЦОВ

Стихотворения: «Русский огонек», «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны...», «В горнице», «Душа хранит» и др. Диалог поэта с Россией. Прошлое и настоящее через призму вечного. Образ скитальца и родного очага. Одухотворенная красота природы в лирике.

Задушевность и музыкальность поэтического слова Рубцова.

В.П. АСТАФЬЕВ

Роман «Печальный детектив», повесть «Царь-рыба», рассказ «Людочка» и др.

Натурфилософия В. Астафьева. Человек и природа: единство и противостояние. Нравственный пафос романов писателя. Проблема утраты человеческого в человеке. «Жестокий» реализм позднего творчества Астафьева. Синтетическая жанровая природа крупных произведений писателя.

В.Г. РАСПУТИН

Повести: «Последний срок», «Прощание с Матёрой», «Живи и помни», рассказ «Не могу-у...».

Эпическое и драматическое начала прозы писателя. Дом и семья как составляющие национального космоса. Философское осмысление социальных проблем современности. Особенности психологического анализа в «катастрофическом пространстве» В. Распутина.

А.И. СОЛЖЕНИЦЫН

Повесть  «Один день Ивана Денисовича ».

Отражение «лагерных университетов» писателя в повести «Один день Ивана Денисовича ». «Лагерь с точки зрения мужика, очень народная вещь» (А.Твардовский). Яркость и точность авторского бытописания, многообразие человеческих типов в повести. Детскость души Ивана Денисовича, черты праведничества в характере героя. Смешение языковых пластов в стилистике повести.

Продолжение темы народного праведничества в рассказе «Матренин двор». Черты «нутряной» России в облике Матрены. Противопоставление исконной Руси России чиновной, официозной. Символичность финала рассказа и его названия.

У литературной карты России

Обзор творчества В.Т. Шалимова, Е.Ж Носова, В.Д. Федорова В А. Солоухина по выбору учителя и учащихся. Нравственная проблематика «лагерной» прозы В. Шаламова. Художественное звучание «негромкого» военного эпоса Е. Носова. Традиции русской гражданской поэзии в лирике В. Федорова. Восхождение к духовным ценностям России в творчестве В. Солоухина.

Новейшая русская проза и  поэзия    80 — 90-х  годов

Внутренняя противоречивость и драматизм современной культурно-исторической ситуации (экспансия массовой и элитарной литературы, смена нравственных критериев и т.п.).

Реалистическая проза. Глубокий психологизм, интерес к человеческой душе в ее лучших проявлениях в прозе Б. Екимова Е. Носова Ю.Бондарева, П. Проскурина, Ю.Полякова и др. Новейшая проза Л Петрушевской, С. Каледина, В. Аксенова, А. Проханова, В Астафьева, В. Распутина. «Болевые точки» современной жизни в прозе В. Маканина, Л. Улицкой, Т. Толстой, В. Токаревой и др.

Эволюция модернистской и постмодернистской прозы. Многообразие течений и школ «новейшей» словесности («другая литература», «андеграунд», «артистическая проза», «соцарт», «новая волна» и т.п.).

Поэма в прозе «Москва-Петушки» В. Ерофеева как воссоздание «новой реальности», выпадение из исторического времени. «Виртуальность» и «фантазийность» прозы

В. Пелевина, ее «игровой» характер.

Ироническая поэзия 80 - 90-х годов. И. Губерман, Д. Пригов, Т. Кибиров и др.

Поэзия и судьба И. Бродского. Стихотворения: «Большая элегия Джону Донну», «Ни страны, ни погоста...». Воссоздание «громадного мира зрения» в творчестве поэта, соотношение опыта реальной жизни с культурой разных эпох.

Раздел V. Формы и средства контроля

 

Формы контроля

В год

1

четверть

2

четверть

3

четверть

4

четверть

Тестирование

2

1

1

Классные сочинения

2

1

1

Домашние сочинения

5

1

2

1

1

Темы для творческих работ (сочинений)

Сочинение1 (по творчеству М. Горького (классное).

