Конспект урока: Юношеский максимализм, самоуверенность или смирение и почитание… (по очерку С. Т. Аксакова «Буран» и рассказам современных православных писателей ) Урока внеклассного чтения в 8 классе
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Творчество С.Т. Аксакова как примеры образов для писателей 19 -20 в.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Пушкарёва Маргарита Тимофеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Килемарская СОШ», Республика Марий Эл пгт. Килемары.
Описание материала: предлагаю вам конспект урока  внеклассного чтения, проведённого в рамках недели Православной книги Года литературы в 8 классе по теме: : Юношеский максимализм, самоуверенность или смирение и почитание… (по очерку С. Т. Аксакова «Буран» и рассказам современных православных писателей )

 Данный материал будет полезен учителям русского языка и литературы основной общеобразовательной школы. 
Конспект  урока: Юношеский максимализм, самоуверенность или смирение и почитание… (по очерку С. Т. Аксакова «Буран» и рассказам современных православных писателей )

Урока внеклассного чтения в 8 классе

Цель: сформировать умения понимания идеи текста. Задачи:
1. познакомить с биографией и творчеством С.Т. Аксакова.
2. вызвать интерес к личности писателя;.
3. произвести анализ  эпизода очерка «Буран»;

4. научить правильно оценивать поступки героев;

5. видеть как положительные, так и отрицательные  стороны поведения героев…


Тип урока: комбинированный.
Оборудование: портрет С.Т. Аксакова, аудиозапись очерка (6 минут),  повесть «Детство Багрова-внука».
Методические приемы:
беседа – диалог, анализ, сопоставление поведения героев разных произведений, разных авторо, разных эпох, разных возрастов…и беседа по ним, рефлексия.
Структура урока

I Вступительная беседа.

-Сегодня я хочу познакомить вас с творчеством известного русского писателя I-ой половины XIX века  С. Т. Аксакова.  Мы с вами не обращались к его творчеству, так как он не включён в программу нашего учебника. Но знать о нём очень полезно. К тому же мы будем обращаться параллельно ко многим другим писателям, с творчеством которых мы с вами знакомы.

-А почему ?       Вы дадите ответ на этот вопрос  сами в конце урока.

II. Проверка домашнего задания.

- Хотя…кое-что вы о нём уже знаете, если читали сказку «Аленький цветочек»

- О чём она?

-Символом  каких нравственных ценностей является аленький цветочек?

III. История создания сказки «Аленький  цветочек»

- Не менее интересна история создания этой сказки:

Осенью 1854 года в подмосковное Абрамцево, где он жил почти безвыездно, приехал из Петербурга средний сын, Григорий, и привез с собою пятилетнюю дочь Оленьку. Кажется, именно тогда Сергей Тимофеевич в последний раз почувствовал себя здоровым и молодым.

Радостная, бегала Оленька по дому и не умолкала никак: «Дедушка, ты обещал пойти на реку!.. Дедушка, а где лесной Мишка живет?.. Дедушка, расскажи сказку!..»

И он стал рассказывать ей про свои детские игры, про старые книжки, что запоем читал когда-то в далекой Уфе, про свои зимние и летние поездки из города в деревню и обратно, про рыбную ловлю, которой увлекся едва ли не с младенчества, про бабочек, которых ловил и собирал…  Но сказки – не было. Погостивши, Оленька уехала. Настала зима. 26 декабря 1854 года ей исполнилось шесть лет, и дедушка послал ей подарок: стихотворение – совершенно детское и гениальное в простоте своей:

Если Бог даст силы,                     Про малюток-птичек,

Ровно через год                             Про гнездо яичек,

Оле, внучке милой,                      Бабочек красивых,

Дедушка пришлет                       Мотыльков игривых,

Книжку небольшую                    Про лесного Мишку,

И расскажет в ней                       Про грибочек белый -

Про весну младую,                    И читать день целый

Про цветы полей,                         Станет Оля книжку…

А в 1858 году, работая над книгой "Детские годы

Багрова - внука", Сергей Тимофеевич вспомнил ключницу Пелагею, ее

замечательную  сказку  "Аленький  цветочек"  и  записал  ее  по

памяти. Впервые она была напечатана в 1858 году  и  с  тех  пор

стала у нас любимой сказкой.

Сказку   "Аленький  цветочек"  услышал писатель Сергей Тимофеевич Аксаков (1791 -- 1859) в детстве во время своей болезни. Писатель так рассказывает об этом в повести "Детские годы Багрова - внука":

     "Скорому   выздоровлению  моему  мешала  бессонница...  По

совету тетушки, позвали один раз ключницу Пелагею, которая была

великая  мастерица  сказывать  сказки,  которые  даже покойный

дедушка любил слушать...  Пришла  Пелагея,  немолодая,  но  еще

белая,  румяная...  села  у  печки  и  начала говорить, немного

нараспев: "В некоем царстве, в некоем государстве..."

     Нужно  ли  говорить,  что я не заснул до окончания сказки,

что, напротив, я не спал долее обыкновенного?

     На  другой  же  день  выслушал  я  в другой раз повесть об

"Аленьком цветочке". С этих пор, до самого моего выздоровления,

Пелагея   ежедневно  рассказывала  мне  какую-нибудь  из  своих

многочисленных сказок.  Более  других  помню  я  "Царь-девицу",

"Иванушку - дурачка", "Жар - птицу" и "Змея Горыныча".

 Это было одно из последних произведений Сергея Аксакова.

