Требования к устному ответу учащихся на уроках литературы в старших классах
статья по литературе (10 класс) на тему

Бахмутова Эльза Ильгизовна

Статья описывает приемы и методы работы по формированию монологической речи учащихся старших классов на уроках литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории Э.И.Бахмутовой.

Требования к устному ответу учащихся в старших классах.

Урок литературы играет огромную роль в развитии связной речи учащихся. Следует придавать важное значение формированию этих умений, начиная с 5 класса, постепенно усложняя и углубляя работу в старших классах.

В своей работе с учащимися я стараюсь использовать две разновидности устной речи: диалог и монолог, хотя и не исключаю возможности применения на уроках и полилога (обмена высказываниями). Именно эти виды речи позволяют мне и ребятам организовать на уроках ситуацию живого, непосредственного общения, так необходимую на уроках литературы.

Каждый из видов речи имеет на определенных этапах урока. Так, монолог очень хорошо использовать при разборе домашнего задания,  закреплении текста, а диалог- при фронтальном опросе, обсуждении устных ответов, сообщений учащихся.

Очень важно при монологе поддерживать внимание слушателей, а при диалоге – умение слышать ответы друг друга, быстро реагировать на них. И все же именно монологическая речь, ее структура, степень ее правильности и полноты волнуют больше всего, поэтому в своей работе я стараюсь делать акцент на этой разновидности устной речи.

В старших классах учащиеся уже в состоянии самостоятельно классифицировать развернутые устные ответы. Попытаемся классифицировать устные ответы. Мы выделяем ответы, не требующие собирания материала, и ответы, требующие собирания материала.

К первым следует отнести пересказ фрагмента произведении, рассказа учителя, ко вторым- ответы по нескольким источникам, например, текста статьи учебника, критической статьи и объяснения учителя. Это уже более сложный вид работы, требующий от выступающего систематизации материала, т.е. группировки, обобщения и сравнения.

Учащимся старших классов на уроках литературы приходится выполнять различные виды работ устного характера, поэтому следует прививать им культуру устного ответа. В своей работе я даю следующую классификацию  следующие виды устных ответов:

  1. Ответ с опорой на план, составленный на прошлом уроке с помощью учителя. В  данном случае у учащихся уже есть образец, т.е. пример, поэтому задача упрощается: выступающий просто обращает внимание на пункты плана, имеющиеся в тетрадях слушателей. Такой вид работы обычно применяется на уроках в начале года, когда еще не все ученики умеют составлять самостоятельный план ответа.
  2. Ответ с опорой на самостоятельно составленный план. Здесь оценивается :
  • умение составлять план (имеется в виду содержание охватываемого материала);
  • умение оформить план (воспроизведение на доске, учащиеся – в тетрадях); необходимо, чтобы он опирался на известный учащимся материал и был понятен классу. При ответе уметь акцентировать внимание на пунктах плана или попросить сразу переписать в тетрадь – в зависимости от важности темы (учащиеся могут сокращать материал до опорного конспекта, схемы). Все это дополнительно оценивается учителем.
  •  важно уметь сделать вывод. Слушающие дают рецензию (возможно письменную – в качестве домашнего задания), демонстрируя при этом знание изложенного материала, умение анализировать ответ, степень владения произвольным вниманием.
  1. Ответ без опоры на план, план – конспект предполагает умение классифицировать сообщаемый материал, умение логически строить высказывание с опорой на вопросы, на  которые может специально обращать внимание для того, чтобы максимально активизировать внимание слушателей. Чтобы систематизировать материал, важно владеть такими понятиями, как общее- частное, причина – следствие, особенности мировосприятия и воспроизведение художником картины действительности. Например:

Общее. Интерес к теме Родины.

Частное. Тема исторического прошлого, тема малой Родины, тема сыновней ответственности, тема матери, тема войны и т.д.

Причина – следствие: чем обусловлен  интерес, какое место  в творчестве занимает?

Предъявляются следующие требования к ответу учащихся:

  1. Причинно- следственные связи – опора на изученный материал;
  2. Умение классифицировать, систематизировать произведение в рамках творчества конкретного писателя, периода, временного отрезка, в масштабах всей литературы, в соотнесении с жанром и т.д;
  3. Знание теоретических понятий;
  4. Ссылка на использованную литературу (на доске, устно, запись в тетради);
  5. Желательно использовать карточки со словарной работой или выписки из источников (научный подход, демонстрация степени культуры умственного труда);
  6. Использование иллюстраций из текста (небольшие);
  7. Желательны ассоциативные  (личные) связи с героями и произведениями (на основе личной логики);
  8. Эмоционально- окрашенная речь;
  9. Грамматическая правильность речи.

Приложение

Схема руководства читательской деятельностью.

Если тебе предстоит оценка художественного произведения, то

  • Приступая к чтению, обрати внимание на имя автора, жанр произведения, задумайся над заглавием;
  • Сопровождай чтение размышлениями: чем произведение тебе интересно( заинтересовало ли оно тебя с точки зрения нравственной проблематики, показа психологии героев, их взаимоотношений);
  • Закончив чтение, вырази общую эмоциональную тональность произведения и общее впечатление, которое произвело оно на тебя; постарайся себе объяснить вызванные чтением чувства и мысли; осознай свое отношение к произведению: к той действительности, которую нарисовал писатель; к тому, что нового о мире и человеке сказал тебе автор произведения; подумай о плане  и форме высказывания своего суждения о произведении в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ ПО РОМАНУ Б.Л. ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО»

МАСТЕР-КЛАСС: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХПО РОМАНУ Б.Л. ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО»...

Из опыта работы учителя русского языка и литературы.Тема:Воспитание духовно-нравственной культуры на уроках литературы в старших классах. Технологии, методики, приемы.

Главной задачей учителя литературы является воспитание души человека, духовно-нравственное воспитание. «Увидеть лицо человеческое» дано нам на уроке литературы, как ни на каком другом. По сути, на уро...

Презентация к мастер-классу по теме: Применение технологий развития критического мышления как способ реализации системно-деятельностного подхода на уроках литературы в старших классах. Прием «Фишбоун»

Презентация является методическим оснащение к мастер-классу, проводимому среди учителей литературы в рамках обмена педагогическим опытом....

Мастер-класс «Метод контраста на уроках литературы в старших классах как один из эффективных методов формирования ключевых (или метапредметных) компетенций».

Мастер-класс был подготовлен для учителей средней школы.Материал состоит из двух файов: текстовой части (doc) и визуальной - презентации (ppt)....