Использование ИКТ на уроках литературы при объяснении нового материала.
учебно-методический материал по литературе (6 класс) по теме

Волкова Алла Петровна

 Доклад на Фестивале мастер-классов учителей Подольского района, рационально использующих ИКТ в образовательном процессе. Рассматривается роль презентации на уроке литературы в 6 классе "Смешное и грустное в рассказах А.П.Чехова"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы "Школа № 2073"   http://sch2073.mskobr.ru

________________________________________________________________________

Использование ИКТ на уроках литературы при объяснении нового материала.

Фестиваль мастер-классов учителей Подольского района, рационально использующих ИКТ в образовательном процессе.

29 марта 2012 года

Доклад учителя русского языка и литературы высшей категории

Волковой А.П.

Сегодня на уроках русского языка и литературы все чаще используются современные технологии: к ним можно отнести и показ презентаций, и проигрывание музыкальных композиций, и просмотр фильмов онлайн, и работа с Интернет, и обучающие программы, и тренажеры.

Самой распространенной формой можно назвать работу с компьютерными презентациями, выполненными в программе PowerPoint. Она наиболее универсальна, проста в работе и распространена в России и в мире.

Зададим себе вопрос: нужна ли презентация на уроке?

В обществе сложился некий стереотип “лекции со слайдами”: под размеренный голос учителя, сопровождающего презентацию, в условиях приглушенного света и отсутствия необходимости что-то конспектировать, ученики очень быстро начинают мирно позевывать и посапывать.

Но спать прекрасно можно и на уроке без всяких слайдов.

Хороший урок всегда похож на театральное действие. Обучающиеся здесь – такая же органичная часть лекции, как и преподаватель. Слайды презентации PowerPoint здесь – не костыли, помогающие неопытному учителю не забыть материал, а лишь еще один инструмент, который помогает по-новому осветить тему урока.

Все зависит от преподавателя:  хороший урок презентация украсит, плохому же  все равно не поможет.

Основная функция презентации – служить наглядным материалом. При помощи проектора на широкий экран выводятся цветные портреты писателей, иллюстрации к произведениям, фотографии и многие другие изображения, оживляющие ход урока, пробуждающие у обучающихся интерес к литературным произведениям, позволяющие образно представить жизнь и личность писателя, пробудить интерес  к учебному материалу. 

Вторая функция презентации – информативная. Цели урока, задания, вопросы, большие по объему тексты можно вывести на экран, чтобы предоставить учащимся возможность самостоятельно работать с ними.

Понятие презентации имеет несколько определений.

Презентация - это:

  • вспомогательный     инструмент    для     более     эффективного восприятия устной информации;
  • наглядное сопровождение доклада, выступления;
  • средство   воздействия   на   визуальный   канал   восприятия   при   объяснении нового материала урока.

Какое бы определение ни давали этому современному явлению коммуникации, необходимо помнить, что презентация на уроке должна выполнять две основные функции: информационную и обучающую. Как и при использовании любого средства обучения, ее применение должно строиться на здоровьесберегающих принципах, а именно: повышать уровень качества знаний и при этом не вызывать раздражение и утомление.

Этапы подготовки урока с ИК презентацией.

  1. Определение места работы с презентацией в структуре урока.

«Сцепление» презентации с методическим приёмом.

Объединение  содержательной  и технической составляющих конкретной презентации.

  1. Определение наиболее приемлемой для данного этапа урока формы работы с обучающимися.
  2. Прогнозирование результатов, т.е. что должно быть достигнуто благодаря использованию мультимедийных презентаций на уроке.

Отбор материала для презентации должен соответствовать принципам научности, доступности, наглядности. На школьном уроке целью презентации может быть:

- актуализация знаний;

- сопровождение объяснения учителем нового материала;

- первичное закрепление знаний;

- обобщение и систематизация знаний.

Актуализация знаний чаще проходит в виде беседы с учащимися. Вопросы такой беседы целесообразно визуализировать в слайды.

При объяснении нового материала наиболее обширны возможности самой презентации и ее оформления.

Первичное закрепление чаще проходит в виде беседы или при выполнении заданий.

Обобщению и систематизации знаний, как правило, отводится отдельный урок. В презентацию обобщающего урока можно включить схемы, таблицы, диаграммы. Используемые ранее фрагменты слайдов презентации можно перегруппировать с целью проведения сравнения или анализа и представить учащимся.

Методы и приёмы использования информационных технологий на уроке — разные, но при их внедрении мы выполняем единственную задачу: сделать урок литературы интересным, а чтение увлекательным. А нетрадиционные уроки с использованием информационных технологий должны привлечь современного школьника к чтению, облегчить процесс знакомства с классикой, пробудить интерес к книге.

