Технологическая карта урока литературы в 5 классе по теме «И.А. Крылов. Басня «Волк и ягнёнок»
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Кленина Ирина Алексеевна

В сценарии урока использованы приёмы технологии развития критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaya_karta_uroka_literatury_5_klass.docx24.02 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы по теме «И.А. Крылов.  Басня «Волк и ягнёнок»

Цель деятельности учителя: познакомить с басней И.А. Крылова, систематизировать ранее изученное и углубить знание о жанре басни.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Планируемые результаты:

Предметные: знать содержание басни, уметь выразительно читать, владеть навыками частичного анализа басни.

Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, использовать навыки анализа на межпредметном уровне, свободно пользоваться словарями и справочной литературой.

Личностные: ориентация в системе моральных норм и ценностей; выявление в басне заложенных вневременных ценностей и их принятие; формирование устойчивого познавательного интереса к изучению литературного наследия классиков.

Технологии: развития критического мышления, элементы дифференцированного, исследовательского  обучения.

Приёмы смыслового чтения: составление кластера, ассоциативный ряд, читательский прогноз, обращение к личному опыту.

Методы организации учебной деятельности обучающихся: частично-поисковый, исследовательский, метод критического мышления.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, работа в парах.

Основные понятия: аллегория, мораль, антитеза.

Ресурсы: учебник, мультимедийное оборудование, аудиозапись басни (электронное приложение), Интернет-ресурсы.

Организационная структура (сценарий) урока.

№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Промежуточный контроль

1.

Мотивация к учебной деятельности.

Вступительное слово.

-Доброе утро, ребята. Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе.

Перед вами на партах маски волка, зайца, овечки и другие. Выберете ту из них, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Подумайте, зачем нам пригодятся сегодня новогодние маски, как это будет связано с темой нашего урока.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем.

Демонстрируют готовность к уроку.

Отвечают на поставленный вопрос.

Листы обратной связи.

2.

Актуализация и пробное учебное действие.

Стадия вызова.

-Мы продолжаем знакомство с баснописцем И.А. Крыловым и героями его басен.(слайд №1)

На слайде иллюстрация к басне «Волк и Ягнёнок».

-На прошлом уроке мы анализировали басню «Демьянова уха», а как вы думаете, о какой басне пойдёт речь сегодня?

-Вспомните, что вы уже знаете о басне.

-Объединитесь в пары и обменяйтесь информацией.

Информацию, с которой не согласны, обозначьте знаком вопроса.

Смотрят на слайд презентации.

Формулируют тему урока: Басня И. Крылова

«Волк и Ягнёнок».

Записывают в тетрадь.

Составляют кластер.

(я знаю)

Дополняют «грозди»

(делают записи товарищей)

Ставят вопросы (я хочу знать)

Устные ответы.

Опорные записи.

3.

Выявление места и причины затруднения.

-Ребята, как вы считаете, зачем нам нужно изучать басни?

Оставим на парте две маски: волка и ягнёнка и попробуем представить, как выглядит Волк. Какое его «цветовое решение»? А Ягнёнок? Примерьте на себя маску.

Записывают ассоциативный ряд к словам Волк, Ягнёнок.

(Работают в парах, выбирают героя (маску)).

Смотрят презентацию. (слайд № 3)

Сравнивают со своим вариантом.

Вопросы для уточнения информации.

Листы самооценки.

4.

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

-Действительно, басня имеет аллегорический смысл. И волк олицетворяет грубость и вероломство, а ягнёнок беззащитность и слабость.

- А всегда ли это происходит? Вспомните героя басни «Волк на псарне».

-Какую  цель мы поставим перед собой, читая новую басню Крылова?

-Что можем сказать о героях, не читая басню?

(автор противопоставляет их друг другу). Познакомьтесь с новым понятием «антитеза».

-Что будет дальше и почему?

