Открытый урок литературы в 8 классе
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Зверева Ольга Алексеевна

Урок по произведению Л.Н. Толстого "После бала"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx25.1 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 8 классе

Тема: «Герои на балу и после бала.

Контраст как основной художественный приём рассказа».

Обучающая цель:

-помочь учащимся раскрыть писательский замысел и знать

особенности рассказа; понять главную мысль рассказа о личной  ответственности человека за все, что совершается в жизни, уметь сопоставлять, анализировать, владеть литературоведческой терминологией.

Развивающая цель: развивать речевые и коммуникативные умения, умения работать с художественным  и публицистическим текстом, формировать творческие способности учащихся, умение учащихся осуществлять логические операции.

Воспитательная цель: формировать ценностные ориентации учащихся на примере жизни Л.Н.Толстого, использовать художественный и дополнительный публицистический материал для формирования нравственного сознания учащихся,   воспитывать умение вести дискуссию,  уважая мнение одноклассников.

Оборудование: презентация, листы с текстом, «мишень»

Ход урока.

Если художественная литература,

действительно, человековедение,

то более человедческого писателя,

чем Толстой, найти трудно.        
Сергей Залыгин

I.  Организационный момент

II. Вступительное слово учителя

- На прошлом уроке мы познакомились с жизнью и творчеством гениального

русского писателя Л.Н.Толстого. В своих произведениях он раскрыл все

самые хорошие, светлые стороны жизни человека и самые плохие, такие, за  которые людям стыдно. Мы узнали об истории создания рассказа писателя

«После бала», вспоминали события 40-ых и 90-ых годов 19 века. К ним

обращается Л.Н.Толстой в рассказе «После бала».

Именно над этим небольшим по объёму, но удивительным по глубине

переживаний и эмоциональности рассказом мы будем работать сегодня на

уроке и постараемся постепенно, шаг за шагом, постичь разгадку замысла

писателя, раскрыть особенности построения и содержания рассказа.

III. Анализ произведения

- Что мы узнали об Иване Васильевиче из его рассказа?

- Задумывался ли Иван Васильевич о жизни?

- Какие чувства овладели им в начале рассказа?

- Вначале давайте вспомним определение рассказа.

(Рассказ –  жанр эпоса. Основу составляет чаще всего одно событие или

происшествие, одна сюжетная линия, но иногда может быть и несколько.)

- О каких событиях вы узнали из рассказа «После бала»?

(Бал у губернаторского предводителя, влюблённость героя и разочарование,

потрясение от жестокости случившегося после бала.)

- Обратимся к первым строчкам рассказа.

- С чего начинает писатель свой рассказ? (Со слов героя, Ивана

Васильевича).

- Почему именно Иван Васильевич рассказывает обо всём

собеседникам? (Повествование от 1 лица помогает понять чувства героя,

точно изображает события).

- Как называется этот авторский приём построения? Определите жанр

произведения. (Рассказ в рассказе).

- Какую особенность композиции заметили?

(Вступление для нас непривычное. Повествование начинается внезапно, без

развёрнутой экспозиции. Перед нами эпизод из жизни. Всего один случай,

который произошёл давно, но изменил всю жизнь Ивана Васильевича).

IV.  Викторина

- О чём вспоминает в своём рассказе Иван Васильевич, проверим с

помощью викторины. Я буду задавать вам вопросы. Кто быстрее поднимет руку, тот и отвечает

первым. За каждый правильный ответ вы получите 1 балл.

Ребята танцуют вальс.

Итак, первый вопрос.

А) Назовите эпизод и героев, увиденных вами в этой сцене? (Эпизод

бала у губернского предводителя, герои – Иван Васильевич и Варенька).

Б) Где и когда проходит бал? (в последний день масленицы, у губернского

предводителя)

В) Что за танец «проходит» с Варенькой герой? (Вальс).

Г) Назовите другие танцы, которые исполняли на балах в 40-ых годах

19 века? Их названия звучат в тексте рассказа. (Полька, мазурка, кадриль).

Д) Какую яркую деталь в одежде Вареньки вспоминает герой и через 50

лет? (Розовый пояс).

Е) Какая деталь в описании внешности полковника показалась герою

наиболее точно доказывающей его любовь к дочери? («Домодельные

сапоги»).

Ж) На экране отрывок из текста.

Вставьте в местах пропуска эпитеты, с помощью которых рассказчик

рисует зал, губернского предводителя, его жену, Вареньку, отца

Вареньки.

Бал был чудесный: зала прекрасная, музыканты знаменитые, буфет

великолепный.

