Урок-исследование на тему: Особенности изображения батальных сцен в произведениях А.С.Пушкина «Полтава», М.Ю. Лермонтова «Бородино», Л.Н.Толстого «Севастополь в декабре месяце»
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

На данном уроке анализируется изображение батальных сцен в произведениях А.Пушкина, М.Лермонтова и Л.Толстого, определяется специфика их творческого метода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-issledovanie_na_temu.docx35.16 КБ

Предварительный просмотр:

Шевкута  Галина  Ивановна,

учитель русского  языка и литературы.

МОБУ  лицей № 7,  г. Таганрог

Урок-исследование на тему:

Особенности  изображения  батальных сцен  в произведениях А.С.Пушкина  «Полтава»,  М.Ю. Лермонтова  «Бородино», Л.Н.Толстого «Севастополь  в  декабре  месяце»

      Цели:

1)проследить  за  изображением  батальных  сцен  в  произведениях  А.Пушкина,  М. Лермонтова,  Л.  Толстого;

  1. определить:
  • чему  отдают  предпочтение  авторы  в  изображении  войны  и  почему;
  • что  сближает  эти  произведения;
  • каков  авторский  замысел  этих  произведений;
  • как каждый  из  авторов  реализует  свой  замысел.

             Работе  на  уроке  предшествовало  домашнее  задание: общее  для  всех – в учебнике  7  класса прочитать  рассказ  Л. Толстого  «Севастополь в декабре месяце». Часть  учеников (половина  класса) должна  вернуться к  стихотворению  М. Лермонтова  «Бородино».  Другая  часть – к фрагментам  поэмы   А.Пушкина  «Полтава».  Для  воспроизведения в памяти указанных  произведений  учащимся  были  предложены следующие  вопросы:

  • Чьими глазами мы видим сражения, изображённые  в  произведении?
  • Какой способ изображения войны  и  почему  выбирают  авторы?
  • Кому в описании батальных сцен авторы отдают предпочтение?  
  • Каковы итоги сражения? Насколько велика   «цена»   победы или поражения?

После  объявления  темы  и  целей   начинается  первый  этап  урока: проверка  выполнения  домашнего  задания;  сопоставление  батальных  сцен  в  поэме  А.Пушкина  и  М. Лермонтова.  

 

Вступительное  слово  учителя.

            Сегодня мы с вами перенесемся в неспокойные военные времена – побываем на полях сражений под Полтавой и Бородином; увидим героических защитников Севастополя. Войны везде и всегда одинаковы, в каком бы веке и году они ни произошли – ведь от этого они не становятся менее страшными и жестокими.      

1.Как вы думаете, какую основную задачу мы должны будем решить в связи с темой урока? Какой  приём  анализа  текстов нужно будет  использовать  для  того,  чтобы достигнуть  целей  урока?

Сравнивая и сопоставляя батальные сцены у разных авторов, можно будет выяснить, чему отдавали приоритеты Пушкин, Лермонтов и Лев Толстой в изображении войны, определим специфику их творческого метода.

2. Какие   ассоциации  вызывает  у  вас  слово  «война»?

Война – это  горе,  ужас,  страдания, смерть, кровь, несчастья. Этот  ряд   слов  записывается  на  доске  и  в  тетрадях.

 В  конце  урока  выясним, кто из  перечисленных авторов  ближе  всего  подошёл  к  этому  ряду  ассоциаций,  изображая  войну.

 

Первый  этап  урока  посвящен  сравнению  и сопоставлению батальных сцен в поэме  А. С. Пушкина «Полтава»  и стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино».

Беседа  со  ссылкой  на  тексты  произведений.

         1.Чьими глазами мы видим сражение? Найдите  подтверждение  своей  версии в  текстах.

У  Пушкина  описание  боя  ведется от  лица  автора; у Лермонтова – от лица старого ветерана, участника Бородинского сражения.  

