спецкурс в таблицах по литературе
учебно-методическое пособие по литературе на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vyrazitelnye_sredstva_yazyka.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

(тестовые задания)

1. Ниже приведены слова, употребляемые в разговорной речи с переносным значением. Выберите из этого списка примеры метафоры.

  1. переварить — «усвоить»
  2. надымить — «накурить»
  3. серый — «посредственный, скучный»
  4. испариться — «исчезнуть, уйти»

2.        Ниже приведены слова, употребляемые в разговорной речи с переносным значением. Выберите из этого списка примеры метафоры.

  1. город — «центр города» (например, в вопросе: «Ты в город?»
  1. лодочки — «открытые туфли без застежек»
  2. ржать — «грубо смеяться»
  3. расписаться — «заключить брак»

3.        Ниже приведены слова, употребляемые в разговорной речи с переносным значением. Выберите из этого списка примеры метонимии.

  1. холодный — «равнодушный, сдержанный»
  2. фарфор — «изделия из фарфора» (купить фарфор)
  3. класс — «группа учащихся» (класс встал)
  4. фонарь — «синяк под глазом»

4.        Ниже приведены слова, употребляемые в разговорной речи с переносным значением. Выберите из этого списка примеры метонимии.

  1. растаять — «расчувствоваться»
  2. штопор — «фигура высшего пилотажа»
  1. соболь — «мех соболя» (дама в соболях)
  2. бутылка — «содержимое бутылки» (выпить бутылку)

5. Ниже приведены слова, употребляемые в разговорной речи школьников и студентов с переносным значением. Определите тип переноса, обозначив метафору буквой А, метонимию — Б.

  1. засыпаться — «не выдержать экзамен»
  1. физика — «учебник физики» (сдать физику в библиотеку)
  2. хвост — «задолженность, не сданный вовремя экзамен»
  3. пожевать — «поесть»

6. Ниже приведены слова, употребляемые в разговорной речи школьников и студентов с переносным значением. Определите тип переноса, обозначив метафору буквой А, метонимию (синекдоху) — Б.

  1. шарик — «шариковая ручка»
  2. корочки — «диплом, удостоверение»
  3. окно — «свободное время между занятиями»
  4. прокол — «промах, ошибка»

7. Ниже приведены слова, употребляемые в разговорной речи с переносным значением. Определите тип переноса, обозначив метафору буквой А, метонимию (синекдоху) — Б.

  1. мотор — «автомобиль, такси»
  2. борода — «человек с бородой»
  3. застолбить — «занять»
  4. золото — «изделия из золота» (носить золото)

8. Ниже приведены слова, употребляемые в разговорной речи школьников и студентов с переносным значением. Определите тип переноса, обозначив метафору буквой А, метонимию (синекдоху) — Б.

  1. физкультурник — «учитель физкультуры»
  2. провалиться — «не сдать экзамен»
  3. клетка — «ткань в клетку» (я люблю клетку)
  4. лексика — «учебный предмет, в котором изучается словарный состав языка»

9. Разграничьте в следующих примерах А — олицетворение, Б — перифразу, В — метонимию, Г — сравнение. В предложении может быть использовано несколько выразительных средств.

  1. В лесу раздавался топор дровосека (Н. Некрасов).
  2. И золотеющая осень слезами плачет на песок (С. Есенин).
  3. И солнце, колыхнувши флот, всплыло на водяной арене, как обалдевший кашалот (Б. Пастернак).
  4. Однако несколько творений он из опалы исключил: / Певца Гяура и Жуана (т.е. Байрона) / Да с ним еще два-три романа (А. Пушкин)

10. Разграничьте в следующих примерах А — олицетворение, Б — метонимию, В — сравнение, Г — реминисценцию (скрытая цитата). В предложении может быть использовано несколько выразительных средств.

  1. Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою (А.С. Пушкин).
  2. Все флаги в гости будут к нам (А.С. Пушкин).
  3. И словно из-за дымовой завесы друзей явились лица и семьи (В. Высоцкий).
  4. Служение стихиям не терпит суеты (В. Высоцкий).

11. Разграничьте в следующих примерах А — гиперболу, Б — олицетворение, В — метонимию, Г — синекдоху. В предложении может быть использовано несколько выразительных средств.

  1. Я так любил, как сорок тысяч братьев любить не могут (Шекспир).
  2. Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал (А. С. Пушкин).
  3. В почтенной кичке, в шушуне Москва — премилая старушка (А.С. Пушкин).
  4. Скажите: скоро ль нам Варшава (т.е. Польша) / Предпишет гордый свой закон? (А.С. Пушкин)

12. Разграничьте в следующих примерах А — сравнение, Б — олицетворение, В — метонимию, Г — реминисценцию. В предложении может быть использовано несколько выразительных средств.

