Викторина по литературе для учащихся 5 классов "Сказки Г.-Х. Андерсена"
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Васильева Нина Феликсовна

  Викторина проводится после изучения сказок Андерсена, в том числе на уроках внеклассного чтения. задания викторины составлены таким образом, чтобы вызвать интерес к перечитыванию сказок, к размышлению над их смыслом. Одновременно повторяются теоретические знания в игровой форме.

  Задания "Иллюстрация" и "Инсценировка" помогают развивать представления о способах изображения персонажа средствами литературы, изобразительного искусства, музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon viktorina_5_kl._po_skazkam_andersena.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

cредняя общеобразовательная школа № 255

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Викторина для учащихся 5 класса

«Сказки Г.-Х. Андерсена»

Автор викторины:

учитель русского языка и литературы Васильева Н.Ф.

2014 г.


Задачи: познакомить учащихся 5 класса со сказками Андерсена, научить внимательному чтению, прививать познавательный интерес, развивать способности детей в различных видах искусства.

Оборудование: портрет Андерсена, иллюстрации к сказкам, карточки-задания, реквизит для инсценировок, музыкальные отрывки из произведений П.И.Чайковского, выставка книг.

Класс делится на три команды со своим названием и эмблемой.

Жюри: ученики старших классов, баллы начисляются за каждое задание, учитывая полноту ответа (но задание – один балл).

                                                         

                                                           Удивительная…человеческая доброта исходила

                                                           от страниц этой книги.

                                                                                                                К.Г.Паустовский

Слово учителя:

-Сегодня мы с вами проводим викторину по сказкам великого датского писателя Г.-Х. Андерсена. Андерсен родился в маленьком городке Одензе, в Дании, в семье бедного сапожника. В детстве Андерсен любил сочинять разные истории и рассказывать их своему коту Карлу. Первые сказки Ганс услышал от отца и старух из соседней богадельни. Отец привил мальчику и любовь к театру. Привязанность к этому виду искусства Андерсен сохранил на всю жизнь. Когда ему было 14 лет, умирает отец, и мальчик уезжает на заработки в Копенгаген. Долгий жизненный путь пришлось пройти этому человеку, прежде чем Дания признала в нем своего лучшего сказочника и поэта.

-А теперь давайте проверим, насколько хорошо вы знаете сказки Андерсена.

1 задание «Зачин».

Как называется начало сказки? - Зачин.

В сказках Андерсена даже начало оригинально, неповторимо. Попробуйте определить название сказки по зачину:

«Давно – давно жил на свете король. Он так любил наряжаться, что тратил на наряды все свои деньги.» («Новый наряд короля»)

«Жил-был принц. Королевство у него было маленькое-премаленькое. Но все же это было королевство, и можно было подумать о королеве – жениться.» («Свинопас»)

«Жил однажды принц. И пришло ему время жениться. Он хотел взять себе в жены непременно принцессу, да не какую-нибудь, а самую настоящую.» («Принцесса на горошине»)

«Жила-была одна женщина, и не было у нее детей. А ей очень хотелось маленького ребеночка» («Дюймовочка»)

«Жил-был купец. Он был так богат, что мог бы вымостить серебряными деньгами целую улицу и переулок в придачу. Конечно, он этого не делал - он знал, куда девать деньги, и если тратил копейку, то наживал целый рубль. Вот каков был этот купец…» («Сундук-самолет»)

«Жил в усадьбе старик хозяин, и было у него два сына, такие умники, что и вполовину хватило бы. И решили они посвататься к королеве - отчего же нет? Она сама объявила, что возьмет в мужья того, кто за словом в карман не полезет…(«Ганс Чурбан»)

2 задание «Предмет».

- Очень часто в сказках Андерсена появляются одни и те же предметы. Попробуйте назвать как можно больше сказок, где бы появлялись… Командам показывают рисунки:

Лебедь – «Гадкий утенок», «Дикие лебеди», «Оле-Лукойе», «Стойкий оловянный

солдатик»

Роза – «Дикие лебеди», «Садовник и господа», «Свинопас»

Солдат – «Огниво», «Оле-Лукойе», «Стойкий оловянный солдатик»

3 задание «Иллюстрация».

Пока команды выполняют задание, представители команд защищают иллюстрации к сказкам, объясняют их значение, выбор темы.

4 задание «Инсценировка».

Каждая команда готовит инсценированный отрывок из сказки Андерсена. Другие команды должны узнать сказку, продолжить ее.

1. «Соловей» - Девочка и Соловей.

…И вот все отправились в лес, где обыкновенно обитал соловей; отправилась туда чуть не половина всех придворных. Шли, шли, вдруг замычала корова.

- О! – сказали придворные. – Вот он! Какая, однако, сила! И это у такого маленького созданьица! Но мы положительно слышали его раньше!

- Это мычит корова! – сказала девочка. – Нам еще далеко до места. В пруду заквакали лягушки.

- Чудесно! – сказал придворный бонза. – Теперь я слышу! Точь-в-точь наши

колокольчики в молельне!

- Нет, это лягушки! – сказала опять девочка. – Но теперь, я думаю, скоро услышим и его!

И вот запел соловей.

- Вот запел соловей! – сказала девочка. – Слушайте, слушайте! А вот и он сам! – И она указала пальцем на маленькую серую птичку, сидевшую в ветвях.