IV. Преемственность поколений. Общие образы. Повторение изученного в 7-ом классе.

А)- А через 100 лет с одним из известных писателей теперь уже советской эпохи произойдёт подобная история,  которая станет причиной зарождения ещё одного литературного произведения про цветок  доброты  и любви.  Неказистый цветочек помогает привыкнуть маленькой девочке в лагере.

-Что это за история?

Сказка-быль «Неизвестный цветок» была написана незадолго до смерти писателя. Платонов щедро расходовал силы своей одарённой души. Сказку «Неизвестный цветок» писатель подарил пятилетней  дочке Маше, которая потом посвятит свою жизнь памяти отца.

-Как вы думаете, кто в данном случае является Учителем и для кого?

Выводы: А объединяет Аксакова и Платонова не только образ цветка доброты, любви и благодарности, но и многое другое. Андрей Платонов воспитывался в семье, которой было 10 человек детей, а в семье  Сергея Тимофеевича Аксакова было 6 сыновей и 8 дочерей; в своём творчестве оба эти писателя писали о семейном воспитании,  о добром отношении к людям, окружающим… ( рассказ «В прекрасном и яростном мире»)  Мы с вами уже использовали известную платоновскую фразу: ко всему нужно относиться по-отцовски…

Б) Аксаков же первый из русских писателей создал мемуарно-автобиографическую  повесть «Детские годы Багрова - внука» (1858), в которой   раскрыл сущность и природу исконно русского семейного воспитания, тонкую психологию детской души. Мало того, что он создал такую книгу, он показал пример и для других писателей разных эпох, которые тоже обратились к этому жанру.

- Давайте вспомним, чьи автобиографические трилогии мы с вами изучали. (Л. Н. Толстой, М. Горький)

И снова мы можем отметить, что Аксаков явился литературным примером для писателей 2-ой половины XIX в.- Толстого и писателя начала XX века- Максима Горького.

V. Работа по теме урока.

- А первым произведением, принёсшим известность Сергею Аксакову, был очерк «Буран», написанный в 1834 году. Давайте послушаем его и подумаем, какой образ связывает это произведение с рассказом, который вы прочитали дома. И в каких  классических произведениях мы уже встречались с этим образом?

Слушание записи.

Беседа по прослушанному:

-Какой образ?  ( буран)

-  В каких  классических произведениях мы уже встречались с этим образом?

(А.С.Пушкин «Капитанская дочка»  и из повестей Белкина «Метель»)

VI. Проверка домашнего задания. (передать сюжет рассказа православного писателя «Мы и мама»)

Передать сюжет(Общим для обоих произведений является образ бурана, герои попадают в одинаковую ситуацию, но действуют по-разному: 6 молодых смельчаков и мальчик, который не побоялся остаться в поле; одни погибают, а другие спасают жизнь другим…)

-Каким образом в этих произведениях раскрывается  природа исконно русского семейного воспитания?

Герои, оказавшись в одинаковой ситуации, поступают по-разному:  у одних  сердце падает, кровь стынет от  ужасного вида возмущения зимней северной природы. Человек теряет память, присутствие духа, безумеет, что и становится  причиной гибели многих несчастных жертв.

VII.Беседа по вопросам.

- Как вы думаете, что стало с шестью смельчаками?

Дослушаем текст.

-А как , по вашему,  поступает мальчик из другого рассказа?

 -Как так  получилось, что маленький мальчик сам догадался, как поступить, и тем самым спас своих подопечных?

- Давайте проведём параллель между поведением писателей и поведением молодых героев.

Вернёмся к началу урока и ответим на вопрос:

-Почему  всё же уважающему себя ученику не позволительно не знать такого писателя как С. Т. Аксаков?

- Почему поступок мальчика вызывает восхищение?

VIII. Выводы по уроку:

- О каких жизненных ценностях напоминают нам эти литературные и реальные образы героев?

Если об это напоминают нам такие известные и почитаемые люди, мы-то для себя должны взять это  в качестве образца и примера для своего поведения?

-Например, какие подобные ситуации встречаются в нашей цивилизованной жизни?

IX. Рефлексия.

-Какое маленькое открытие   для себя позволила нам сделать информация урока?

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Каждый выбирает для себя"(интерпретация рассказа Ф. Искандера "Возмездие"): урок внеклассного чтения в 8 классе

Интерпретация текста художественного произведения – одно из основных умений, которому должен научиться выпускник школы. Данный вид работы позволяет увидеть взаимосвязь всех элементов текста: от художе...

Джанни Родари. Урок внеклассного чтения. 5 класс

Урок внеклассного чтения в 5 классе после изучения произведения «Сказки по телефону» Джанни Родари. Урок-презентация. Цель данного урока: обобщение знаний о творчестве Джанни Родари, развитие тв...

Разработка урока внеклассного чтения, 4 класс

Урок внеклассного чтения в 4 классе коррекционной школы 8 вида по рассказу Н.Носова "Заплатка"...

разработка урока внеклассного чтения, 6 класс, коррекционная школа 8 вида

разработка урока по теме "К.Паустовский. Кот-ворюга" для 6 класса коррекционной школы 8 вида...

презентация к уроку внеклассного чтения, 6 класс

презентация о творчестве К.Паустовского...

презентация к уроку внеклассного чтения, 6 класс

презентация по книге К.Паустовского "Кот-ворюга"...

Тема: «Месть или прощение»? (по рассказу В. Солоухина «Мститель»). Урок внеклассного чтения в 6 классе

Урок анализа рассказа В Солоухина поможет понять, что такое месть и возмездие, что месть живёт только среди людей, животные не знают, что такое месть. И прощать умеет только человек, для этого ему дан...