Филологический анализ текста
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Мурзакова Екатерина Владимировна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_1.docx33.24 КБ

Предварительный просмотр:

МОКУ СОШ с. Рятамак МР Ермекеевский район РБ

Открытый урок на тему:

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА

 (М.И. Цветаева «Вчера еще в глаза глядел...»)

Выполнила: Мурзакова Е.В.

ОБРАЗЕЦ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА (М.И. Цветаева «Вчера еще в глаза глядел...»)

  1. Вступительное слово

Марина Цветаева начала писать рано, с шести лет. В сутолоке и разноголосице литературных течений десятых годов XX века поэтесса осталась наследницей русской поэтической традиции. Волею судьбы в мае 1922 года Марина Цветаева с дочерью уезжает за границу. Прага... Берлин... Париж... Началась эмигрантская одиссея, затянувшаяся на семнадцать лет. Нищета. Унижение. Одиночество. У Марины Цветаевой одно оружие - стихи. Она привыкла уходить в стихи от повседневности, «от политики». Мир сам врывался в ее стихи, а гибкий ум и дар прозрения рождали эти стихи. В 1939 году она вернулась на Родину, а в 1941 году Марины Цветаевой не стало.

Творческое наследие Марины Цветаевой объемно и разносторонне, сотни стихов, семнадцать поэм, восемь драм, критика, переводы, дневники...

Гудят моей высокой тяги

Лирические провода...

- писала она пророчески. И чем дальше, тем больше осознаем мы действительную высоту этой крылатой души, тем прочнее овладевают нашими сердцами озорные и грустные, удалые и вольные, как неуемная русская душа, цветаевские строки.

  1.  Прочитайте стихотворение, пользуясь лексическим комментарием:

Вчера еще в глаза глядел,

А нынче - все косится в сторону!

 Вчера еще до птиц сидел, -

Все жаворонки нынче - вороны!

Я глупая, а ты умен,

Живой, а я остолбенелая.

О, вопль женщин всех времен.

«Мой милый, что тебе я сделала?!»

И слезы ей - вода, и кровь -

Вода, - в крови, в слезах умылася!

Не мать, а мачеха - Любовь:

Не ждите ни суда, ни милости.

Увозят милых корабли,

Уводит их дорога белая...

И стон стоит вдоль всей земли:

«Мой милый, что тебе я сделала?»

Вчера еще - в ногах лежал!

Равнял с Китайскою державою!

Враз обе рученьки разжал, -

Жизнь выпала - копейкой ржавою!

Детоубийцей на суду

Стою - немилая, несмелая.

Я и в аду тебе скажу:

«Мой милый, что тебе я сделала?»

Спрошу я стул, спрошу кровать:

«За что, за что терплю и бедствую?»

«Отцеловал - колесовать;

Другую целовать», - ответствуют,

Жить приучил в самом огне,

Сам бросил - в степь заледенелую!

Вот что ты, милый, сделал мне!

Мой милый, что тебе я сделала?

Все ведаю - не прекословь!

Вновь зрячая - уж не любовница!

Где отступается любовь,

Там подступает Смерть-садовница.

Само - что дерево трясти! –

В срок яблоко спадает спелое...

За все, за все меня прости,

 Мой милый, что тебе я сделала.

                                                           14 июня 1920 г

  1. Лексический комментарий

сидеть до птиц - сидеть до раннего утра

остолбенеть (-ая) - потерять способность двигаться от душевного потрясения

вопль - громкий и протяжный крик, плач

милость - доброе, человеколюбивое отношение

милый - дорогой, любимый

стон - протяжный звук, издаваемый от сильной боли, страдания

Китайская держава - древняя сильная, крепкая, нерушимая держава

враз - (прост.) сразу

бедствовать - страдать, быть несчастным

 колесовать - (старин.) казнить на особом вращающемся колесе; казнить, придавая муки

