Творческая работа по литературе: «Образ родины и природы в стихотворениях С. Есенина»
творческая работа учащихся по литературе (7 класс) по теме

Творческая работа по литературе: «Образ родины и природы в стихотворениях С. Есенина»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s.a._esenin_referat.docx30.74 КБ
Office presentation icon s.a._esenin.ppt1.17 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Новомеловатская средняя общеобразовательная школа

Творческая работа по литературе:

 «Образ родины и природы в стихотворениях С. Есенина»

Выполнила:

Дроботенко Татьяна,

ученица 7 Е  класса

Руководитель:

Тертышникова

Тамара Андреевна,

учитель русского языка и литературы

х. Хвощеватое, 2014 г.

План - оглавление

1.

Введение

3

2.

Основная часть

4

2.1. Поэзия Есенина – неповторимый мир

4

2.2. Образ родины в лирике Есенина

4

2.3. Природа в стихах поэта

4

2.4. Богатство языка Есенина

7

3.

Заключение

8

4.

Список использованных источников

9

5.

Приложение                                                                                                                                                              

10


1. Введение

Тема творческой работы выбрана после изучения творчества С.А. Есенина. Его стихи знакомы мне с детства. Особенно люблю читать стихи о родине и природе, так как они мне дороги, понятны и близки.                                           Цели и задачи:                                                                                                   1. Выявить особенности мировосприятия поэта, значение образов березы, клена, месяца, голубого и         золотого цветов в лирике Есенина.                                    2. Провести исследовательскую работу над текстом стихов с целью выяснения использования Есениным выразительных средств языка.                                   3. Сделать презентацию, используя материалы интернет – ресурсов.                           4. Выучить стихотворение «Отговорила роща золотая…» наизусть.                           5. Подготовить приложение.

2. Основная часть

2.1. (слайд 1) Сергей  Александрович Есенин-поэт кровно связанный с родной землей, с народом. Поэзия Есенина… Чудесный, прекрасный, неповторимый мир! Есенинская лирика глубоко личная, задушевная. К вершинам поэзии Сергей Есенин поднялся из глубины народной жизни. Рязанская земля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб, была страной его детства. Здесь впервые увидел Есенин, как  ломаются березы, отражаясь в пруду, как играет солнечный зайчик в бороде старого деда, убирающего ток,  как тоскуют  тощие поля. Мир народно - поэтических образов окружал его с первых дней жизни: (слайд 2)

Родился я с песнями в травном одеяле.                                Зори меня вешние в  радугу свивали.

2.2. Родина, ее безбрежные просторы с лесами, озерами, лугами всегда были основной темой в творчестве Есенина. Образ Родины в сердце поэта был накрепко связан с красотой русской природы. Зеленые березки,  рассветы и закаты, суровые снежные зимы и осыпающийся цвет черемухи-все нашло отклик в душе впечатлительного и наблюдательного Сергея Есенина. Словно любимую девушку, наряжал поэт свою страну в различные одежды: «Край любимый», «Русь моя родная», «Милая родина», «Край задумчивый и нежный». (слайд 3) Родина для Есенина начиналась в родном доме и разливалась от порога во все стороны, огромная, прекрасная, вечная.

Гой ты, Русь моя родная,                                                        Хаты  - в ризах образа…                        

 Не видать конца и края,

Только синь сосет глаза.                                                                        Если крикнет рать святая:                                                                        «Кинь ты Русь, живи в раю!»                                                                Я скажу: «Не надо рая,                                        

Дайте родину мою»

2.3. Есенин был блестящим мастером пейзажной лирики, вдохновенным певцом родной  земли. Подобно шишкинскому лесу или левитановской осени, нам бесконечно дороги и близки просторы полей, синь небес, глубина рек и озер, плакучие ивы и длиннокосые красавицы березы: (слайд 4)                       Улыбнулись сонные березки,                                                                        Растрепали шелковые косы.                                                                        Шелестят зеленые сережки,                                                                        И горят серебряные росы.

В изображении природы Есенин использует богатый опыт народной поэзии, Он часто прибегает к приему олицетворения. Черемуха у него «Спит в белой накидке»,  вербы- плачут, тополя -шепчут,  «туча кружево в роще связала», «пригорюнились девушки-ели», «словно белою  косынкой подвязалась сосна», «плачет метель, как цыганская скрипка», и «березы в белом плачут по лесам», «осень -рыжая кобыла – чешет гриву»!                                (слайд 5) Природа у него живет, слушает, мечтает. Поэт  услышал музыку в зимней вьюге («Поет  зима – аукает…»), увидел снежный  ковер, расшитый метелицей («По двору метелица ковром  шелковым  стелется…»)                Весна в палитру поэта приносит свои краски: (слайд 6)                                                        Сыплет  черемуха снегом.                                                                        Зелень в  цвету и росе.                                                                                В поле, склоняясь к побегам,                                                                        Ходят грачи в полосе.                                                                                Никнут шелковые травы,                                                                        Пахнет смолистой сосной,                                                                        Ой, вы луга и дубравы,                                                                                Я одурманен весной.

 (слайд 7) Клен - один из наиболее ярких образов в лирике Сергея Есенина. Клен в изображении поэта - разудалый  парень, с  буйной  копной волос:

Оттого, что тот старый клен                                                                                Головой на меня похож .

Или же:

Стережет голубую Русь                                                                        Старый клен на одной ноге.

(слайд 8) Образ луны (месяца) в поэзии Есенина встречается более 150 раз. Поэт  так  рисует  ее, используя метафору:

Золотой лягушкой луна                                                                        Распласталась на тихой воде.

                  Или же:

Под  окошком месяц,                                                                                        За окошком ветер,                                                                                        Облетевший тополь серебрист и светел.