- Неужели! – сказал первый приближенный императора. – Никак не воображал его себе таким! Самая простая наружность! Верно, он потерял все краски при виде столь знатных особ!

- Соловушка! – громко закричала девочка. – Наш милостивый император желает

послушать тебя!

- Очень рад! – ответил соловей и запел так, что просто чудо.

- Словно стеклянные колокольчики звенят! – сказал первый приближенный. – Глядите, как трепещет это маленькое горлышко! Удивительно, что мы не слыхали его раньше! Он будет иметь огромный успех при дворе!

2. «Ганс-чурбан» - Ганс и Принцесса.

…Тут явился Ганс Чурбан. Он въехал на козле прямо в залу.

- Вот так жарища! – сказал он.

- Да, я жарю петушков! – ответила королевна.

- Вот удача! – сказал Ганс Чурбан. – Так и мне можно будет зажарить мою ворону?

- Можно! – сказала королевна. А у тебя есть, в чем жарить? У меня нет ни кастрюли, ни сковородки!

- У меня найдется! – сказал Ганс Чурбан. – Вот посудина, да еще с ручкой!

И он вытащил из кармана старый деревянный башмак и положил в него ворону.

- Да это целый обед! – сказала королевна. – Но где же нам взять подливку?

- А у меня в кармане! – ответил Ганс Чурбан. – у меня ее столько, что девать некуда, хоть бросай!

И он зачерпнул из кармана горсть грязи.

- Вот это я люблю! - сказала королевна. – ты скор на ответы, за словом в карман не лезешь, тебя я возьму в мужья!...

3. «Огниво» - Солдат и Ведьма.

…Шел солдат по дороге: раз-два! Раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку; он шел

домой с войны. На дороге встретилась ему старая ведьма.

- Здорово, служивый! – сказала она. – Какая у тебя славная сабля! А ранец-то какой большой! Вот бравый солдат! Ну, сейчас ты получишь денег, сколько твоей душе угодно.

- Спасибо, старая ведьма! – сказал солдат.

- Видишь вон то старое дерево? – сказала ведьма, показывая на дерево, которое стояло неподалеку. – Оно внутри пустое. Влезь наверх, там будет дупло, ты и спустись в него, в самый низ! А перед тем я обвяжу тебя веревкой вокруг пояса, ты мне крикни, и я тебя вытащу.

- Зачем мне туда лезть? – спросил солдат.

- За деньгами! – сказала ведьма. – Знай, что когда ты доберешься до самого низа, увидишь большой подземный ход; в нем горит больше сотни ламп, и там совсем

светло. Ты увидишь три двери; можешь отворить их, ключи торчат снаружи. Во всех комнатах сидят на сундуках огромные собаки с глазами, как чайные блюдца. Но ты не пугайся: сажай их на мой клетчатый передник и бери из сундуков золото и серебро, сколько душе угодно, собаки тебя не тронут.

- Оно бы недурно! – сказал солдат. – Но что ты с меня за это возьмешь, старая ведьма? Ведь что-нибудь тебе от меня нужно?

- Я не возьму с тебя ни полушки! – сказала ведьма. – Только принеси мне старое огниво, его позабыла там моя бабушка, когда спускалась в последний раз.

5 задание «Эрудит».

1. В какой сказке Андерсена действует настоящий сказочник, опишите его.

2. Как зовут двух фей из сказки «Калоши счастья» и о чем они поспорили?

3. Какие вы знаете сказки Андерсена, посвященные обычным предметам?

6 задание – игра «А если бы…».

Участник игры выходит из класса, команде называют героя сказки Андерсена. Игрок заходит в класс и задает вопрос: «А если бы этот герой был стулом, вазой, карандашом и т.д. …» Команда пытается помочь игроку, называет разные характеристики предмета, которые присущи заданному герою.

Например, Дюймовочка. Если бы этот герой был стулом, это был бы маленький, крошечный стульчик, не больше дюйма.

Герои – Голый король, Гадкий утенок, Снежная королева.

Викторина завершается подведением итогов, слово предоставляется жюри. Учитель благодарит ребят за выступление, называет самых активных игроков:

-Надеюсь, что сказки Г.-Х.Андерсена всегда будут радовать вас своим чудесным, незабываемым миром, в котором царят Добро и Красота.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по литературе для учащихся 9 - 11 классов "Самый умный".

Внеклассно мероприятие по литературе для выявления самого начитанного учащегося старшей ступени обучения....

Урок литературы.Сопоставительный анализ сказки Г.Х. Андерсена «Девочка со спичками» и рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»

Урок внеклассного чтения по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"...

Викторина по литературе для учащихся 11 класса

В данной викторине представлены вопросы по произведениям и авторам, которые изучаются в 11 классе вечерней школы....

Викторина по литературе для учащихся 6-7 классов

Данный материал рекомендуется использовать на занимательных мероприятиях  по литературе....

Викторина по литературе для учащихся 11 классов.

Литературная викторина предназначена для учителей, работающих в 11 классе. Цель викторины: повысить интерес к предмету, выявить уровень освоения произведений. Викторину можно проводить на предметной н...

Внеклассное мероприятие по литературе "В стране сказок Г.Х. Андерсена"

Интерактивная игра  "В  стране сказок Г.Х. Андерсена" построена по принципам игры "Крестики-нолики"...

Викторина по литературе для учащихся 5 классов

Викторина по литературе за курс литературы 5 класса по УМК В.Я. Коровиной...