Рабочая программа факультативного курса по литературе 5 (6) класс "Чем пахнут ремёсла?"
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

Кормашова Надежда Сергеевна

Факультативный курс по литературе направлен на знакомство учащихся с различными профессиями через художественные произведения русских и зарубежных писателей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа факультативного курса по литературе в 5 классе

Чем пахнут ремёсла?

 Учитель русского языка и литературы                                                                        Кормашова Н.С.

                          г. Бабаево

                               2012 г

МБОУ «Бабаевская средняя  общеобразовательная школа №1»

                                                          Утверждаю

                                                                 Заместитель директора по учебной              

                                                                  работе____________/____________/


   Программа факультативного курса по литературе в 5 классе

                               «Чем пахнут ремёсла?»

    Пояснительная записка.

   В соответствии с  задачами, которые поставлены  перед современной школой ФГОС второго поколения, в свете работы школы по направлению «Школа как центр профессиональной ориентации обучающихся» вести знакомство с особенностями различных профессий на материале публицистической и художественной литературы, расширять кругозор и знаниевую компетенцию обучающихся в данной сфере.

    Цель курса:  формировать представление о различных профессиях, их появлении, развитии и специфике; о человеческих качествах и талантах, необходимых для того, чтобы быть мастером своего дела.

    Компетентностные задачи:

. формировать читательскую культуру обучающихся;

.   развивать готовность и способность к саморазвитию и самообразованию;

.   вести на материале художественных и публицистических текстов ориентировки в мире профессий; знакомить с профессиями, которые особенно необходимы и распространены на Вологодчине;

.  развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира.

Структура курса:

  1. Чтение и анализ предложенных учителем и найденных самостоятельно произведений о профессии.
  2. Исследовательские работы и творческие мастерские, сообщения и самостоятельно подготовленные презентации.
  3. Творческие работы и сочинения-миниатюры в качестве зачетных работ.

 Список литературы и тематическое планирование  (прилагается).

Участники: учащиеся 5-а класса МОУ «Бабаевская средняя общеобразовательная школа №1» в количестве 22 человек.

Предполагаемые результаты: расширение представлений о профессиях и их особенностях; формирование понимания  востребованности  определённых профессий для развития современной экономики; знание истории развития профессий.

Автор программы: Кормашова Н.С., учитель русского языка и литературы МОУ «Бабаевская средняя общеобразовательная школа №1».

МБОУ «Бабаевская средняя общеобразовательная школа №1»

                                                          Утверждаю

                                                                 Заместитель директора по учебной              

                                                                  работе____________/____________/

   Программа факультативного курса по литературе в 5 классе

                               «Чем пахнут ремёсла?»

        Учитель русского языка и литературы

                                                                        Кормашова Н.С.

                       

                                      г. Бабаево

                                          2012 г



Предварительный просмотр:

        Примерное тематическое планирование занятий

факультативного курса «Чем пахнут ремёсла?» 5 класс.

                                  Всего – 34 часа.

№ пп

     Тема занятия

   Основные виды              деятельности

Творческие и зачётные работы

1- 2

     Кем быть?

(Писатели о выборе профессии).

Чтение и обсуждение произведений В.Маяковского «Кем быть?», Д.Родари «Чес пахнут ремёсла?» и страниц книги Е.Велтистова «Приключения Электроника» (размышления Серёжи Сыроежкина о выборе профессии).

Сочинение-миниатюра «Я хочу стать…»

3 - 4

«Все работы хороши»

Е.Пермяк. Золотой гвоздь. (Сказки о труде).

Образ мастера в сказках.

Чтение сказок, определение основной мысли и авторской позиции.

Нарисовать или описать образ мастера из сказки.

5

«Как ваше здоровье?»

А.И.Куприн. Чудесный доктор.

Чтение рассказа; выборочный пересказ; объяснение смысла заглавия.

Создание иллюстрации к рассказу.

6

«Как ваше здоровье?»

А.П.Чехов. Хирургия.

Выявление роли юмора в рассказе; формулировка своих выводов на основе содержания рассказа, соотнесение с авторской позицией.

Рассуждение на тему «Что нужно для того, чтобы быть хорошим врачом?»

7 - 8

«Как ваше здоровье?» (Глава из

книги «Звоните и приезжайте» А.Алексина.

Чтение и составление вопросов к рассказу.

Беседа по самостоятельно составленным вопросам.

