Тема урока: Праведный старец-очевидец нескольких чудесных явлений.
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Урок литературы в 9-ом классе. Изучение жития Сергия Радонежского в параллели с образами пророка А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka.docx23.86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Праведный старец-очевидец нескольких чудесных явлений.

Цель урока: осознать значимость праведности Святого.

Задачи урока:

  1. вызвать интерес к личности Святого;
  2. провести параллель между образом пророка Пушкина и Лермонтова и праведником Земли русской;
  3. выявить главные жизненные ценности, примеры поведения, образцы для почитания…

Ход урока:

I.  организация начала урока (психологический настрой учащихся);

II. сообщение темы урока и его задач;

На доске написаны даты:

(1314-1392)-78 лет жизни (из них 55 лет иночества)

2014 год

-Ребята, посмотрите на даты и догадайтесь, какой дате посвящён наш сегодняшний урок?

(Т.К. на уроках часто ссылаюсь на знаки и символы, ребята, сосчитав годы жизни, догадываются, что урок будет посвящён 700-летию рождения Преподобного Сергия Радонежского)

Слайд 1 с темой урока: 

Праведный старец-очевидец нескольких чудесных явлений. По книге  А. Нечволодова

«Сказания о русской земле».

Ко Дню Православной книги 2014 г.

III.Слово учителя:

Кроме того что Преподобный Сергий Радонежский прожил очень достойную жизнь, он был очевидцем нескольких чудесных явлений. Такого удостаивались немногие угодники, даже среди всех величайших подвижников Афонской горы был только один Святой Пётр, который сподобился видеть в тонком сне Пречистую Деву.

Святой Сергий удостоился этого величайшего счастья за свою беспредельную любовь к Земле Русской.

Слайд 2.

Однажды во время глубокой молитвы он увидел множество птиц и услышал голос: «Сергий, Господь внял молитве твоей о чадах твоих. Как видишь этих птиц, так умножится число учеников твоих, и после тебя не оскудеют последующие стопам твоим.» Сергий в радости позвал ученика своего Симона, и тот ещё мог видеть конец явления.

Слайд 3.

 Ещё гораздо более знаменательно было другое явление. Оно имело место в посту Рождества Христова, в пятницу, вероятно, в 1388 году .Стоя, по обычаю своему, перед иконой Божией матери, Сергий горячо молился Ей; затем, прочтя канон Пречистой и совершив правило, он сел, чтобы немного отдохнуть. Тут же находился и его келейник Михей.

Вдруг Преподобный обратился к нему со словами: «Чадо, трезвися и бодрствуй, потому что сейчас имеет быть нам чудное и ужасное посещение.» И когда он ещё говорил это, услышан был голос: «Пречистая идёт.» Тогда Сергий поспешно вышел в сени келий. Его озарил большой свет, ярче солнечного, и он увидел Царицу Небесную с апостолами Петром и Иоанном, блистающих в несказанной светлости. Не будучи в состоянии переносить нестерпимый свет, Сергий пал ниц. Пречистая прикоснулась к нему руками Своими и сказала: «Не ужасайся, избранник Мой. Я пришла посетить тебя. Услышана молитва  об учениках твоих, о которых ты молился, и об обители твоей; не скорби более, ибо отныне она всем будет изобиловать, и не только до тех пор, пока ты жив, но и по твоём ко Господу отшествии, неотступна буду от твоей обители, подавая неоскудно потребное и снабжая её и покрывая.» Сказав это, Царица Небесная стала невидима, а Святой пребывал как бы в исступлении ума, будучи одержим страхом и трепетом.

Придя в себя, он нашёл Михея лежащим от страха, как мёртвого; когда последний очнулся, то он стал спрашивать Святого Сергия: «Скажи, отче, Господа ради, что значило это чудное явление, так как дух мой едва не вышел из моего тела от блистающего видения.»

 Но Святой, глубоко взволнованный сам, мог только ответить: «Потерпи, чадо, потому что и во мне трепещет дух мой от чудного видения.»  И так они стояли в безмолвном удивлении друг против друга. Потом Сергий приказал призвать братьев Исака и Симона и рассказал по порядку, как происходило чудесное посещение его  Богоматерью. Отстояв молебен Пречистой, все разошлись, но Сергий всю ночь пробыл без сна, размышляя о неизречённом видении.

Слайд 4.

В 1392-ом году, достигнув маститой старости, Святой Сергий  получил откровение за шесть месяцев о своём преставлении. Призвав братию, он вручил игуменство ученику своему Никону, а сам подвергся совершенному безмолвию.  В начале сентября  Святой старец  впал в предсмертную  болезнь,  а 25 сентября, преподав братии конечное поучение об иноческом  доброжитии,  он предал дух свой  Богу после 78 лет жизни и 55 лет иночества. По своему смирению Святой  Сергий приказал положить своё тело на общем кладбище, но митрополит, по просьбе братии, отдал повеление похоронить  его в церкви, на правой стороне от алтаря, причём на отпевание его собралось множество народа.

5 слайд.

Говорить о заслугах Святого Сергия перед Родиной не приходится, так как на всём обширном пространстве нашего Отечества, конечно, нет простого человека, который не знал бы о Сергие Радонежском,  и не найдётся ни одной простой  женщины,  которая  не учила бы своих детей ещё с колыбели ему молиться.

Так писал в своей книге «Сказания о русской Земле» Александр Нечволодов в 1911 году.

 В 2014 году согласиться  со словами историка сложно, ибо,  наверное, только редкая женщина в 2014 году учит своих детей ещё с колыбели молиться преподобному Сергию Радонежскому.

