Открытый урок внеклассного чтения в 11- Б классе(с украинским языком обучения)
презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему

Карташова Любовь Михайловна

Жизненный и творческий путь Ги де Мопассана (1850 - 1893гг.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_litry_v_11b.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок внеклассного чтения  в 11- Б классе (с украинским языком обучения) 2012 – 2013 уч. г.

                                                                 Подготовила учитель Карташова Л. М. ,

                                                                 специалист высшей категории. 

Тема урока: Жизненный и творческий путь Ги де Мопассана (1850 - 1893гг.)

Цель: вызвать у  учащихся интерес к чтению художественной литературы,

          желание расширить свои кругозор, вырабатывать у них литературные и

          эстетические вкусы;

познакомить с жизнью и  творчеством писателя, вызвать  к нему интерес; развивать навык восприятия информации на слух, выделение главного в сообщаемом.

Оборудование: мультимедийная доска, портрет писателя.

Эпиграф:                                                     …Я вошел в литературу, как метеор.

                                                                                                            Г. Мопассан

                                                  Ход урока

  1. Орг. момент.
  2. Мотивация учебной деятельности.

По подсчетам ученых, человек за свою жизнь может прочитать не так уж много книг – около 3000 (можно и больше, если это его специальность). Литературных произведении в тысячу раз больше. Поэтому надо отбирать для чтения самые интересные, полезные книги. Есть так называемые «золотые списки» лучших произведении мировой литературы.

Французский писатель II половины XIX века Ги де Мопассан, без условно, занимает в нем достойное место. “Я вошел в литературу, как метеор”, - шутливо говорил Мопассан. Действительно, он стал знаменитостью на другой день после опубликования новеллы “Пышка” (1880г.).

Однако чудо становиться чудом только тогда, когда неизвестен его механизм: мгновенной славе Мопассана предшествовало долгое ( 15 лет ) и нелегкое обучение литературному мастерству. Вот об этом мы будем говорить на двух уроках внеклассного чтения, посвященных Мопассану и его “Пышке”.

Запишите тему урока и эпиграф.

III.              Восприятие и усвоение учебного материала

1.             Слово учителя о значение творчества Мопассана

               Творчество Мопассана со всеми его взлётами и падениями, с неизбежными противоречиями поражает нас своим богатством. Он оказался достойным продолжателем своих учителей, писателей – реалистов (Флобера, Бальзака, Золя), смелым новатором, сказавшим новое слово в литературе, у него было удивительно развито чувство формы и  умение концентрировать  желание.

2.        Сообщение учащегося Фаброва Арчибальда о детстве и юности писателя с использованием слайдов 

                Анри – Рене – Альбер Ги де Мопассан родился в Норвегии 5 августа 1850 года. Он выходец из обедневшего дворянского рода. Его дед (умер в 1875 году) не мог хозяйничать и разорился. Отец Гюстав де Мопассан ( умер в 1899 году) женился на подруге детства Лори Ле Пуатвен, которая вышла из старинной культурной буржуазной семьи. Отец вынужден был стать биржевым маклером в Париже. Был знатоком искусства, имел связи с художниками. С семьей фактически не жил.

              Мать после рождения второго сына Ерве жила с детьми на вилле, которая ей принадлежала, и была расположена на берегу моря в Нормандии.

              Детские годы прошли вольно, будущий писатель был предоставлен сам себе. Бродил по лесам, полям, ходил с рыбаками в море, изучил местные диалекты. Это дало ему хорошее знание жизни фермера, рыбаков, крестьян.

               В 13 лет мать отдала в духовную семинарию. Ги не нравилась суровая дисциплина, он часто убегал. В конце – концов, его исключили из-за стихотворения, которое он посвятил своей кузине.

      В 1866 году Мопассан поступил в Руанский лицей. Это также закрытое учебное заведение, но здесь всё - таки было больше свободы, его никто не преследовал за сочинение стихов. Увлечение поэзией сблизило его с преподавателем Луи Буйле, ставшим его первым наставником в литературе.

       В 1869 году Мопассан получает звание бакалавра и поступает на юридически факультет в город Канны.

3.       Сообщение учащегося Германенко Федора с использованием слайдов

               Лето 1870 года. Вспыхнула франко – прусская война Мопассан призван на военную службу. Участвовал в походах, был в Париже во время осады, служил  в Главном интендантстве. Где он был во времена Парижской Коммуны неизвестно. После воины наступил экономический кризис. Материальное положение родителей ухудшилось, учиться нет возможности, поступил на службу в Морское министерство (1872 – 1878 гг.), которое возненавидел, называл тюрьмой. Мопассан очень интересуется литературой, коллеги об этом знали и издевались над ним. Атмосферу министерства он отразил в своих рассказах.

              Затем он перевелся и служил в Министерстве народного просвещения (1878 – 1880 гг.).