2.Как вы думаете, почему М. Лермонтов выбирает именно такой способ изображения войны?

Лермонтов  написал  стихотворение  в 1837 году,  к 25-летию  Бородинского  сражения, когда   еще   были   живы  участники   битвы, и,   по   всей   вероятности,   общался  с ними. Кроме того, рассказ о важнейшем   историческом   событии   автор    доверяет   простому солдату, а не историку, а это уже авторская позиция. Война показана изнутри, мы  видим  то, что видел простой  солдат (приводятся  текстовые  доказательства). С точки зрения поэта, настоящими героями сражения были простые люди, народ.

3.Давайте послушаем, как «звучат»  картины боя у Пушкина и Лермонтова. Есть ли в их звучании что-то общее?

Два  подготовленных  ученика  читают выразительно по очереди отрывки из поэмы Пушкина  «Полтава»  (со слов «И с ними царские дружины…») и стихотворения Лермонтова  «Бородино»  (со слов  «Вам не видать таких сражений!»).

    Есть  ли  что-то  общее  в  этих  картинах?  

        Эти  картины очень  похожи.  Они динамичны, так как оба поэта использовали множество глаголов  движения.

А.С. Пушкин   «Полтава»

М.Ю. Лермонтов   «Бородино»

Швед, русский – колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет…

Вам не видать таких сражений!

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала…

Это создает ощущение стремительности, скорости, натиска. Известно, что Полтавское сражение, например, длилось не более двух часов.  

4.В изображении битв  авторы  используют  вид  звукописи – аллитерацию. Для чего она используется?

А.С. Пушкин   «Полтава»

М.Ю. Лермонтов   «Бородино»

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон…

Звучал булат, картечь визжала…

 \…И залпы тысячи орудий

 Слились в протяжный вой…

 Повторяющиеся  согласные (б, р, ж, н – у Пушкина;  з, ч, р, ж – у Лермонтова) создают эффект присутствия,  ощущение  близко  звучащего  боя.

5.Заметили ли вы, что в этих отрывках есть почти текстовые совпадения на уровне слова, словосочетания, предложения? Попробуйте найти их.  Семиклассники  цитируют.

А.С. Пушкин   «Полтава»

М.Ю. Лермонтов   «Бородино»

 тяжкой тучей отряды конницы летучей

  в дыму среди равнины

  в огне, под градом раскаленным

  бой барабанный

  швед, русский – колет, рубит

  французы двинулись, как тучи

  сквозь дым летучий

  в дыму огонь блестел

  вот затрещали барабаны

  рука бойцов колоть устала.

6.Как вы думаете, в чём  причина таких  совпадений?

На Лермонтова, безусловно, оказала влияние поэма Пушкина, появившаяся девятью годами ранее стихотворения «Бородино». Но здесь, конечно, нет плагиата. Просто оба поэта гениально точно увидели картины сражений и постарались их запечатлеть наиболее зримо, используя необходимый арсенал выразительных средств.  

6.Кому в описании  батальных  сцен  авторы отдают  предпочтение: полководцам или  простым  солдатам?  

Пушкин выдвигает на первый план фигуру Петра I, отдавая ему всю славу победы в Полтавском сражении. (Ученики цитируют текст и  делают  выводы об  авторской позиции в  оценке  Петра I, о том, какие  чувства испытывает  поэт к нему.)  Поэт  боготворил Петра как реформатора, который  сумел поставить Россию на одно из первых мест в Европе, и именно после Полтавской битвы. Поэма «Полтава» была, по сути, героической поэмой о Петре. Поэтому он нарисован с нескрываемым восхищением автора. (Ребята приводят примеры). А солдаты описаны достаточно скупо: « швед, русский…»

У Лермонтова на первом плане – простые люди, мы слышим их недовольные голоса при отступлении (цитаты), видим, как обстоятельно, без суеты готовятся они к утреннему сражению  (цитаты). Мы слышим подлинную народную речь (цитаты): враги – это «басурманы», «у наших ушки на макушке», «постой-ка, брат  мусью», «уж мы пойдем ломить стеною». Поэт совсем не показывает фигуру Кутузова, мы видим только ближайших к солдатам командиров, разделяющих с ними всю тяжесть сражения. Подходим  к  выводу,  что  особенность  стихотворения  М. Лермонтова  в  том,  что  истинным героем битвы он делает именно простого солдата.