ведать - (устар.) знать

прекословить - (устар.) возражать, перечить

зрячий - (устар.) обладающий зрением

жизнь выпала - копейкой ржавою - жизнь стала бессмысленной, ненужной

Тема стихотворения - любовь и разлука. В связи с этим выделяется ключевая строка: «Мой милый, что тебе я сделала?!» Тематическое поле составляет следующая лексика: любовь, милых, вопль, стон, жизнь выпала, терплю, бедствую, отцеловал, бросил, Смерть-садовница, немилая, в ногах лежал и др.. Тематическое поле можно представить следующим образом: ключевая строка –

МОЙ МИЛЫЙ, ЧТО ТЕБЕ Я СДЕЛАЛА?!
Тема: любовь        разлука

вчера        нынче

глядел        косятся

жаворонки        вороны

мать        мачеха

любовь        вопль, стон

огонь        степь заледенелая

отступается любовь           подступает Смерть-

садовница

                                                        глупая

                                                   остолбенелая,

                                                    увозят, уводит

                                                        немилая, не смелая

                                                      терплю и бедствую

                                                             отцеловал,

                                                          бросил

                                                            прости

Слова в тематическом поле связаны между собою парадигматическими отношениями, характерными для лексико-семантических групп: любовь и разлука:

- отношениями антонимии: вчера - нынче

в глаза глядел - косится в сторону (контекст, ант.)

глупая - умен

живой - остолбенелая

отступается - подступает

мать - мачеха (контекст.)

2) отношениями синонимии: вопль, стон

терпеть - бедствовать

немилая,  несмелая (контекст.)

Отношения антонимии создают контраст между тем, что было «вчера» и что есть «нынче» Отношения синонимии также направлены на усиление, выражения душевного состояния лирической героини.

  1. Анализ стихотворения.

ЛЕКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

В стихотворении наблюдается использование лексики разностилевой, отличающейся и по эмоционально-экспрессивной окраске.

Это лексика разговорная: до птиц сидел, в ногах лежал, рученьки, копейкой ржавою, трясти, косится и др.; книжная - детоубийца, бедствую, ответствуют, ведаю, зрячая, колесовать и др.. Соответственно лексика разговорная по эмоциональной окраске сниженная, а книжная - высокая.

Сочетание разностилевой лексики в тексте позволяет более точно передать состояние лирической героини, переживания в прошлом и настоящем, причем лексика с разговорной окраской преобладает в ситуации одиночества героини, ее оценки прошлого с позиции настоящего; лексика книжная - в ситуации «одна перед многими»:

Детоубийцей на суду

Стою немилая, нсмелая.

Я и в аду тебе скажу.

«Мой милый, что тебе я сделала?»

«Отцеловал — колесовать:

Другую целовать» -- ответствуют

Или в ситуации с любимым:

«Все ведаю - не прекословь!

Вновь зрячая - уж не любовница!

Большое значение в тексте имеют слова и выражения, по своей семантике выражающие душевное состояние героини, например: глупая, остолбенелая, немилая, несмелая, терплю, бедствую - здесь выражено переживание, потрясение; - смену состояния: зрячая, прости. Слово «прости» несет большую смысловую нагрузку: оно объединяет противоположности тематического поля любовь и разлуку-с одной стороны и прошлое и настоящее - с другой. Оно передает одиночество героини, мужество, ее стойкость, терпение и в какой-то степени «смирение» с «разлукой» через мучительные переживания. Вся эта лексика отражает внутреннее состояние, страдания, боль, крик души лирической героини.

«ЧУЖОЕ СЛОВО»

На уровне использования в стихотворении разностилевой лексики решается проблема «чужого слова». Разговорная, сниженная лексика связана с народно-поэтической русской традицией, с фольклорными жанрами: до птиц сидел, косится, в ногах лежал, враз, рученьки, копейка ржавая, - которые используются в бытовой ситуации в русских народных песнях, в пословицах и т. д.. Книжная, высокая лексика - знак высокого осмысления любви, романтической любви. Для лирической героини это любовь навсегда, романтическая, высокая; для «любимого» она на «сегодня», «нынче», временная, - отсюда и соответствующая лексика. Кроме того, в стихотворение включена речь одушевленных предметов, которые являются свидетелями мучительных переживаний героини - стула и кровати:

Спрошу я стул, спрошу кровать:

«За что, за что терплю и бедствую?»

