«Кому повем печаль мою?» ( По рассказу А.П. Чехова «Тоска»)
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _ouno.90_ivanova_t.a._tekhn._karta_uroka_po_lit._1.docx29.53 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Урок: литература

Тема урока: «Кому повем печаль мою?» ( По рассказу А.П. Чехова «Тоска»)

Дата проведения урока: 17.02.2014 г.

Класс: 9 в

ОУ: ГБОУ СОШ №90

Учитель-предметник: Иванова Т.А., слушатель краткосрочных курсов на базе ГБОУ ИМЦ «Основы содержания современного образования: ФГОС»

УМК: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В2 ч. Ч.2. /В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв и др..-18-е изд.-М: Просвещение, 2011

Цели для ученика

Обучающие:

1. Знакомство с рассказом А.П. Чехова «Тоска»

2. Совершенствование навыков анализа текста, сопоставления

3. Формирование практических умений и навыков обучающихся по осознанному применению полученных знаний на практике.

Развивающие:

развитие логического мышления, коммуникативных умений,  познавательного интереса у обучающихся.

Воспитывающие:

воспитание бережного отношения к слову, толерантности.

Цели для учителя

Образовательные: 

дать сведения о рассказе А.П. Чехова, теме одиночества, равнодушия и тоски в русской литературе и фольклоре.

Развивающие: 

создать мотивационную основу для восприятия учебного материала, развития речи учащихся, мышления, способствовать обучению самостоятельно работать с текстом (сравнение, анализ, наблюдение, систематизация).

Воспитательные:

воспитывать  бережное отношение к слову, толерантность.

Тип урока

Комбинированный

Форма урока

Традиционная  (урок-практикум)

Опорные понятия, термины

Рассказ

Антитеза

Метафора

Эпиграф

Новые понятия



Формы контроля:

Фронтальный опрос

Домашнее задание

  • Написать рассуждение по высказыванию Мармеладова:

«Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти. Ибо бывает такое время, когда непременно надо хоть куда-нибудь да пойти!»

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

I. Мотивация

5 минут



Включение в деловой ритм.

Мотивация учебной деятельности.

Организация сопоставления стихотворений. Прочитав стихи, дать возможность озаглавить

Подготовка к работе.

Самоопределение.

Чтение стихотворений

(Приложение 1)

Фронтальный опрос. Работа в парах.

Личностные: самоопределение;

регулятивные: целеполагание; коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Психологический настрой учителя и учащихся.

II. Актуализация знаний


8 минут

Предложение поработать со словарём, организация выступлений учеников

Организация работы с неизвестным текстом

Ознакомление с иллюстрациями к рассказу.

  1. Работа с Толковым словарём (тоска, печаль, грусть, хандра.  Устойчивые обороты: смертная тоска, тоска душу выела, гложет.).
  2.  Прослушивание выступлений (история создания рассказа, смысл эпиграфа).
  3. Работа с текстом. Об извозчиках  - Л. Успенский в «Записках старого петербуржца».

(Приложение 2)

. С извозчиком, ямщиком связана дорожная тема: склонность к философствованию, беседы в дороге, русская дорожная песня, тягучая, тоскливая.

Индивидуальная работа.

Индивидуальное задание.

Личностные:

самопроверка, оценивание своего ответа.

Познавательные:
анализ объектов с

целью выделения признаков.

Отработка умений определять и сопоставлять значения слов, умение слушать друг друга.

III. Изучение нового.


5 минут презентации песен.

5 минут – самостоятельная работа в парах,
10 минут – презентация материала

Распределение заданий. Создание проблемной ситуации.

Корректировка выполнения задания.

Умение презентовать свою работу.

Две группы учеников готовили презентацию по двум русским песням. «Степь да степь», «Извела меня, кручинушка»

(Приложение 3)

Все работают в парах, ищут ответ на вопрос.

Умение работать в группах.

Умение выделять в тексте нужную информацию.

Работа в парах.

Практический метод.
Приём познавательной активности через творческое задание.

Личностные:

ориентация в социальных ролях и межличностных отношений,

регулятивные:

поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание, коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Вырабатывать уважительное отношение друг к другу при работе в группах.

V. Актуализация новых знаний.
Обобщение

7 минут

Устанавливает осознанность восприятия.
Первичное обобщение. Организует деятельность по применению новых знаний. Показ кадров мультфильма  по А. Чехову.и фильма А. Реуцкого.

