Формирование правильного типа читательской деятельности .
статья по литературе (10 класс) по теме

Романькова Наталья Владимировна

Статья поможет учителям литературы, работающим в старших классах, разнообразить задания при работе с текстами художественных произведений. Приёмы позволят учащимся запомнить произведения, героев, авторов, сюжет и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_pravilnogo_tipa_chitatelskoy_deyatelnosti.docx18.72 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование правильного типа читательской деятельности в старших классах.

        При работе в старших классах необходимо ориентироваться на кодификатор. Требования к уровню подготовки выпускников, содержащиеся в кодификаторе, становятся основой формирования типа правильной читательской деятельности в старших классах и предполагают обязательную опору на литературоведение: понимание связи художественного произведения с литературно-историческим контекстом, установление связей с жизненным опытом учащихся, анализ литературного произведения как обязательный этап работы с текстом.

        В старших классах текст анализируется в контексте художественного мира писателя с позиции общего историко-литературного процесса.

        При работе с текстом необходимо использовать такие виды анализа, как "пообразный", "проблемно-тематический", "композиционный" и др.

        Путь анализа текста и сам текст подсказывают приёмы работы:

  • выделение ключевых слов;
  • беседа;
  • составление плана;
  • построение структурной модели текста;
  • наблюдение над системой образов;
  • комментированное чтение;
  • диалог с автором через текст;
  • создание обложки, иллюстраций;
  • пересказ текста (сжатый, подробный, от лица героя);
  • создание рекламы и др.

        Перечислены далеко не все приёмы анализа текста, их значительно больше, и определяются они художественной задачей текста, его жанровой спецификой и т.д.

        Хочется остановиться на приёмах, позволяющих учащимся запомнить произведение, героя, писателя, сюжет, зафиксировать их в памяти за счёт выполнения ассоциативных действий.

1. В процессе урока или финале изучения произведения можно провести небольшую разминку "Заверши фразу", используя цитаты из произведения. Сразу появляется возможность задать дополнительные вопросы: кто произносит эту фразу? В каком эпизоде она звучит? Какова роль этого эпизода в произведении? Кроме тренировки внимания и памяти, умения ориентироваться в пространстве литературного произведения, появляется возможность вернуться к тому, о чём говорилось в процессе чтения, обсуждения, акцентируя внимание на определённой знаковой фразе и персонаже. Таким образом развивается литературный слух, в памяти учащихся закрепляются важные интонации произведений, позволяющие говорить об авторском отношении, о характере героев.

        Можно развивать и осязание: для работы в группах учащиеся получают записки со словом, обозначающим предмет (лучше принести эти предметы и раздать). Учащиеся по предмету должны определить, какое из изученных произведений "спрятано" в этом предмете (свеча - на уроках по творчеству Б.Пастернака, паспорт - на уроках о поэзии В.Маяковского и т.д.).

2. Игра "Алфавит": необходимо назвать на одну из букв алфавита как можно больше предметов, героев, явлений изучаемого произведения. Полезно задание "Герой", когда нужно на скорость вспомнить имена героев одного из изученных произведений.

3. Приём сопоставления. Например, в 10 классе при изучении романа А.Гончарова "Обломов" учащимся раздаются три фрагмента текстов без указания авторов и названий (А.С.Пушкин "Капитанская дочка", Л.Н.Толстой "Детство", А.Гончаров "Обломов"). Учащиеся должны подумать, в какую из известных им художественных эпох были созданы процитированные произведения. Это можно предположить по следующим признакам:

- словоупотребление;

- авторская лексика;

- географическое пространство и т.д.

        Специально предлагается "общая" тема, в данном примере - "сон". А к 10 классу ребята уже знают, что сон в литературном произведении не случаен.

        Полезна не только работа с распечатками текста, но и чтение их вслух, что приучает к звучащей классической прозе. При чтении нужно отмечать слова или словосочетания, которые помогают учащимся вспомнить автора.

3. По набору слов определить художественное направление, в рамках которого могло быть написано произведение с таким набором, и привести в пример по одному произведению.

Идеал, любовь, забвение, тоска, одиночество, свобода, мучение, поэма, воспоминанье, мечта, очарованье (романтизм).

Область неведомого, мистика, тайна, непознаваемое, свободный стих, метафора, таинственная мудрость (символизм).

