Теория и практика анализа литературного произведения
учебно-методический материал по литературе (8 класс) на тему

Беляев Олег Викторович

О роли пейзажа в раскрытии фабулы произведения

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Теория и практика анализа литературного произведения.

     Пейзаж в литературных произведениях обычно несет национальное своеобразие. В повести И.С.Тургенева «Ася» показан колорит южного немецкого городка: «Петух на высокой готической колокольне блестел бледным золотом, виноградные лозы таинственно высовывали свом завитые усики из-за каменных оград». Автор описывает готическую колокольню, дома, ограды. Этот пейзаж помогает создать атмосферу тишины, покоя, уединения.  А в стихотворении С.А. Есенина «Спит ковыль..» воссоздается типичный среднерусский пейзаж:

«Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.»

      В зависимости от рода литературы мы видим различное изображение пейзажа. В драме автор, во-первых, вводит его в ремарках. Драма А.Н.Островского «Гроза»: «Общественный сад на берегу Волги, за Волгой сельский вид». Во-вторых, пейзаж представлен в речах действующих лиц, дан в их восприятии: «Пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу и все наглядеться не могу».  Пейзаж в драме нередко приобретает символическое значение, например, гроза, которая символизирует неизбежность наступающих перемен.

      В лирике пейзаж экспрессивен: он дается в восприятии лирического героя, выражает его эмоциональное состояние, переживание. Здесь используют изобразительно-выразительные средства: олицетворения, психологический параллелизм, эпитеты, метафоры. В стихотворении С.А.Есенина  «Отговорила роща золотая…» герой осознает себя частью природы, отсюда метафора: «Не жаль души сиреневую цветь.»

     Изображение природы, отношение к ней менялось. В древнем эпосе пейзаж мифологичен: каждое явление природы соответствует тому или иному действию божеств. В фольклоре пейзаж символически воплощает персонажей, их характеры: белая лебедушка(девушка), ясное солнце (счастье). Явления природы изображаются при помощи эпитетов, клише: трава-мурава, мать-сыра земля. Туман, тучи, метель символизируют несчастье.

     Пейзаж приобретает важную роль у символистов, изображавших человека на лоне природы, которая пробуждала в нем возвышенные чувства. В реалистическом произведении сам пейзаж и его функции более разнообразны. Здесь пейзаж часть реальной обстановки, с его помощью подчеркивается душевное состояние персонажа. Таким образом, пейзаж в литературном произведении несет несколько основных функций в раскрытии фабулы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление авторской программы "Поэтика. Теория и практика анализа художественного текста"

Авторская радикальная программа по обучению основа анализа текста, создана для гуманитарной профильной группы. Возможна адаптация в рамках элективного курса....

теория и практика анализа художественного текста

Метадическая разработка к урокам литературы с приложениями по темам...

Рабочая программа элективного курса "Основы поэтики. Теория и практика анализа художественного текста"

Рабочая программакурса "Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста" для 10 и 11 классов Разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного ста...

Рабочая программа элективного курса "Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста"

Рабочая программа составлена на основе программы Е.А.Зининой "Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста"...

Основы поэтики:теория и практика анализа художественного текста. Экзаменационный материал. 10 класс

Экзаменационный материал для итоговой аттестации по курсу "Основы поэтики" в 10 классе...

Основы поэтики:теория и практика анализа художественного текста. Экзаменационный материал. 10 класс

Матери предназначен для итогового экзамена по курсу в 10 классе. Включает в себя тексты для анализа и экзаменационные вопросы....

Рабочая программа предпрофильного курса "Основы поэтики. Теория и практика анализа художественного текста", 9 класс

Рабочая программа предпрофильного курса "Основы поэтики. Теория и практика анализа художественного текста", 9 класс...