Надо только помнить, что школу делает школой учитель.

«Художник учится смешивать краски и наносить их на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приёмы письменной речи. Настоящий учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приемы — только это педагогические краски, этюды, приемы...»

Урок литературы по теме: “Смешное и грустное в рассказах Чехова (на примере рассказа «Толстый и тонкий»)”.

Цель:

  • Создать условия для выявления учащимися отличительных признаков и общих черт юмористических и сатирических рассказов А. П. Чехова.
  • Мотивировать учащихся для последующего чтения рассказов А. П. Чехова.

Задачи: 

  1. Выяснить при помощи анализа рассказов Чехова природу смеха.
  2. При выявлении роли художественных деталей в рассказах выяснить, всегда ли читателю смешно, когда смеётся писатель.
  3. Узнать особенности чеховского юмора.

Предполагаемый результат: 

  • Уметь находить комические и трагические эпизоды в рассказах Чехова.
  • Знать отличительные черты чеховских произведений.
  • Объяснять роль художественных деталей в рассказах Чехова.

Материалы и оборудование:

  1. Портрет А. П. Чехова.
  2. Иллюстрации к рассказам Чехова “Толстый и тонкий”.
  3. Изречения А. П. Чехова: “Краткость – сестра таланта”, “Умею коротко говорить о длинных вещах ”.
  4. Литературоведческие термины: Юмор – дружелюбный смех, цель которого – что-то совершенствовать, очищать от недостатков. Сатира – бичующее обличение чего-либо, гневное осмеяние. Антитеза – противопоставление.
  5. ТСО: ПК, мультимедийная приставка, экран.

Тема рассчитана на 2 урока.

Ход 1 урока

I. Организационный момент.

На партах – учебники литературы, тетради.

2. Мотивация.

  • Чтение отрывка из рассказа “Лошадиная фамилия”.

“Иван Евсеич медленно вышел, а генерал схватил себя за щёку и заходил по комнатам.

- Ой, батюшки! – вопил он. – Ой, матушки! Ох, света белого не вижу!

Приказчик вышел в сад и, подняв к небу глаза, стал припоминать фамилию акцизного:

- Жеребчиков…Жеребковский… Жеребенко…Нет, не то! Лошадинский…Лошадевич…Жеребкович…Кобылянский…

Немного погодя его позвали к господам.

- Вспомнил? – спросил генерал.

- Никак нет, ваше превосходительство.

- Может быть, Конявский? Лошадников? Нет?

И в доме, все наперерыв, стали изобретать фамилии. Перебрали все возрасты, полы и породы лошадей, вспомнили гриву, копыта, сбрую…В доме, в саду, в людской и кухне люди ходили из угла в угол и, почёсывая лбы, искали фамилию”.

- Из какого рассказа этот отрывок? (“Лошадиная фамилия”).

- Скажите, пожалуйста, какие чувства у вас вызвал отрывок из рассказа?

(Смех, веселье, сожаление, сочувствие).

3. Определение темы урока.

- Значит, рассказ А. П. Чехова и грустный, и смешной одновременно. Подумайте, пожалуйста, над какой темой мы сегодня будем работать на уроке.

“Смешное и грустное в рассказах Чехова” (запись темы).

4. Сообщение целей урока.

Больше узнать о писателе, чтобы понять, зачем он написал рассказ «Толстый и тонкий».

  • В конце урока мы подведём итог и определим, достигли ли этих целей.
  1. Проверка домашнего задания.
  • Какие произведения Чехова вы знаете?
  • Что запомнилось из вступительной статьи о Чехове и воспоминаний Корнея Чуковского о нём?
  1. Слово учителя.

Небольшая бакалейная лавка с вывеской над входом: «Чай, сахар, кофе и другие колониальные товары» – помещалась в том же доме, в нижнем этаже. Открыта она была с пяти часов и до одиннадцати ночи, и, когда отец куда-нибудь уходил, в лавке по очереди сидели дети. Детей было шестеро: пять сыновей и одна дочь. Антоша был третий.

В лавке холодно, как на улице. Антоша садится за конторку, но чернила замёрзли и уроки делать нельзя. Он съёживается и запихивает руки в рукава – так же, как Андрюша и Гаврюша, его ровесники и друзья, которых недавно привезли из деревни и отдали купцу Павлу Егоровичу «в ученье». Хотя Антоша – хозяйский сын и должен присматривать за мальчиками, получать с покупателей деньги, щёлкать на счётах, но за всякую оплошность его так же наказывают, как их.