Формулируют цель: выяснить художественные особенности басни «Волк и Ягнёнок»,

какие человеческие пороки обличают басенные персонажи и  какова мораль басни.

Задачи:

1.Выразительно прочитать.

1.Проанализировать басню.

2.Сделать выводы.

Знакомятся с новым понятием.

Прогнозируют содержание басни.

(Читательский прогноз).

Вопросы для уточнения информации.

Устные ответы.

5.

Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.

Стадия осмысления.

Н.В. Гоголь сказал: «Басни И.А. Крылова – это книга мудрости самого народа». В подтверждение этих слов исследуем басню.

Исследовательская работа в  разноуровневых  группах.

1 группа – выразительно прочитать басню по ролям с учётом характера каждого персонажа.

 2 группа –  сравнить персонажей басни, какие они в тексте

3 группа -  найти в словаре значение слов «лицемерный»,

«тактичный», применить их в характеристике героев.  

4 группа – записать слова, на которых строится антитеза.

5 группа – записать  мораль басни,  привести пример жизненной ситуации, где её можно использовать.

Прослушивают аудиозапись басни.

Работают в группах: распределяют обязанности в группе, обсуждают общее решение группы, записывают результаты.

Дополняют «грозди» кластера

(делают записи товарищей)

Приводят примеры из жизни.

(Обращение к читательскому опыту).

Листы самооценки.

6.

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Обсудите итоги работы в группе.

- Назовите цель вашего исследования.

- Познакомьте с его результатами.

Ответьте на вопросы: какое явление жизни аллегорически описывает И. А. Крылов? Прав ли был Н. В. Гоголь, когда утверждал, что в его баснях «мудрость народа»?

Защищают  работу группы, фиксируют основные положения отчёта каждой группы.

Отвечают на поставленные вопросы.

Делают выводы (обращение к кластеру).

Устные ответы.

Опорные записи.

 

Динамическая пауза

Попробуйте двигаться под музыку, изображая волка или ягнёнка.

Выполняют динамичные движения под музыку.

7.

Самостоятельная работа

-Какую иллюстрацию к басне вы бы нарисовали?(слайд)

-Инсценируйте басню, работайте в парах, примеряя на себя разные роли.

Создают иллюстрацию (словесное рисование).

Выбирают персонаж, инсценируют басню.

Листы самооценки.

8.

 Включение в систему знаний и повторение.

Подведём итоги.

- Что узнали нового на уроке? Чему научила вас басня?

Сообщение учителя о работе класса.

Домашнее задание (по выбору).

1. Выучить басню наизусть.

2. Вопросы викторины по басням И. Крылова.

3.Сочинение-миниатюра (жизненная ситуация с использованием морали басни)

Возвращаются к кластеру (слайд №3).

(узнал)

Ученики озвучивают новые понятия, с которыми познакомились на уроке, оценивают свою работу.

Сами оценивают свою работу.

Заполняют листы самооценки.

Оценивание работы учащихся на уроке.

9.

Рефлексия

Поделитесь своими впечатлениями:

-Довольны ли вы своими результатами?

-Что оказалось сложным, а что лёгким?

-Какое настроение?

Выполняют задание.

Листы обратной связи.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературы: 6 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино". Тип урока: обобщение пройденного материала....

Технологическая карта урока литературы 8 класс

Тема: Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».      ТДЦ:       Обучающий аспект: расширить знания...

Технологическая карта урока литературы. 10 класс. Л.Н.Толстой "Война и мир"

Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС с использованием АМО ( активных методов обучения)...

Технологическая карта урока литературы 6 класс.

Технологическая карта составлена в соответствии ФГОС. Тип урока - урок "открытия" нового знания. На уроке используется самостоятельная работа по группам и индивидуальная....

технологическая карта урока литературы 8 класс

технологическая карта урока литературы по роману В.А.Каверина "Два капитана" к  фрагменту  видеоматериала...

Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»

Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...