доклад : «Личностное восприятие учащимися художественных произведений разных жанров».
статья по литературе (5 класс) на тему

Дьяченко Наталья Юрьевна

материал для подготовки к урокам литературы в 5- 11 классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx24.12 КБ

Предварительный просмотр:

Дьяченко Наталья Юрьевна

 Тема:  «Личностное восприятие учащимися художественных произведений разных жанров».

                          «Книга дает возможность человеку подняться над самим собой»

                                                                                                                               А.Моруа.                   «Понимание речи заключается в цепи ассоциаций», - писал Л.Выготский

«Наша задача – помочь детям увидеть и «расшифровать» изобразительно  -  выразительные средства языка, и путь к этому  - двойное – аналитическое и синтетическое – прочтение художественного текста», -писал  Н.М.Шанский.

Главная цель школьного обучения - формирование личности ученика. Литература как учебный предмет имеет в своем распоряжении такое сильное средство воздействия на личность, как художественная литература. Художественная литература несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства. Чем глубже и полнее воспринято читателем то или иное произведение, тем больше воздействие на личность оно оказывает. В качестве одной из ведущих задач обучения школьная программа выдвигает задачу обучения восприятию художественного произведения, следовательно учителю необходимо знать особенности восприятия литературно-художественного произведения школьниками.

Возрастная динамика понимания художественного произведения может быть представлена как некий путь от сопереживания конкретному герою, сочувствия ему к пониманию авторской позиции и далее к обобщенному восприятию художественного мира и осознанию своего к нему отношения, к осмыслению влияния произведения на свои личностные установки.

Поскольку художественный текст допускает возможность различных трактовок, в методике принято говорить не о правильном, а о полноценном восприятии.

М.П. Воюшина под полноценным восприятием понимает способность читателя сопереживать героям м автору произведения,  видеть динамику эмоций, воспроизводить в воображении картины жизни, созданные писателем, размышлять над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, оценивать героев произведения, определять авторскую позицию, осваивать идею произведения, то есть находить в своей душе отклик на поставленные автором проблемы. Полноценное восприятие произведения свидетельствует о высоком уровне литературного развития.

Работа с текстом на уроках русского языка и литературы – одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи, эта работа включает в себя, прежде всего, смысловое чтение.
К организации работы с текстом  выдвигаются особые требования:  

  • восприятие текста (на слух или зрительно при особом настрое, который помог бы ввести ребенка в систему художественных образов анализируемого текста);
  • его лингвистический анализ (осознание учащимися изобразительно выразительных возможностей тех языковых явлений, которые изучаются в школе);  
  • выразительное чтение (знакомство с основными элементами интонации: логическое ударение, пауза, темп чтения, тембр голоса, тон, понижение/повышение голоса).  
  • заучивание наизусть (тренируется память, обогащается словарный запас не отдельными словами, а словосочетаниями, фразами, крылатыми выражениями и т.п., которые позже активно используются в речи учащихся);  
  • 5) проведение творческой работы на основе проанализированного текста.  

Обучение учащихся грамотному, зрелому чтению – это процесс восприятия и активной переработки информации:
В ходе
смыслового чтения развивается умение членить текст на смысловые куски и определяется связь между ними, находить опорные слова, предложения, группировать излагаемые факты, ориентироваться в тексте.

Приблизиться, прикоснуться к «словесной ткани» художественного произведения — значит найти путь к постижению его содержания, авторского замысла, значит попытаться разгадать загадку, тайну, которая заключена в каждом истинном создании мастеров искусства слова. Вспомним слова замечательного филолога А. А. Потебни: «Понимание есть повторение процесса творчества в измененном порядке». Поэтому при выполнении заданий в классе надо опираться не только на знания, но и на чувство языка, которое развивается, совершенствуется в процессе творческой работы с текстом. Без развитого чувства языка не может быть языковой личности.

Воспринимая произведение, читатель «впитывает» и его художественную форму, и развернутость художественных образов, и многое другое, что в совокупности составляет художественный текст. Вместе с тем восприятие и понимание текста органически сочетаются с его семантической компрессией и выделением смысловых опорных пунктов. При этом, поскольку выделяемые смысловые «вехи» художественного текста являются отмеченными, они получают определенную оценку со стороны читателя. Даже если такая оценка и не осознается читателем, процесс чтения художественного текста все равно представляет собой процесс пересечения смысловых полей текста и смысловых полей (прежде всего эмоциональных) читателя.

Многие исследователи полагают, что при обращении к художественной литературе читатель выступает не только как носитель знания, но и как личность со своей структурой ценностей и динамических смысловых систем 

Достаточно часто речь идет не о понимании текста, а именно о впечатлении от текста. Сам текст несет в себе определенную оценку действительности. Читатель же оценивает и описанный в тексте фрагмент действительности, и оценку, которую дает ей автор.  Нередко читатель не соглашается с предлагаемой ему интерпретацией действительности и относится иначе не только к изображаемому,  но и к оценке автора. Результат восприятия текста читателями оказывается не таким, как его планировал автор.

 Понимание текста представляет собой «усвоение не только поверхностных значений, которые непосредственно следуют из содержащихся в тексте слов и грамматически оформленных словосочетаний, но и усвоения внутренней, глубокой системы подтекстов и смыслов.Поскольку замысел текста носит внетекстовый характер, понимание замысла может быть одновременно и пониманием того, что в тексте непосредственно не дано.

