Конспект и презентация к уроку по литературе: Александр Кушнер «Сирень».
план-конспект урока по литературе по теме

Волкова Лидия Владимировна

План конспект урока литературного чтения по теме А.Кушнер"Сирень" 4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация к уроку2.92 МБ
Microsoft Office document icon Конспект урока78 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема Александр Кушнер «Сирень»

Слайд 2

Цели 1 ) Познакомиться в учебнике с картиной П.Кончаловского «Сирень»; 2) Познакомиться с биографией А.Кушнера и его стихотворением «Сирень»; 3) Работать над навыком осознанного и выразительного чтения.

Слайд 3

Петр Кончаловский

Слайд 8

Александр Ку̒шнер

Слайд 10

Лило̒вый -цвет фиалки или темных соцветий сирени

Слайд 11

Треуго̒лки (устар.) -форменный головной убор, сужающийся кверху и расширяющийся с боков.

Слайд 12

Допото̒пная -устарелый, старомодный, отсталый.

Слайд 13

1 строфа 2 строфа 3 строфа Настроение Темп Сила голоса Задумчивое Медленный Средний Бодрое Средний Громкий Задумчивое Средний Низкий



Предварительный просмотр:

Этапы

Хронометраж

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивационный

 Словесный метод: слово учителя.

09:00 -09:01

- Здравствуйте, ребята! Садитесь! Меня зовут Лидия Владимировна, я сегодня у вас проведу урок  литературного чтения.

Всех рада видеть вас, друзья,

Урок нам начинать пора

Сядьте ровно,  не шалите

И внимательно за всем следите.

Надо думать,  отвечать

И прочно материал запоминать.

Вы готовы?(Да)

Успеха вам желаю я.

Приветствуют, слушают учителя.

Положительное отношение к урокам  литературного чтения, формирование ценностных ориентаций.

2.   Постановка учебной задачи
Словесный метод: ответы на вопросы.

Практический метод: работа в группах.

Словесный метод: ответы на вопросы.

Устная фронтальная работа.

09:01-09:05

09:05-09:08

09:08-09:10

-Ребята, откройте содержание и посмотрите, как называется раздел в книге, который вы  изучаете? (Заседание клуба «Ключ и заря», на котором присутствовал настоящий писатель) Что вы можете вспомнить интересного из этой главы? Какие произведения вы проходили?

 

- А теперь поработаем в группах. Ваша задача отгадать загадки.

1-ая группа. Благоухает и манит, 
Цветами нежными дарит, 
Протянешь руку за плетень - 
И в ней окажется ...

2-ая группа. Кустарник пушистый
В лиловых соцветиях
С ароматом душистым
Где спрятан? Ответьте!
Июньским теплом согреваются тени
И вьётся пчела над веткой ...

3-ая группа. Куста чудесней нет,
Он славит день весенний,
Пахуч и нежен цвет
Красавицы ...

4-я группа. На листочках там и тут                                                     Фиолетовый салют.                                                                                      Это в теплый майский день                                                                          Распускается ...

5-ая группа. Ветка в гроздья разодета
Фиолетового цвета – 
Это в летний жаркий день
Расцвела в саду…

6-ая группа. Как пламя, заря угасает,
Бросая лиловые тени.
Лиловый закат обнимает
Лиловые гроздья…                                                          

 -Правильно, это сирень. Откройте учебник стр.108-109 и посмотрите внимательно на эти страницы, и определите тему сегодняшнего урока?( Александр Кушнер «Сирень») Какие  цели поставим перед собой на уроке?                                                                                      Цели:1) Познакомиться в учебнике с картиной П.Кончаловского «Сирень»;                                                                                                     2) Познакомиться с биографией А.Кушнера и его стихотворением «Сирень»;                                                                                                         3) Работать над навыком осознанного и выразительного чтения.

Слушают учителя, анализируют, отвечают на вопросы.

Выполняют задание, участвуют в группой работе, отвечают на вопросы, наблюдают, делают выводы.

