Конспект урока литературы в 9 классе "Биография Ломоносова М.В."
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Любовь Юрьевна Иванова

Технологическая карта урока по изучению биографии Ломоносова М.В., созданная мной  на основе использования технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_lit-ry_rkmchp1.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГКВОУ Центр образования при исправительных учреждениях  Самарской области

Использование технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках литературы.

Выполнила:

Иванова Любовь  Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

ГКВОУ ЦО при ИУ Самарской области

г.о.Самара. 2012

Технологическая карта урока

Преподаватель: Иванова ЛЮ

Предмет: литература

Группа: 9 класс

Тема урока: биография  МВ.Ломоносова.

Тип урока: изучение нового материала

Длительность: 45 минут

Дидактические задачи (цель учебного занятия): формирование у учащихся знаний о биографии Ломоносова М.В.

Развивающие задачи: развитие умения работать в паре, умения составить презентацию изученного текста

Воспитательные задачи: повышение мотивации к обучению  на примере биографии Ломоносова

Оборудование: доска, ватманы, фломастеры, портрет Ломоносова

Ход урока:

Ход учебного занятия

Содержание учебного материала

Методы обучения

Средства обучения

Ориентир.

 дозировка

времени

1.Оргмомент.

2. Работа в группах (по 2 человека) с текстом (два раздела Аи Б)

3. Подготовка устной презентации по тексту.

4. Презентация текста у доски.

5. Фиксирование основных моментов презентаций рабочих групп.

6.Корректировка выступлений учащихся.

7. Выступление эксперта.

8. Рефлексия.

9. Домашнее задание.

 «Биография Ломоносова М.В.».

Чтение. Суммирование прочитанного в парах.

Составление опорного конспекта для презентации.

Тексты, учебник литературы 9 класс.

2мин

10 мин

10 мин

10 мин

2 мин

2 мин

2 мин

6 мин

1 мин

Тексты для урока.

Приложение 1. Детство Ломоносова М.В.

Раздел № А.

Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 ноября 1711 г. Каких-либо документальных сведений о его детстве не сохранилось. До девяти-десяти лет он вел жизнь, общую всем его , сверстникам: помогал родителям по хозяйству, играл в бабки и городки, зимой катался на санках, летом собирал грибы и ягоды, купался, учился грести. С ранних лет Ломоносов наблюдал природу во всем разнообразии ее проявлений и сроднился с ней. Он изведал каждый уголок Курострова с его многочисленными овражками, перелесками, ручьями и протоками, узнал историю многих мест. Неподалеку от высокого темного Ельника, вытянувшегося на северо-западе Курострова, Михаила видел остатки вала, сооруженного для отражения дольских военных отрядов, вторгшихся на Русский Север в 1613 г. Рядом находилось староверческое кладбище. Ближе к селеньям стояла небольшая часовенка, около которой виднелись могилы чудских князей, павших в битве в давние времена.

С детских лет Ломоносов слышал рассказы поморов о войне со Швецией, угрожавшей Русскому Северу, о строительстве Новодвинской крепости, о подвиге лодейного кормщика Ивана Рябова, посадившего шведский корабль на мель, когда вражеская эскадра хотела захватить Архангельск. Слышал Михайла и рассказы о Петре I. Поморы любили вспоминать, как царь своими руками заложил в Соломбале корабль и как он плавал по Белому морю, едва не погибнув в Унских рогах во время жестокой бури. Свежи были и воспоминания о посещении Петром I верфи Бйжениных. В семье Ломоносовых хорошо помнили Петра. Лука Ломоносов, как один из видных и зажиточных людей холмогорского уезда, несомненно, принимал участие во встрече и проводах царя. Василий Дорофеевич тоже видел Петра, причем не только на Курострове, но и в Архангельске.

Раздел Б.

М. В. Ломоносова с детства окружали люди, которые хорошо знали свой край, любили его, размышляли о происходивших вокруг событиях. Наблюдая за природой, они делали порой неожиданные открытия, помогавшие им в практической деятельности. Общение с этими людьми и с богатой природой Курострова развивало живой ум Михаилы, пробуждало в нем любознательность.

Детей в поморских семьях воспитывали с большой суровостью. Послушание младших старшим и подчинение детей воле родителей считалось непреложным законом. Однако такое воспитание вовсе не принижало личность. Уважение и почтение к старшим было естественным и не вызывало протеста. Воспитанные в труде, дети росли здоровыми и крепкими, у них формировался сильный характер. Как и все дети, они охотно состязались между собой в ловкости и силе, во многом беря пример со взрослых.

Приложение №2. Юность Ломоносова М.В.

Раздел А.

 Ломоносову грамоте, чтению удалось обучиться еще в детстве. Затем, движимый стремлением к знаниям, он пешком приходит в Москву, где поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Там жизнь Ломоносова очень трудна, бедна. Однако благодаря упорству ему удается за 5 лет пройти весь 12-летний курс обучения. В числе лучших студентов отправляется учиться в Германию.