I) Все украшало кабинет философа в осьмнадцать лет: янтарь на трубках Цареграда, фарфор и бронза на столе (А.С. Пушкин).

  1. Туман — с кровожадным лицом каннибала жевал невкусных людей (В. Маяковский).
  2. В безрадостной песне поется, как ямщик замерзал в той глухой незнакомой степи (В. Высоцкий).
  3. Было солнце таким, как вошедший в столицу мятежник (А. Ахматова).

13.        Разграничьте в следующих примерах А — гиперболу, Б — литоту, В — метонимию, Г — олицетворение. В предложении может быть использовано несколько выразительных средств.

  1. Уведи меня в ночь, где течет Енисей, где сосна до звезды достает (О. Мандельштам).
  2. Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка (А. Грибоедов).
  3. Налетели на мертвого жирные карандаши (О. Мандельштам).
  1. Я три тарелки съел (ИА. Крылов).

14.        Разграничьте в следующих примерах А — гиперболу, Б — олицетворение, В — перифразу, Г — сравнение, Д — метонимию. В предложении может быть использовано несколько выразительных средств.

  1. Скоро сам узнаешь в школе, / Как архангельский мужик (т.е. Ломоносов) / По своей и божьей воле / Стал разумен и велик (Н.А. Некрасов).
  2. Ты — как отзвук забытого гимна в моей черной и дикой судьбе (А. Блок).
  3. И тогда обиделось Время и застыли маятники Времени (В. Высоцкий).
  4. Миллион казацких шапок высыпал на площадь (Н.В. Гоголь)

15.        Какие риторические фигуры использованы в следующих примерах? А — антитеза, Б — параллелизм, В — анафора, Г — риторический вопрос, Д — оксюморон. В предложении может быть использовано несколько выразительных средств.

1) Когда тебя любят, не сомневаешься ни в чем. Когда любишь сам, во всем сомневаешься (Колетт).

  1. Человек, который знает «как», всегда найдет работу, а человек, который знает «почему», будет его начальником (Дайан Ревич).
  1. Где начало того конца, которым оканчивается начало? (Козьма Прутков).

4)        И в семьдесят лет можно остаться молодым стариком (Р. Эмерсон).

16. Какие риторические фигуры использованы в следующих примерах? А — параллелизм, Б — оксюморон, В — риторическое обращение, Г — эпифора. В предложении может быть использовано несколько выразительных средств.

1) Исключения не всегда подтверждают правило. Они могут предвещать другое, еще не известное правило (М. Эбнер-Эшенбах).

2) Проза — это слова в наилучшем порядке; поэзия — наилучшие слова в наилучшем порядке; а журналистика —давно известные слова в давно известном порядке (журнал «Тайме»).

  1. У него были грешные благие желания (С. Лец).
  2. Знай, читатель, что мудрость уменьшает жалобы, но не страдания! (Козьма Прутков).

17. Какие риторические фигуры использованы в следующих примерах? А — антитеза, Б — парцелляция, В — параллелизм, Г — риторический вопрос. В предложении может быть использовано несколько выразительных средств.

1) Где начинается тщеславие, там кончается разум (М. Эбнер-Эшенбах).

  1. Мужчина наслаждается счастьем, которое испытывает, женщина — счастьем, которое приносит (Лакло).
  2. Жить надо дольше. И чаще (Казимеж Сломиньский).

4) Почему у нас нет семидесяти жизней? Да ведь мы и одну не используем (У. Хоултби).

18. Какие риторические фигуры использованы в следующих примерах? А— парцелляция, Б — риторическое обращение, В — параллелизм, Г — оксюморон. В предложении может быть использовано несколько выразительных средств.

  1. Мало кто из нас может вынести бремя богатства. Конечно, чужого (М. Твен).
  2. Ошибаться — свойство человека, прощать — свойство богов (А. Поп).
  3. Обожаю мелодраму. Потому что я реалист (С. Лец).
  4. Усложнять просто, упрощать сложно («Закон Мейера»).

19. Какие риторические фигуры использованы в следующих примерах? А — эллипсис, Б — риторическое восклицание, В — инверсия, Г — градация, Д — риторический вопрос. В предложении может быть использовано несколько выразительных средств.

  1. Выдумали тоже, супружество! Настоящему мужчине достаточно няни! (Хенрик Хорош).
  2. Мы уже не верим в прогресс — разве это не прогресс?
  3. Ложь бывает четырех видов: ложь, наглая ложь, статистика и цитирование (NN).
  4. Пессимист считает, что хуже быть не может; оптимист — что может быть и хуже (NN).