Самостоятельно подготовленные сообщения о работе медицинского персонала: врача, медсестры, санитарки и их обязанностях.

 9 - 10

П.П.Бажов

Каменный цветок.

Жизнь и условия труда горных мастеров в царской России.

Понятие о жанре сказа; чтение, обсуждение и словарная работа;

устное словесное рисование.

Создание своего «каменного цветка» любыми средствами: пластическими, языковыми, изобразительными.

11 - 12

О профессии машиниста.

Н.И. Андреев. Как человек проехал по железной дороге.

А.П.Платонов. Корова.

Знакомство с историей появления железных дорог в России и профессиями кочегаров и машинистов.

Чтение и беседа по рассказу А.Платонова «Корова».

Индивидуальные сообщения о истории первых железных дорог в России, их строительстве, о паровозах, тепловозах, электровозах и современных скоростных поездах.

13

А.П.Платонов. Образ паровоза в рассказе

«Жена машиниста».

Судьба машиниста в рассказе; образ машины в рассказе «Корова» и «Жена машиниста»; характеристика образа-персонажа.

Сочинение-миниатюра «О чём заставил задуматься рассказ

А.Платонова?»

14 - 15

Книги о лётчиках.

А. Маркуша «Человек-птица», «Синее небо» и др.

Пересказ содержания прочитанных книг, сообщения о создании первых аэропланов и аэростатов, о современной авиационной технике.

Создание и подбор иллюстративного материала, самостоятельная подготовка сообщений по теме.

16

Л.Петрушевская.

Остров лётчиков.

Чтение и обсуждение произведения.

Сообщения (См.предыдущее занятие).

17 - 18

Книги о космосе и космонавтах.

Самостоятельный подбор, прочтение и аннотация к книге.

Создание иллюстраций.

19 - 20

21 - 22

О профессиях важных и нужных.

1) В.Гальченко. Приключения пожарного.

2) Феликс Лев. Про хрупкий хрусталь и стойкую сталь.

3) И.Мельников. Про часы и о часах.

4) Г.Воронин. Дом растёт под небеса.

В.Распутин. Уроки французского.

(Образ учителя).

Чтение книг (по выбору), рассказ о профессии на основе прочитанного произведения; построение монологического высказывания о важности профессии.

Чтение рассказа, обсуждение образа учительницы и её роли в судьбе мальчика.

Построение устного рассуждения по теме.

Письменное высказывание на тему «Если бы я был учителем,..»

23 - 25

В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Воспитание характера.

Чтение и обсуждение; характеристика главного героя произведения, оказавшегося в трудных жизненных условиях.

Составление воображаемой карты местности тайги, где было открыто Васюткино озеро.

26 - 27

Дж.Хэрриот. О профессии ветеринарного врача.

О всех созданиях, больших и малых (Избранные главы книги).

Чтение отдельных глав книги Дж.Хэрриота; рассказ о профессии ветеринарного врача по самостоятельно прочитанным произведениям.

Рассказ о домашних любимцах и об уходе за ними; рисунки «Мы в ответе за них…»

28 - 29

Трэверс. Образ няни в сказочных повестях

«Мэри Попинс» и «Мэри Попинс, до свидания!».

 Пересказ самостоятельно отобранных эпизодов, характеризующих человеческие и профессиональные качества няни.

Выборочное чтение

Выявление качеств характера, знаний и умений, необходимых няне; сравнение с профессией учителя.

30-31

Астрид Линдгрен

Приключения Кале Блумквиста. (Профессия детектива, сыщика).

 

Чтение отдельных глав, обсуждение. Профессия юриста, детектива. Ответ на проблемный вопрос: «Чего недостаёт Кале, чтобы стать настоящим сыщиком?»

Иллюстрации к повести.

32 - 33

Конан Дойл. Приключения Шерлока Холмса.

 Профессионализм главного образа-персонажа. Чтение историй, пересказ самостоятельно подготовленных глав.

Просмотр фильма «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона».

34

Рекомендации для чтения летом. Отзывы об изученных произведениях.

Рекомендуемый список произведений для летнего чтения.



Предварительный просмотр:

          Использованная литература.

          Книги о профессиях.

