Методическая разработка ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ для 5 класса «УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Громова Ирина Юрьевна

Обобщение темы «Устное народное творчество», проверка знаний, умений, навыков учащихся по данной теме, расширение кругозора, развитие воображения, смекалки, воспитание интереса к чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_puteshestvie.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель : Громова Ирина Юрьевна

ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ 5 класс

«УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

ЦЕЛИ: Обобщение темы «Устное народное творчество», проверка знаний, умений, навыков учащихся по данной теме, расширение кругозора, развитие воображения, смекалки, воспитание интереса к чтению.

 Учитель: - Сегодня у нас мероприятие, на котором вам не понадобятся учебники, а только ваши знания и смекалка. Мы отправляемся с вами в путешествие по стране «Устное народное творчество».

Учитель: - Что означают слова «Устное народное творчество?» (Устное - передавалось из уст в уста, не записывалось. Народное -сочинял не один человек, автора установить нельзя. Творчество -от слова «творить»)

Учитель: -  Правильно. На вопрос: «Кто придумал доктора Айболита?» - любой из вас ответит: Корней Иванович Чуковский. Также вы можете назвать и авторов «Незнайки», «Дюймовочки». Так кто же написал эти  произведения? А кто автор считалок, потешек, скороговорок? Сколько бы вы ни искали отдельных имён сочинителей считалок, скороговорок, загадок – вы их не найдете. Потому что они созданы не одним-единственным человеком и не сразу, а на протяжении жизни многих людей. Это произведения устного народного творчества. Русское народное – это ведь тоже имя автора, но автора коллективного. Только если автор коллектив, это вовсе не значит, что как-то раз собрались все люди, взяли и придумали сказку, потешку. Начал придумывать кто-то один, но придумкой своей поделился. Если она оказалась удачной, её подхватили  и она начала путешествовать от человека к человеку. Передавалась из уст в уста. И каждый, кто мог, добавлял что-то своё.

Учитель: - - Какие жанры устного народного творчества вам знакомы? перечислите их. (Пословицы, считалки, скороговорки, загадки, сказки)

 Молодцы, вы сами составили карту нашего путешествия, итак, в путь, друзья.

 Какие сказочные, волшебные средства передвижения вы знаете? (Ковер-самолет, сапоги скороходы, ступа и метла)

 На чем ездил Емеля Дурачок? (На печи)

Мы тоже будем путешествовать на печи.

Учитель: - Кто помнит заклинание Емели? Чтобы добраться до первой станции, нам тоже надо произнести это заклинание. (По щучьему веленью, по моему хотенью, ступай печь на станцию «Пословицы».

Остановка «Пословицы»

Учитель: -  Пословица – это жанр фольклора, краткое изречение, заключающее в себе поучение. Пословица советует , наставляет, предупреждает. А теперь послушайте стихотворение:

 Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему-то поучают

И от беды нас берегут.

Пословица вовек не сломится-

Ведь с ней и горе, и беда.

И наша речь красна пословицей:

Давайте вспомним их друзья.

Вам придется хорошенько подумать над трудным заданием. Перед вами карточки, в них зашифрованы пословицы. Отгадайте эти пословицы, только помните, что время ограничено. После того, как ученики читают свои пословицы, у детей выясняется, о чем та или иная пословица.

-Отправляемся на следующую станцию. Скажем заклинание (Дети хором говорят)

Остановка «Скороговорки»

-Учитель: - Справились с пословицами, отдохнули и попали на остановку «Скороговорки»

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно.

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Скороговорки написаны на лепестках ромашки. Дети отрывают лепесток и в течение 1 минуты, тренируются проговаривать скороговорку.

-Проговорите каждую скороговорку 3 раза.

1. Кот ловил мышей и крыс.

    Кролик лист капустный грыз.

2. У пеньков опять пять опят.

3. Слышала старушка,

    Как куковала кукушка на опушке.

4. Ушел косой козёл с козой.

5. Все покупки у прилавка упакованы в кульки.

6. Нисколько нескользко,

    Нескользко нисколько.

- Молодцы. Отправляемся на следующую станцию. А для этого произнесем наше заклинание.

 Остановка «Угадай-ка»

Учитель: - Уже из названия этой станции вы поняли, что нужно что-то угадать. И действительно, начинаем отгадывать загадки.

1. На травинке солнце бьётся,

    С ветерком на солнце рвется,

    Но совсем не горячи

    Солнца белые лучи. (Ромашка)

2. Кувшинчики с блюдцами

    Не тонут и не бьются (Кувшинки)

3. Не живая, а идет,

    Неподвижна, а ведет. (Дорога)

4. Дядя Хлыст и тетя Нить

    Простачков пошли ловить.

    Одурачить простачков

    Пригласили червячков (Удочка)

5. Неизвестно, где живет,

    Налетит – деревья гнет,

    Засвистит – по речке дрожь,

    Озорник, а не уймешь. (Ветер)

6. Под водой живет народ,

    Ходит задом наперед (Раки)

- Ответы на следующие загадки можно давать хором, всем вместе:

1. Летом много их бывает,

    А зимой все вымирают.

    Прыгают, жужжат над ухом.

    Как они зовутся? (Мухи)

2. И в лесу мы, и в болоте,

    Нас везде всегда найдете:

    На полянке, на опушке-

    Мы – зеленые …(Лягушки)

3. Мчусь, как пуля, я вперед,

    Лишь поскрипывает лед

    Да мелькают огоньки.

    Кто несет меня? (Коньки)

4. Нарядилась Алёна

    В сарафанчик свой зеленый,

    Завила оборки густо,

     Узнаешь её?...(Капуста)

Подведение итогов

В течение путешествия за каждый правильный ответ детям давался жетон. Победил тот, кто набрал большее количество жетонов. Победители награждаются книжками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок( физическая культура и литература) в 3 классе" "Устное народное творчество"

В основе урока положено устное народное творчество, в частности русские народные сказки, в процессе урока, эти сказки сочетаются с эстафетами и играми, по теме урока....

Урок литературы 5 класс "Устное народное творчество"

Урок-игра по теме "Устное народное творчество"...

Мастер-класс "Устное народное творчество"

Мастер-класс "Устное народное творчество"...

Контрольная работа по литературе для 5 класса «Устное народное творчество»

Контрольная работа по литературе для 5 класса«Устное народное творчество»...

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 7 КЛАСС «Устное народное творчество. Древнерусская литература»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ для  7 КЛАССА по теме  «Устное народное творчество. Древнерусская литература»...

Презентация к уроку литературы в 5 классе "Устное народное творчество"

Презентация к уроку литературы в 5 классе "Устное народное творчество"...