Методическая разработка урока внеклассного чтения «Что за прелесть эти сказки…» ( по сказкам А.С.Пушкина)
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

Громова Ирина Юрьевна

Показать  учащимся (на примере сказок А. Пушкина) прелесть чтения, научить их любить книгу для того, чтобы через литературу они воспринимали "разумное, доброе, вечное".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklchtenie.docx26.72 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения

«Что за прелесть эти сказки…»

         ( по сказкам А.С.Пушкина)

 

Цель:

 

Показать  учащимся (на примере сказок А. Пушкина) прелесть чтения, научить их любить книгу для того, чтобы через литературу они воспринимали "разумное, доброе, вечное".

 

Задачи:

 

1. Развивать интерес к творчеству А.С.Пушкина.

 

2. Способствовать развитию интереса к литературному чтению.

 

3. Формировать мотивацию чтения, отношение к читательской деятельности как сфере самореализации и творчества, правила культуры общения с книгой, умение ориентироваться в книге.

 

 4. Создать условия для воспитания интереса к творчеству писателя, внедрение новых  форм воспитательного воздействия на формирование чтения обучающихся.

 

 5. Развивать речевые умения, память, наблюдательность, активность, самостоятельность.

 

 

 

Оборудование и материалы для занятия:

                   

 компьютер, медиапроектор, книжная выставка, плакаты о творчестве А.С.Пушкина, выставка рисунков по сказкам А.С.Пушкина, кроссворд «Кто автор этих строчек?», раздаточный материал.

 

 

 

 

1.Создание эмоционального настроя.

 Учитель: Добрый день, ребята. Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Садитесь. Я приглашаю вас сегодня ещё раз побывать в удивительном мире сказок А.С.Пушкина. Мир сказок открыт нам с детства.

Чтение стихов учениками.

  1. Когда я не умел еще читать,
    Мне довелось от бабушки узнать
    Как черта обманул Балда,
    И как он проучил тогда попа,
    И как старуху рыбка наказала,
    Мне бабушка однажды рассказала.
  2. Про царевну-лебедь и Гвидона,
    И про жадного царя Дадона,
    Я из сказок Пушкина узнала,
    Много их уже я прочитала.
  3. Узнал про лукоморье я в пять лет,
    Не ведая, что Пушкина уж нет,
    Но больше сотни лет его стихи,
    И взрослым, и ребятам – всем близки!
  4. Его стихи, поэмы, сказки
    Мы не устанем повторять.
    И жизни солнечные краски,
    В них будем находить опять!

 

2. Актуализация темы.

-Ребята, сегодня у нас необычный урок – урок внеклассного чтения по сказкам А.С.Пушкина.

Слайд

             

 «Что за прелесть эти сказки», - говорил своей няне когда – то А.С.Пушкин.

       Тема нашего урока: «Что за прелесть эти сказки».

 

3. Работа над темой.

 рассказ о А.Пушкине

Слайд

  Пушкин… Его портрет всем знаком – всякий, взглянув на это лицо с живыми ясными глазами, на эти вьющиеся волосы, скажет: это Пушкин.

 Родился он в Москве. Стихи начал сочинять еще в детстве. В то время в дворянских семьях говорили по-французски. В семь лет он уже свободно говорил и читал на французском и русском языках.    

      ..Пушкин А.С. – самый любимый писатель у нас в стране. Его все знают, книги его все читают; многие его произведения перечитываются по нескольку раз. Его стихи заучиваются наизусть.

  

Слайд

 -Кого только не встретишь на его сказочных дорожках? Здесь можно  встретить и гордого Гвидона, и белую царевну лебедь, и бойкого Балду.

 

Слайд

        У Александра Сергеевича была удивительная няня. Звали её Арина Родионовна.

Всю жизнь няня была для Пушкина дорогим и близким человеком. Маленький Саша очень любил свою няню, любовно называл ее «мамушкой».

     Она подарила ему свою любовь и заботу, стала его другом в детские годы, разделила тяжесть изгнания, и Пушкин всегда помнил о своей няне, посвятил ей множество стихотворений, подолгу беседовал с ней.

 ( «Няне»). наизусть

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь:

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь.

     В детстве  маленький Саша очень любил слушать сказки. Сказок  Арина Родионовна знала множество. Перед сном милая  няня приходила к Саше и рассказывала сказки. Он просил, чтобы няня повторяла одни и те же сказки по многу раз. И запоминал их -  навсегда. Известно, что поэт записал в своих черновиках  нянины сказки, которые потом передал в своих стихах.