1. Как отражена мечта о героическом и прекрасном в раннем творчестве М. Горького?

2. Что лучше – истина или сострадание (по драме М. Горького «На дне»)?

3. Как отражены правда и ложь в драме М. Горького «На дне»?

4. Каким изображен человек в творчестве М. Горького?

5. Спор о человеке в драме М. Горького «На дне».

        

 Сочинение 2 (по творчеству И.А. Бунина и А.И Куприна (домашнее).

1. Метафоричность названий произведений И.А. Бунина и А.И Куприна (по выбору)

2. Философская проблематика произведений И.А. Бунина.

3. Какие истинные и мнимые ценности в изображении И.А. Бунина?

4. Что значит талант любви в произведениях А.И Куприна?

5. В чём мастерство мира человеческих чувств И.А. Бунина и А.И Куприна (по выбору

Сочинение 3 (по творчеству А.А. Блока (домашнее).

1. Как раскрывается тема Родины в творчестве Блока?

2. Анализ стихотворения А.А. Блока (на выбор).

3. Как изображается революция в творчестве Блока?

 Сочинение 4 (по творчеству А.А. Ахматовой (домашнее).

1. Как отражена тема Родины в творчестве А.А. Ахматовой?

2. Как раскрывается тема народного страдания и скорби в поэме Ахматовой «Реквием»?

3. Какую роль имеют средства художественной выразительности в поэме А.А. Ахматовой «Реквием»?

4. А.А. Ахматова – «голос своего времени».

5. Анализ стихотворения А.А. Ахматовой.

Сочинение 5 (по творчеству С.А. Есенина (домашнее).

1. Как раскрывается тема Родины в творчестве С.А. Есенина

2. Анализ стихотворения С.А. Есенина (на выбор).

3. Какие темы отражены в творчестве С.А. Есенина?

4. В чём особенность творчества С.А. Есенина?

5. В чём особенность любовной лирики С.А. Есенина?

Сочинение 6 (по творчеству М.А. Шолохова (классное).

1. В чём истоки трагедии Григория Мелехова (по роману М.А. Шолохова «Тихий Дон»)?

2. Как изображена стихия народной жизни в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»?

3. В чём особенность женских образов в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»?

4. Утверждение вечных ценностей – Дома, Труда, Любви - в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»

5. В чём своеобразие женских образов в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»?

Сочинение 7 (по творчеству А.И. Солженицына (домашнее).

1. Как показан образ праведника в произведениях Солженицына?

2. Что может правда (по рассказу А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»)?

3. «Вся возвращённая мне жизнь…имеет вложенную цель» (А.И. Солженицын).

4. Русская деревня в изображении А.И. Солженицына.(По рассказу «Матрёшин двор»).

Тестирование №1

Творчество М. Горького

I. Романтизм предполагает утверждение исключительной личности. Какое из произведений А.М. Горького не соответствует этому положению:

   1. «Старуха Изергиль».

   2. «Челкаш».

   3. «Макар Чудра».

   4. «На дне».

II. Что составляет своеобразие драмы как рода литературы (найдите лишнее):

   1. Предназначена для постановки на сцене.

   2. Пространство, время и количество действующих лиц ограниченно.

   3. Активная динамика сюжета, авторская позиция выражена прямо.

   4. Основная нагрузка ложится на конфликт.

III. Что является основным предметом изображения в пьесе А.М. Горького «На дне»:

   1. Социальные противоречия действительности.

   2. Пути разрешения социальных противоречий.

   3. Проблемы обитателей ночлежки.

   4. Сознание и психология обитателей «дна» во всей их противоречивости.

IV. «Маленькая драма» в пьесе «На дне» становится большой трагедией. В чём её суть:

   1. В том, что ночлежники оказались на «дне» жизни.