8.В каком  тоне  описываются  сцены  сражений  у  поэтов? Что  они  прославляют?  

Тон  описания  торжественный, возвышенный.  Оба поэта  отдают  дань  уважения русскому  оружию, русскому  солдату,  величию  подвига.

9.Каковы  итоги  сражений?  Насколько велика  «цена»  победы или поражения? Приведите  примеры.

          У   Пушкина: «И  павшими  вся степь покрылась, как роем черной саранчи…».

          У Лермонтова: «Немногие вернулись с поля…».

Историческая справка.  В Полтавском  сражении шведская армия потеряла убитыми 9234 солдата и офицера, русская – 1345 воинов. В Бородинском сражении у французов убито и ранено 58 тысяч человек, у русских – 45 тысяч. Обратите внимание, насколько кровопролитнее становятся войны, как увеличиваются потери.

10.Какое  место  занимают  описания  ужасов  войны в названных произведениях?

Это  фон,  на  котором  прославляется Петр I  и русский  солдат.

Сделаем вывод. В изображении батальных сцен у Пушкина и Лермонтова  на  первом  плане:  прославление  русского оружия и подвига.

У обоих поэтов   отдана  дань  славы  русскому  оружию и величию подвига. Ужасы и тяжесть  войны отступают  на  второй   план.  

А.С. Пушкин   «Полтава»

М.Ю. Лермонтов   «Бородино»

Тесним мы шведов рать за ратью,

Темнеет слава их знамен,

И бога браней благодатью

Наш каждый шаг запечатлен.

Недаром помнит вся Россия про день Бородина! 

 

Второй этап   урока посвящен  осмыслению изображения военных  действий  в  рассказе  «Севастополь в декабре»  из  цикла  «Севастопольские  рассказы»  Л.Н.  Толстого.    

Учитель: Вслед  за  А.С. Пушкиным  и  М.Ю. Лермонтовым  к  теме  войны  обращается  Л.Н. Толстой.  Эта  тема  всегда  волновала писателя  и  заняла  видное  место  в  его  творчестве. (Класс слушает  сообщение ученика  о  Крымской  войне  1853-1856 годов  и  об  участии  Толстого  в  этой  войне). 

Эта  война  с  англичанами, которая  продолжалась  с  переменным успехом  русских. 13 октября 1854  года  состоялось  сражение  у  Балаклавы, сложившееся   в  пользу  русских. Но  на  помощь  англичанам  вовремя  пришли  французы.   5  ноября  состоялось сражение под Инкерманом,  которое  закончилось   поражением   русских   войск.   Война    приобрела   затяжной    характер.

7 ноября   1854   года   Толстой   прибыл в Севастополь. Под сильным впечатлением   увиденного,   он пишет письмо   брату  Сергею: «Дух в войсках выше всякого описания.  Корнилов,  объезжая войска,  вместо: «Здорово, ребята!» - говорил: «Нужно умирать, ребята, умрете?» - и войска кричали: «Умрем, ваше превосходительство!»  и уже 22 тысячи исполнили это обещание. Рота моряков чуть не взбунтовалась   за   то,   что их хотели сменить   с    батареи,   на  которой они простояли 30 дней под бомбами. Женщины   носят  воду на   бастионы   для солдат. Я благодарю бога за то, что я видел этих людей и живу в это славное время». Находясь  в Севастополе,  Толстой  пишет  свои  «Севастопольские  рассказы».  Один  из  них  «Севастополь  в  декабре  месяце».