Губернский предводитель – добродушный старичок.

Жена его – тоже добродушная.

Варенька – в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках. У неё –

сияющее, разрумянившееся ямочками лицо и ласковые, милые глаза.

Отец Вареньки – красивый, статный, высокий, свежий, с белыми усами,

белыми бакенбардами, с блестящими глазами, радостной улыбкой.

З) Пользуясь опорными словами, которые вы видите на экране,

составьте связный ответ на вопрос «Что чувствовал герой рассказа на

балу и почему?»

Иван Васильевич не только любовался, но и с восторженным умилением

смотрел на Вареньку, умиляясь даже мягким отцовским сапогам. Герой

был доволен, счастлив, добр, потому что влюблён, молод, красив,

беспечен. Ему казалось, что все любуются Варенькой. Иван Васильевич

танцевал легко, не чувствуя тела, как будто неземное существо, способное

на одно добро. Он признавался собеседникам, что любовь к Вареньке

освободила всю его скрытую способность к любви. Герой обнимал в то

время весь мир своей любовью. На балу Иван Васильевич был бесконечно

счастлив.

И) Угадайте героев по портрету.

• «Был я очень весёлый и

бойкий малый, да ещё и богатый. Был у меня иноходец лихой, катался с гор

с барышнями (коньки ещё не были в моде), кутил с товарищами… Главное

же моё удовольствие составляли вечера и балы. Танцевал я хорошо и был не

безобразен».

• «… она была прелестна:

высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная.

Держалась она всегда необыкновенно прямо – как будто не могла иначе, -

откинув немного назад голову, и это давало ей, с её красотой и высоким

ростом, несмотря на её худобу, даже костлявость, какой-то царственный вид,

который отпугивал бы от неё, если бы не ласковая, всегда весёлая улыбка и

рта, и прелестных, блестящих глаз, и всего её милого, молодого существа».

• «… был очень красивый,

статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с

белыми, подвитыми … усами, белыми же, подведёнными к усам

бакенбардами и зачёсанными вперёд височками… Сложен он был

прекрасно… Дождавшись начала мазурочного мотива, он бойко топнул

одной ногой, ВЫКИНУЛ ДРУГУЮ, И ВЫСОКАЯ, грузная фигура его то

тихо и плавно, то шумно и бурно, с топотом подошв и ноги об ногу,

задвигалась вокруг залы»К) Какое средство изобразительности языка, помогающее понять идею

рассказа, использовано автором в следующих отрывках. (Антитеза –

контраст).

Молодцы! Объявляем баллы. Они помогут вам сегодня получить хорошие

оценки.

V. Работа с текстом. Беседа.

 - Действительно, в тексте автор использует контраст. Вспомните,

что это такое?

На доске: контраст - выразительный художественный приём, основанный

на резком противопоставлении понятий, образов, картин, композиционных

элементов на разных уровнях идейно-художественного содержания

произведения.

- Я думаю, вы уже обратили, внимание. Что весь рассказ Л.Н.Толстого

построен на контрасте: мы видим, что происходит с героем на балу и после

бала. Автор подчёркивает контраст: в композиции рассказа, в системе образов, в языковых средствах, в описаниях.

 На балу герой влюблён, он очарован праздничной атмосферой,

наполнен ощущением счастья, молодости, красоты. И вот бал окончен.

Иван Васильевич не может уснуть, он снова на улице.

- Найдите в тексте слова, помогающие понять, что настроение героя

вдруг меняется. (Туман, который постепенно рассеивается, и показывает

всё в настоящем свете; и дом полковника, и замшевую перчатку полковника,

и его белые усы и бакенбарды.)

- Какую роль автор отводит такой художественной детали, как «туман»?

( Из-за тумана в масленичную погоду Иван Васильевич не сразу различил дом Вареньки и то. Что происходило на поле перед домом. Он подходит ближе, всматривается, что там происходит.)

-  Я просила выписать и подсчитать, сколько раз в этом маленьком отрывке встречались глаголы, указывающие на зрительное и слуховое восприятие героем окружающего мира.

(7 раз ( я увидал; стал различать; стал смотреть; увидал, я видел; я мельком увидал; и я видел); 2 раза  (услыхал; я расслышал)).

- Случайно ли такое настойчивое повторение глаголов видения и слуха, определяющих работу двух самых основных каналов, по которым человек воспринимает окружающий мир? Подберите однокоренные слова с корнем –ЗР- или –ЗОР-

(Зрение, зоркий, взор, воззрение, презрение, прозрение и др).

