М.Е.Салтыков -Щедрин. Сатирическое изображение нравственных пороков в "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил".
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Лямзина Ирина Павловна

Разработка урока литературы в 7 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ – Кокинская СОШ

Выгоничского района Брянской области

Разработка урока                                                                                 литературы в 7 классе

М.Е.Салтыков - Щедрин.                                                                     Сатирическое изображение                                  нравственных пороков                                                              в  «Повести о том, как один мужик                                двух генералов прокормил».

                                                                                             

                                                                                   

                                                                                  Автор: учитель

                                                                                                 русского языка и

                                                                                        литературы

                                                                                         И.П.Лямзина

Цели урока: 

воспитательные - воспитывать интерес к литературе, формировать активную читательскую позицию;

образовательные - познакомить с личностью М.Е Салтыкова – Щедрина, учить анализировать художественное произведение, формировать умение вести исследование с опорой на текст художественного произведения;

развивающие – развивать коммуникативные навыки.

Оборудование: 

для учителя – презентация на электронном носителе, компьютер, проектор;

для обучающихся – карточки с заданиями для групповой работы, тексты сказки М.Е.Салтыкова – Щедрина.

Ход урока.

I. Оргмомент.

II. Тема урока.

1.Мотивация.        

 Есть книги — волею приличий

 Они у века не в тени.

 Из них цитаты брать - обычай -

 Во все положенные дни.

 В библиотеке иль читальне

 Любой - уж так заведено -

 Они на полке персональной

 Как бы на пенсии давно.

 Они в чести.

 И не жалея

 Немалых праздничных затрат,

 Им обновляют в юбилеи

 Шрифт, и бумагу, и формат.

 Поправки вносят в предисловья

 Иль пишут наново, спеша.

 И - сохраняйтесь на здоровье,-

 Куда как доля хороша.

 На них печать почтенной скуки

 И давность пройденных наук;

 Но, взяв одну такую в руки,

 Ты, время,

 Обожжешься вдруг...

 Случайно вникнув с середины,

 Невольно всю пройдешь насквозь,

 Все вместе строки до единой,

 Что ты вытаскивало врозь.

Обожжешься? Не слишком ли сильное выражение употребил Александр Трифонович Твардовский в своем стихотворении? В этом мы и попробуем разобраться на сегодняшнем уроке.

2.Запись темы урока в тетрадях.

- Итак, запишите в своих тетрадях число.  Классная работа

Михаил Евграфович Салтыков – Щедрин (1826 -1889)

3. Знакомство с портретом М.Е.Салтыкова – Щедрина кисти Крамского.

4. Работа с эпиграфом 

- Прочитайте высказывание М.Е.Салтыкова – Щедрина. Как вы понимаете его смысл? (Писатель хочет научить читателя сопереживанию.)

Писатель хочет научить читателя сопереживанию.

                                                                            М.Е.Салтыков – Щедрин

Сопереживать нельзя, ничего не делая, и Салтыков – Щедрин своим творчеством пытался воздействовать на общество. Запишем тему нашего урока.

Сатирическое изображение нравственных пороков в  «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»

III. Постановка целей урока.

- Какими будут цели урока?

IV. Изучение нового материала.

1.Слово о М.Е.Салтыкове – Щедрине.

- На предыдущих уроках мы говорили о том, что писатели XIX века чаще всего были не только литераторами, но и служили на благо Отечества. В городе Вятке (современном Кирове) хранят память о чиновнике, который никогда не брал взяток. Имя этого чиновника Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. По приезде в Вятку он не был еще известным писателем-сатириком. Это был молодой чиновник, которого отправили в ссылку за опубликованную им повесть «Запутанное дело». В ней царское правительство обнаружило «опасное направление мыслей». Эта повесть и ссылка не были еще концом его творческой деятельности. Все только начиналось: и будущая слава, и работа в журнале «Отечественные записки» вместе с Некрасовым, и романы «Господа Головлевы», «История одного города», и знаменитые сказки.

Выступление Рожновой, Петраковой: портреты родителей, имение, портрет Салтыкова-Щедрина.

2. Знакомство со «Сказками для детей изрядного возраста».

- Запишите название цикла сказок и годы работы над ними писателя (1869 – 1886). Еще в 1869г. Щедрин написал три сказки («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Пропала совесть»).

3. Анализ «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил».

1) Эвристическая беседа по вопросам учителя.

- Сегодня мы с вами остановимся на сказке «Повесть…». Вспомните свои чувства, которые вы испытывали во время чтения этой сказки. (Интересно, хочется узнать, что дальше, смешно, странно, неприятно.)

-  Почему после прочтения сказки у нас остается неприятный осадок на душе?

- Что общего с русскими народными сказками?

- Чем эта сказка отличается от знакомых нам сказок?

- На произведения какого жанра скорее похожа «Повесть…»? (На  рассказы, басни.)

- Какой смех в произведении М.Е.Салтыкова – Щедрина? (Злой.) Над чем смеется автор?

- Сделайте вывод. (Это сатирическое произведение.)

Инсценировка фрагмента произведения (Гайдаров, Самедов, Прохоров).

- Какие пороки общества воплощают собой генералы?

- Над кем смеется автор?

- Одинаков этот смех по отношению к генералам и к «мужичине»?

