Литературное краеведение как одна из форм исследовательской работы по литературе
статья по литературе на тему

Новожилова Лариса Георгиевна

статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературное краеведение как одна из форм

исследовательской работы по литературе

Постановка темы «Литературное краеведение как одна из форм исследовательской работы по литературе» актуальна и современна в наши дни, т.к. образовательное и воспитательное значение курса литературы в школе не проявится в полной мере без литературного краеведения, которое позволит школьникам глубже осмыслить и личность писателя, и его творчество.
Литературное краеведение дает изучающим материал, которого они не найдут в произведениях, изучаемых по программе. Разумеется, при условии, что в отборе " краеведческого" произведения учитель руководствуется одним

критерием - оно должно быть художественным.
Саратовского читателя, например, глубоко тронет роман К. Федина «Первые радости». Именно это произведения мы взяли для глубокого анализа в персональном долгосрочном  исследовательском проекте.

Роман «Первые радости» плотно прикреплен к Саратову. Множеством точно воспроизводимых признаков и определенных названий Федин живописует конкретно существовавшие тогда (и существующие до настоящего времени) места... Вот сад «Липки», консерватория, старая гостиница, радищевский музей, военный городок, корпуса университетов, Затон, Зеленый Остров... Удивительно точно их описание. Но и в тех  случаях, когда адреса  не названы писателем, еще и сейчас на саратовских улицах можно найти дома, очень напоминающие по описаниям и месту расположения и «мешковский», и дома других героев, и следы старых лабазов и ночлежек. Ведь и биография Федина начиналась в старом Саратове конца XIX века. Федин родился 24 февраля 1892 года в маленьком дворовом флигеле по Большой Сергиевской улице в семье служащего писчебумажного магазина.

        Нет теперь в Саратове ни Сергиевской церкви, близ которой находился тот дворовой флигелек, ни Большой Сергиевской улицы - это улица Чернышевского, а на месте, где стояла когда-то какая-то «легкая» (такой запомнил ее писатель) Сергиевская церковь, сооружено здание научно-исследовательского института ортопедии и восстановительной хирургии.

        Интересно, прожив долгую жизнь, более 85 лет, писатель помнил все  свои саратовские адреса: и Белоглинскую, и Царицынскую (между М.Сергиевской и Полицейской), и  Ильинскую, дом Загрекова, и Смурский переулок, и Московскую, и  Соборную, и Цыганскую. Двадцать лет странствий своей семьи по Саратову сохранила память писателя, и все эти впечатления, вся любовь к этим флигелькам, церквушкам, домикам, улочкам и переулкам излились на страницы романа «Первые радости». Но мы не рассматриваем роман как путеводитель по старому Саратову.  Для нас описания картин природы Саратовского края, городских пейзажей – это путь раскрытия мастерства психологической детали большого художника, каковым был Федин.

Основой психологического анализа К. Федин считал глубину пережитых чувств и жизненных впечатлений, претворяемых в художественные образы. Рисуя психологический портрет Саратова, автор, безусловно, отталкивался от собственного  личностного восприятия города. Сам писатель никогда не забывал, откуда он родом. В своей автобиографии он пишет о Саратове: «… Отсюда пошли мои первые представления о русской земле - как о Мире, о русском народе – как о человеке. Здесь складывались начальные понятия о прекрасном». (Курсив наш). Именно поэтому описание тихой провинциальной жизни Саратова имеет свою прелесть, свой запах, свой вкус. Из письма Федина дочери: «Если хочешь разгадать происхождение своих вкусов, пристрастий – подумай над своим детством».

Литературно-краеведческие материалы не только приобщают нас к культуре и истории родного края, к миру чувств и мыслей его замечательных людей, но помогают по-новому осветить некоторые моменты творчества писателей и глубже осмыслить процесс развития всей русской литературы.
Литературное краеведение в школе имеет, прежде всего, образовательные и воспитательные цели и задачи - открыть учащимся прекрасное в окружающем их мире - в людях и природе родного края, пробудить у них чувство любви к " малой родине".
Выпускник средней школы должен знать наиболее значительные художественные произведения, созданные писателями-земляками.

В настоящее время под моим руководством ведется осуществление еще двух долгосрочных персональных проектов по творчеству поэта-земляка, Почетного гражданина г. Саратова Н. Палькина  и  поэта-волгаря Н. Благова, чья жизнь также отчасти связана с Саратовом. Выполнение персонального проекта предполагает использование методов, свойственных научным исследованиям: определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотез, обсуждение методов исследования, оформление результатов, анализ полученных данных, выводы.

Работа по методу проектов требует от учителя не столько преподавания, сколько создания условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике.

С шестиклассниками мы второй год «погружаемся» в творчество писателя-земляка Л.Кассиля: читаем на внеклассном чтении его повести, изучаем биографию.  Ездили на экскурсию в дом-музей Кассиля в Энгельсе, т.е. готовим сейчас базу для дальнейших исследовательских работ и, как вы уже поняли, связаны они будут с творчеством замечательнейшего нашего земляка Л.Кассиля.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Литературное краеведение как одна из форм внеклассной и внешкольной работы по литературе»

Литературно-краеведческие материалы не только приобщают нас к культуре иистории родного края, к миру чувств и мыслей его замечательных людей, но помогают по-новому осветить некоторые моменты тво...

Литературно-музыкальная композиция как одна из форм внеклассной работы, формирующей духовно-нравственные ценности ( 5-11 классы)

В статье я обобщила свой опыт работы по внеклассной работе по литературе, форма работы - литературно-музыкальная композиция....

Краеведение как направление поисковой и исследовательской работы обучающихся в урочной и внеурочной деятельности/ Методические рекомендации (для участия, организации и проведения поисковой и исследовательской работы обучающихся)

Целью данных методических рекомендаций является организация исследовательской работы обучающихся в области краеведения в урочной и внеурочной деятельности.Для этого необходимо решить следующие задачи:...

Статья: "Краеведение как одна из форм реализации требований государственного образовательного стандарта нового поколения"

Краеведение как одна из форм реализации требований государственного образовательного стандарта нового поколения...