«Отцеловал - колесовать:

Другую целовать», - ответствуют.

Речь этих предметов противоречит «надежде» поддержки героини. Она усиливает ее переживания, а в этих предметах героиня не находит утешения.

МЕТРО-РИТМИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

Стихотворение написано четырехстопным ямбом - символом русской поэтической культуры XIX века. Отсюда певучесть, гармоничность текста. Стихотворение состоит из десяти строф, соединяющихся ключевой фразой: «Мой милый, что тебе я сделала?!» Структура и ритм напоминают ритм народной песни, плача, что также позволяет передать страдания героини. Таким образом, ритмический и смысловой аспекты стихотворения служат одной цели - передать душевные муки героини.

ФОНЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

В стихотворении наблюдается звукопись: скопление звуков р, ж (аллитерация) передает нарастание тревоги:

 Вчера еще - в ногах лежал!

 Равнял с Китайскою державою!

 Враз обе рученьки разжал-

 Жизнь выпала — копейкой ржавою!

ОБРАЗНЫЕ СРЕДСТВА ТЕКСТА

Образность стихотворения создается как с помощью лексики со значением состояния, так и специальными образными средствами: тропами и фигурами. Например, тропы:

Олицетворение - стул и кровать наделяются человеческой речью и вступают в диалог с героиней:

Спрошу я стул, спрошу кровать:

«За что, за что терплю и бедствую?»

«Отцеловал - колесовать:

Другую целовать», - ответствуют.

 То есть героиня ищет поддержки у тех, кто был свидетелем ее страданий, всегда рядом. Большую роль в передаче настроения героини играют символы: «Все жаворонки нынче - вороны!» Жаворонки - весна, радость, любовь; вороны -беда, предвещание несчастья, горе, дорога белая - неведомое, даль; Смерть-садовница - уничтожение старого, ветхого, дряхлого. Семантически символы сближаются с психологическим состоянием героини, как словесные сигналы «крика души», душевного потрясения.

Перифраза: «Само - что дерево трясти! -

                         В срок яблоко спадает спелое...»

Сравнение: «Жизнь выпала - копейкой ржавою»; «Детоубийцей на суду Стою немилая, несмелая».

Метафора: «И слезы ей - вода, и кровь - Вода, в крови, в слезах умылася!»

Для выражения яркого контраста, противопоставления используются следующие фигуры: антитеза:

Вчера еще в глаза глядел,

А нынче - все косится в сторону!

Вчера еще до птиц сидел, -

Все жаворонки нынче - вороны!

Я глупая, а ты умен,

Живой, а я остолбенелая.

Эпифора, пронизывающая весь текст и являющаяся ключевой фразой текста: «Мой милый, что тебе я сделала?!» Ею заканчивается каждая строфа, от первой до последней, выделяется основная мысль текста (точнее - каждая вторая строфа: 2, 4, 6, 8, 10).

Умолчание: «Само - что дерево трясти! - В срок яблоко спадает спелое...»

Градация с постепенным ослаблением эмоционально-смысловой значимое™: вопль - стон - скажу («Мой милый, что тебе я сделала?!»).

Повторяются одни и те же слова с целью усиления эмоционального напряжения: «За что, за что терплю и бедствую?» «За все, за все меня прости». Все средства образности служат созданию максимального контраста, противопоставления прошлого и настоящего, на чем построено все стихотворение в целом. С помощью контраста передается душевное смятение, страдание, боль лирической героини. Контраст же в свою очередь вызывает определенные чувства у читателя или слушателя.