Павел Егорович сам когда-то прошёл тяжёлую школу, тоже был «мальчиком» в лавке, унижался, угождал хозяевам, терпел побои. Он искренне верил в то, что наказывает, порет детей для их же пользы, а дети не представляли себе, что может быть иначе.

Как-то Антоша спросил в гимназии одного мальчика, часто ли его секут дома, и, услышав в ответ, что никогда не секут, очень удивился и не поверил товарищу. Павел Егорович часто говорил: «И меня так же учили, а я, как видишь, вышел в люди».

Кроме сидения в лавке, у детей Чеховых была ещё обязанность – петь в церковном хоре. Эти спевки иногда затягивались заполночь. Утром, чуть свет, отец будил детей и вёл их в церковь, а оттуда надо было сразу идти в гимназию.

Люди с умилением слушали, как поют мальчики, завидовали их родителям, а сами дети, как потом вспоминал Чехов, чувствовали себя маленькими каторжниками.

 Много лет спустя он говорил: « В детстве у меня не было детства». Тем не менее он любил и за многое уважал отца. Чем старше он становился, тем больше понимал, что отец не мог поступать по-другому, потому что так учили детей во многих семьях. Но очень долго пришлось Антону «выдавливать из себя по каплям раба», чтобы стать свободным и достойным человеком.

  1. Сопоставление портретов А.П.Чехова.

Перед вами два портрета.

- Кто изображён на них?

Одного человека вы сразу же узнали – это Антон Павлович Чехов. Этот портрет очень известен, хотя самому Чехову он не нравился.  На другом портрете изображён также он, только более молодым. Это работа его брата Николая. Таким был Чехов в ту пору, когда писал свои юмористические рассказы.

А вот фотографический портрет А.П.Чехова в пору его работы врачом. Семья жила тогда в Москве на Садово-Кудринской, и рассказ «Толстый и тонкий», о котором пойдёт речь дальше, был написан именно там.

  1. Творческое задание.

Но перед тем как прочитать этот рассказ, каждый из вас попробует представить себя писателем. Сейчас за 5 минут вы напишете в тетради свой короткий рассказ, используя опорные слова:  

Опорные слова:

встретились
друзья детства
восторженно
окаменел
поморщился
поклонился.

Чтение 2-3 рассказов.

  1. Чтение учителем рассказа “Толстый и тонкий”.

Вопросы на восприятие.

  • Как вы думаете, похож  ли рассказ А.П.Чехова на придуманный вами?
  • Какое впечатление он произвёл? Назовите свои чувства. (Смешно, забавно, грустно; сожаление, боль и обида за человека, отвращение, брезгливость).
  • Что означает переход от хо-хо к хи-хи-с?
  1. Рассмотрим иллюстрации к рассказу.
  • Каков взгляд художника на данную ситуацию?
  • Какими мы видим героев рассказа?
  • В какой иллюстрации мысль автора выявляется более отчётливо? Почему?
  1.  Словарная работа (запись в тетрадь).

Задание: Подберите синонимы к словам

унижаться                                                   унижение

  • Подхалимничать
  • Лебезить
  • Пресмыкаться
  • Угодничать
  • Раболепство
  • Самоуничижение
  • Низкопоклонство
  • Чинопочитание


  1.  Итог урока.
  1. Беседа.
  • Является ли толстый непосредственным начальником тонкого?
  • Какова причина перемены настроения тонкого?
  • Есть ли у тонкого какие-либо причины угодничать перед толстым?
  • Зачем же он унижается?
  • Что осуждает А.П.Чехов в рассказе?
  • Как вы думаете, связано ли это осуждение со впечатлениями детства писателя? Каким образом?
  1.  Заключительное слово учителя.

Чехов никогда не забывал своего детства и ненавидел ложь, лицемерие, чинопочитание и унижение любого рода. Всё это он и высмеивает в своём рассказе «Толстый и тонкий».

  1.  Домашнее задание
  1. Подготовиться к чтению рассказа «Толстый и тонкий» по ролям.
  1. Индивидуальные задания: сообщения «Что такое юмор и сатира», «Что такое антитеза».


Ход 2 урока

I. Организационный момент.

На партах – учебники литературы, тетради, листочки для тестирования.

2. Сообщение целей урока.

  1. Выявить особенности чеховского юмора.
  2. Через какие художественные детали автор показывает смешное и грустное?
  3. Проверка домашнего задания.
  1. Чтение рассказа «Толстый и тонкий» по ролям.
  2. Сообщения учащихся «Что такое юмор и сатира», «Что такое антитеза».

Итак, с какими приёмами комического мы встречаемся в рассказе «Толстый и тонкий»? Привести примеры из текста.