   2. В трагическом финале пьесы (смерть Актёра, Анны).

   3. В развенчании мифа о возможности социального равенства.

   4. В отсутствии жизненных перспектив для обитателей ночлежки.

V. Кому автор бросает своим произведением главное обвинение:

   1. Страннику Луке.

   2. Обитателям ночлежки.

   3. Социальному устройству общества.

   4. Хозяевам ночлежки.

VI. В чём проявляется драматический конфликт в пьесе А.М. Горького «На дне»:

   1. В столкновении социальных противоречий.

   2. В столкновении лжи и правды.

VII. Основоположником какого направления в литературе явился А.М. Горький?

   1. Романтизм.

   2. Критический реализм.

   3. Социалистический реализм.

VIII. Героем какого рассказа Горького является Лойко Зобар?

   1. «Старуха Изергиль».

   2. «Макар Чудра».

   3. «Челкаш».

IX. Для какого произведения Горького не характерна композиция «рассказ в рассказе»?

   1. «Макар Чудра».

   2. «Старуха Изергиль».

   3. «Челкаш».

X. Какому герою пьесы «На дне» принадлежит фраза: «Человек – это звучит гордо!»

   1. Сатину.

   2. Луке.

   3. Актёру.

XI. Кто из персонажей пьесы «На дне» выражает авторскую позицию?

   1. Бубнов.

   2. Сатин.

   3. Клещ.

   4.Лука.

XII. Каким персонажам пьесы «На дне» принадлежат слова:

   1. «Шум – смерти не помеха».

   2. «Когда труд – обязанность, жизнь – рабство».

   3. «Ни одна блоха не плоха: все чёрненькие, все прыгают».

   4. «Не любо – не слушай, а врать не мешай».

        Ключи.

Вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Ответ

4

3

4

3

2, 3

2

3

2

3

1

2

1-Бубнов

2-Сатин

3-Лука

4-Барон

Тестирование  №2

1. Жанр «Тихого Дона» это:

а) повесть                        в) роман-эпопея

б) роман                        г) исторический роман

2. В романе Шолохова «Тихий Дон» нет эпизодов:

а) Первой мировой войны

б) гражданской войны

в) Великой Отечественной войны

г) установления советской власти

3. С какой целью вводит Шолохов батальные сцены:

а) показать героизм народа

б) показать, что делает с человеком война

в) показать бессмысленность войны

г) поднять дух народа

4. Какое описание не относится к Григорию Мелехову:

а) «Среднего роста, худощав, близко поставленные к мясистой переносице глаза светлели хитрецой», «косая поперечная морщина, рубцевавшая... лоб, двигалась медленно и тяжело, словно изнутри толкаемая ходом каких-то скрытых мыслей»

б) «... Кинул на снег папаху, постоял, раскачиваясь, и вдруг скрипнул зубами, страшно застонал и с исказившимся лицом стал рвать на себе застежки шинели»

в) Одной правды нету в жизни. Видно, кто кого одолеет, тот того и сожрет. А я дурную правду искал. Душой болел, туда-сюда качался»

г) «Мишатка испуганно взглянул на него и опустил глаза. Он узнал в этом бородатом и страшном человеке отца».

5. Какой награды был удостоен Б.Л. Пастернак за лирическую поэзию и «выдающиеся

    достижения на традиционном поприще великой русской правды»?

        а) Ленинской премии в области литературы;

        б) Международной премии «Этна Таормина»;

        в) Нобелевской премии.

6. Укажите название эпического жанра, к которому относится произведение

М.А. Шолохова «Судьба человека»:

        а) повесть;

        б) рассказ;

        в) роман.

7. С каким поэтическим направлением в русской литературе XX века в большей степени

     связано творчество Б.Л. Пастернака?

        а) символизмом;

        б) акмеизмом;

        в) имажинизмом;

        г) футуризмом.