Морфологический уровень

Стихотворение написано от первого лица, о чем свидетельствуют личное местоимение Я, глагольные формы 1-го лица единственного числа - стою, скажу, спрошу, терплю, бедствую, сделала и др.. Это лирическая героиня - женщина, о чем говорят прилагательные женского рода, единственного числа - глупая, остолбенелая, немилая, несмелая; глаголы с окончанием женского рода -а в прошедшем времени: сделала, умылася. В тексте преобладают глаголы прошедшего и настоящего времени со значением действия, что позволяет автору контрастно передать события прошлого и настоящего, смену, течение этих событий: сидел, глядел, лежал, равнял, разжал, приучил, бросил, умылася, увозят, уводит, стоит, терплю и др..

СИНТАКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

По эмоциональной окраске преобладают восклицательные предложения, служащие передаче настроения, душевных переживаний лирической героини:

Вчера еще в глаза глядел,

А нынче - все косится в сторону!

Вчера еще в ногах лежал!

Равнял с Китайскою державою!   и другие.

Кроме того, в конце повторяющегося предложения - «Мой милый, что тебе я сделала?!» - ставится то вопросительный знак (4, 6, 8 строфы), то вопросительный и восклицательный одновременно (2 строфа), а в конце стихотворения -восклицательный знак. Смена в постановке вопросительного и восклицательного знаков подчинена передаче психологического состояния героини, крика ее души: недоумение, вопрос, который звучит тверже, утвердительнее от строфы к строфе, переходя в упрек, а к концу стихотворения интонация вопроса совсем снижается, это уже риторический вопрос.

Большую роль в передаче психологического состояния лирической героини у Цветаевой играют знаки препинания, например, тире - выдерживается пауза для создания контраста, усиления восприятия смены состояния, действий:

                      Вчера еще в глаза глядел,
                      А нынче - все косится в сторону!
                     Вчера еще до птиц сидел, -
                      Все жаворонки нынче - вороны!
                   3, 5, 6, 7, 8, 9 строфы.
Многоточие для выражения
безграничности пространства:        

            Увозят милых корабли,

Уводит их дорога белая...

для продолжения мысли:

     Само - что дерево трясти!-

     В срок яблоко спадает спелое...

В тексте используются двусоставные предложения, что позволяет автору создать оппозицию «Я - Ты», по этой же причине употребляются и двусоставные неполные предложения, например: «Все ведаю - не прекословь!» (в составе сложного предложения); «Враз обе рученьки разжал» и др.

Таким образом, синтаксис стихотворения подчинен созданию контраста, на котором построено все стихотворение и благодаря которому достигается максимальная передача душевного состояния лирической героини.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционная интеллектуальная викторина русскому языку "Решение филологических задач" для учащихся 9-11 классов

Для участия в игре приглашаются ребята 9-11 классов, активно исследующие  образовательные порталы Интернета, интересующиеся русским языком. Дорогие ребята! Приглашаем вас в удивительны...

Возможности УМК по русскому языку под редакцией С.И.Львовой для реализации культуроведческого аспекта преподавания филологических дисциплин

О культурологическом аспекте преподавания школьных филологических дисциплин говорят давно. Возникновение этой проблемы  связано   прежде всего с обучением русскому языку. У родного язык...

Работа с художественным текстом-оригиналом как способ формирования филологической компетентности у учащихся

Поэзия выражает эмоции, затрагивает чувства и душу слушателя или читателя. Она добавляет что-то особенное к их собственному опыту. Поэтому обращение к переводу оригинальных поэтических произве...

Филологический анализ текста.

Филологический анализ текста последней главы романа М. Шолохова "Тихий Дон"...

Элективный предмет по литературе для изучения в классах с филологическим профилем.

Элективный предмет "Современная отечественная литература"....

предметная неделя учителей филологического цикла

план проведения недели и ее итоги...

ПРОГРАММА Филологического форума Югры – 2021 «Филологическое образование в поликультурном пространстве как условие формирования информационной культуры современного человека»

ПРОГРАММА Филологического форума Югры – 2021 «Филологическое образование в поликультурном пространстве как условие формирования информационной культуры современного чел...