Сценарий урока по творчеству Ф.М.Достоевского
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Найда Александра Владимировна

Сценарий  раскрывает  отношение  писателя  к "униженным  и  оскорблённым"  героям  своих  произведений : "Преступление  и  наказание", "Униженные  и  оскорблённые", "Идиот"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Униженные и оскорбленные в творчестве Ф.М. Достоевского

Класс: 6Б, 10А, 11Б

Авторы Чекалева К.А., Найда А.В.

Ход урока

  1. Пролог. Соня Мармеладова и Родион Раскольников (6Б, 10А).

Соня- Кто тут?

Р.Р. - Это я... я, может быть, вас не увижу больше...

Соня- Вы... едете? 

Р.Р.- Не знаю... Не в том дело: я пришел одно слово сказать...

Вон какая у вас рука! Совсем прозрачная. Пальцы как у мертвой.

Соня- Я и всегда такая была

Р.Р.- Ну, да уж конечно! Мне ваш отец все тогда про вас рассказал... И про то, как вы в шесть часов пошли, а в девятом назад пришли, и про то, как Катерина Ивановна у вашей постели на коленях стояла.

Соня- Я его точно сегодня видела,

Р.Р.- Кого?

Соня- Отца. Я по улице шла, а он будто впереди идет. И точно как будто он. Я хотела уж зайти к Катерине Ивановне...

Р.Р.- Катерина Ивановна в чахотке; она скоро умрет...

Соня- Ох, нет, нет, нет!

Р.Р.- Да ведь это ж лучше, коль умрет.

Соня- Нет, не лучше, не лучше, совсем не лучше! Ее бог защитит, бог!..

Р.Р.- Да, может, и бога-то совсем нет... (берёт Евангелие)    

Где тут про воскресение Лазаря?

Соня- в четвертом евангелии... 

Р.Р.- найди и прочти мне...

Соня- Разве вы не читали?

Р.Р. - Давно...

Соня- А в церкви не слыхали?

Р.Р.- Я... не ходил. А ты часто ходишь?

Соня- Н- нет, на прошлой неделе была... панихиду служила. По Лизавете. Ее топором убили. Мы с ней читали и... говорили. Она бога узрит.

Р.Р.- Читай! (тихо играет музыка)

Соня-"Был же болен некто Лазарь, из Вифании..."

(музыка становится громче, дети уходят)

  1. Слово учителя: вводит в тему урока, говорит о его необычности, представляет гостей.

  1. Урок-суд (10А, 11Б)

Учитель. Страшен мир тупого гробового молчания. Все блага мира захвачены богатыми дармоедами. А он молод, красив, умен, полон энергии. У него есть мечта. Это мечта – переделать мир. Найти достойное место в этой жизни. Ради осуществления этой мечты и была придумана эта античеловеческая по своей сущности теория, для подтверждения которой был необходим этот эксперимент. К чему же он приводит? К страшным душевным мукам.

Он мечется по Петербургу, теряет сознание об одном упоминании об убийстве, теряет рассудок, и в то же время его, как магнитом, тянет на место преступления, он страдает даже во сне. И так каждый день, час, минуту, каждое мгновение. И нет конца этой боли…. Что привело Раскольникова к этой черте? Имел ли он на это право? Эти вопросы будут волновать и заставлять думать. Чтобы лучше понять и разобраться в причинах преступления, мы и проводим сегодня урок-суд над героем.

Секретарь. Встать! Суд идет! Прошу представителей защиты и обвинения занять свои места. Прошу всех сесть.

Судья. Слушается дело студента Р.Р. Раскольникова , который обвиняется в преднамеренном убийстве старухи – процентщицы Алены Ивановны и непреднамеренном ее сводной сестры Лизаветы. Уважаемые присяжные заседатели! Нам сегодня придется быть объективными при разборе данного дела, так как необходимо, чтобы вынесенный приговор был единственно справедливым. Предлагаю заслушать самого обвиняемого Раскольникова Родиона Романовича с целью выяснения причин, повлекших за собой преступление.
Заседание считается открытым.