  1. Выявление природы смешного в рассказе.
  • Что всегда лежит в основе комического? (противоречие).
  • Как вы думаете, как вёл бы  себя на месте тонкого другой мелкий чиновник?
  • Что позволяет так думать?
  • Как зовут героев? Когда мы это узнаём?
  • Почему персонажей рассказа автор не называет по именам, хотя с самого начала мы знаем, как их зовут?
  • Рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий» –  произведение  юмористическое или сатирическое? А рассказ «Лошадиная фамилия»?

Выводы: Рассказ занимает всего 2 страницы, а по глубине обличения пресмыкательства равен крупному произведению (лаконизм). 

Запись в тетради:

  1. Лаконизм это «умение коротко говорить о длинных вещах», т.е. краткость (чтение высказываний А.П.Чехова и комментарии).
  2. Отдельный случай приобретает в рассказе значение общего, в котором  во всей уродливости раскрылась антитеза «начальствующей сферы» и подчинённых.
  1. Итоговое тестирование
  1. К  каким произведениям относится рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий»? 
  1. Трагическим
  2. Драматическим
  3. Юмористическим
  1. Лаконизм – это
  1. Внимание к мелочам и деталям при описании
  2. Краткость и чёткость в выражении мысли
  3. Незаконченность произведения
  4. Использование народных выражений в речи
  1. В основе комического (юмора, сатиры) всегда находится…
  1. Повествование
  2. Рассуждение
  3. Описание
  4. Противоречие
  1. Тонкий ещё в детстве был неискренним, он часто…
  1. попрошайничал
  2. обманывал одноклассников
  3. устраивал истерики
  4. ябедничал
  1. Какой деталью подчёркивается   то, что сын тонкого тоже «приятно ошеломлён»?
  1. Он снял фуражку
  2. Он  надел фуражку
  3. Он  уронил фуражку
  1. Заключительная беседа.
  • Кого, по вашему мнению, больше осуждает автор: толстого или тонкого? И почему вы так думаете? (Тонкого. Показ чинопочитания. Дружба ушла на второй план).
  • Смешным или грустным показался рассказ? Почему?
  • Что вызывает особую грусть и горечь? (Особую горечь и неприятие вызывают не просто отношения между чинами, но и добровольное самоуничижение, добровольное превращение в раба).
  1. Вывод: 

Ситуация доведена писателем до абсурда, именно это и позволяет лучше увидеть нелепость самой жизни, в которой царят низкопоклонство, чинопочитание, обожествление начальства и панический страх перед ним.

  1. Заключительное слово учителя.
  • Рассказы Чехова сразу после выхода в свет стали популярными. Их читают  и сейчас, смеются и задумываются. Почему же они не потеряли своего значения до сих пор?
  • Давайте вместе подумаем над словами писателя:

Я хотел только честно и откровенно сказать людям: посмотрите на себя, как вы плохо и скучно живёте. Самое главное, чтобы люди это поняли, а когда это поймут, они непременно создадут себе другую, лучшую жизнь.        

  1.                                  Домашнее задание.

Написать мини-сочинение по теме: «О чём заставил меня задуматься рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика преподавания физики при объяснении нового материала с использованием проблемного обучения.

    Проблемное обучение-это система развития учащихся в процессе обучения, в основу  которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечении школьников ...

Методика преподавания физики при объяснении нового материала с использованием проблемного обучения.

    Проблемное обучение-это система развития учащихся в процессе обучения, в основу  которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечении школьников ...

методика преподования физики при объяснении нового материала с использованием проблемного обучения

    Проблемное обучение-это система развития учащихся в процессе обучения, в основу  которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечении школьников ...

методика преподования физики при объяснении нового материала с использованием проблемного обучения

    Проблемное обучение-это система развития учащихся в процессе обучения, в основу  которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечении школьников ...

методика преподования физики при объяснении нового материала с использованием проблемного обучения

    Проблемное обучение-это система развития учащихся в процессе обучения, в основу  которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечении школьников ...

Конспект урока обществознания для 10 класса. Урок- объяснение нового материала. Тема: Общение как обмен информацией.

Конспект урока обществознания для 10 класса.Урок- объяснение нового материала.Тема: Общение как обмен информацией....

Урок «Постановка запятой перед одиночным союзом И» в 9 классе. Урок объяснения нового материала с использованием технологии развития критического мышления.

На уроке прослеживается модель трех стадий: «вызов – реализация смысла –рефлексия», которая помогает учащимся самим определять цели обучения, осуществлять продуктивную работу с...