4. Блиц-задание: раздаются листы, на которых в одной колонке написаны произведения, в другой - авторы (или герои и авторы), нужно стрелками соединить автора с названием.

5. Создание текста-ассоциации. На примере фрагмента новеллы К.Г.Паустовского "Животворящее начало" из повести "Золотая роза". Принцип: сюжеты истории связаны как звенья в цепи, т.е. в одном сюжете уже заключается начало другого. Нужно подчеркнуть места сцеплений, связки. Когда понят алгоритм, даётся задание: по выбранной теме быстро записать в тетради в столбик приходящие в голову образы, воспоминания. Потом создать свой текст по принципу нанизывания ассоциаций. Сначала даются простые темы. В дальнейшем составляется текст по репродукциям картин (они разнообразные: портреты, пейзажи, жанровые зарисовки, известные и неизвестные). В своих текстах учащиеся подчёркивают звенья-связки. Потом работы зачитываются, обсуждаются.

        Такая работа направлена на формирование свободной грамотной речи, внятного высказывания, позволяющего человеку следить за своей мыслью, образами.

6. Работа с микротекстом. Даётся фрагмент текста, к нему задаётся вопрос, который фокусирует внимание учащихся на чём-либо. Благодаря вопросу текст перечитывается несколько раз. Формируется навык внимательного чтения.

А.С.Пушкин "Чем чаще празднует лицей" - вопрос: что удивило вас в стихотворении? Проводится работа с 1 строфой, потом со всем текстом.

Рассказывая о биографии И.С.Тургенева, уместно прочитать финал романа "Накануне" и начало романа "Отцы и дети".

7. Линейное обобщение. Работа в группах. Выдаются фрагменты текстов с указанием автора и года написания. На доске - общий для всех вопрос. Группы выступают, идёт обсуждение вариантов ответов, выбирается лучший.

Даются портреты литературных героев (7-8) - вопрос: как меняется герой литературного произведения?

Учащиеся читают и анализируют.

8. Почему два стихотворения помещены рядом? 9на примере произведений К.Севастьянова "Инвентаризация" и Д.Самойлова "В этот час гений садится писать стихи"). Вариант задания: убрать последние строки и предложить учащимся дописать стихи.

9. Группировка предложенных текстов в сборники, нужно написать предисловие, придумать заглавие.

10. Задание: опишите по памяти любимое вами задание; могло бы оно фигурировать в сюжете какого-либо художественного произведения?

        Таким образом, в процессе формирования правильного типа читательской деятельности учащиеся приходят к пониманию авторской позиции, отношения автора к происходящему, становятся читателями, вырабатывают собственную устную и письменную речь, делая её образной и внятной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принципы организации коррекционной работы по формированию смыслового компонента читательской деятельности младших школьников с трудностями в обучении.

Если  ученик не может вникать в смысл слов, он будет отставать в изучении любого предмета. Эта мысль, которую высказал К. Д. Ушинский более 150-ти лет тому назад, сохраняет свою актуальност...

Технология формирования активной читательской деятельности.

Материалы предназначены  для обучения активной читательской деятельности школьников.В виде схемы представлены этапы читательской деятельности, их смысловое наполнение, дан образец "диалога ...

Статья "Развитие творческого потенциала учащихся на уроках литературы и во внеурочной деятельности как один из способов формирования и развития читательского таланта"

Несомненно, развитие творческого потенциала учащихся осуществляется всеми учителями. Но литература отличается от других предметов тем, что ...

Технология продуктивного чтения,или Формирование правильного типа читательской деятельности

Почему современные дети не любят читать? Этот вопрос стал едва ли не определяющим в судьбе целого поколения. Наш век информационный, значит, уходят на второй план чувства, мысли, отношения. Важнее зна...

Технология продуктивного (медленного) чтения (формирования типа правильной читательской деятельности).

Чтение – это окошко, через которое дети видяти познают мир и самих себя.Оно открывается перед ребёнком лишь тогда,когда, наряду с чтением,одновременно с ним и даже раньше,чем впервые раскрыта книга,на...

"Формирование нового типа учебной деятельности"

Данная статья посвящена облегчению формирования разных типов деятельности учащихся на уроках английского языка....

Формирование правильной читательской деятельности посредством применения технологии продуктивного чтения

Формирование правильной читательской деятельности посредством применения технологии продуктивного чтения...