Секретарь. Для дачи показаний слово предоставляется обвиняемому Р.Р.Раскольникову (клянется)

Судья. Родион Романович, расскажите о себе.

Родион Романович Раскольников. Господа присяжные заседатели, благодарю за предоставленную мне возможность сказать последнее слово.

Меня обвиняют в убийстве старухи-процентщицы и её сводной сестры Лизаветы Ивановны. Не стану отрицать того ,что очевидно ,а, впрочем ,я и сам признался в преступлении. Одна смерть за сто жизней взамен -да ведь тут арифметика.

Я хотел себя проверить, кто я: «тварь дрожащая» или право имею.

Я хотел Наполеоном стать. Я однажды подумал, если бы у Наполеона не было Тулона, Египта, а была бы перед ним старушонка, никому не нужная, задумался ли бы он, преступить или нет. И пришёл к такому выводу, что он бы ни на минуту не задумался. Я хотел Наполеоном стать. Но это всё вздор. Я хотел выйти из создавшегося положения, выйти разом. Я хотел всё изменить. Я не хотел дожидаться всеобщего счастья (как это делают социалисты). Жизнь мне дана один раз, и я должен успеть сделать. Нет! Это всё не то. Я хотел иметь власть над всем человеческим муравейником. Но всё это вздор, почти одна болтовня.

Я самолюбив, завистлив, зол, мерзок, мстителен, ну… и, пожалуй, ещё наклонен к сумасшествию. (Уж пусть всё зараз!) Я тогда, как паук, к себе в угол забился. Вы ведь знаете, в какой конуре я живу. А знаете ли вы, что низкие потолки и тесные стены душу и ум теснят. И я теперь знаю, что кто крепок и силен умом и духом ,тот над людьми и властелин! Кто много посмеет, тот и прав.

Я…я захотел осмелиться и убил…я только осмелиться захотел. Мне надо было узнать, вошь ли я ,как все, или человек. Тварь ли я дрожащая или право имею.

Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку! Тут так-таки разом и ухлопал себя, навеки! А старушонку эту чёрт убил, а не я. Вот и вся причина.

Судья. Суд выслушал последнее слово подсудимого. Слово предоставляется стороне обвинения.

Обвинение. Страшной, призрачной представляется жизнь, протекающая на петербургских улицах, в петербургских трущобах. Картины ужасной реальной жизни – убийство старухи-процентщицы, появление «человека из-под земли», называющего Раскольникова «убивцем», «странные, отчаянные вопли с улицы» – похожи на кошмарные грёзы безумного. А бредовые видения Раскольникова похожи на реальную действительность.

Да! Таков страшный мир нищеты, невыносимых страданий, мир, в котором рождаются полубезумные замыслы Раскольникова.

Многое вызывает в Раскольникове сочувствие, но всё же он убийца, и мы не должны об этом забывать. Никто не имеет права брать топор, идти и убивать человека пусть даже такого мерзкого, как старуха-процентщица. Никакие мотивы не могут этого оправдать. Я прошу суд разобраться и вынести свой строгий и справедливый вердикт. Я считаю, что преступник должен быть приговорён к каторжным работам

Адвокат. Мой подзащитный Раскольников Родион Романович – бывший студент – живёт в мрачной угнетающей обстановке. Он чувствует себя никому не нужным, отверженным. Живёт он в квартире, «похожей более на шкаф, чем на квартиру». И здесь, в темноте и духоте, проходит большая часть его жизни. Подавленный нищетой и несправедливостью жизни, Раскольников решается на убийство процентщицы Алёны Ивановны. Он считает общество социально несправедливым, поэтому в его голове рождается идея установления социальной справедливости насильственным путём, и объясняет он это разрешением «крови по совести».

Мотивы преступления абсолютно ясны: нищета, неудачи, невозможность продолжать обучение в университете, желание упрочить своё скверное положение, а также помочь своей матери и сестре, которая ради «драгоценного брата» жертвует своей жизнью, свободой (должна выйти замуж не по любви) – всё это вынудило Раскольникова совершить преступление. Жизнь загнала его в угол, не оставив выбора. К тому же на совершение преступления повлияло болезненное состояние подсудимого в тот момент. Этот факт был засвидетельствован доктором Зосимовым, который заключил, что «самое преступление не могло иначе и случиться, как при некотором временном умопомешательстве». Поэтому в момент убийства Раскольников полностью не осознавал происходящего.