Составить сказки из слов

1. Сказка, рыбаке, рыбке, и.

2. О, сказка, царе, Салтане.

3. Золотом, о, сказка, петушке.

4. О, царевне, мёртвой, сказка, и, богатырях, семи.

 5. О, И, РАБОТНИКЕ, ПОПЕ, БАЛДЕ, СКАЗКА, ЕГО.

                    «Сказка о царе Салтане»

                    «Сказка о золотом петушке»

                    «Сказка о попе и  работнике его Балде»

                    «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

                    «Сказка о рыбаке и рыбке»

 

 Литературная разминка

. Сейчас я прочитаю вам отрывки , записанные Пушкиным, а вы назовите, из какой сказки они, и подтвердите их текстом.

1. Некоторый царь задумал .жениться, но не нашел по своему нраву никого; подслушал он однажды разговор трех сестер. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит; вторая, что одним куском сукна оденет; третья, что с первого года родит тридцать три сына.. Царь женился на меньшой...

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
“Кабы я была царица, –
Говорит одна девица, –
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир”.
“Кабы я была царица, –
Говорит ее сестрица, –
То на весь бы мир одна
Наткала бы полотна”.
“Кабы я была царица, –
Третья молвила сестрица, –
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря”.
А С.Пушкин. “Сказка о царе Салтане”

2. Купец поехал искать работника. Навстречу ему Балда. Соглашается Балда идти ему в работники, платы требует только три щелчка в лоб купцу. Купец радехонек, купчиха говорит: “Каков щелк будет”. Балда дюж и работящ, – но срок уж близок, и купец начинает беспокоиться...

“Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник. 
А где найти мне такого 
Служителя не слишком дорогого?”
Балда говорит — “Буду служить тебе славно
Усердно и очень исправно, 
В год за три щелчка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу”.
Призадумался поп,
Стал себе почесывать лоб. 
Щелк ведь щелку розь. 
Да понадеялся на русский авось.
А.С.Пушкин. Сказка о попе и о работнике его Балде.

3. В одном царстве-государстве, жил грозный царь Додон. Он был воинственным правителем и осуществлял набеги на соседние государства. За годы правления увеличил в разы свое государство Додон. К старости он отказался от военных действий, принял умеренный образ жизни. Но правители соседних государств не забыли Додону его агрессии и стали сами нападать на его государство. Армия Додона уже была слаба и не справлялась с усилившимися набегами на царство.  (Сказка о золотом петушке)

Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
С молоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело;
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить.
Тут соседи беспокоить
Стали старого царя,
Страшный вред ему творя.
Чтоб концы своих владений
Охранять от нападений,
Должен был он содержать
Многочисленную рать.

4Царевна, блуждая по лесу, набрела на пустой терем. По всему было видно, что здесь живут добрые люди. Царевна прибралась, затопила печь, зажгла свечу перед иконами, и, уставшая, прилегла отдохнуть. К обеду вернулись хозяева. Оказалось, что в тереме живут семь богатырей. (Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях)

Но невеста молодая,
До зари в лесу блуждая,

Между тем всё шла да шла
И на терем набрела.
Ей на встречу пес, залая,
Прибежал и смолк, играя;
В ворота вошла она,
На подворье тишина.
Пес бежит за ней, ласкаясь,
А царевна, подбираясь,
Поднялася на крыльцо
И взялася за кольцо;
Дверь тихонько отворилась,
И царевна очутилась
В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой.
Видит девица, что тут
Люди добрые живут;
Знать, не будет ей обидно!
Никого меж тем не видно.
Дом царевна обошла,
Всё порядком убрала,
Засветила богу свечку,
Затопила жарко печку,
На полати взобралась
И тихонько улеглась.

Час обеда приближался,
Топот по двору раздался:
Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей.

         5  Жили-были старик со старухой. Старик ходил на море ловить рыбу, старуха пряла. Старик два раза закидывал невод — ничего не было, в третий раз вытянул золотую рыбку. Рыбка попросила отпустить её. Старик отпустил. Пришел домой рассказал жене. Жена сказала попросить корыто. (Сказка о золотой рыбке.)

Раз он в море закинул невод, —
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод,
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, —
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь.»

 Работа по «Сказке о рыбаке и рыбке».