В  рассказе  «Севастополь  в  декабре  месяце»  изображён  момент  некоторого  ослабления  и  замедления  военных  действий  между  кровавой  битвой под  Инкерманом  5  ноября  1854  года  и  битвой  под  Евпаторией  17  февраля  1855 года.

1.С  чего  начинается  и  чем  заканчивается  рассказ? (Зачитывается  описание  пейзажей  утро-вечер).

2.Как  начинается  утро  в  осаждённом  Севастополе? (Зачитывается  описание   утра   и  вечера)

3.В  какой  форме  знакомит  Толстой  читателя  с  городом?  Зачем  автор  всё  время  обращается  к  личному  местоимению  «вы»? (Учащиеся  зачитывают  фрагменты  рассказа  и  размышляют  о  прочитанном.)

Рассказ  является  своеобразным  «путеводителем»  по  осаждённому  городу.  Это  особенно  подчеркивается  формой  личного  местоимения  «вы»  в  определении лица, от  которого  ведётся  рассказ. Это  и  повествователь,  и  читатель: «Вы  подходите  к  пристани …»,  «Вы  отчалили  от  берега …», «…вы  видите  будничных  людей,  спокойно  занятых  будничным  делом».  Повествование  ведётся  так,  что  читатель  как бы  является  очевидцем, участником  событий,  он  как  будто  ощущает  то  же,  что и  герои  рассказа.

4.Чьими глазами мы видим защитников Севастополя?  Найдите  в  тексте  описание  боя.  Что  сближает  описание  боя  у  Пушкина, Лермонтова  и  Толстого?

Будничная,  внешне  беспорядочная  суета  города, ставшего  военным

лагерем, удары  ядер,  взрывы  гранат, свист  пуль – всё   как  в  традиционном  описании  батальных  сцен.

5.Как  автор  создаёт  образы  защитников  Севастополя? 

Несколько  учеников,  получивших  заранее  задания  подготовить  сообщения  об  образах  защитников  города, предлагают  классу  прослушать  фрагменты  текста  рассказа,  в  которых  даётся  описание  портрета,  поступков,  размышлений  о  войне,  о  долге  и  чести  защитника,  присмотреться  к  их   портретам,  данных  в  учебнике.  Два  ученика  делают  сообщение  о  младших  и  старших  офицерах, которые  вместе  с солдатами  героически  выполняют  свой  долг  защитников  города.  В  сообщениях  семиклассники  обращают  внимание  на  то,  как  Л.  Толстой  описывает  детали  быта,  обстановки,  условий,  в  которых  живут  и  воюют  солдаты  и  офицеры  четвёртого  бастиона,  госпиталя,  в  котором  лежат  и  умирают  раненые. В процессе  слушания  сообщения  и  рассмотрения  портретов  солдат  в  учебнике,  ученики  готовятся  к  подведению  итогов.

6.Кто  истинные  герои  осаждённого  Севастополя? Что  характерно  для  героев  Толстого?

Л.Н. Толстой  был  непосредственным  участником  обороны, видел, как  сражаются  русские  солдаты,  как  они  умирают.  Эти  люди  и  стали  героями  рассказа  «Севастополь  в  декабре  месяце».  Для  них  особенно характерна  искренняя  любовь  к  своей  Родине,  стремление  к  победе,  готовность  любой  ценой  добиться  её.  Это  проявляется  как  в  словах  защитников  города,  так  и  в  их  поступках.  А  рядом  с  ними  жители  города.  Будничная,  внешне  беспорядочная  суета  города,  ставшего  военным  лагерем,  переполненный  лазарет,  удары  ядер,  взрывы  гранат,  мучения  раненых,  кровь,  грязь,  смерть – вот  та  обстановка,  в  которой  защитники  Севастополя  просто  и  честно,  без  лишних  слов  выполняли  свой  тяжкий  труд. «Из-за  креста,  из-за  названия,  из-за  угрозы  не  могут  принять  люди  эти  ужасные  условия:  должна  быть  другая,  высокая побудительная  причина, – говорил  Толстой. – И эта  причина  есть  чувство, редко  проявляющееся,  стыдливое  в  русском,  но  лежащее  в  глубине  души  каждого – Любовь  к  Родине».