8. Укажите фамилию главного героя рассказа А.И. Солженицына «Один день Ивана

    Денисовича»:

        а) Кузёмин;

        б) Тюрин;

        в) Шухов;

        г) Клевшин.

9. Кто из перечисленных современных поэтов вслед за С.А. Есениным обращался к теме

    русской деревни?

        а) Н. Рубцов;

        б) В. Высоцкий;

        в) Б. Окуджава;

        г) А. Вознесенский.

10. Назовите произведение (вторая половина XX века), о героине которого автор пишет:

    «…она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе – не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за утерю кормильца. Но мужа не было уже двенадцать лет, с начала войны, и нелегко было теперь добыть те справки с разных мест о его стаже и сколько он там получал».

        а) «Прощание с Матерой» (В.Г. Распутин);

        б) «Привычное дело» (В.И. Белов);

        в) «Матренин двор» (А.И. Солженицын);

        г) «Царь-рыба» (В.П. Астафьев).

11. Кому из русских поэтов принадлежат строки:

                        То серьезный, то потешный,

                        Нипочем, что дождь, что снег,

                        Он идет святой и грешный,

                        Русский чудо-человек?

        а) А. Твардовскому;

        б) Б. Пастернаку;

        в) Р. Рождественскому;

        г) Н. Рубцову.

12. Какие черты приобрела «военная проза» в процессе её эволюции от 1940-х к 1970-м гг.?

        а) ослабление трагизма;

        б) актуализация проблем исторической памяти;

        в) публицистичность;

        г) утрата интереса к «окопной правде».

13. Профессия рассказчика в рассказе А. Солженицына «Матренин двор»:

        а) машинист;

        б) бухгалтер;

        в) сельхозрабочий;

        г) учитель.

14. Когда появляется жанр «авторской песни»?

        а) в годы Великой Отечественной войны;

        б) в первое послевоенное десятилетие;

        в) в период «оттепели»;

        г) в начале 1980-х  гг.

15. Назовите ряд, целиком составленный из произведений «возвращенной» литературы,

    которые обрели массового российского читателя на рубеже 1980-1990-х  гг.:

        а) «Чевенгур», «Царь-рыба», «Жизнь и судьба»;

        б) «Собачье сердце», «Судьба человека», «Лето Господне»;

        в) «По праву памяти», «Мы», «Белый пароход»;

        г) «Реквием», «Мастер и Маргарита», «Котлован».

16. Жанровые доминанты в русской литературе первых лет Великой Отечественной войны

     определяли:

        а) роман;

        б) поэма;

        в) очерк и публицистика;

        мемуары.

17. Какой номер был у главного героя произведения А.И. Солженицына «Один день Ивана

    Денисовича»?

        а) Щ – 850;

        б) Щ – 854;

        в) Щ – 840.

18. Когда в литературе появилось понятие «тихой лирики»?

        а) в начале 60-х годов;

        б) в середине 60-х годов;

        в) во второй половине 60-х годов.

        Ключи.

Вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Ответ

в)

в)

б)

а)

в)

б)

г)

в)

а)

в)

а)

б)

г)

в)

г)

в)

б)

в)

Раздел VI. Перечень учебно-методического обеспечения

Литература.

Сборник нормативных документов. Литература в образовательных учреждениях с русским языком обучения. / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М., Дрофа.2008

Программа по литературе для 5-11-х классов общеобразовательной школы./Авт.-сост.: Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. – М., «Русское слово»,2010

Методические рекомендации к учебникам авторов программы.

Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Теория и методика обучения литературе. –  М., 2007

Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русской литературе. –  М., «ВАКО», 2007

Мультимедийные пособия по литературе

Средства ИКТ

1. Универсальный настольный компьютер.

2. Интерактивная доска.

3. Принтер.

4. Цифровой проектор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English”  10 классТематическое  планирование  рассчитано  на  102 часа  3  ч...

Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...