  1. В.В.Маяковский. Кем быть?
  2. Дж. Родари. Чем пахнут ремёсла?
  3. Е. Велтистов. Приключения Электроника. (Размышления Серёжки о выборе профессии. Образ учёного. Образ учителя).
  4. Е. Пермяк. Золотой гвоздь. (Сказки о труде).
  5. П.П.Бажов. Малахитовая шкатулка. (Работа и жизнь каменотёсов, мастеров). («Каменный цветок»).
  6. Н.С.Лесков. Левша. (Кузнец Левша).
  7. А.И.Куприн. Чудесный доктор. (Образ врача).
  8. А.П.Чехов. Хирургия.
  9. А.Алексин. «Как ваше здоровье?» (Главы из книги «Звоните и приезжайте!»)
  10. Н.И.Андреев. Как человек проехал по железной дороге, «Художник РСФСР», 1984.
  11.  А.П.Платонов. Корова. (Путевой обходчик. Машинисты)
  12.   А.П.Платонов. В прекрасном и яростном мире. (Профессия машиниста).
  13.  В.П.Астафьев. Васюткино озеро. (Рыболовецкая бригада).
  14.  А. Маркуша. Книги о лётчиках («Человек-птица», «Синее небо» и др.)
  15.  Л.Петрушевская. Остров лётчиков.
  16.  Р.Погодин. Время говорит – пора. (Слесарь).
  17.  Виктор Гальченко. Приключения пожарного. М., «Дет.литература»,1977
  18.  Феликс Лев. Про хрупкий хрусталь и стойкую сталь, М., 1968.
  19.  И.Мельников. Про часы и о часах . М., 1983
  20.  Геннадий Воронин. Дом растёт под небеса. (Строитель).
  21.  В.Распутин. Уроки французского. (Учитель).
  22.  Ч.Айтматов. Первый учитель.
  23.  Джеймс Хэрриот «О всех созданиях, больших и малых» (Профессия ветеринара).
  24.  Астрид Линдгрен. Приключения Кале Блумквиста. (Сыщик)
  25.  Конан Дойл. Проиключения Шерлока Холмса. (Детектив, сыщик).
  26.  Трэверс. Мэри Попинс. Мэри Попинс, до свиданья! (Работа няни).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образы машиниста и паровоза в рассказах А.П.Платонова (По рассказам «Корова» и «Жена машиниста»).

Слайд 2

Немного истории Триста лет назад, когда появились «железные дороги», паровозов не было, рельсы и стрелки были деревянными, в вагонетки с углём и рудой запрягали лошадей. Позднее рельсы стали делать из чугуна, и в 1803 году английский инженер Р.Тревитик построил первый паровоз. В 1825 году в Англии открылось движение поездов по первой железной дороге общего пользования.

Слайд 3

Первые паровозы в России В России первый паровоз был построен в 1834 году талантливыми изобретателями Е.А. и М.Е.Черепановыми. В России первые поезда пошли в 1837 году из Петербурга в Царское село. В 1851 году была открыта железная дорога Санкт-Петербург – Москва.

Слайд 5

Пассажирские паровозы серии «Б» в 1863-1867 годах.

Слайд 6

Товарные мощные паровозы. Товарные паровозы «ОВ» начали строить в конце XIX века. Надёжные и неприхотливые, они могли отапливаться углем, мазутом, дровами и торфом. Пассажирский паровоз серии «С» 1910 года мог водить поезда со скоростью до 125 километров в час.

Слайд 7

Паровозы 30-х – 40-х годов XX века. «ИС», «ФД», «СО» - паровозы этих серий строились на наших заводах в годы предвоенных пятилеток. Пассажирский «ИС» 1932 года уже поражал своим изяществом, был надёжным и мощным локомотивом, его скорость достигала 140 километров в час. Богатырю «СО» большая скорость была не нужна – он водил тяжёлые товарные составы.

Слайд 8

Паровоз серии «ИС» (Иосиф Сталин).

Слайд 9

Задания к рассказу «Жена машиниста» А.П.Платонова. Найти и определить значение профессионализмов, использованных Платоновым в рассказе: Палец* (у паровоза), левая машина*, дышло*, шатун*, паровозные оси*, бандаж*, тяжеловесный состав*, тендерный крюк*, затяжной подъём*, стать врастяжку*, большой клапан*

Слайд 10

Из рассказа А.П.Платонова «Жена машиниста». «Семья Петра Савельича была небольшая: она состояла из него самого, его жены и паровоза серии «Э», на котором работал Пётр Савельич».