IV.  Проверка домашнего задания.

-Скажите, пожалуйста, а  с какими ещё праведными людьми Земли Русской мы знакомы с вами?

(Отвечают ученики, у которых было индивидуальное задание вспомнить о Серафиме Соровском, Великом князе Александре Невском, Повесть о Петре  и Февронии  Муромских)

-Как вы думаете, все они были  люди обычные или необычные?

V.  Сопоставление литературных образов.

Для того чтобы у вас возникли  определённые мысли,  мы с  вами проведём  параллель с литературными образами, в частности, обратимся к образу Пророка.

-У кого из писателей  XIX века встречается образ пророка?

Подготовленная девочка читает стихотворение А.С.Пушкина «Пророк»

-В какой ключевой фразе заключено основное назначение пророка?

-Что это значит?

Вывод учителя:  Да, действительно, нести людям истину, которая заключается в том,  что человек,  пока живёт на земле,  должен научиться, казалось бы,  самому простому,  но,  оказывается, самому сложному, а порой - невозможному- любви к ближнему своему, как самому себе.

Слайд 7

Для того чтобы пророк исполнил своё предназначение, Господь Бог  посылает ему в помощь шестикрылого Серафима, ибо одному человеку без Бога это  сделать невозможно.

Мы с вами обратим внимание только на одну деталь - глаза.

Чтобы научиться видеть по-другому, необходимо прикосновение Господа.

Получается, чтобы суметь возлюбить, нужно поменять своё видение.

Слайд 8

 Светильник для тела его есть око. И так, если око твоё будет чисто, то всё тело твоё будет светло.
Если же око твоё будет худо, то всё тело твоё будет темно. (Из евангелия)

(Примеры из литературы и из жизни, что значит обладать светлым видением и тёмным видением)

-Как вы думаете, каким видением обладали Святые земли русской?

Да, только светлым видением, поэтому они были  избранниками.

VI.  Работа с классом по домашнему заданию.  ( Дома  нужно было самостоятельно познакомиться с Житием Сергия Радонежского. Пользуясь своими знаниями,  дети должны аргументировать тот или иной факт.)

- Приведите пример в доказательство того, что Сергий Радонежский ещё с детства был необыкновенным ребёнком?

Слайд 9

- Приведите примеры в доказательство того, что Святой всегда почитал своих родителей.

VII. Интеграция. Расскажите, что представляло собой суровое одиночество Святого?

Вспомним образ пророка в лирике М. Ю. Лермонтова.

(Подготовленный ученик читает стихотворение «Пророк» Лермонтова.)

Давайте проведём параллель между образом жизни пророка и Святого.

Лермонтов пишет, что хорошо жилось в пустыне пророку.

- Как пришлось Сергию Радонежскому одному в дремучем лесу?

Но чтобы достигнуть такой гармонии с природой, каждому пришлось  много потрудиться. И этот труд не столько физический, сколько духовный. Сергий Радонежский был в постоянной молитве, дабы вынести все испытания и стяжать благодать Божью не для себя, а для Земли Русской. Таким образом, в отличие от лермонтовского  пророка  Сергий Радонежский привлёк внимание людей,  даже  убежав из города. Мало того, люди сами стали собираться вокруг него и строить сёла. Так достиг Святой славы земной.

- Но другое  дело, как он относился к этой славе?  

VIII. Работа с классом по домашнему заданию.  

 Есть ещё такое явление, как дар прозорливости (учащиеся рассказывают про исцеление малютки и про святого Стефана)

Ну а самое главное достоинство Преподобного Сергия Радонежского-это любовь к Земле Русской. (Ребята рассказывают о роли Сергия Радонежского  в Куликовской битве, о его связи с Дмитрием Донским )

IX. Заключение. Таким образом, мы с вами назвали множество добродетелей, которыми обладал Сергий Радонежский.

А заслужил это тем, что всю жизнь свою стяжал благодать Божью для Земли Русской, отказываясь от земных благ, приобретая небесные.

И давайте возобновим хорошую привычку русского народа, которая приобреталась в течение  многих веков, когда  каждая женщина учила своих детей ещё с колыбели молиться Преподобному Сергию Радонежскому.

X. Рефлексия.

-Какие открытия для себя мы сделали на уроке?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме «Дробь как одна или несколько равных долей»

Изучение обыкновенных дробей как результат деления натуральных чисел....

Конспект урока по русскому языку в 9 классе Тема урока «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными» (практикум)

Цель урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными. Задачи урока: Обучающие задачи: - закрепить полученные знания...

Тема урока: « Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными».Урок русского языка в 9 классе.

"Отсутствие запятой в сложноподчинённом предложении с однородным подчинением" как элемент подготовки к ОГЭ....

Конспект открытого урока по теме "Доброта и милосердие в рассказе «Чудесный доктор» А.И. Куприна"

Конспект открытого урока по литературе в 6 классе по теме "Доброта и милосердие в рассказе «Чудесный доктор» А.И. Куприна"....

Короткова Н.Р. Урок выведения новых знаний (русский язык) Класс: 9 Тема урока: типы подчинения придаточных (параллельное, последовательное, однородное) в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными

Урок с применением СДО направлен на выведение и усвоение обучающимися  новых понятий: типы подчинения придаточных частей  в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными;Отличител...

Урок –семинар. Тип семинара: урок выведения новых знаний (русский язык) Класс: 9 Тема урока: типы подчинения придаточных (параллельное, последовательное, однородное) в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными Цели урока:

План семинараЧем объяснить, что сложноподчинённое предложение является видовым признаком  понятия «Предложение»?Как доказать, что наличие предикативной части является отличительным пр...