Перед нами не злодей-убийца. В основе преступления Раскольникова лежит психологическая, философская тайна. И суду следует хорошо в ней разобраться. Давайте взглянем на мир глазами Раскольникова, переживем его муки. Ведь муки, сомнения одолевают его до убийства. А как он мучается после преступления. Его одолевают кошмары, он не находит себе места, не переносит общества, даже самые близкие люди ему в тягость, он просит оставить его одного. Ударом топора по старухе он отделил себя от людей. Подсудимый страдает и терзается после преступления.

В преступлении Раскольникова выражен индивидуалистический бунт. Он бунтарь, не желающий смириться с несправедливыми законами общества. Он хотел в одиночку, не дожидаясь всеобщего счастья, перестроить мир. В этом он, конечно, не прав. В одиночку общественный строй не изменить.

Я прошу суд учесть всё это при вынесении приговора моему подзащитному.

Секретарь. Суд удаляется на совещание для вынесения приговора.

Судья. Заслушав и обсудив дело по обвинению в убийстве старухи-процентщицы Алены Ивановны, бывшим студентом университета Раскольникова Родиона Романовича суд постановляет:

Учитывая явку с повинной, чистосердечное признание в содеянном злодеянии, а так же ввиду того, что преступление было совершено в болезненном состоянии, причиной которого явилось проживание в квартире, похожей на шкаф, скверное положение, нищета, беспомощность, желание поправить жизненное положение свое и близких ему людей, а так же частичное осознание антигуманности его теории, потерпевшей крушение, суд постановил:

Приговорить студента Раскольникова Родиона Романовича к восьми годам каторжных работ.

Учитель. «И в сегодняшнем мире с его атомными бомбами, в мире, раздираемом расовыми проблемами и разгулом насилия, тревожный набат Достоевского гудит, неумолчно взывая к человечности, гуманизму». (Ч. Айтматов)

В своем романе Достоевский учит верить, творить добро и сострадать. Если в противостоянии добра и зла будет побеждать зло, то человечество не сможет выжить.

Проблема, рассмотренная Достоевским в романе «Преступление и наказание», актуальна и для наших дней. В злом и бесчеловечном мире очень трудно сохранить любовь, доброту и сострадание. Но надо стоять за свои ценности и перед беспощадной действительностью не опускать руки и творить добро, ибо «Обрести Христа – значит обрести собственную душу».

  1. Инсценировка «Мальчик у Христа на ёлке» Ф.М. Достоевского (6Б)

Учитель. Унижен и оскорблен может быть только человек с развитым чувством собственного достоинства, а оно очень долго считалось прерогативой взрослых. Первый психолог мировой литературы и здесь сказал свое слово: «... у ребенка, даже у самого малого, есть и уже сформировавшееся человеческое достоинство». За этим тезисом стоит вся художественная антропология Достоевского. Одна только его метафора о «слезинке ребенка», вложенная в уста Ивана Карамазова, врезается в память и душу всякого нравственно полноценного человека. Однако оригинальность Достоевского в трактовке драмы детства не ограничивается метафорой, пусть и очень емкой и выразительной.

Автор:

Мерещится мне, был в подвале мальчик, но еще очень маленький, лет шести или даже менее. Этот мальчик проснулся утром в сыром и холодном подвале. Дыхание его вылетало белым паром, и он, сидя в углу на сундуке, от скуки нарочно пускал этот пар изо рта и забавлялся, смотря, как он вылетает. Но ему очень хотелось кушать. Он несколько раз с утра подходил к нарам, где на тонкой, как блин, подстилке и на каком-то узле под головой вместо подушки лежала больная мать его. Как она здесь очутилась? Должно быть, приехала со своим мальчиком из чужого города и вдруг захворала. Ощупав лицо мамы, он подивился, что она совсем не двигается и стала такая же холодная, как стена. "Очень уж здесь холодно", -- подумал он и потихоньку, ощупью, пошел из подвала. Он еще бы и раньше пошел, да все боялся вверху, на лестнице, большой собаки, которая выла весь день у соседских дверей. Но собаки уже не было, и он вдруг вышел на улицу.