Отвечают на вопросы, формулируют цели урока.

Ориентируются на развороте учебника, предполагают на основе названия раздела о следующей теме.

Делают выводы в результате совместной работы класса и учителя.



Определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя; умение ставить, формулировать и решать проблемы,

3. Решение частных задач

 Словесный метод: слово учителя.

Словесный метод: слово учителя.

Физминутка

Практический метод: чтение.

Словесный метод: ответы на вопросы.

Самостоятельная работа.

09:10-09:13

09:13-09:15

09:15-09:17

09:17-09:35

09:35-

09:42

-Ученик читает первый абзац на стр.108.

- Ребята, кто-нибудь знает кто такой Петр Кончаловский?

  Петр Кончаловский- русский, советский художник, учился в Харьковской рисовальной школе, а так же в Париже. Известен стал благодаря своим натюрмортам.                                                                     –Ребята посмотрите внимательно на картины художника и определите какими качествами характера он обладает? Почему вы так решили? Посмотрите на картину «Сирень» и опишите, что вы на ней видите.

-Ребята, а кто-нибудь знает поэта Александра Кушнера?                                   Алексаандр Семёнович Ку́шнер — русский поэт. Автор около 50 книг стихов (в том числе для детей) и ряда статей о классической и современной русской поэзии, собранных в пяти книгах. Стихам Кушнера свойственна скромность, близость к прозаической речи; мастерство поэта раскрывается только при неторопливом чтении этих стихов — в соответствии с тем, как сам Кушнер раскрывает окружающий мир. Книги стихов издавались и переводились на немецкий, английский, французский, японский, чешский и болгарский.

Разминка

- Настало время познакомиться со стихотворением А.Кушнера «Сирень» , но перед этим мы поработаем с новыми словами:                                                                                                      1)лиловой (цвета фиалки или темных соцветий сирени)
2)треуголки (устар.) (форменный головной убор, сужающийся кверху и расширяющийся с боков).
–3)допотопная (устарелый, старомодный, отсталый)                                    

- Чтение стихотворения учениками по цепочке на стр.109                       –Сколько строф в стихотворении? (3)Прочитайте первую строфу. Какой вопрос нам задает Евдокия Васильевна? Найдите это в тексте и прочитайте.(Фиолетовая, белая, лиловая, ледяная, голубая, бестолковая). Для чего поэт столько определений дает сирени?(Разная, неповторимая)                                                                                                     –Чтение вопросов по цепочке.( «Он перечисляет…» до  «Ты согласишься с Таней?») Ребята, скажите мне какой цвет имеет в виду Таня Перова, когда говорит, что «ледяная»- это цветовой оттенок?         ( Прозрачный, голубоватый, серебристый, как лед)                                                                                                                                                        -Чтение учащихся по цепочке до слов « Может быть ,Костя прав?»        -Ребята обратите свое внимание на первые три строчки стихотворения, что из этих строчек видно?( Что все цветовые оттенки, которые поэт обнаруживает  в сирени, являются результатом его восторженного наблюдения. Он не просто смотрит на сирень, она «представляет» перед его «взором»)

