Литературная гостиная "Поэзия - великий дар"
план-конспект занятия по литературе (5 класс) на тему

Егорова Светлана Николаевна

Внеклассное мероприятие по литературе в 5 классе

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литературная гостиная «Поэзия – великий дар»

Слайд 2

21 марта – День Поэзии 3 марта – День Писателя

Слайд 3

Поэзия словесное художественное творчество. (С.И.Ожегов) это чувственный язык, на котором пишут и говорят в специальной форме.

Слайд 4

Поэзия Девней Греции

Слайд 6

Анна Ахматова Александ Блок Борис Пастернак Владимир Маяковский Марина Цветаева

Слайд 7

Ника Турбина

Слайд 8

Правила чтения наизусть Выделяйте слова, на которые падает логическое ударение Читайте стоя, опустив руки вниз; не жестикулируйте Дождитесь тишины (не читайте в шумном классе) Произнесите имя автора и название стихотворения Голос направляйте чуть выше голов слушателей Не проглатывайте последних слов



Предварительный просмотр:

Литературная гостиная «Поэзия – великий дар»

5 класс

Цель: сформировать представление о поэзии  на примере творчества юных поэтов

Задачи:

  • развитие у учащихся мотивации к чтению поэзии на основе непосредственного восприятия художественного текста в исполнении сверстников
  • показать, что уже в детстве у ребенка формируется удивительный мир творчества, интерес к необычному, свое восприятие окружающей действительности.
  • вызвать потребность развивать собственные творческие способности

Оборудование: мультимедийный проектор, волшебный ящик с атрибутами поэзии.

Оформление литературной гостиной:

Парты  составлены в три стола, покрытые скатертями. За столами сидят участники литературной гостиной.

Для зрителей и гостей расставляются стулья в несколько рядов в противоположной части класса.

На стенах – портреты поэтов.

На столах по углам класса – выставка поэтических сборников.

Сценарий урока

Вступительное слово учителя:   

- Здравствуйте, ребята и уважаемые гости!

У нас сегодня необычное занятие - литературная гостиная. Вы, наверное, уже обратили внимание на особое оформление нашего класса, ну и, конечно, на то, как мы с  вами выглядим – по-праздничному. Дело в том, что предмет разговора у нас сегодня будет совершенно особый, и для него необходима соответствующая обстановка.

Чтобы выяснить тему сегодняшнего занятия мы проведем небольшую разминку. Я приготовила для вас сюрпризы, которые находятся в «волшебном» ящике. Сейчас от каждого стола ко мне подойдет один человек и достанет какой-нибудь предмет, вернется за стол, а вы все вместе поразмышляете, какие ассоциации у вас вызывает этот предмет.

- Как вы думаете, что связывает все эти вещи? (тема поэзии). (Слайд1)

Верно. Мы сегодня с вами поговорим о поэзии. Тема выбрана неслучайно. Дело в том, что 3 марта во всем мире отмечался день писателя, а 21 марта отмечается еще один праздник на мировом уровне – день поэзии. (Слайд2.)

- Что же такое поэзия? (Слайд3)

Вот как дает определение этому слову С.И.Ожегов: «Поэзия – словесное художественное творчество».

А если сказать по-другому: поэзия – это чувственный язык, на котором пишут и говорят в специальной форме.

Все ли вам понятно из этих определений?

- Что же это за форма, что отличает поэзию от прозы?

Мы с вами можем предположить, как начиналась поэзия. Конечно, мы никогда не узнаем, кто первым и когда создал стихотворение. На протяжении тысяч лет на человека оказывали влияние ритмы, которые он слышал вокруг себя – в звуке воды, ветра, в полете птиц, в ритмическом движении животных. Стараясь воспроизвести некоторые из этих ритмов, человек обращался к поэтическому воображению.

Самые древние стихотворные произведения, дошедшие до нас, были созданы в Древней Греции в Vв. до н.э. и исполнялись в сопровождении музыки и танцев. (Слайд4).