Слайд 11

О ком идёт речь в диалоге? «За ужином они сидели молча. Муж медленно ел щи и отогревался, но на лицо по-прежнему был угрюмым. - Ты что это, Пётр Савельич? – тихо спросила жена. – Иль случилось что с ним, боль или поломка какая? - У него палец греется… - сказал Пётр Савельич.»

Слайд 12

Каким должен быть настоящий механик, мастер своего дела? Да одну машину – это знать мало. Надо видеть всю целую природу – и погоду, у что у тебя на рельсах: мороз или жарко, и подъёмы надо знать наизусть, и машина как себя чувствует сегодня…

Слайд 13

Из рассказа «Корова». «Паровоз работал с таким напряжением, что из трубы его вылетали кусочки угля и слышалась гулкая дышащая внутренность котла. Колёса машины медленно проворачивались, и механик следил за ними из окна будки. Впереди паровоза шёл помощник машиниста. Он брал лопатой песок и сыпал его на рельсы, чтобы машина не буксовала».

Слайд 14

Из рассказа «Корова». « Паровоз враз, во всю полную скорость, завертел колёсами на месте, точно узник, бросившийся бежать на свободу, даже рельсы под ним далеко загремели по линии».

Слайд 15

Что общего в изображении паровоза в рассказах А.Платонова? «Паровоз тяжело, медленно шёл вслед за мальчиком, растирая песок стальными колёсами. Угольная гарь и влага из охлаждённого пара падали сверху на Васю, но ему было интересно работать, он чувствовал себя важнее паровоза, потому что сам паровоз шёл за ним и лишь благодаря ему не буксовал».

Слайд 16

« Кроме поля, деревни, матери и колокольного звона, я любил ещё ( и чем больше живу, тем больше люблю) паровозы, машину, ноющий гудок и потную работу. Я уже тогда понял, что всё делается, а не само родиться».

Слайд 17

Андрей Платонов



Предварительный просмотр:

                                  «Живительная сила искусства»

                  Факультативное занятие по рассказу К.Г. Паустовского «Старый повар»      

Цель: показать живительную силу искусства,  силу музыки, когда она создана великим композитором, творящим для людей.

Задачи:

- отрабатывать навыки выразительного чтения, умение выделять главное, определять идею произведения;

- познакомить с творчеством  композитора Вольфганга Амадея Моцарта, учить слушать и понимать прекрасное;

- формировать навыки монологической речи, строить рассуждение, аргументировать свою мысль.

Наглядность: портрет К.Г.Паустовского, портрет В.А.Моцарта, музыкальные произведения В.А.Моцарта, сопровождающие чтение.

Методическое обоснование занятия: работа по тексту рассказа К.Г.Паустовского «Старый повар» позволяет соединить два искусства – искусство слова и музыку, приобщить детей к прекрасному, развивать у них эстетический вкус; формировать речеведческие навыки.

На доске:

Моцарт Вольфганг Амадей (1756 – 1791) – великий австрийский композитор и дирижёр.

Константин Георгиевич Паустовский (1892 – 1968) – автор известных повестей и рассказов для детей и взрослых «Тёплый хлеб», «Квакша», «Растрёпанный воробей», «Кот-ворюга» и других. Писатель воспевал красоту родной природы, людей, любящих труд и творчество. Многие свои произведения он посвятил музыкантам, художникам, писателям, артистам.

Словарная работа.

  1. Флорин – старинная западно-европейская монета (золотая или серебряная).
  2. Жабо – пышная отделка у воротника из кружев или лёгкой ткани.
  3. Клавесин – старинный струнный щипковый клавишный музыкальный интструмент.
  4. Камзол – старинная мужская куртка-безрукавка под верхнюю одежду.

                                                               Ход урока.

1 этап. Организационный момент. Можно, пока ребята настраиваются на урок, включить одно из произведений Моцарта.

- Что мы понимаем под словом искусство? Какие виды искусств вы знаете?

Искусство – 1) Творческое воспроизведение действительности в художественных образах, творческая художественная деятельность. 2) Отрасль творческой художественной деятельности ( изобразительное, сценическое, прикладное, кино и др.)

- А зачем оно нужно? Зачем художник пишет картины? Композитор пишет музыку? Писатель создаёт художественные произведения? Почему поэт пишет стихи? Каково назначение искусства?

(Чтобы выразить себя, показать своё видение мира, его ощущение, передать свои эмоции).

- Существует такое выражение «Из любви к искусству». Как вы его понимаете?(Из любви к самому делу, к своему занятию, без каких-либо корыстных целей).