Мальчик:

   Господи, какой город! Никогда еще я не видал ничего такого. Там, откудова я приехал, по ночам такой черный мрак, один фонарь на всю улицу. Деревянные низенькие домишки запираются ставнями; на улице, чуть смеркнется -- никого, все затворяются по домам, и только завывают целые стаи собак, сотни и тысячи их, воют и лают всю ночь. Но там было зато так тепло и давали кушать, а здесь -- господи, кабы покушать! И какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз! И все так толкаются, и, господи, так хочется поесть, хоть бы кусочек какой-нибудь, и так больно стало вдруг пальчикам.

   Вот и опять улица, -- ох какая широкая! Вот здесь так раздавят наверно; как они все кричат, бегут и едут, а свету-то, свету-то! А это что? Ух, какое большое стекло, а за стеклом комната, а в комнате дерево до потолка; это елка, а на елке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблоков; а по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то.

Автор:

Глядит мальчик, дивится, уж и смеется. И вдруг вспомнил про то, что у него так болят пальчики, заплакал и побежал дальше, и вот опять видит он сквозь другое стекло комнату, опять там деревья, но на столах пироги, и сидят там четыре богатые барыни, а кто придет, они тому дают пироги, а отворяется дверь поминутно, входит к ним с улицы много господ. Подкрался мальчик, отворил вдруг дверь и вошел. Ух, как на него закричали и замахали! Одна барыня подошла поскорее и сунула ему в руку копеечку, а сама отворила ему дверь на улицу. Как он испугался! А копеечка тут же выкатилась и зазвенела по ступенькам: не мог он согнуть свои красные пальчики и придержать ее. Выбежал мальчик и пошел поскорей-поскорей, а куда, сам не знает. Хочется ему опять заплакать, да уж боится, и бежит, бежит и на ручки дует. И тоска берет его, потому что стало ему вдруг так одиноко и жутко, и вдруг, господи!

(Мальчик забивается в угол, дрожит, начинает засыпать)

И вдруг ему послышалось, что над ним запела его мама песенку...

Мальчик (забывшись):

"Мама, я сплю, ах, как тут спать хорошо!"

 Мама (тихо):

  -- Пойдем ко мне на елку, мальчик, -- прошептал над ним вдруг тихий голос.

  

Автор:

Он подумал было, что это все его мама, но нет, не она; кто же это его позвал, он не видит, но кто-то нагнулся над ним и обнял его в темноте, а он протянул ему руку и... и вдруг, -- о, какой свет! О, какая елка! Всё блестит, всё сияет и кругом мальчики и девочки, такие светлые, все они кружатся около него, летают, все они целуют его, берут его, несут с собою, да и сам он летит, и видит он: смотрит его мама и смеется на него радостно.

Мальчик (восторженно):

   -- Мама! Мама! Ах, как хорошо тут, мама!

Мама:  

-- Это "Христова елка". У Христа всегда в этот день елка для маленьких деточек, у которых там нет своей елки... Мальчики эти и девочки все были такие же, как ты, но одни замерзли еще в своих корзинах, в которых их подкинули на лестницы к дверям петербургских чиновников, другие умерли во время самарского голода, третьи задохлись в вагонах третьего класса, и все-то они теперь здесь, все они теперь как ангелы, все у Христа, и он сам посреди их, и простирает к ним руки, и благословляет их и их грешных матерей...  А матери этих детей все стоят тут же, в сторонке, и плачут; а дети подлетают к ним и целуют их, утирают им слезы своими ручками и упрашивают их не плакать, потому что им здесь так хорошо...

(Рождественская музыка)

Автор:

   А наутро дворники нашли маленький трупик забежавшего и замерзшего за дровами мальчика; разыскали и его маму... Та умерла еще прежде его; оба свиделись у господа бога в небе.

  1. Слово гостям (ЭТО ВЫ!!!)

  1. Заключение.

Учитель:

«Истинно, истинно глаголю вам; еще пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, но останется одно; а если умрет, то принесет много плода».