7.Что  отличает  изображение  войны  Л.Н. Толстым  от  А.С. Пушкина  и  М.Ю.  Лермонтова?  Какой  способ  изображения  войны  выбирает  Л.Н. Толстой?

В  рассказе  «Севастополь  в  декабре  месяце» Л.Н. Толстой  передал  свои  впечатления.  Мы  читаем: «Герой,  которого  я  люблю  всеми  силами  души,  которого  старался  воспроизвести  во  всей  красоте  его  и  который  всегда  был,  есть  и  будет  прекрасен – правда».

8.Как  проявляет  себя  эта  манера  изображения  войны  в  рассказе?

Описание  госпиталя,  раненых  солдат;  описание  осаждённого  города;  описание  деталей  военного  быта;  описание  интендантских казнокрадов  и  штабных  щёголей.

Впервые  увидела  Россия  осаждённый  город  в  его  величии.  Автор  изображает  войну  без  прикрас,  без  громких  фраз, сопровождавших  официальные  извести  о  Севастополе  на  страницах  журналов  и  газет.  Он  стремится  дать  полную  панораму  войны,  осознавая,  что  «надолго  оставит  в  России  великие  следы  эта  эпопея  Севастополя, героем  которой  был  народ  русский …»

Учитель  предлагает  найти  в  тексте  ключевые  слова  автора,  в  которых  нашла  своё  отражение  та  правда,  которой  придерживается  Л.Н.  Толстой  в  изображении  войны (останавливает  внимание  на  словах  Толстого  о  правде  в  изображении  войны: «в крови, в страданиях, в смерти»).

Насколько   велика   «цена»   победы   или  поражения? Зачем  автор  так подробно  описывает  раны  солдат,  отвратительный  запах  крови  и  гнили  в  госпитале,  безмерную  грязь  на  бастионе,  телеги,  на  которых без  конца  возят  убитых?    

Сделаем вывод: Автор   восхищается   мужеством  русских людей, защищающих свою  Родину. Он убежден в «…невозможности поколебать,  где бы то ни было силу русского народа». Но писатель не может удержаться от осуждения войны как таковой: вы «…увидите войну не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем,… а увидите войну в настоящем ее выражении – в крови, в страданиях, в смерти».

Возвращаемся  к  началу  урока,  когда  записали  названные  ассоциации  со  словом  «война». Выясняем,  кто  из  авторов  был  ближе  всего  к  такому  изображению  войны.

Учащиеся  самостоятельно  заполняют  таблицу,  находят  общие  и  отличительные  черты  в  изображении  батальных  сцен  у  А.С.  Пушкина, М.Ю.  Лермонтова  и  Л. Н. Толстого,  делают  выводы.

Батальные сцены в изображении А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова,

Л.Н. Толстого.

Общее

Отличие

    Картины боя у всех писателей зримые, передана динамика сражения, слышны «звуки» боя. Все батальные сцены передают ощущение тяжести сражения. Общее у Пушкина и Лермонтова в изображении итогов боя – в торжественном, возвышенном слоге. На первом плане – слава русского оружия

     Авторы, в зависимости от поставленной задачи, выдвигают разные приоритеты в изображении боя.

   У Пушкина успех Полтавского сражения целиком связан с гением Петра I. Рядовые участники   битвы – на   втором  плане.

   У Лермонтова в центре внимания – рядовой солдат.  Ужасы боя отступают перед  задачей  отдать  дань  славы  русскому оружию.  