         Природа у Есенина многоцветна,  многократна.  Любимые цвета поэта – синий и голубой: (слайд 9) «Синь, упавшая в реку», «Только синь сосет глаза», «Вечером синим, вечером лунным», «В летний вечер голубой», «Парень синеглазый», «Синий плат небес», «На небесном синем блюде». (слайд 10)                                                                                                В своём творчестве Сергей Есенин предстаёт перед  нами как молодой, но мудрый философ. Он часто сравнивает человека с деревьями, цветами, словно желая предсказать, что все мы - дети одной природы. Жизнь, по Есенину,- это цветущий весенний сад, и люди здесь – один из самых прекрасных плодов.

Вижу сад в голубых накрапах,                                                                Тихо август прилег ко плетню.                                                                Держат липы в зеленых лапах                                                                Птичий гомон и щебетню.

2.4. Имя Есенина знакомо мне с раннего детства. Для меня простые и доверительные стихи Есенина сродни народной поэзии. Они запоминаются сами собой, без всяких усилий,  поскольку насыщены яркими образами, чрезвычайно мелодичны. В них много сравнений, олицетворений, метафор, эпитетов: «золотая роща»,  «березовым веселым языком», «печально пролетая»,  «принакрылась снегом, точно серебром».  Сергей Есенин для меня – это любовь, природа,  песня, сила, нежность, отражение славянской души. Очень  рано ушел из  жизни певец «страны березового ситца», а стихи его всё звучат. То светлые и чистые,  как родник, то звонкие и задорные, как щебетание птиц, то грустные и одинокие, как гармошка. Более ста стихотворений Есенина стали песнями, которые поют и молодые, и старые. И среди них замечательное стихотворение «Отговорила роща золотая»          (слайд 11)

Отговорила роща золотая                                                                        Березовым  веселым языком,                                                                        И журавли, печально пролетая,                                                                Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -                                                 Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.                                                        О всех ушедших грезит конопляник                                                        С широким месяцем над голубым прудом.        

Стою один среди равнины голой,                                                                А журавлей относит ветер вдаль,                                                                Я полон дум о юности веселой,                                                                Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,                                                Не жаль души сиреневую цветь.                                                                В саду горит костер рябины красной,                                                         Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,                                                                        От желтизны не пропадет трава.                                                                Как дерево роняет тихо листья,                                                                Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,                                                                 Сгребет их все в один ненужный ком,                                                        Скажите так… что роща золотая                                                                Отговорила милым языком.                

3. Заключение

В процессе творческой работы я глубже изучила лирику С.А. Есенина, провела исследовательскую работу над его языком и сделала вывод: передо мною мастер слова, глубоко любящий свою родину и природу. Я заинтересовалась его жизнью и творчеством, что советую делать каждому.

4. Список использованных источников

1. С.А. Есенин «Избранные сочинения».                                                        2. С.А. Есенин «Стихотворения и поэмы».                                                3. С.А. Есенин «Собрание сочинений в двух томах».                                        4. «100 великих россиян».                                                                        5. Башков В.П. «Плачет где - то иволга: Новеллы, этюды, эссе и очерки».                                                                                                        6. Материалы интернет – ресурсов.

        

5. Приложение

1. Презентация,

 2. Подбор цитат к слайдам,

 3. Иллюстрации к стихам Есенина

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Серге́й Алекса́ндрович Есе́нин

Слайд 2

Родился я с песнями в травном одеяле.

Слайд 3

Дом, где родился С.А. Есенин. Константиново.

Слайд 4

Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы.

Слайд 5

Поёт зима – аукает, Мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка.

Слайд 6

Сыплет черёмуха снегом. Зелень в цвету и росе.

Слайд 7

Стережёт голубую Русь Старый клён на одной ноге.

Слайд 8

Под окошком месяц, За окошком ветер, Облетевший тополь серебрист и светел.

Слайд 9

Вижу синь, Упавшую в реку.

Слайд 10

Не видать конца и края – Только синь сосёт глаза.

Слайд 11

Отговорила роща золотая Березовым веселым языком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока-семинара по литературе «Образ Родины в поэзии Александра Блока и Сергея Есенина»

данная форма урока-семинара способствует развитию самостоятельности учащихся, ответственности за порученное дело, развитию творческих способностей каждого ученика, осуществлению индивидуального подход...

Литература. 11 кл. Основная школа. Конспект урока «Образ Родины в творчестве А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского»

Цель урока: Познакомить учащихся с особенностями развития темы Родины в творчестве А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского, с жанровым своеобразием их стихов о России....

Видеоурок по творчеству С.А. Есенина "Тема Родины и природы в лирике Сергея Есенина "

Урок посвящен теме Родины и природы в лирике замечательного русского поэта Сергея Есенина.         Сергей Александрович Есенин вошёл в литературу как поэт-лирик, самобытный и ...

Методическая разработка урока по творчеству С.А. Есенина "Тема Родины и природы в лирике Сергея Есенина"

Урок по дисциплине «Литература» «Тема Родины и поэзии в лирике Сергея Есенина» знакомит студентов с особенностями творческого метода поэта, истоками народности. Студенты делятся своими исследованиями ...

Сценарий учебного занятия по литературе в 11 классе по анализу стихотворения С.Есенина «По-осеннему кычет сова…»

Цели урока:формирование умения анализа лирического произведения поэта XX века С.Есенина;формирование мировоззренческих компетенций учащихся;развивать умение учащихся работать в группе....

Тема родины и природы в лирике С. Есенина

Презентация к уроку по литературе...

Конспект интегрированного урока в 5 классе (математика и литература) по теме: «Статистический анализ на стихотворении С. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями»

ТЕМА: Статистический анализ на стихотворении С. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями». ТИП УРОКА: урок формирования ключевых компетенции (формирован...