Умение осмыслить текст, делать вывод, проводить аналогии. Можно ли считать рассказ важным и для нынешнего времени? Мультфильм Натальи Орловой «Кому повем печаль мою?..»

Фильм А. Реуцкого «Один».

Фронтальный опрос.

Регулятивные:

контроль, оценка,

коррекция;

познавательные:

общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение

осознанно и произвольно строить речевое высказывание,

рефлексия способов и условий  действия; коммуникативные:

управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

Проявление толерантности

VI. Рефлексивно-оценочный этап.

3 минуты.

Организует рефлексию.

Вывод словами Мармеладова:

«Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти. Ибо бывает такое время, когда непременно надо хоть куда-нибудь да пойти!»

Осуществляют самооценку собственной учебной
деятельности, соотносят цель и
результаты, степень их соответствия.

Беседа.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
познавательные:

 рефлексия;
личностные:
смыслообразование.

Умение оценивать себя.

Без этого невозможна жизнь человека. Желание выговориться, поделиться своим горем было всегда, во все времена, но и во все времена  было понимание того, что трудно найти участие и понимание и человек вообще изначально одинок. Поэтому-то так необходимо быть неравнодушным в нашей сложной современной жизни.

VII. Домашнее задание.

2 минуты

Объясняет домашнее задание.

Слушают и записывают в дневник.

Приложение 1 

Задание

  • Озаглавить, мотивируя выбор названия. ( Грусть, хандра, одиночество)

К. Бальмонт

Внемля ветру, тополь гнётся, с неба дождь осенний льется,

Надо мною раздается мерный стук часов стенных;

Мне никто не улыбнется, и тревожно сердце бьется,

И из уст невольно рвется монотонный грустный стих;

И как тихий дальний топот, за окном я слышу ропот,

Непонятный странный шепот — шепот капель дождевых.

Отчего так ветру скучно? Плачет, ноет он докучно,—

И в ответ ему стозвучно капли бьются и бегут;

Я внемлю, мне так же скучно, грусть со мною неразлучна,

Равномерно, однозвучно рифмы стройные текут;

В эту пору непогоды, под унылый плач Природы,

Дни, мгновенья, точно годы — годы медленно идут.

<1894>

П. Вяземский

Сердца томная забота,

Безымянная печаль!

Я невольно жду чего-то,

Мне чего-то смутно жаль.

Не хочу и не умею

Я развлечь свою хандру:

Я хандру свою лелею,

Как любви своей сестру.

И никто не приголубит,

И ничто не исцелит...

Поглядишь: хандра все любит,

А любовь всегда хандрит.

<1831>

М. Лермонтов

Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить.
Делить веселье — все готовы:
Никто не хочет грусть делить.

Один я здесь, как царь воздушный,
Страданья в сердце стеснены,
И вижу, как судьбе послушно,
Года уходят, будто сны;

И вновь приходят, с позлащенной,
Но той же старою мечтой,
И вижу гроб уединенный,
Он ждет; что ж медлить над землей?

Никто о том не покрушится,
И будут (я уверен в том)
О смерти больше веселится,
Чем о рождении моем…

<1830>

Приложение 2

В 1900 году в Петербурге ломовых извозчиков числилось 26485. В 1913 году их число выросло вдвое. Более двухсот тысяч пудовых колес, перескакивая по мостовой с одного гранитного обломка на другой, издавали грохот, который словами не изобразить: где-нибудь на бойкой боковой улице, возле Сенного рынка, у больших мостов, он мог оглушить непривычного человека.

 А кроме "ломовиков" с их громадными "качками", с колесами в рост невысокого мужчины, с дугами толщиной в мужскую ногу, с конями-битюгами, важно шествовавшими на мохнатых, обросших по "щеткам" длинной шерстью ногах, -- кроме них в городе (в 1900 году) плелись, неслись, дребезжали еще пятнадцать тысяч "легковых дрожек" -- "ванек". Их доля в общем шуме была сравнительно ничтожной. Но каждый "ванька" похлестывал кнутиком свою лошаденку. В тринадцатом, предвоенном году их было, по моему впечатлению, на глаз не менее двадцати тысяч -- плюс к тем могучим битюгам. И все эти десятки тысяч коней, коняг, кляч, кровных жеребцов оставляли на мостовых следы своего существования. Утром и вечером, днем и до глубокой ночи.

