Конспект урока Литературы 8 класс Тургеневская девушка (по повести И.С. Тургенева "Ася")
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Тришкина Дина Николаевна

Тургеневская девушка

(по повести И.С. Тургенева "Ася")

Тип урока:        обобщение и систематизация знаний

Форма поведения:     урок-исследование

Цели:         постичь тайну тургеневской повести, ее лиризм; сделать вывод о

том, какая она, тургеневская девушка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 001.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тургеневская девушка

(по повести И.С. Тургенева "Ася")

Тип урока:        обобщение и систематизация знаний

Форма поведения:     урок-исследование

Цели:        постичь тайну тургеневской повести, ее лиризм; сделать вывод о

том, какая она, тургеневская девушка.

Ход урока.

А счастье было так возможно...

А.С. Пушкин.

У счастья нет завтрашнего   дня... У него есть настоящее - и то не день, а мгновенье.

И.С. Тургенев.

I. Актуализация.

Наш разговор сегодня о любви, об Асе, главной героине повести
Тургенева; о том, какая она, тургеневская героиня, тургеневская девушка...

  • Послушаем вальс Евгения Доги
  • Какие ассоциации - слова вызвала у вас эта музыка? (Грусть, любовь, полет, счастье, тайна, настроение, загадка, чистота...)

II. Постановка проблемы, формулировка темы исследования.

-        Как связаны данные ассоциации с темой урока?
Какова цель нашего исследования?

(Постичь загадку тургеневской повести, понять и открыть для себя, какая она, тургеневская девушка).

III. Решение проблемы = анализ текста.

        Итак, повесть называется "Ася".

-        Почему?

(Повесть называется "Ася" по имени главной героини, так как она не только оказалась главной, т.е. лучшей, истинной по сравнению с Н.Н., но и потому, что осталась на всю жизнь неповторимой в памяти рассказчика).

  • А какое настоящее имя носит героиня? Вдумаемся в значение имен:
  • Ученик читает с карточки:

Настоящее имя героини - Анна Николаевна.
Анна - грация, миловидность.
        

Анастасия (Ася) - рожденная заново.

- Почему же автор миловидную, грациозную Анну упорно называет Асей? Когда же происходит рождение заново?

Оставим этот вопрос пока открытым...

 А сейчас вспомним, где и как начинается история повести (работа в группах)

(каждая группа получает задание, на подготовку 5 мин., затем один учащийся от группы выступает с сообщением, другие группы могут дополнять)

Карточка № 1

- Где начинается история?

- Любит ли знакомиться с русскими наш герой

Н.Н.

? Почему?

- Отчего же он познакомился с Гагиным?

- Какой показалась Ася господину Н.Н.?

- Какое чувство испытывает герой в эту ночь?

Почему "был счастлив"?

Карточка № 1

  • Нарисуйте словесно картину лунной ночи.
  • Случайно ли разбивает герой лунный серебряный столб через реку?
  • О чем это говорит?

Карточка

1

- Где встретили Н.Н.

и Гагин Асю

на

второй день

знакомства?

- О чем это говорит?

- Какие роли принимает Ася?

- Почему она так

поступает?

 Мы видим, какая разная Ася в своем поведении. И, конечно же, она поступает так, потому что неравнодушна к господину Н.Н.

Разобраться в характере Аси помогут отзывы о ней других лиц.

- Прочитайте внимательно высказывания об Асе Гагиным и повествователем, ответьте на вопрос:

- О каких свойствах Аси в них идет речь? (работа в группах)

Карточка №2 Гагин:

"Ее надо хорошенько знать, чтобы о ней судить, у ней сердце очень доброе, но голова бедовая. Трудно с ней сладить".

"Не дразните ее, - предупреждает он рассказчика, когда ее увидели на уступе стены, над пропастью. - Вы ее не знаете: она, пожалуй, еще на башню взберется. .. .беда, если она кого полюбит! - заключает Гагин свой рассказ о прошлом Аси.

"С огнем шутить нельзя, - предупреждает он господина Н.Н. - Вы не знаете Асю: она в состоянии занемочь, убежать, свидание вам назначить... Другая умела бы все скрыть и выждать - но не она".

"Асе нужен герой, необыкновенный человек..."

Карточка № 2 Автор-повествователь

"Что за хамелеон эта девушка!"

"По всему было заметно, что она с детства не была в женских руках и воспитание получила странное, необычное...во всех движениях было что-то неспокойное: этот дичок недавно был привит, это вино еще<а& бродило. По природе стыдливая и робкая, она досадовала на свою застенчивость, и с досады насильственно старалась быть развязной и смелой, что ей всегда удавалось... Самолюбивая до крайности, она привлекала меня, даже когда я сердился на нее".

Карточка № 2

Автор-повествователь: "Такой гнет давил ее постоянно, тревожно путалось и билось неопытное самолюбие, но все существо ее стремилось к правде... ее душа мне нравилась".

"Ася бы не уехала, если б в ней была хоть тень кокетства и если бы положение ее не было ложно. Она не могла вынести того, что всякая другая смогла бы..."

Мы видим, что и Гагин и герой-повествователь отмечают странность Аси, ее загадочность и необычность. Существует какая-то тайна ее положения, и именно эта тайна объясняет поведение Аси

  • Что это за тайна?
  • История Аси (сообщение)

После того, как господин Н.Н. узнал правду об Асе, душевное состояние его мгновенно меняется. Он обретает утраченное равновесие. Теперь в отношениях с Асей наступило взаимное доверие и сближение.