   

Ответы на вопросы.

1.                        С каким великим чудом встретился старик?

2.                        Как он поступил?

3.                        Чего захотела старуха?  (Только ли корыто она хотела иметь?). перечислите все желания старухи.

/корыто, дом, стать столбовой дворянкой, вольною царицей, владычицей морской/.

4.                        А как менялось море с приходом старика?

/слегка разыгралось, помутилося синее море, оно неспокойно, почернело, на море черная буря/.

 

 

 

 

 

9. Выставка рисунков по сказкам А.С.Пушкина.

Сказки Пушкина нашли свое отражение и в других видах искусства, вдохновляли композиторов и художников на создание произведений искусства. Давайте рассмотрим картину М. Врубеля «Царевна Лебедь»

Михаилу Врубелю удалось написать необычайную, удивительную картину «Царевна-Лебедь». Девушка, изображённая на полотне – это образ красоты, таинственности и величия героинь русского фольклора.

За морем царевна есть, что не можно глаз отвесть:

Днём свет божий затмевает, Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит.

И сама-то величава, выступает, будто пава;

А как речь-то говорит, Словно реченька журчит.

Из какой сказки этот отрывок? О каком персонаже здесь рассказывается ? Царевна-Лебедь

Вы тоже подготовили рисунки с сказкам Пушкина. Давайте их рассмотрим.

Ученики читают отрывки из любимых сказок к своим рисункам

 

10. Подведение итогов.

 

 В сказках:

прославляется                          осуждается

 

доброта                                           трусость

мужество                                        предательство

трудолюбие                                    жадность

подвиги                                           корысть

 

Вывод:   - В сказках осуждается трусость, предательство, жадность, корысть. А прославляется доброта, мужество, трудолюбие, подвиги.

 

 

Заключение.

Вот и подошел к концу наш урок. Наверное, мы не только вспомнили сказки Пушкина, но и открыли для себя что-то новое. “Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма”. Мир пушкинских сказок – это мир чудес, тайн. Чем же так привлекают нас сказки этого писателя? Прежде всего, необычностью сюжетов, яркостью красок, простотой слога, напевностью стиха и большим нравоучительным смыслом. Когда мы перечитываем сказки А.С.Пушкина, мы становимся немного счастливее, благодарим автора за то, что он оставил эти сказки с нами навсегда.

- А закончить наш урок я хочу стихами Алифиренко.

Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски.
Добро цветёт в них, злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет!
За Пушкина Руси спасибо
От имени всего народа!
Ведь мы стихи его читаем
Как он писал – без перевода.

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока внеклассного чтения по сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Во все времена в человеке ценились такие качества, как чуткость, восприимчивость к окружающему миру, доброта, умение дружить, чувство ответственности за тех, кто рядом. Этот урок может быть одной из с...

Методическая разработка «УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 8 КЛАССЕ ПО СКАЗКЕ А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ «МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ» (2 ЧАСА)

Цели:познакомить учащихся с жизнью и творчеством А. де Сент-Экзюпери; расширить представления о литературной сказке; проследить иносказательный смысл сказки; воспитывать гуманизм; дать представл...

Методическая разработка УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 6 КЛАССЕ: «Уроки Анри де Сент-Экзюпери - гармония мыслей и поступков».

Сказка зта- мудрая и человечная, и автор её не только поэт, но и философ.Просто и проникновенно говорит о самом важном. О долге и верности. О дружбе и любви, о горячей, деятельной любви к жизни и к лю...

Методическая разработка УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 6 КЛАССЕ: «Уроки Анри де Сент-Экзюпери - гармония мыслей и поступков».

Сказка зта - мудрая и человечная, и автор её не только поэт, но и философ.Просто и проникновенно говорит о самом важном. О долге и верности. О дружбе и любви, о горячей, деятельной любви к жизни и к л...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)

Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...

Методическая разработка урока внеклассного чтения «Роль черного цвета в русском фольклоре и в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (7 класс) (урок-исследование)

Цель урока: мотивирование обучающихся к изучению гоголевской прозы, побуждение к глубокому, осознанному чтению и осмыслению классических произведений.Планируемые задачи:·...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 5 классе: «Нравственные уроки народной морали в сказке «Куйгорож»

Цели:Образовательные: раскрыть нравственные уроки народной морали в сказке «Куйгорож; на примере  произведения  продолжить знакомство учащихся с мордовской культурой, проследить взаимодейств...