2 этап. Выразительное чтение рассказа «Старый повар» (подготовленными учениками или учителем) с музыкальным сопровождением.

А) Слово о К.Г.Паустовском (запись на доске).

Б) Прослушивание рассказа.

Ответьте на вопрос: - Удалось ли Моцарту выполнить последнюю волю умирающего старика?

В) Беседа по вопросам:

- Как вы понимаете слово исповедь?

- Какой грех терзал совесть старого повара Иоганна Мейера?

- Каково было его последнее желание? Как молодому композитору удалось выполнить последнюю волю умирающего?

- Слушайте! – сказал незнакомец. – Слушайте и смотрите! – Он заиграл. ... (звучит музыка).

- Какое воздействие произвела музыка незнакомца на обитателей дома?

(Лицо незнакомца покрыла бледность, клавесин пел полным голосом, старый пёс вылез из будки, на улице пошёл мокрый снег, но пёс не уходил, а только потряхивал ушами).

- А что видел старый повар, слушая музыку великого композитора?

- Как сам композитор комментирует свою музыку, учит её понимать?

Клавесин пел полным голосом впервые за многие годы. Он наполнял своими звуками не только сторожку, но и весь сад. Старый пес вылез из будки, сидел, склонив голову набок, и насторожившись, тихонько помахивал хвостом. Начал идти мокрый снег, но пес только потряхивал ушами.

— Я вижу, сударь! — сказал старик и приподнялся на кровати. — Я вижу день, когда я встретился с Мартой и она от смущения разбила кувшин с молоком. Это было зимой, в горах. Небо стояло прозрачное, как синее стекло, и Марта смеялась. Смеялась, — повторил он, прислушиваясь к звучанию струн.

Незнакомец играл, глядя в черное окно.

— А теперь, — спросил он, вы видите что-нибудь?

— Старик молчал, прислушиваясь.

— Неужели вы не видите, — быстро сказал незнакомец, не переставая играть, — что ночь из черной сделалась синей, а потом голубой, и теплый свет уже падает откуда-то сверху, и на старых ветках ваших деревьев распускаются белые цветы. По-моему, это цветы яблони, хотя отсюда, из комнаты, они похожи на большие тюльпаны. Вы видите: первый луч упал на каменную ограду, нагрел ее, и от нее подымается пар. Это, должно быть, высыхает мох, наполненный растаявшим снегом. А небо делается все выше, все синей, все великолепнее, и стаи птиц уже летят на север над нашей старой Веной.

— Я вижу все это! — крикнул старик.

Тихо проскрипела педаль, и клавесин запел торжественно, как будто пел не он, а сотни ликующих голосов.

— Нет, сударь, — сказала Мария незнакомцу, — эти цветы совсем не похожи на тюльпаны. Это яблони распустились за одну только ночь.

— Да, — ответил незнакомец, — это яблони, но у них очень крупные лепестки.

Г) – Понравился ли вам рассказ? Какие чувства вы испытывали, слушая его?

Д) – Как бы вы сформулировали основную мысль рассказа? Что нам хочет этим рассказом сказать автор?

3 этап. Творческое задание – рефлексия.

 Написание сочинения-миниатюры на тему «Размышляя над рассказом «Старый повар» К.Г.Паустовского» или «Когда искусство становится великим?»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Живительная сила искусства» Факультативное занятие в 5 – 6 классах по рассказу К.Г. Паустовского «Старый повар Автор: учитель русского языка и литературы МОУ « Бегуницкая СОШ» Кормашова Н.С.

Слайд 2

К.Г.Паустовский «Старый повар» Цель: показать живительную силу искусства, силу музыки, когда она создана великим композитором, творящим для людей.

Слайд 3

Доктор Пауст (так звали писателя друзья). Константин Георгиевич Паустовский (1892 – 1968) – автор известных повестей и рассказов для детей и взрослых «Тёплый хлеб», «Квакша», «Растрёпанный воробей», «Кот-ворюга» и других. Писатель воспевал красоту родной природы, людей, любящих труд и творчество. Многие свои произведения он посвятил музыкантам, художникам, писателям, артистам.