-  Ребята, а какое лексическое значение имеет слово «прозрение»? Правильно, человек не только видит, но и понимает что-то новое, чего раньше не знал.

- Какой же туман рассеялся в голове Ивана Васильевича?

(Наивность, восторженность, легкомысленность, он повзрослел).

- В какой момент это происходит? (Когда он видит расправу над

татарином).

- Какие цвета, создающие контраст белому и розовому в описании бала,

использует автор в изображении этой сцены? (чёрный, красный)

- Что теперь слышит герой? (Звуки флейты и барабана, другую, жёсткую,

нехорошую музыку, неприятную, визгливую мелодию, свист палок и их

шлепки по спине солдата).

- Какие средства языка, используемые в тексте, помогают понять

состояние героя? (Повторы, прямая речь, неопределённые местоимения).

- Какие чувства испытал герой, увидев жестокое наказание татарина?

(Стыдно, больно, тоскливо до тошноты»).

-Каким увидел Иван Васильевич полковника в этой сцене? (Всё тот же: с

румяным лицом, белыми усами и бакенбардами).

- А наказываемого татарина?

Составление таблицы

Полковник.

Высокий военный в шинели и фуражке.

Шёл твёрдой, подражающей походкой.

Румяное лицо и белые усы с бакенбардами.

Твёрдым шагом двигалась высокая, статная фигура.

Наказываемый.

Оголённый по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат. Спина его

– что-то пёстрое, красное, мокрое, неестественное.

Дёргаясь всем телом, шлёпая ногами по талому снегу… подвигался ко мне,

то опрокидываясь назад – и тогда унтер-офицеры, ведшие его за ружья,

толкали его вперёд, то падал наперёд – и тогда унтер-офицеры… тянули его

назад.

Сморщенное от страдания лицо.

Спотыкающийся, корчащийся человек.

-Какой художественный приём использовал автор в описании героев?

- Вернёмся к эпиграфу нашего урока. Как вы понимаете слова Сергея Залыгина?

VI. Итог урока

 - А теперь сделаем вывод, сравним эпизод бала и события,

которые происходят после него. (Эпизод бала и события после бала

противопоставлены друг другу. Светлые, радостные краски бала,

беззаботное веселье молодых людей, не подозревающих о том, что

есть другой, страшный мир, резко оттеняют мрачную картину,

показанную во 2 части рассказа. Контрастное изображение героев,

их психологического состояния, обстановки, которой они действуют,

позволяет писателю выявить существо их характеров и раскрыть

социальные противоречия русской действительности).

- На следующем уроке мы продолжим изучение рассказа Л.Н.Толстого

«После бала».

VII. Домашнее задание

   1 вариант -  дать характеристику участникам бала; выписать в тетрадь эпитеты, характеризующие атмосферу бала.

    2 вариант - дать характеристику участникам сцены после бала; выписать в тетрадь эпитеты, характеризующие атмосферу сцены наказания солдата.

VIII. Рефлексия

Подводя итог нашему занятию, прошу вас поставить точку в мишени:

- Ваше настроение до начала занятия и сейчас. Вам понравился урок?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок литературы 10 класс. ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет.

ТЕМА:  Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда».  Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет. Тип урока: урок изучения нового материала. ЦЕЛЬ:...

Открытый урок Литература 5 класс Тема: А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. История рождения сюжета. Система образов с инсценирование фрагментов сказки. Добро и зло. Система образов.»

Цели: рассказать об истоках рождения пушкинской сказки; выявить систему образов сказки; развивать навыки  сопоставительного анализа ; воспитывать эстетическое восприятие художественного произведе...

Открытый урок литературы 7 класс. "Тихая моя Родина".

Форма проведения: урок-мастерская. Педагогическая технология: личностно-ориентированное обучение. Тема: «Тихая моя Родина»...

Открытый урок в 6 классе по литературе. Тема урока « Уходит жизнь – приходит память. И память возрождает жизнь»

Урок посвящается детскому писателю Альберту Анатольевичу Лиханову и его роману « Мой генерал»...

Открытый урок литературы в 5 классе по повести В.Г.Короленко « В дурном обществе» Тема урока: Васина дорога к правде и добру.

Открытый урок литературы в 5 классе  по  повести  В.Г.Короленко « В дурном обществе»Тема урока: Васина дорога к правде и добру....

Открытый урок. Литература. 11 класс. Урок - читательская конференция по рассказам В.М. Шукшина.

Активизируя познавательную деятельность учащихся, создаю на уроке чувство новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, решать поставленную задачу. В своей работ...