4.               Слово учителя о начале литературной деятельности Мопассана 

                1880 год – год славы обрушившейся  на писателя – вышел его сборник «Меданские вечера» и новелла «Пышка».  Заболел, взял полугодовой отпуск. У него два увлечения:  литература и гребной спорт. Поэзия реки, ночные туманы Сены в её тенистые зеленные берега, перегоны, рыбная ловля, любовные приключения – всё это широко отразиться в творчестве Мопассана. Начиная с 1881 года, вышли сборники рассказов: «Заведение Телье», «Мадмуазель Фифи», «Рассказы вальдшнепа», «Сестры Рондоли» и др.

              Всё время, свободное от службы, гребного спорта и любовных авантюр Мопассан отдавал литературе. У него был строги учитель, друг матери и её брата, Гюстав Флобер. Он считал, что ради творчества всё должно быть принесено в жертву: « от пяти часов вечера и до десяти часов утра всё ваше время должно быть посвящено музе... Для художника есть один принцип – жертвовать всем для искусства».

               Благодаря наставничеству Флобера Мопассан трудился очень интенсивно. Оставив службу в министерстве, он пишет романы, новеллы, корреспонденции и хроники для газет. Работал с утра до ночи. В 1885 году по количеству написанного он превзошел Бальзака, Диккенса, Дюма – отца.

               Литературный успех Мопассана рос от книги к книги. В 80-е годы написаны романы «Жизнь»(1883г.), «Милый друг»(1885г.), «Монт - Ориоль»(1887г.) и другие менее известные. Роман «Милый друг» принес ему мировую известность.

                Главные темы произведений Мопассана – тема франко – прусской воины и любви. Ненавидел буржуазный мир, писатель противопоставлял его продажность нравственным ценностям, высоте народного патриотизма. Он с горечью пишет о том, что в этом бездушном мире даже любовь становиться товаром. Все произведения Мопассана пронизаны величайшей любовью к людям, гуманизмом этому он учился у русских писателей. Большое влияние на его творчество оказала дружба с Иваном Тургеневым, творчество Толстого. Толстой отмечал простоту сюжета, глубокое сочувствие человеку простому, глубокое знание жизни, тонкое чувство новизны. Высоко ценя Мопассана, он отмечал его противоречивость: «Автор не знает, кого надо любить, кого ненавидеть».

               Напряженная работа сильно расшатала здоровье Мопассана. Он начал меньше работать, больше путешествовал, посетил Италию, Англию, Алжир, Савойю. Чтобы уединиться от всех, он купил яхту «Милый друг», ходил на ней по Средиземному морю.

                Однако здоровье ухудшалось. 6 июля 1893 года великий писатель умер в психиатрической лечебнице, похоронен на кладбище Монпарнас в Париже.

                Мопассан  - большой художник, реалист и гуманист. Глубоко созвучны нашему времени его слова: «Не надо войн, разве только на нас нападут,…давайте лучше работать, мыслить, искать. Ведь настоящая слава – это слава труда!».

IV.          Домашнее задание: 

  1. Устный рассказ о писателе.
  2. Читать новеллу «Пышка».
  3. Подготовить сообщение по новелле «Пышка».

V.          Итог урока, используется прием «Микрофон»

              Закончить предложение:

              Мне запомнилось (меня поразило)…

              На уроке я задумался о том,…

              Думаю, что характер человека зависит…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок внеклассного чтения "Лицо войны" (по стихотворению В.Шефнера "Зеркало") 7 класс.

Тема урока: "Лицо войны". Технология: элементы творческой мастерской....

ОТКРЫТЫЙ УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В V КЛАССЕ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ ОСКАРА УАЙЛЬДА «МАЛЬЧИК-ЗВЕЗДА».

Цель: создать условия для понимания того, что истинная красота человека – в гармонии его внешности и внутреннего мира...

Открытый урок внеклассного чтения «Война и дети» по рассказу А.П. Платонова «Маленький солдат»

Технологическая карта урока + презентация урока  внеклассного чтения «Война и дети»  по рассказу А.П. Платонова         «Маленький солдат»...

Урок внеклассного чтения в 11 классе: «Современная авторская песня. В.Высоцкий» Литературно – музыкальная композиция. «Я весь прозрачен, как открытое стекло…»

Цели урока:познакомить учащихся с жизнью и творчеством автора и исполнителя В.Высоцкого;выяснить ответ на вопрос: почему Высоцкий был запрещен и непризнан в 70-е гг и знаменит сейчас;прививать любовь ...

Открытый урок внеклассного чтения для учащихся 8, 10 классов "Подвиг сына - подвиг матери"

На примере жизни и судьбы Степановой Епистинии Федоровны, 9 сыновей которой погибли в годы Великой Отечественной войны, рассматривалась проблема подвига матери. В ходе урока учащиеся рассказывали о жи...