С ноября 1736 года Михаил Ломоносов жил в доме вдовы марбургского пивовара, члена городской думы и церковного старосты Генриха Цильха, Екатерины-Елизаветы Цильх. Через два с небольшим года, в феврале 1739-го, Михаил Ломоносов женился на её дочери Елизавете-Христине Цильх. 8 ноября 1739 года у них родилась дочь, получившая при крещении имя Екатерина-Елизавета. 26 мая 1740 года Михаил Ломоносов и Елизавета-Христина Цильх обвенчались в церкви реформатской общины Марбурга. Сын М. В. и Е.-Х. Ломоносовых, родившийся в Германии 22 декабря 1741 года, и получивший при крещении имя Иван, умер в Марбурге в январе 1742 года. В 1743 году Елизавета-Христина Ломоносова с дочерью Екатериной-Елизаветой и братом Иоганном Цильхом приехала в Санкт-Петербург. Первая дочь Ломоносовых умерла в 1743 году. 21 февраля 1749 года в Санкт-Петербурге у них родилась дочь Елена. Так как Михаил Васильевич не имел сыновей, линия рода Ломоносовых, которую он представлял, пресеклась.

Единственная оставшаяся в живых дочь Елена Михайловна Ломоносова вышла замуж за Алексея Алексеевича Константинова, домашнего библиотекаря императрицы Екатерины II. От брака Елены Ломоносовой и Алексея Константинова родился сын Алексей и три дочери Софья, Екатерина и Анна. Софья Алексеевна Константинова вышла замуж за Николая Николаевича Раевского-старшего, генерала, героя Отечественной войны 1812 года.

Все дети, внуки, правнуки и последовавшие поколения, происходящие от Алексея Алексеевича и Елены Михайловны Константиновых, являются непрямыми потомками М. В. Ломоносова.

Раздел Б. 

Для Ломоносова биография тех времен была очень насыщенной. Он изучает множество наук, ставит опыты, выступает с лекциями. Даже при такой занятости на сочинение стихотворений у Ломоносова остается время. В 1741 году возвращается на родину, с того времени М. Ломоносов назначен адъюнктом физики в Петербургской академии наук. Через 3 года стал профессором химии. Вклад Ломоносова в такие науки, как физика, химия, география, астрономия, минералогия, почвоведение, геология, картография, геодозия, метеорология очень велики.

Литературное творчество Ломоносова содержит произведения на разных языках. Это «История Российская», трагедии «Тамара и Селим», «Демофонт», многие стихи Ломоносова. Он в 1754 году разработал проект Московского университета, названный позже в его честь университетом Ломоносова. Кроме того в биографии Михаила Васильевича Ломоносова был открыт закон сохранения материи, написаны работы по теории цвета, построено множество оптических приборов.

Приложение №3. Зрелые годы Ломоносова М.В.

Раздел А.

Историк, риторик, физик, механик, химик, минералог, художник и стихотворец Ломоносов стал автором замечательных открытий, создателем фундаментальных и оригинальных научных трудов. Сформулировав в 1748 году материалистический закон о сохранении вещества при химических превращениях, Ломоносова Рекомендовал себя как основоположник русской химической науки. Он разрабатывал проблемы физической химии — совершенно новой в то время области знания; впервые ввел в практику физического исследования микроскоп, заявил себя сторонником томно-молекулярного строения материи.

 Ломоносов-экспериментатор вел наблюдения над атмосферным электричеством, которые в 1753 году обобщил в «Слове о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих». Он первым указал на электрическую природу северных сияний, изобрел громоотвод. Вел астрономические наблюдения собственноручно сконструированным микроскопом.

 Огромный вклад внес Ломоносов и в развитие русской исторической науки. Он глубоко изучил источники, подтверждающие давность славянского мира, и искренне гордился своим народом, преодолевшим множество бед и лишений.

 Как гениальный ученый-просветитель Ломоносов не желал служить «чистой науке» и много сделал для развития образования в России. Его усилиями был открыт Московский университет и две гимназии, одна — для дворян, другая — для разночинцев. Им были возрождены гимназия и университет при Академии наук, где на руководящие посты он выдвигал талантливых отечественных ученых.

Раздел Б.

 Невозможно переоценить также роль Ломоносова-поэта в развитии русской литературы и русского языка, не случайно В. Г. Белинский называл его Петром Великим русской литературы. Ломоносов вступил в литературу в тот момент, когда русская письменность, связанная с церковнославянским языком, с устоявшейся системой жанров, уходила в прошлое, а на смену ей шла новая светская культура, и открыл безграничные возможности для дальнейшего развития литературоведения и языкознания в России. В 1748 году вышла в свет «Риторика», в которой были собраны правила и многочисленные образцы ораторского и поэтического искусства, а 1755 году Ломоносов закончил «Российскую грамматику», которая была рассчитана на широкие демократические круги, отличалась доступностью и четкостью изложения, а также включала богатый лексический материал.

Умер М. В. Ломоносов 4 апреля 1765 года в расцвете творческих сил. Он внес большой вклад в развитие науки и сыграл исключительно важную роль в истории русской национальной литературы