Евангелие от Иоанна


Эти слова высечены на могиле Ф.М. Достоевского



Предварительный просмотр:

Униженные и оскорбленные в творчестве Ф.М. Достоевского

Класс: 6Б, 10А, 11Б

Авторы Чекалева К.А., Найда А.В.

Ход урока

  1. Пролог. Соня Мармеладова и Родион Раскольников (6Б, 10А).

Соня- Кто тут?

Р.Р. - Это я... я, может быть, вас не увижу больше...

Соня- Вы... едете? 

Р.Р.- Не знаю... Не в том дело: я пришел одно слово сказать...

Вон какая у вас рука! Совсем прозрачная. Пальцы как у мертвой.

Соня- Я и всегда такая была

Р.Р.- Ну, да уж конечно! Мне ваш отец все тогда про вас рассказал... И про то, как вы в шесть часов пошли, а в девятом назад пришли, и про то, как Катерина Ивановна у вашей постели на коленях стояла.

Соня- Я его точно сегодня видела,

Р.Р.- Кого?

Соня- Отца. Я по улице шла, а он будто впереди идет. И точно как будто он. Я хотела уж зайти к Катерине Ивановне...

Р.Р.- Катерина Ивановна в чахотке; она скоро умрет...

Соня- Ох, нет, нет, нет!

Р.Р.- Да ведь это ж лучше, коль умрет.

Соня- Нет, не лучше, не лучше, совсем не лучше! Ее бог защитит, бог!..

Р.Р.- Да, может, и бога-то совсем нет... (берёт Евангелие)    

Где тут про воскресение Лазаря?

Соня- в четвертом евангелии... 

Р.Р.- найди и прочти мне...

Соня- Разве вы не читали?

Р.Р. - Давно...

Соня- А в церкви не слыхали?

Р.Р.- Я... не ходил. А ты часто ходишь?

Соня- Н- нет, на прошлой неделе была... панихиду служила. По Лизавете. Ее топором убили. Мы с ней читали и... говорили. Она бога узрит.

Р.Р.- Читай! (тихо играет музыка)

Соня-"Был же болен некто Лазарь, из Вифании..."

(музыка становится громче, дети уходят)

  1. Слово учителя: вводит в тему урока, говорит о его необычности, представляет гостей.

  1. Урок-суд (10А, 11Б)

Учитель. Страшен мир тупого гробового молчания. Все блага мира захвачены богатыми дармоедами. А он молод, красив, умен, полон энергии. У него есть мечта. Это мечта – переделать мир. Найти достойное место в этой жизни. Ради осуществления этой мечты и была придумана эта античеловеческая по своей сущности теория, для подтверждения которой был необходим этот эксперимент. К чему же он приводит? К страшным душевным мукам.

Он мечется по Петербургу, теряет сознание об одном упоминании об убийстве, теряет рассудок, и в то же время его, как магнитом, тянет на место преступления, он страдает даже во сне. И так каждый день, час, минуту, каждое мгновение. И нет конца этой боли…. Что привело Раскольникова к этой черте? Имел ли он на это право? Эти вопросы будут волновать и заставлять думать. Чтобы лучше понять и разобраться в причинах преступления, мы и проводим сегодня урок-суд над героем.

Секретарь. Встать! Суд идет! Прошу представителей защиты и обвинения занять свои места. Прошу всех сесть.

Судья. Слушается дело студента Р.Р. Раскольникова , который обвиняется в преднамеренном убийстве старухи – процентщицы Алены Ивановны и непреднамеренном ее сводной сестры Лизаветы. Уважаемые присяжные заседатели! Нам сегодня придется быть объективными при разборе данного дела, так как необходимо, чтобы вынесенный приговор был единственно справедливым. Предлагаю заслушать самого обвиняемого Раскольникова Родиона Романовича с целью выяснения причин, повлекших за собой преступление.
Заседание считается открытым.

Секретарь. Для дачи показаний слово предоставляется обвиняемому Р.Р.Раскольникову (клянется)

Судья. Родион Романович, расскажите о себе.