 "На биржу тащится извозчик..." А какой? Легковые извозчики в Петербурге до революции, вообще говоря, были трех категорий: "простые", "лихачи" и "ваньки". 
Простой "ванька" часами дремал на козлах своей пролетки, там, где -- уже после того, как он заснул, -- остановилась и заснула его "HP" -- "лошадиная сила". Он был одет в "форменный" зипун не зипун, тулуп не тулуп, но и пальто это было невозможно назвать... Армяк, что ли. синего сукна, туго подпоясанный и достигавший по ногам почти до щиколоток. Что под армяком -- бог его знает, а на голове -- устройство, которое я не могу живописать словом: возьмите четвертый том Даля, откройте на слове "шляпа" и увидите там "шляпу кучерскую или прямую"; это оно и есть, типичная, как выражается Владимир Даль, "мужская головная покрышка из твердого припаса".

 В этой категории извозчиков опять же были свои верхи и низы. Были осанистые бородачи из деревенских середняков, по-хозяйски топавшие на стоянках вокруг сравнительно нового экипажа могучими ногами в крепких валенках. Такой и пыль с сиденья собьет специальной метелкой из конского длинного волоса, и коня нет-нет да почистит скребничкой, достав её из-под козел.

 А были ездившие "от хозяина" заморенные старички, вроде чеховского Ионы. У этих дрожки дребезжали и скрипели на сто голосов; не было ни одной целой медной бляшки на шлее, все половинки; да и ремешки то все связаны веревочками... 

Приложение 3

Презентация по двум русским песням. «Степь да степь», «Извела меня, кручинушка»

Приложение 4

Работа в парах

  • Найти ответ на вопрос.

1) Каким показан пейзаж в рассказе, найдите, отметьте и прочитайте. Какова его роль рассказе?

2) Сколько встреч было у Ионы с людьми? Как они откликнулись на его горе?  Найти в тексте ключевые слова, прочитать.

3) Найдите в тексте, как переживает Иона, что гложет его. Прочитайте, выделяя ключевые слова.

4) Какова роль многоточия в рассказе? Литературовед Я. Суходол обращает внимание на то, что в «Тоске « Чехов не ставит точки. Многоточие не только интонационное указание автора. Он останавливается на картине, полной глубокого укора людской бесчеловечности и равнодушию». Согласны ли вы с этим выводом?

5) Кто ещё из героев рассказа тоскует? Почему Иона  рассказывает о своём горе лошади? Ответить, подкрепив рассуждения цитатами из текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – мастерская по рассказу А.П. Чехова «Тоска». ( урок внеклассного чтения)

Урок по технологии развития критического мышления (ТРКМ).Одной из важных проблем школьного обучения является нежелание детей читать художественную литературу. С одной стороны, многообразие мультимедий...

Презентация к уроку по рассказу А. П. Чехова "Тоска"

Эта презентация сопровождает урок и содержит отрывок из фильма "Карусель", поставленного по мотивам рассказов А. П. Чехова....

Аспекты изучения рассказа А.П.Чехова "Тоска" в 9 классе

Статья поможет подробно рассмотреть рассказ, обратив внимание учащихся на его стилистические, сюжетные, нравственные особенности. Малый по объёму, но объёмный по содержанию рассказ воспитывает душу, б...

презентация к рассказу А.П.Чехова "Тоска" ( рассказ читает Р.Стабуров)

Видеоряд для иллюстрирования чтения рассказа А.П.Чехова "Тоска"...

Конспект урока литературы в 9 классе. Тема: А. П. ЧЕХОВ. Слово о писателе. Рассказ А. П. ЧЕХОВА «Тоска». Трагизм судьбы героя рассказа.

Конспект урока литературы в 9 классе.Тема: А. П. ЧЕХОВ. Слово о писателе. Рассказ А. П. ЧЕХОВА «Тоска».  Трагизм судьбы героя рассказа....

Кому повем печаль мою?

Методическая разработка. Урок литературы в 9 классе по рассказу А.П. Чехова "Тоска"В ходе урока определяется проблематика рассказа, поэтика названия, отрабатывается навык аналитического чтен...