- Прочитаем и запишем вывод. Работа у доски:

                Нравственные пороки (рисунки уже на доске)

Генералы                                   «Мужичина»

-Ничего не умеют и не хотят делать

- глупые («ничего не понимали»)

-беспомощные

-по сравнению с мужиком они цивилизованны (знают, что такое Вавилонская башня)

-не способны думать ни о ком, кроме как о себе (когда хотели есть, чуть не съели друг друга)        

- все время занят работой

- глуп в некоторых ситуациях (сам свил веревку, которой его связали)

- мастер на все руки, сметлив

-обладает определенным запасом знаний (знает, как добыть огонь, как сделать силок)

-генералов кормит самым лучшим, а себе почти ничего не берет («нарвал генералам по десятку спелых яблок, а себе взял одно, кислое»)

- выполняет все желания генералов, во всем им подчиняется, покорен

2)Работа с терминами сатира, ирония, гипербола, гротеск.

3) Групповая исследовательская работа с текстом сказки.

 -Над кем из героев Щедрин смеется более зло: над мужиком или генералами?

- Какими же литературными приемами Салтыков-Щедрин добивается смеха, судит пороки людей? Давайте вспомним, ребята, какие вы знаете приемы? (Пороки - тяжелые предосудительные недостатки, позорящие свойства)

(гипербола говорят дети)

Гипербола - намеренное преувеличение

- Найдите в сказке пример гиперболы.

  Гипербола: «Прошел день, прошел другой; мужичина до того  

                          Изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить».                                            

Рисунки детей (на доске размещены рисунки учеников по произведению).

-ирония                                                          

 Ирония - отрицательная  оценка предмета или явления через его осмеяние.

-Найдите в сказке этот прием.

      Ирония: «Отдохни, дружок, только свей прежде веревочку … к вечеру веревочка

                       была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву,

                       чтоб не убег, а сами легли спать».

Рисунки детей (комментирование рисунков).

- Фантастика

Фантастика основана на творческом воображении, на фантазии, художественном вымысле.

- Попробуйте отыскать прием фантастики в «Повести…»

  Фантастика: «Жили да были два генерала, и так как оба  были  легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове».

Рисунки детей (комментирование рисунков).

- Но один из излюбленных приемов Щедрина – гротеск.

Задание. Найдите в своих тетрадях определение «гротеска».

Гротеск – предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и реального.

Находим пример гротеска в тексте.

         Гротеск: «…в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание…генерал, который был  учителем каллиграфии, откусил у  товарища орден и немедленно проглотил».

- Ребята, вы тоже в своих рисунках, даже не подозревая, отразили гротеск.

- Какие пороки высмеивает Щедрин? (вернемся к таблице на доске)                          - А в нас есть подобные недостатки?

Но с тех пор, как жил и творил Щедрин, прошло много лет. Та эпоха ушла в далекое прошлое. Может быть, «Сказкам» и впрямь «пора на пенсию»? (Актуальность произведения)

Писатель убежден, что самое важное для человека – найти свое место в жизни, реализовать свои возможности. Отказавшись от  своего предназначения, человек теряет, уродует и свой облик.

- Перечитаем задачи урока. Решены ли они? Сказанное Салтыковым-Щедриным слово оказалось настолько обжигающим, что и сто с лишним лет спустя после своего появления оно грозным огневым валом расчищает путь от всего того, что до боли сердечной и до своего последнего вздоха ненавидел, презирал, обличал великий русский сатирик.

- А, по вашему мнению, Щедрин – каков он?

Вы все  умеете сочинять синквейны?

1 существительное        Салтыков - Щедрин

2 прилагательных        талантливый  гениальный

3 глагола                            высмеивал  обличал  обнажал

Фраза                             Салтыков – Щедрин – великий русский писатель

Вывод                             сатирик

-Изображая жизнь, его сатира переходила в трагедию.

- Генералы физически слабее мужика, но он безропотно им подчиняется. «Дикарь» сам вьёт для себя верёвку, которой его привязывают два отставных крупных чиновника. «Мужичина» мог бы убежать или взобраться на дерево, но никогда не сделает этого. Генералы всецело зависят от мужика, а он никак не зависит от них. Но «дикарь» подчиняется, а господа господствуют. Генералы – они и на необитаемом острове генералы.

К сожалению, общество не избавилось от пороков, которые  обличал  писатель в своем творчестве.

Рефлексия

Выскажитесь, как вам работалось сегодня на уроке, какие были удачи, что показалось трудным. Почему?

Д/з: Прочитать сказку «Дикий помещик», найти в ней приемы  гротеска, иронии, гиперболы, фантастики.

Итог урока: Благодарю за урок. Мне очень интересно работалось с вами.

Комментирование отметок.

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

М.Е. Салтыков-Щедрин. Урок по произведению "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"

Мастер - класс для учителей русского языка и литературы в рамках "Школы молодого педагога"....

Нравственные пороки общества (по сказке М.Е. Салтыкова- Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил")

Данный материал представляет собой методическую разработку по теме "Нравственные пороки общества"( по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил")....

Тест по литературе для 7 класса М.Е.Салтыков -Щедрин "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил".

М.Е.Салтыков-Щедрин  "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Тест по литературе для 7 класса....

Конспект урока литературы в 7 классе по теме "Сатирическое изображение нравственных пороков общества в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"

Данный урок предназначен для знакомства учащихся с биографией и творчеством Салтыкова-Щедрина, углубления знаний о юморе и сатире, гиперболе и гротеске. Урок способствует воспитанию читателя с активно...

Изображение нравственных пороков общества в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» (По произведению М.Е.Салтыкова -Щедрина)

На уроке анализируется произведение М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Работа над текстом сказки позволяет подвести учащихся к пониманию ...