Родион Романович Раскольников. Господа присяжные заседатели, благодарю за предоставленную мне возможность сказать последнее слово.

Меня обвиняют в убийстве старухи-процентщицы и её сводной сестры Лизаветы Ивановны. Не стану отрицать того ,что очевидно ,а, впрочем ,я и сам признался в преступлении. Одна смерть за сто жизней взамен -да ведь тут арифметика.

Я хотел себя проверить, кто я: «тварь дрожащая» или право имею.

Я хотел Наполеоном стать. Я однажды подумал, если бы у Наполеона не было Тулона, Египта, а была бы перед ним старушонка, никому не нужная, задумался ли бы он, преступить или нет. И пришёл к такому выводу, что он бы ни на минуту не задумался. Я хотел Наполеоном стать. Но это всё вздор. Я хотел выйти из создавшегося положения, выйти разом. Я хотел всё изменить. Я не хотел дожидаться всеобщего счастья (как это делают социалисты). Жизнь мне дана один раз, и я должен успеть сделать. Нет! Это всё не то. Я хотел иметь власть над всем человеческим муравейником. Но всё это вздор, почти одна болтовня.

Я самолюбив, завистлив, зол, мерзок, мстителен, ну… и, пожалуй, ещё наклонен к сумасшествию. (Уж пусть всё зараз!) Я тогда, как паук, к себе в угол забился. Вы ведь знаете, в какой конуре я живу. А знаете ли вы, что низкие потолки и тесные стены душу и ум теснят. И я теперь знаю, что кто крепок и силен умом и духом ,тот над людьми и властелин! Кто много посмеет, тот и прав.

Я…я захотел осмелиться и убил…я только осмелиться захотел. Мне надо было узнать, вошь ли я ,как все, или человек. Тварь ли я дрожащая или право имею.

Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку! Тут так-таки разом и ухлопал себя, навеки! А старушонку эту чёрт убил, а не я. Вот и вся причина.

Судья. Суд выслушал последнее слово подсудимого. Слово предоставляется стороне обвинения.

Обвинение. Страшной, призрачной представляется жизнь, протекающая на петербургских улицах, в петербургских трущобах. Картины ужасной реальной жизни – убийство старухи-процентщицы, появление «человека из-под земли», называющего Раскольникова «убивцем», «странные, отчаянные вопли с улицы» – похожи на кошмарные грёзы безумного. А бредовые видения Раскольникова похожи на реальную действительность.

Да! Таков страшный мир нищеты, невыносимых страданий, мир, в котором рождаются полубезумные замыслы Раскольникова.

Многое вызывает в Раскольникове сочувствие, но всё же он убийца, и мы не должны об этом забывать. Никто не имеет права брать топор, идти и убивать человека пусть даже такого мерзкого, как старуха-процентщица. Никакие мотивы не могут этого оправдать. Я прошу суд разобраться и вынести свой строгий и справедливый вердикт. Я считаю, что преступник должен быть приговорён к каторжным работам

Адвокат. Мой подзащитный Раскольников Родион Романович – бывший студент – живёт в мрачной угнетающей обстановке. Он чувствует себя никому не нужным, отверженным. Живёт он в квартире, «похожей более на шкаф, чем на квартиру». И здесь, в темноте и духоте, проходит большая часть его жизни. Подавленный нищетой и несправедливостью жизни, Раскольников решается на убийство процентщицы Алёны Ивановны. Он считает общество социально несправедливым, поэтому в его голове рождается идея установления социальной справедливости насильственным путём, и объясняет он это разрешением «крови по совести».

Мотивы преступления абсолютно ясны: нищета, неудачи, невозможность продолжать обучение в университете, желание упрочить своё скверное положение, а также помочь своей матери и сестре, которая ради «драгоценного брата» жертвует своей жизнью, свободой (должна выйти замуж не по любви) – всё это вынудило Раскольникова совершить преступление. Жизнь загнала его в угол, не оставив выбора. К тому же на совершение преступления повлияло болезненное состояние подсудимого в тот момент. Этот факт был засвидетельствован доктором Зосимовым, который заключил, что «самое преступление не могло иначе и случиться, как при некотором временном умопомешательстве». Поэтому в момент убийства Раскольников полностью не осознавал происходящего.