20. Какие средства выразительности использованы в следующих примерах? А — оксюморон, Б — метафора, В — антитеза, Г — парцелляция. В предложении может быть использовано несколько выразительных средств.

  1. Театр — это такая кафедра, с которой можно много сказать миру (Н. Гоголь).
  2. Смотри: ей весело грустить такой нарядно-обнаженной (А. Ахматова).
  3. Джентльмены не говорят о деньгах — джентльмены имеют деньги (NN).
  4. Человеку не нужно ничего сверх того, что дала ему природа. За исключением денег (Юзеф Бестер).

21. Какие средства выразительности использованы в следующих примерах? А — параллелизм, Б — антитеза, В — анафора, Г — оксюморон, Д — гипербола, Е — метафора. В предложении может быть использовано несколько выразительных средств.

1) Если у вас нет денег, вы все время думаете о деньгах. Если у вас есть деньги, вы думаете уже только о деньгах (Пол Гетти).

2) В поэтическом произведении предпочтительнее вероятное невозможное, чем невероятное, хотя и возможное (Аристотель).

  1. Мысль — двигатель всякой нации, предводитель всякой армии, артиллерия во всякой войне. Не будь мысли, даже глупость утратила бы значение (Папини).
  1. Одна женщина может быть сильнее тысячи мужчин (Колетт).

22. Какие средства выразительности использованы в следующих примерах? А — параллелизм, Б — метафора, В — анафора, Г — оксюморон, Д — антитеза. В предложении может быть использовано несколько выразительных средств.

  1. Переводчик в прозе — раб, переводчик в стихах — соперник (В. Жуковский).
  2. Правительство — паруса, народ — ветер, государство — корабль, время — море (Берне).
  1. Дешевые политики обходятся особенно дорого (NN).

4) Правду всегда трудно сказать, ложь всегда легко слушать (Сюзанна Броан).

23. Какие средства выразительности использованы в следующих примерах? А — параллелизм, Б — парцелляция, В — оксюморон, Г — метафора, Д — эпифора, Е — анафора. В предложении может быть использовано несколько выразительных средств.

  1. Решительность: настойчивость в достижении цели, которую вы одобряете. Упрямство: настойчивость в достижении цели, которую вы не одобряете (А. Бирс).
  2. Женщины и вороны нападают стаей (М. Жванецкий).
  3. Принцы мечтают о Золушках-замарашках. В сказках (Лешек Кумор).

4) Можно родиться стариком, так же как можно умереть молодым (Жан Кокто).

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА (ключи)

1.1, 3, 4                             9.  1В, 2А, ЗГ, 4Б                                  17. 1А, 2В, ЗБ, 4Г

2. 2, 3                           10. 1А, 2Б, ЗВ, 4Г                                  18. 1А, 2В, ЗА, 4ГВ

3. 2, 3                           11. 1А, 2В, ЗБ, 4ГБ                                  19. 1Б, 2Д, ЗГ, 4А

4. 3, 4                           12. 1В, 2Б, ЗГ, 4А                                   20. 1Б, 2А, ЗВ, 4Г

5. 1А, 2Б, ЗА, 4Б            13. 1А, 2Б, ЗГ, 4В                                   21. 1АБВ,  2Г,  ЗЕ,  4Д

  1. 1Б, 2Б, ЗА, 4А            14. 1В, 2Г, ЗБ, 4АД                                   22. 1АБВ, 2АБ, ЗГ, 4ДА
  2. 1Б,2Б,ЗА, 4Б             15. 1АБВ, 2БВ, ЗГД,  4Д                          23. 1АДЕ, 2Г, ЗБ, 4В
  3. 1Б, 2А, ЗБ, 4Б           16. 1Г, 2АГ, ЗБ, 4В


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

таблицы по литературе XIX века

Таблицы по литературе XIX века. Направления литературы, основные представители ...

таблицы по литературе

удобно использовать на интерактивной доске...

спецкурс в таблицах по литературе

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7016173","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"375"}}]]...

Спецкурс "Путешествие в мир литературы"

Спецкурс "Путешествие в мир литературы"...

Спецкурс по детской зарубежной литературе "Мир ребенка в литературе"

Широкий взгляд на мир, формируемый при знакомстве с литературами самых разных народов, даст ученикам уверенность в себе, особенно, когда они критически осваивают духовные ценности прошлого и настоящег...

Таблицы по литературе. Теория литературы 9 класс

Таблицы по литературе. Теория литературы 9 класс...