А кто из вас любит стихи?

Сейчас на экране появится портреты известных вам поэтов, о творчестве которых мы говорили в 5 классе, а вы мне назовете их имена. (Слайд 5  )

Эти поэты вам уже известны, а с творчеством следующих поэтов мы познакомимся в старших классах. Возможно кто-то и сейчас сможет их назвать …..(Слайд6)

Но, сегодня мы поговорим не о поэзии из учебников литературы, а о более близкой нам и вам 5-классникам поэзии.

Начну наш разговор я. И расскажу вам свою собственную истории.  В далеком 1997 году, когда мне было 11 лет, как и  большинству из вас, на полке с книгами своего старшего брата я натолкнулась на подшивку литературного журнала для подростов «Мы» за 1990 год. И в одном из журналов мне  встретились интересные, ни на что не похожие стихи. Каково же было мое изумление, когда во вступительной статье к стихотворениям я прочла, что написала их восьмилетняя девочка. Стихи эти оставили  неизгладимое впечатление, и именно после этого события я увлеклась поэзией, которая стала моей самой большой любовью на всю жизнь. А тот самый журнал всегда со мной. Можно даже сказать, что он стал моим талисманом. И профессия моя, наверное, тоже не случайна.

Имя этой девочки – Ника Турбина. (Слайд 7)

Когда этой девочке было всего 12 лет, её знал весь Советский Союз: первая книга поэзии Ники Турбиной вышла во всем мире 30-тысячным тиражом. Именно из-за этой девочки в середине 80-х заговорили о феномене вундеркинда.

Ника была уникальным ребенком, ее творчество изучали многие, но никто так и не смог объяснить, каким образом в столь юном возрасте девочке удавалось создавать настолько «взрослые» стихи, что были исполнены печалью и трагизмом. Ведь по глубине, яркости её поэзия не уступает поэзии признанных поэтов, которые были гораздо старше Ники.

Давайте посмотрим с вами небольшой фрагмент фильма о Нике, в котором она читает свое стихотворение. (Видеофаил).

Ребята, а вы заметили, чем эта девочка особенна?

Не будем забывать, что и в нашем лицее немало талантливых детей, и я хочу познакомить вас с одной из них.

Это Лера Сошникова из 11б класса.

Рассказ ученицы о себе. Чтение стихов.

Вы услышали стихотворения в исполнении их авторов. Обратите внимание, как по-разному они звучали в исполнении Леры и Ники.

Важно еще, ребята, помнить о том, что каждое стихотворение надо правильно читать. Не у всех есть этот особый дар – заставить слова звучать по-иному, по-новому, от чего у других людей захватывает дыхание и сильнее бьется сердце

Что же нужно для того, чтобы правильно прочесть стихотворение?

Давайте вспомним с вами правила чтения стихотворения. Памятки с «Советами читающему стихотворение» есть у вас на столах. Попробуйте своими словами сформулировать самое главное. (Слайд 8)

А сейчас, ребята, в подтверждение своих слов, я предлагаю вам посмотреть и послушать выступлении одной девочки (возможно, вы его уже видели). Она живет в Украине. Стихов она сама не пишет, но обладает этим волшебным даром – передавать поэтическую речь слушателям. Зовут ее Диана, ей 6 лет. Итак, смотрим…

Какие чувства у вас вызвало стихотворение?

Как вы считаете, каким образом ей удалось передать эмоции?

Талантливые дети есть не только на телевидении, но и в нашем классе таких талантов немало. Кто-то пишет стихи, а у кого-то получается очень красиво их читать.

Андрей Евлентьев прочтет нам стихотворение, посвященное папе.

Автор стихотворения  Баринов Михаил, ученик 7 класса.