Перед нами не злодей-убийца. В основе преступления Раскольникова лежит психологическая, философская тайна. И суду следует хорошо в ней разобраться. Давайте взглянем на мир глазами Раскольникова, переживем его муки. Ведь муки, сомнения одолевают его до убийства. А как он мучается после преступления. Его одолевают кошмары, он не находит себе места, не переносит общества, даже самые близкие люди ему в тягость, он просит оставить его одного. Ударом топора по старухе он отделил себя от людей. Подсудимый страдает и терзается после преступления.

В преступлении Раскольникова выражен индивидуалистический бунт. Он бунтарь, не желающий смириться с несправедливыми законами общества. Он хотел в одиночку, не дожидаясь всеобщего счастья, перестроить мир. В этом он, конечно, не прав. В одиночку общественный строй не изменить.

Я прошу суд учесть всё это при вынесении приговора моему подзащитному.

Секретарь. Суд удаляется на совещание для вынесения приговора.

Судья. Заслушав и обсудив дело по обвинению в убийстве старухи-процентщицы Алены Ивановны, бывшим студентом университета Раскольникова Родиона Романовича суд постановляет:

Учитывая явку с повинной, чистосердечное признание в содеянном злодеянии, а так же ввиду того, что преступление было совершено в болезненном состоянии, причиной которого явилось проживание в квартире, похожей на шкаф, скверное положение, нищета, беспомощность, желание поправить жизненное положение свое и близких ему людей, а так же частичное осознание антигуманности его теории, потерпевшей крушение, суд постановил:

Приговорить студента Раскольникова Родиона Романовича к восьми годам каторжных работ.

Учитель. «И в сегодняшнем мире с его атомными бомбами, в мире, раздираемом расовыми проблемами и разгулом насилия, тревожный набат Достоевского гудит, неумолчно взывая к человечности, гуманизму». (Ч. Айтматов)

В своем романе Достоевский учит верить, творить добро и сострадать. Если в противостоянии добра и зла будет побеждать зло, то человечество не сможет выжить.

Проблема, рассмотренная Достоевским в романе «Преступление и наказание», актуальна и для наших дней. В злом и бесчеловечном мире очень трудно сохранить любовь, доброту и сострадание. Но надо стоять за свои ценности и перед беспощадной действительностью не опускать руки и творить добро, ибо «Обрести Христа – значит обрести собственную душу».

  1. Инсценировка «Мальчик у Христа на ёлке» Ф.М. Достоевского (6Б)

Учитель. Унижен и оскорблен может быть только человек с развитым чувством собственного достоинства, а оно очень долго считалось прерогативой взрослых. Первый психолог мировой литературы и здесь сказал свое слово: «... у ребенка, даже у самого малого, есть и уже сформировавшееся человеческое достоинство». За этим тезисом стоит вся художественная антропология Достоевского. Одна только его метафора о «слезинке ребенка», вложенная в уста Ивана Карамазова, врезается в память и душу всякого нравственно полноценного человека. Однако оригинальность Достоевского в трактовке драмы детства не ограничивается метафорой, пусть и очень емкой и выразительной.

Автор:

Мерещится мне, был в подвале мальчик, но еще очень маленький, лет шести или даже менее. Этот мальчик проснулся утром в сыром и холодном подвале. Дыхание его вылетало белым паром, и он, сидя в углу на сундуке, от скуки нарочно пускал этот пар изо рта и забавлялся, смотря, как он вылетает. Но ему очень хотелось кушать. Он несколько раз с утра подходил к нарам, где на тонкой, как блин, подстилке и на каком-то узле под головой вместо подушки лежала больная мать его. Как она здесь очутилась? Должно быть, приехала со своим мальчиком из чужого города и вдруг захворала. Ощупав лицо мамы, он подивился, что она совсем не двигается и стала такая же холодная, как стена. "Очень уж здесь холодно", -- подумал он и потихоньку, ощупью, пошел из подвала. Он еще бы и раньше пошел, да все боялся вверху, на лестнице, большой собаки, которая выла весь день у соседских дверей. Но собаки уже не было, и он вдруг вышел на улицу.