Слайд 4

Что такое искусство? Искусство – 1) Творческое воспроизведение действительности в художественных образах, творческая художественная деятельность. 2) Отрасль творческой художественной деятельности ( изобразительное, сценическое, прикладное, кино и др.) - Что мы понимаем под словом искусство? Какие виды искусства вы знаете? - А зачем оно нужно? Зачем художник пишет картины? Композитор пишет музыку? Писатель создаёт художественные произведения? Почему поэт пишет стихи? Каково назначение искусства?

Слайд 5

Словарная работа. Флорин – старинная западно-европейская монета (золотая или серебряная). Жабо – пышная отделка у воротника из кружев или лёгкой ткани. Клавесин – старинный струнный щипковый клавишный музыкальный интструмент . Камзол – старинная мужская куртка-безрукавка под верхнюю одежду.

Слайд 6

Моцарт Вольфганг Амадей (1756 – 1791) – великий австрийский композитор и дирижёр. - Слушайте! – сказал незнакомец. – Слушайте и смотрите! – Он заиграл. ... (звучит музыка). - Какое воздействие произвела музыка незнакомца на обитателей дома? (Лицо незнакомца покрыла бледность, клавесин пел полным голосом, старый пёс вылез из будки, на улице пошёл мокрый снег, но пёс не уходил, а только потряхивал ушами).

Слайд 7

- А что видел старый повар, слушая музыку великого композитора? - Как сам композитор комментирует свою музыку, учит её понимать? Беседа по вопросам: - Как вы понимаете слово исповедь? - Какой грех терзал совесть старого повара Иоганна Мейера? - Каково было его последнее желание? Как молодому композитору удалось выполнить последнюю волю умирающего?

Слайд 8

Клавесин пел полным голосом впервые за многие годы. Он наполнял своими звуками не только сторожку, но и весь сад... Начал идти мокрый снег, но пес только потряхивал ушами. — Я вижу, сударь! — сказал старик и приподнялся на кровати. — Я вижу день, когда я встретился с Мартой и она от смущения разбила кувшин с молоком. Это было зимой, в горах. Небо стояло прозрачное, как синее стекло, и Марта смеялась. Смеялась, — повторил он, прислушиваясь к звучанию струн. Незнакомец играл, глядя в черное окно. — А теперь, — спросил он, вы видите что-нибудь? — Старик молчал, прислушиваясь. — Неужели вы не видите, — быстро сказал незнакомец, не переставая играть, — что ночь из черной сделалась синей, а потом голубой , и теплый свет уже падает откуда-то сверху, и на старых ветках ваших деревьев распускаются белые цветы. По-моему, это цветы яблони, хотя отсюда, из комнаты, они похожи на большие тюльпаны. Вы видите: первый луч упал на каменную ограду, нагрел ее, и от нее подымается пар. Это, должно быть, высыхает мох, наполненный растаявшим снегом. А небо делается все выше, все синей, все великолепнее, и стаи птиц уже летят на север над нашей старой Веной. — Я вижу все это! — крикнул старик.

Слайд 9

Творческое задание. Понравился ли вам рассказ? Какие чувства вы испытывали, слушая его? Как бы вы сформулировали основную мысль рассказа? Что нам хочет этим рассказом сказать автор? Написание сочинения-миниатюры на тему «Размышляя над рассказом «Старый повар» К.Г.Паустовского» или «Когда искусство становится великим?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса "Экономический практикум" для 7-10 классов

Программа в 7-8 классах составлена на основе авторской программы И.М.Бгажноковой «Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью», МИПКРО, Москва, 2003г, в 9-10 классах - на основе...

Рабочая программа факультативного курса "Оригами" для 5-6 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Программа содержит следующие разделы: пояснительная записка; содержание; учебно- тематитеский план; информационные источники; методическое обеспечение программы....

Рабочая программа факультативного курса «Комплексная программа физического воспитания учащихся»

Выявление одарённых детей и  создание условий для оптимального развития  детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также способных   детей,...

Рабочая программа факультативного курса по литературе «ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО»: СОДРУЖЕСТВО ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГИХ ВИДОВ ИСКУССТВА, 6 класс

Литература как школьный предмет имеет интегративный характер, который определяется сущностью литературы как вида искусства. Как и другие виды искусства, литература эстетически осваивает мир, отражая р...

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку 9 класс "Практический курс речеведения"

Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентирова...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Практический курс речеведения» (общеинтеллектуальное направление) для 9 классов (основное общее образование) Количество часов: 17

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Практический курс речеведения»(общеинтеллектуальное направление)для 9 классов(основное общее образование)Количество часов: 17...