   У Толстого,  участника Севастопольской обороны, на первом плане – ужасы войны: реки крови, безмерность человеческого страдания. Задача писателя – «проклясть» войну, заставить читателя ужаснуться с тем, чтобы навсегда покончить с войнами на земле.

Выводы.

Силой своего таланта каждый писатель воссоздал картины битв, сыгравших значительную роль в истории нашего Отечества. Прославляя подвиги полководцев и простых солдат, Пушкин и Лермонтов не ставили своей целью вызвать у читателя отвращение к самому слову «война».  И лишь Толстой навсегда заклеймил войну, поставив знак равенства между словами “война” и «сумасшествие».

 

Заключение.  Выводы.

Писатель  рисует батальную сцену в зависимости от авторской задачи. В поэме А.С. Пушкина  «Полтава» тяжесть сражения ярче подчеркивает значимость Петра I, сумевшего  разгромить   непобедимых  шведов.

В стихотворении «Бородино»  М.Ю.  Лермонтов вызывает у читателя чувство гордости за славные страницы истории.  Однако,   навоевавшись  в 1840 году на Кавказе, поэт  перестанет поэтизировать войну в любых ее проявлениях. В стихотворении «Родина» (1840 г.) он напишет:

  Ни слава, купленная кровью,

  Ни полный гордого доверия покой,

  Ни темной старины заветные преданья

  Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Л. Н. Толстой   уже   с  самого начала  своей  писательской  деятельности отказался от романтического взгляда на войну.  В «Севастопольских  рассказах»  он  раз и навсегда определил свой творческий метод: «Вы  увидите  войну  в настоящем  ее выражении – в крови, в страданиях, в смерти». По пути  Л.Н.  Толстого   пойдут писатели-фронтовики  XX столетия: В. Кондратьев, В. Астафьев, К. Воробьев, В. Некрасов. Создавая летопись Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, они покажут горькую, неприкрытую правду, потому что  «война –  это  не  любезность,  а  самое  гадкое  дело  в  жизни», и  вся тяжесть битвы лежит на плечах рядовых ее участников.

   Рефлексия ученическая и учительская.

  • Сегодня на уроке я…
  • Что получилось и что не получилось?
  • Достигли ли цели, поставленной в начале урока?
  • Если нет, что необходимо сделать для ее достижения?
  • Какие новые вопросы возникли в конце урока?

     Домашнее  задание:  написать  мини-сочинение  в  объёме  5-10  предложений: «Чьё  изображение  войны  в  произведениях  названных  авторов  произвело  на  меня  большее  впечатление  и  почему».

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по произведению М.Ю. Лермонтова "Бородино" в 7 классе

Внеклассное инегрированное занятие по произведению М.Ю.Лермонтова "Бородино" в коррекционной школе VIII вида...

Интегрированный урок: литература, русский язык, история, музыка, ИЗО по произведению М.Ю.Лермонтова "Бородино"

ЦЕЛИ УРОКА: знакомство с поэтическим миром М.Ю.Лермонтова, с идейно-художественным своеобразием баллады “Бородино”; воспитание уважения к великому историческому прошлому России; совершенствовани...

Жанровое своеобразие стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино». Главный герой произведения . Его характеристика.

Тема. Жанровое своеобразие стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино». Главный герой произведения . Его характеристика.  Цели:1. Организовать работу учащихся с текстом с целью выяснения худож...

Образ Петра 1 в произведениях А.С.Пушкина "Полтава", "Медный всадник". ТСО к уроку по литературе.

https://www.youtube.com/watch?v=pObZCAtw2UMТСО (презентация) к уроку по литературе на тему "Образ Петра Великого в поэмах Пушкина"....

Тема урока: Анализ средств художественной выразительности в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино».

Цели урока: выявление  художественной  идеи стихотворения М.Ю.Лермонтова "Бородино",проявляющейся в изображении поведения,душевного состояния,отношения к происходящему мужественных...