-Чтение по цепочке до слов «А как еще поэт..»(«Бестолковой»,т.к это связано с ее буйным цветеньем, в котором нету расчета и логики)          -Чтение по цепочке до «Поэт сравнивает..»( Поэт смотрит именно на куст сирени, а не на букет: Летний полдень разбит на осколки:       Острых листьев блестят треуголки,                                                                И, как облако, стелется тень)  Какое впечатление создают первые 2-е строчки?(Яркого солнечного света, играющего на гладких плотных листьях.) А на третьей?(Мягкой тени в форме облака, которую отбрасывает куст сирени)                                                                     Объясни строчку «Летний полдень разбит на осколки»: о каких осколках идет речь? (Поэт сравнивает листья сирени с осколками. — Листья — острые, треугольной формы, да ещё «блестят» на солнце, как стёклышки!, если учении затрудняются, то им поможет объяснение Миши)                                                                                           -Чтение по цепочке до слов « А нравится ли поэту…». В каких строчках передано впечатление большого, свежего, душистого и яркого куста сирени?(«Сколько свежести в ветви тяжелой» и «Допотопная блещет краса») С помощью чего мы слышим жужжание пчел? ( С помощью звукописи: «сколько свеЖЕсти в ветви тяЖелой», «ваЖные пчелы»)                                                                                                 -Чтение по цепочке до «Давай прочитаем …» Подтвердите строчками из стихотворения, что художник помог увидеть поэту красоту живой сирени? ( Тем сильней у забора с канавкой.../На тяжелый музейный букет.)                                                                                                                - Помогали ли тебе художники увидеть красоту окружающего мира? Приведи, если сумеешь, конкретный пример.

-Ребята, давайте тоже побываем с вами художниками и нарисуем свою сирень по стихотворению А.Кушнера «Сирень». Для этого вначале прочитаем еще раз стихотворение и приступим к работе.

Слушают и воспринимают информацию.

Слушают и воспринимают информацию.

Выполняют двигательные упражнения.

Расширяют словарный запас.

Читают вслух и про себя, отвечают  на вопросы с помощью используемых в тексте выражений.

Читают  вслух и про себя по цепочке, отвечают на вопросы с помощью используемых в тексте выражений.

Читают вслух и про себя, отвечают на вопросы, проводят самоанализ.

Читают, самостоятельно работают над рисунком.

Развивают умение слушать и понимать речь других.

Развивают умение слушать и понимать речь других.

Воспринимают информацию.

                           Осмысленно читают текст, строят речевое высказывание.

Осмысленно читают текст, стоят речевые высказывания, строят синтез.

Анализируют объекты с выделением существенных признаков.

Отражать полученные впечатления в рисунке.

4. Итог урока.

Рефлексия

Словесный метод: выводы урока.

09:42-09:45

Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо поработали. 

-Ребята, посмотрите на свои рисунки и определите, почему у всех вас получилась разная сирень, но вы же при этом прочитали одно и  тоже стихотворение?                                                                                                     - Какова наша тема урока?

-Назовите цели сегодняшнего урока?

-Что нового узнали?

-Что запомнили?

-Что понравилось на уроке?

-Что понравилось в своей работе на уроке/ в себе?                      Молодцы! Всем спасибо, урок закончен!

Подводить итоги, делать нравственный выбор, оценивать свои достижения.

 Отслеживать цель учебной деятельности, строить речевые высказывания и рассуждения, осуществлять итоговый контроль.


Учитель:  Волкова Л.В.                       

Класс: 4 «3»        

Кабинет: 305        

        

Тема:  Александр Кушнер «Сирень».

Тип  урока: изучение нового материала.
Цель:
познакомиться с биографией А.Кушнера и его стихотворением «Сирень»; работать над навыком осознанного и выразительного чтения.
Планируемые результаты:

Метапредметные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания, взаимодействовать (сотрудничать) с учителем, осуществлять поиск по выполнению учебных заданий с использованием учебной литературы, формировать умение анализировать художественный текст, сравнивать литературное произведение Л. Кушнера «Сирень» и живописное произведение П. Кончаловского «Сирень».

Предметные: читать правильно и выразительно вслух, учиться навыкам выразительного и выборочного чтения; учитывать индивидуальный темп чтения; анализировать содержание текста.

Личностные: создание условий для положительной мотивации к учению; оценки собственной деятельности; знакомиться с культурно-историческими  и  общечеловеческими ценностями.
Оборудование: Литературное чтение : 4 кл.: В 2ч./ Н.А. Чуракова.- 3-е издание.- М.: Академкнига/ Учебник, 2013.- Ч.2: 176с.; презентация, карточки для работы в группах, карточки для самостоятельной работы.


            Экран с презентацией.