Шли мы с папою вдвоём.
Каждый думал о своём
Думал папа, что когда бы
Стал он маленьким опять,
Он тогда один без мамы
Уходил бы погулять.
И рогаткой очень нужной,
Хулиганам бы грозил

Смело б топал он по лужам,
В магазины не ходил,
Не носил бы душный галстук,
Всё что хочешь, рисовал,
Если б вдруг пришёл он грязный,
То никто бы не ругал.
Ел мороженого много,
Беззаботно напевал,
Не дружил с девчонкой строгой,
А с весёлою играл.
Никогда бы не женился,
Что-то я заговорился.
Если б папа не женился,
То и я бы не родился.
И кому б читал он книжки?
И учил себя вести?
Всё же очень нам, мальчишкам,
Хорошо вдвоём идти.

Снежана Пасечная читает стихотворение Вики Ивченко «После всего будет зима..»

После всего будет зима…


Непоправимая печаль
в листве опавшей.
Стареет в мире всё, как жаль!
Я стала старше.

А осень с радужным хвостом
взлетит Жар-птицей.
И что-то важное потом
не повторится.

Забот безжалостная плеть
стегает будни.
Я вовсе не хочу взрослеть!
Быть взрослой - трудно...

Декабрь раскроет мой секрет,
шепнув на ухо:
"Тебе ведь скоро девять лет!"
Почти старуха.

Давайте вернемся к теме сегодняшней встречи. Поэзия – великий дар. Согласны ли вы с этим высказыванием? Действительно ли поэтический дар – это нечто великое, божественное?

Поэзия - это язык души. А поэт - это тот, кто умеет выразить словами то, что словами не выражается. Каждое стихотворение - это какое-нибудь открытие и требует огромных усилий. Ведь надо не только написать, но и быть понятым.

Наверное, и сегодня поэзия является верным спутником по всей жизни человека. Весна и осень, закаты и рассветы, романтика и любовь, трели птиц и шум морского прибоя - все это поэзия, которую мы часто не замечаем в таких простых и привычных нам вещах.

Поэзия – огромный дар, великий труд, но все же она, в первую очередь, огромная загадка. И я хотела бы вам прочесть стихотворение Николая Ушакова об этом свойстве поэзии.

Дана загадка на века -
гармонии необычайной, -
поэзия живёт, пока
её возникновенье - тайна.
Поёт народная душа,
высокой точностью томима.
Загадка - тем и хороша,
что
       может быть
                   неразрешима
.

Кто-то из вас наделен поэтическим даром, кто-то другим, но совершенно особым. Мне хотелось бы вам пожелать никогда не стесняться своих способностей и всеми силами стараться их развивать.  А на память о нашей встрече я хотела бы подарить каждому из вас маленькие книжечки со стихами известных поэтов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Литературное наследие Великой Отечественной войны"

Диапазон лирики военных лет был широк. В разработке можно узнать об истории создания литературных произведений о войне....

Сценарий литературного вечера "Великому земляку посвящается..."

Мероприятие в рамках реализации программы внеурочной деятельности по литературе "Литературное общество "Чайка" Посвящено 152-летнему юбилею со дня рождения А.П.Чехова....

Литературный вечер «Великий сын России» ( посвящён памяти А. И. Солженицына )

- Познакомить учащихся с жизнью, деятельностью и произведениями А. И. Солженицына,  способствовать развитию у учащихся интереса к  его творчеству, раскрыть новые грани личности писател...

Литературная викторина "Великая Отечественная война в литературе"

Литературная викторина "Великая Отечественная война в литературе"...

Внеклассное мероприятие по английскому языку (литературная гостиная) "Великий Уильям"

Внеклассное мероприятие по английскому языку (литературная гостиная) "Великий Уильям"...

Историко-литературная композиция "ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА ВЕЛИКОГО НАРОДА"

Историко-литературная  композиция«Великая Победа Великого Народа» Подготовила преподаватель истории I категории          Ермакова Лариса МихайловнаЦель: во...