Мальчик:

   Господи, какой город! Никогда еще я не видал ничего такого. Там, откудова я приехал, по ночам такой черный мрак, один фонарь на всю улицу. Деревянные низенькие домишки запираются ставнями; на улице, чуть смеркнется -- никого, все затворяются по домам, и только завывают целые стаи собак, сотни и тысячи их, воют и лают всю ночь. Но там было зато так тепло и давали кушать, а здесь -- господи, кабы покушать! И какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз! И все так толкаются, и, господи, так хочется поесть, хоть бы кусочек какой-нибудь, и так больно стало вдруг пальчикам.

   Вот и опять улица, -- ох какая широкая! Вот здесь так раздавят наверно; как они все кричат, бегут и едут, а свету-то, свету-то! А это что? Ух, какое большое стекло, а за стеклом комната, а в комнате дерево до потолка; это елка, а на елке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблоков; а по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то.

Автор:

Глядит мальчик, дивится, уж и смеется. И вдруг вспомнил про то, что у него так болят пальчики, заплакал и побежал дальше, и вот опять видит он сквозь другое стекло комнату, опять там деревья, но на столах пироги, и сидят там четыре богатые барыни, а кто придет, они тому дают пироги, а отворяется дверь поминутно, входит к ним с улицы много господ. Подкрался мальчик, отворил вдруг дверь и вошел. Ух, как на него закричали и замахали! Одна барыня подошла поскорее и сунула ему в руку копеечку, а сама отворила ему дверь на улицу. Как он испугался! А копеечка тут же выкатилась и зазвенела по ступенькам: не мог он согнуть свои красные пальчики и придержать ее. Выбежал мальчик и пошел поскорей-поскорей, а куда, сам не знает. Хочется ему опять заплакать, да уж боится, и бежит, бежит и на ручки дует. И тоска берет его, потому что стало ему вдруг так одиноко и жутко, и вдруг, господи!

(Мальчик забивается в угол, дрожит, начинает засыпать)

И вдруг ему послышалось, что над ним запела его мама песенку...

Мальчик (забывшись):

"Мама, я сплю, ах, как тут спать хорошо!"

 Мама (тихо):

  -- Пойдем ко мне на елку, мальчик, -- прошептал над ним вдруг тихий голос.

  

Автор:

Он подумал было, что это все его мама, но нет, не она; кто же это его позвал, он не видит, но кто-то нагнулся над ним и обнял его в темноте, а он протянул ему руку и... и вдруг, -- о, какой свет! О, какая елка! Всё блестит, всё сияет и кругом мальчики и девочки, такие светлые, все они кружатся около него, летают, все они целуют его, берут его, несут с собою, да и сам он летит, и видит он: смотрит его мама и смеется на него радостно.

Мальчик (восторженно):

   -- Мама! Мама! Ах, как хорошо тут, мама!

Мама:  

-- Это "Христова елка". У Христа всегда в этот день елка для маленьких деточек, у которых там нет своей елки... Мальчики эти и девочки все были такие же, как ты, но одни замерзли еще в своих корзинах, в которых их подкинули на лестницы к дверям петербургских чиновников, другие умерли во время самарского голода, третьи задохлись в вагонах третьего класса, и все-то они теперь здесь, все они теперь как ангелы, все у Христа, и он сам посреди их, и простирает к ним руки, и благословляет их и их грешных матерей...  А матери этих детей все стоят тут же, в сторонке, и плачут; а дети подлетают к ним и целуют их, утирают им слезы своими ручками и упрашивают их не плакать, потому что им здесь так хорошо...

(Рождественская музыка)

Автор:

   А наутро дворники нашли маленький трупик забежавшего и замерзшего за дровами мальчика; разыскали и его маму... Та умерла еще прежде его; оба свиделись у господа бога в небе.

  1. Слово гостям (ЭТО ВЫ!!!)

  1. Заключение.

Учитель:

«Истинно, истинно глаголю вам; еще пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, но останется одно; а если умрет, то принесет много плода».

Евангелие от Иоанна


Эти слова высечены на могиле Ф.М. Достоевского