к уроку по трилогии Л.Толстого "Детство.Отрочество.Юность"
презентация к уроку по литературе (9 класс) на тему

9 класс, литература

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9kl_l.n.tolstoy_-yunost.pptx583.92 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Юность» Л.Н.Толстой

Слайд 2

Лев Николаевич Толстой Родился 28 августа 1828 года в родовом имении Ясная Поляна под Тулой. (7) 20 ноября 1910 года великий писатель Лев Николаевич Толстой умер на маленькой станции Астапово (ныне Лев Толстой, Липецкая область ). Был похоронен в Ясной Поляне.

Слайд 3

О трилогии Появление в 1852 г. на стра­ницах журнала «Современник» по­вестей Л. Толстого «Детство», а затем «Отрочество» (1854) и «Юность» (1857) стало знаменательным событием в русской литературной жизни . Автобиографическая трилогия Толстого не была предназначена для детского чтения. Скорее, это книга о ребенке для взрослых . Уже в автобиографической трилогии отчетливо виден напряженный интерес Толстого не к внешним событиям, а к подробностям внутреннего мира, внут­реннего развития героя, его «диалектики души ». Первые повести Толстого обратили на себя внимание Герцена: по его инициативе «Детство» и «Отрочество» были переведены в 1862 году в Лондоне. Это была первая публикация Толс­того за рубежом.

Слайд 4

« Детство », по замыслу автора, должно было показать «теплоту и верность чувства »; « Отрочество » - скептицизм, неопытность и гордость; « Юность » - тщеславие и неуверенность в самом себе, лишь позже человек узнает себе цену.

Слайд 5

«Жизнь Л. Н. Толстого –это целая эпоха, почти весь Х I Х век, вместившийся в его жизнь, и в его произведения». Г и де М опассан Главный герой трилогии – Николенька Иртеньев Главный вопрос повести - каким надо быть? К чему стремиться ? Процесс умственного и нравственного развития человека.

Слайд 6

Детство В детстве, избавляясь от пелены, закрывавшей его глаза, приобретая способность анализировать и рассуждать, Николенька видит неблагополучие в семейных отношениях родителей, развенчивает образ отца, холодного игрока, проматывающего наследство детей, рано узнает правду о материальном положении семьи. Теряет мать. Осознает , что не все люди равны.

Слайд 7

Из отзывов «Ты уже из 2-го моего письма можешь видеть, какое впечатление произвело на меня «Детство». Ты прав — это талант надежный. В одном упоминании женщины под названием Ратаноте , которая появляется в конце повести,— целая драма. Пиши к нему — и поощряй его писать. Скажи ему, если это может его интересовать,— что я его приветствую, кланяюсь и рукоплещу ему». Из письма Тургенева к Некрасову 28 октября 1852 г

Слайд 8

Отрочество В «Отрочестве» герой выходит из семейного мира в мир людей, которым он безразличен. Для Николеньки это самый тяжелый период его жизни. Он чувствует разобщенность людей, горько воспринимает жестокость и несправедливость. Умирает его бабушка. Потрясением для него становится опять же обнаружение этих качеств в его родных.

Слайд 9

Юность «Юность» предстает как обновление и более зрелое возвращение к детству, через понимание драматизма жизни. В этой повести тема семьи, дома звучит во много раз приглушеннее , уступая место теме взаимоотношений Николеньки с внешним миром. Он ищет в жизни свое место: «Надо скорей, скорей, сию же минуту сделаться другим человеком и начать жить иначе». Опять Николенька сталкивается с противоречием между мечтой и действительностью. Он мечтает о том, как станет лучшим студентом, а потом - великим ученым, но внезапно для себя осознает, что им движет тщеславие, и стыдится этого.

Слайд 10

Юность Николенька сам невольно разоблачает идеал комильфо. Отличный французский язык, длинные ногти, умение кланяться, танцевать и разговаривать, равнодушие ко всему, презрительная скука и манера одеваться - это не назначение человека. Он находит в себе такой недостаток, как самолюбование, а слишком рациональная программа приводит героя к раздвоению: он тянется к светским развлечениям и не в силах соблюдать жесткие требования программы. Николенька-первокурсник проваливается на экзамене по математике. После он решает, что с праздным времяпровождением покончит. Он осознал противоречия, которые мешают его духовному росту . Однажды поздно вечером Николай достаёт тетрадь, на которой написано: «Правила жизни». От нахлынувших чувств, связанных с юношескими мечтаниями, он плачет, но уже слезами не отчаяния, а раскаяния и морального порыва. Он решается вновь писать правила жизни и никогда уже не изменять им. Первая половина юности заканчивается в ожидании следующей, более счастливой.

Слайд 11

Из отзывов «Задача Ваша ужасна, и Вы её выполнили очень хорошо. Ни один из теперешних писателей не мог бы так схватить и очертать волнующий и бестолковый период юности. Для людей развитых Ваша „Юность“ доставит великое наслаждение, и если кто Вам скажет, что эта вещь хуже „Детства“ и „Отрочества“, тому Вы можете плюнуть в физиономию. Некоторые главы сухи и длинны, например, все разговоры с Дмитрием Нехлюдовым… …избегайте длинных периодов. Дробите их на два и на три, не жалейте точек. С частицами речи поступайте без церемонии, слова что, который и это марайте десятками. Иногда Вы готовы сказать: „У такого-то ляжки показывали, что он желает путешествовать по Индии“. Обуздать эту наклонность Вы должны, но гасить её не надо ни за что в свете » А.В. Дружинин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока внеклассного чтения Н.Н.Носов "Трилогия о Незнайке" 45 лет

Тема урока: Н.Н. Носов «Трилогии о Незнайке 45 лет»Цель урока: Создать условия для знакомства детей с творчеством Н.Н. Носова, в частности его рассказов о «Незнайке». Учить, вслушиваясь  в произв...

Презентация к уроку литературы в 8 классе. А.П.Чехов Маленькая трилогия

Презентация подготовлена к уроку литературы А.П.Чехов "Маленькая трилогия"  В трилогию вошли рассказы: "Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви"...

Проспект урока литературы Своеобразие «футлярной трилогии» А.П.Чехова

Тема урока: Своеобразие «футлярной трилогии» А.П.Чехова Урок-мастерскаяЦели занятия:Образовательная:·         понять идейную направленность произведений.·...

Урок по теме "Организация сложного синтаксического целого в трилогии Толстого Л.Н.«Детство», «Отрочество», «Юность»

Данный урок направлен на изучение различных аспектов языковой организации творческого наследия Л.Н. Толстого, на рассмотрение некоторых типичных (для трилогии Л.Н. Толстого) видов ССЦ, на раскрытие ос...

Конспект урока на тему: «Нет, больше жить так невозможно!» («Маленькая трилогия» А.П. Чехова как обличение «футлярной» жизни человека).

На примере чеховских рассказов учащиеся раскрывают  сложность человеческих отношений, анализируют  произведения....

Урок литературы "Футлярная трилогия Чехова" +презентация

laquo;Берегите в себе человека!» Этот призыв – тема сегодняшнего урока. Рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» повествуют о «ф...

Урок литературы в 8 классе «Добро и зло в трилогии Джона Р.Р. Толкина «Властелин Колец»

Урок по роману Толкина в виде защиты творческих проектов. Творческие задания (исследования, проекты) выбраны не случайно. В своём произведении Толкин говорит о влиянии обычного человека на ход истории...