Обобщающими заданиями  на  основе  личностного  восприятия художественного произведения могут быть письменные творческие работы.

Существует более сорока видов письменных работ, среди них : реферат, изложение, анализ поэтических текстов, эпизода, другие жанры сочинений, рецензии, эссе. Ученик сможет проявить свою личность, индивидуальность, если не будет стеснен в содержании, выборе жанра изложения, характера языка, лексике своей работы. Да и процесс развития письменной речи учащегося в этом случае станет более эффективным.

Сочинение-рассуждение ученицы 7-а класса Джинчарадзе Маргариты по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

Тема: «Какие преобладающие черты характера подтолкнули Андрия к предательству?»

Недавно на уроках литературы мы прочитали одно из лучших произведений о запорожском казачестве - повесть Н.В. Гоголя “Тарас Бульба”, над которой писатель работал почти десять лет. Он изобразил  героическую борьбу украинцев за свое национальное освобождение. Автор показывает судьбы героев в единстве с народным движением. Трагична судьба Андрия, младшего сына Тараса Бульбы.

Впервые мы встречаемся с Андрием на родном родительском дворе. Сначала нас может привлекать образ Андрея, так как по сравнению с суровым Остапом он более чувствительный, нежный, спокойный. Даже мать сильнее жалеет и любит именно его. И вот постепенно перед нами проходит история жизни каждого из сыновей Тараса Бульбы, и наше отношение постепенно изменяется. Мы понимаем, что общие черты в братьях лишь молодость, их “свежесть, рослость, могущественная телесная красота».

 Андрий  отличался в бурсе смелостью, но она всегда приводила к бедствию. В нем соединились упорство и притворное мужество: он умел выворачиваться, хитрить, даже умолять пощады.  Эти качества вызывают недоумение: неужели он на самом деле трус и боится отвечать за свои поступки? Как только юноши попадают в Запорожскую Сечь, сразу же приобретают добрую репутацию у казаков: оба ловкие, оба смелые воины. Но храбрость Андрия оказывается безрассудной и бесцельной; он мало задумывается над тем, за что воюет. 

Душе Андрия доступно чужое: красота чужой религии, печаль и страдание жителей вражеского города. Ему ведом не один, не единственный «пир души». Нега и упоение для Андрия—как в битве, так и в любви. Они  позволяют ему проявить себя, в равной мере влекут. Андрий испытывает «какое-то сладостное чувство, вызванное азартом схватки». Панночке он скажет: «Погублю, погублю! и погубить себя для тебя, клянусь святым крестом, мне так сладко». Андрий горячо любит прекрасную полячку. Но нет в этой любви истинной поэзии. Искренняя, глубокая страсть, вспыхнувшая в душе Андрия, вступила в трагическое противоречие с чувством долга перед своими товарищами и своей родиной. Любовь утрачивает здесь светлые, благородные черты, она перестает быть источником радости. Любовь не принесла Андрию счастья, она отгородила его от товарищей, от отца. Он забывает святые чувства верности отчизне и обществу: “А что мне отец, товарищи, отчизна! … нет у меня никого!”

Такое не простится даже самому храброму воину, и печать проклятья легла на предателя. «Пропал, пропал бесславно, как подлая собака…»

Измену родине ничто не может ни искупить, ни оправдать. «Против своих он «понесся, как молодой борзой пес, красивейший, быстрейший …в стае».                    Меня поразило то, что Тарас Бульба сам убивает Андрия, сам объявляет ему суровый приговор, потому что обычно родители до последнего защищают и оправдывают своих детей. Андрию нет оправдания, как нет оправдания любому предательству, но все-таки мне его жаль.

Литература

Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах. - М.: Педагогика, 1977.

Воюшина. М.П. Методические основы литературного развития младших школьников // Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников: Пособие для студентов факультетов начального обучения и учителей начальных классов / Под ред. Т.Г.Рамзаевой. - СПб.: Специальная Литература, 1998.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический образ очерк. - 2-е изд. - М., 1967.

Граблина Н.В. ЛЕКЦИЯ № 1

Кудина Г.Н., Новлянская З.Н., Мелик-Пашаев А.А. Как развивать художественное восприятие у школьников. - М.: Просвещение, 1988.

Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы активизации восприятия школьником художественного произведения.

Кризис детского чтения, о котором так много говорят в последнее время, состоит не в том, что дети перестали читать, а в том, что у них не развит или утрачен интерес к этой сфере занятий. Книгой пользу...

Подготовка учащихся к восприятию и анализу художественного произведения

Подготовка учащихся к восприятию и анализу художественного произведения (из опыта работы)...

Методика работы с произведениями разных жанров

При работе над произведением следует выполнять следующие методические требования....

Консультация к уроку литературы в 6 классе общеобразовательной организации по теме «Семантический объем лексемы «береза» в литературных произведениях разных жанров» (Ганчев Г.И., Ганчева Н.В., Ганчев С.Г.)

Номинируемый репрезентант знакомит педагогов общеобразовательных  организаций с уроком литературы в 6 классе по теме «Семантический объем лексемы «береза» в литературных произве...

Консультация к уроку литературы в 6 классе общеобразовательной организации по теме «Семантический объем лексемы «береза» в литературных произведениях разных жанров» (Ганчев Г.И., Ганчева Н.В., Ганчев С.Г.)

Номинируемый репрезентант знакомит педагогов общеобразовательных  организаций с уроком литературы в 6 классе по теме «Семантический объем лексемы «береза» в литературных произве...