Господин Н.Н. и Ася ежедневно встречаются, ведут задушевные разговоры, танцуют. Но мы, читатели, понимаем, что задушевными эти разговоры являются лишь для Аси: ведь именно она открывает душу, а не герой. Герой не испытывает того, что испытывает Ася.

И во время последнего свидания, которое назначает сама Ася, надеясь на любовь, приходит разрыв отношений между героями. Ася убегает, исчезает, понимая, что ее любовь не будет иметь продолжения.

  • Почему?
  • Как ведет себя господин Н.Н. во время последнего свидания?

(Господин Н.Н. ведет себя осторожно; он готов пока только к романтическому созерцанию; к нему еще не пришло полное осознание любви)

-        Почему же Гагин убежден, что свадьбы не будет?
(Гагин видит, что Н.Н. поступает по правилам. А любовь - это не правила, не
законы).

-        А что такое любовь?

(Любовь - нарушение всех правил; это море звезд, буря чувств, лунный свет и лунный столб... который разбивает наш герой)

-        Разбил - и Аси нет! После разрыва Ася не появляется на
страницах повести, мы ее не видим.

-        Почему? Кто есть теперь?

Родилась новая женщина - Анна Николаевна, которая уже не будет смотреть на мир "черными, светлыми глазами", не будет "наклоняться с забавной важностью", не будет и смеяться тихим легким смехом", не будет мечтать о полете.

  • Вот оно рождение заново. В ней остается миловидная грация (Анна), но Аси уже не будет.
  • Почему только теперь, после разрыва, господин Н.Н. убеждается в своей любви?

(Сам герой признается: "Когда я встретился с ней в той роковой комнате, во мне еще не было ясного сознания моей любви... оно вспыхнуло с неудержимой силой лишь несколько мгновений спустя, когда, испуганный возможностью несчастья, я стал искать и звать ее... но уж тогда было поздно").

Тургенев наказывает своего героя за то, что тот не узнал любовь, что сомневался в ней. В любви нельзя сомневаться, любовь нельзя откладывать на завтра.

IV.Вывод по теме исследования.

 Вся история досказана, но есть еще одна глава, XXII

  • Зачем она? (Прочитаем ее)
  • Кто сейчас рассказывает?

(Понимаем, что герой Н.Н. ушел, а с нами остался Тургенев, он был с нами все это время, направляя нас, подсказывая, заставляя размышлять.)

  • О чем?

 (О жизни, о любви)

  • И уже 20 лет герой вспоминает Асю. Почему?
  • Так какая она, тургеневская девушка?

(Богато одаренная натура, не испорченная светом; она сохранила чистоту чувств, простоту и сердечную искренность; это пленительная непосредственная натура без какой-либо фальши, лицемерия; сильная духом и способная к трудным свершениям)

V.Рефлексия.

 И в заключение я хочу прочитать вам стихотворение И.С. Тургенева "Цветок", которое написано за 15 лет до повести "Ася". Но оно тесно переплетается с повестью, так как в нем говорится о молодости, страдании, любви.

  • Звучит музыка
  • Учитель читает стихотворение.

И.С. Тургенев "Цветок"

Тебе случалось - в роще темной,

В траве весенней, молодой

 Найти цветок простой и скромный?

 (Ты был один - в стране чужой).

Он ждал тебя - в траве росистой

Он одиноко расцветал...

И для тебя свой запах чистый

Свой первый  запах сберегал.

И ты срываешь стебель зыбкий,

 В петлицу бережной рукой

Вдеваешь с медленной улыбкой

 Цветок, погубленный тобой.

И вот идешь дорогой пыльной;

 Кругом - все поле сожжено,

Струится с неба жар обильный,

 А твой цветок завял давно.

Он вырастал в тени спокойной,

 Питался утренним дождем

И был заеден пылью знойной,

Спален полуденным лучом.

Так что ж? Напрасно сожаленье!

Знать, он был создан для того,

 Чтобы побыть одно мгновенье

 В соседстве сердца твоего.

Спасибо, ребята, за урок, за доброе общение. Влюбляйтесь, любите и не оставляйте своего счастья на завтра...

или синквейн?

Ася

Странная, милая

Плачет, смеется, любит

А счастья было так возможно...

Тургеневская девушка.

Домашнее задание. Сочинение-рассуждение «Современна ли тургеневская девушка?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образ "тургеневской девушки" в повести "Ася".

Использование в ходе урока разнообразных приёмов:  пересказа, беседы по вопросам, работы в группах, элементов анализа текста способствует развитию творческих способностей. развитию речи учащихся....

Конспект урока литературы в 11 классе "Трагическое решение проблемы «отцов и детей» в повести В.Распутина «Последний срок»". Раздумья над страницами повести.

В данном материале представлен личностный подход к анализу повести Распутина "Последний срок.". Альтернативный подход в изучении повести позволяет учащимся проникнуть в художественный мир произведения...

План-конспект урока литературы на тему "Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринев и Швабрин" (разбор 3—5 глав повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)

Цели и задачи: проследить путь духовного становления Гринева; разви­вать навыки анализа текста, выразительного чтения и пересказа.Методические приемы: сжатый пересказ, аналитическая бесе­да, в...

Конспект урока 6 класс. Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина "Метель"

Конспект урока ( 6 класс). Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина "Метель"...