Конспект урока литературы по поэзии Серебряного века 11 класс
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Суходольская Людмила Юрьевна

Данная работа поможет учителю познакомить учащихся с модернистскими течениями  в поэзии конца 19 – начала 20 века , показать, в чем особенности творчества современников «серебряного века» .

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_literatury_serebryanyy_vek_11_klass.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

               Конспект урока литературы   в 11 классе

Составила Суходольская Людмила Юрьевна,

 учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 4 с углубленным изучением отдельных предметов»

г. Усинск Республика Коми

       ТЕМА:  Модернистские течения в поэзии конца 19 – начала 20 века

Задачи урока: 1.Дать общую характеристику периода.

                         2.Поставить перед учащимися проблемный вопрос: В чем особенности творчества современников «серебряного века»? и привести их к ответам на них.

3.Познакомить обзорно с модернистскими течениями поэзии «серебряного века» и   их представителями.

4.Формировать учебно-познавательную компетентность учащихся.

Цель урока: Подвести учащихся к учебному проекту по творчеству поэтов

Форма урока: лекция, работа в группах,

Технология обучения: ИКТ (http://kopilkaurokov.ru/literatura/presentacii/200055)  проблемное обучение.

ХОД УРОКА:

1.Оргмомент

2.Сообщение темы и цели урока.

3.Повторение: общая характеристика периода.

4.Работа по осмыслению термина «серебряный век», ответа на поставленные вопросы.

5.Работа в группах.

6. Вывод, итоги урока.

1.Запись темы урока.

2.Вступительное слово учителя.

        В наше время, когда активно идут процессы осмысления путей развития страны и стирания «белых пятен», мы ищем и находим то общее, что объединяет русскую культуру нашего века – искусство и философию.  Они были разорваны судьбами истории и теперь нуждаются в воссоединении. Долгое время из историко-литературного наследия вычеркивались отдельные события, имена, произведения. Сегодня «новым» становится хорошо забытое «старое».

Начало 20 века – «испепеляющие годы» - ознаменовались в России созданием значительных культурных ценностей и национального, и общечеловеческого масштаба.

Теперь становится все более очевидным: символизм, акмеизм, футуризм, утверждавшиеся в полемике с классикой 19 века, органически слились с ней.

Блок писал в предисловии к поэме «Возмездие» о «неразделенности неслиянности» искусства, жизни и политики.


       Проблемный вопрос
: в чем особенности творчества современников «серебряного века»?  (Отметьте основные тенденции развития литературы на рубеже веков)

3. Имена каких писателей связаны с этим периодом?

Время активной литературной жизни, обилие талантов, огромный интерес к поэзии.

1902 год –К. Бальмонт, А. Блок поэма «Возмездие»

1903год – Ф. Сологуб,

1904 -1905 год – А.Белый, И. Анненский, В.Иванов, Чехов А.П. «Вишневый сад»

А.Блок «Стихи о Прекрасной Даме»

1907 год - Горький А.М. роман «Мать»

1907-1908 год И.Северянин, Ф. Сологуб, А.Блок

1910 – 1912 год – Н.Гумилев, И.Бунин «Деревня», Ахматова А., И.Северянин

1912-1917 - И. Бунин «Суходол», Ахматова А, С. Есенин, В. Маяковский

У писателей «золотого века» главенствовали гражданские и гуманистические принципы; интерес был направлен к духовному облику каждого человека: Л.Н.Толстой «Анна Каренина», «Дама с собачкой», А.П.Чехов пьеса «Три сестры»

Представители «серебряного века» - писатели - видели в «разорении дворянских гнезд» гибель России (выходцы из дворянского сословия – Бунин И. «Деревня», «Суходол»).

Призыв «Пусть сильнее грянет буря» звучал из уст представителей низшего сословия – Горький А.М. «Песня о буревестнике»

4. Рубеж веков, эпоха трех революций – важная страница в жизни литературы, связанная с великими именами. Да, еще был жив Л.Н.Толстой, действовали герои А.П.Чехова. Но наряду с реалистической традицией существовал ДЕКАДАНС.

Нереалистические течения конца 19 – начала 20 века  (символизм, акмеизм, футуризм) назывались  декадентскими,  т.е. УПАДНИЧЕСКИМИ.  На том основании, что их, будто бы, объединяла «реакционная идеология». Это не совсем точно.  Нельзя отождествлять с понятием упадка творчество интересных личностей, стремящихся к новому направлению в искусстве, литературе.

Сложное и противоречивое явление - ДЕКАДЕНСТВО – отражало растерянность многих художников перед социальной действительностью и наступающими политико-экономическими переменами в обществе.

Стремление преобразить жизнь объединило многих людей в творческие группы. Помимо понятия ДЕКАДАНС вскоре появляется МОДЕРНИЗМ – «новый»

Модернисты опирались на общие основы – осмысление отношения человека к жизни. Модернистские течения - символизм, акмеизм, футуризм.

В чем же состоит само понятие эпохи, обозначаемой как «серебряный век»?

В чем особенности творчества современников «серебряного века»?

1. В этот период создавали произведения самые разные писатели, нередко различные по творческим принципам, направленности таланта.

2.Главное, что их объединяло: осознание своей эпохи как совершенно особой, выходящей за пределы того, что было прежде.

 «Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувственности, беспокойства исканий...» (философ Н. Бердяев) 

Термин «серебряный век» возник по аналогии с «золотым веком», веком Пушкина, Тургенева. Поэты серебряного века, наследуя традиции 19 века, вносили то новое, что диктовало время.

5. Работа в группах: каждой группе даны стихотворения представителей одного из модернистских течений, выдержки из статей. Задача группы: охарактеризовать

стиль поэтов данного направления, найти отличия от классической поэзии «золотого века», определить тематику стихотворений.


5.Итог урока: Каждый поэт – ярчайшая индивидуальность, одаренная личность.

Каждый считает, что он в ответе за будущее.

Каждый стремится вобрать в свое творчество весь мир – космос, вечность, явления живой природы, культуры. Подобное стремление других поэтов воспринимается как посягательство на собственную вселенную. Отсюда и стремление защитить свой поэтический мир, оградить его от вторжения оппонентов и желание во что бы то ни стало доказать свою правоту читателю.

       В ощущениях поэтов звучит лейтмотив своей «потерянности», в их статьях переданы мучительность и неоднозначность отношения к происходящим событиям. Все эти поэты – современники; их объединяет время, сама эпоха

Всем им свойственно ощущение внутреннего хаоса и смятения, душевной дисгармонии;

Все они по-особенному, трепетно относятся к слову, образу, ритму

Они склонны к манифестам, программам, декларациям с выражением эстетических вкусов, симпатий и антипатий

Их сближает и беззаветное поклонение искусству, преданное служение ему…

Проблемный вопрос: В чем особенности творчества современников «серебряного века»?

  • Никогда - ни до, ни после – не было в России такой взволнованности осознания эпохи, таких напряженных исканий и чаяний, как тогда, на изломе времени.
  • Свет этих творческих озарений навсегда останется в истории русской литературы
  • Русский «серебряный век» незабываем и неповторим.


6. Создание синквейна по ключевым понятиям урока.

7. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по культуре Серебряного века

Интегрированный урок по культуре Серебрянного века (литература +МХК)...

Конспект урока по изучению «Серебряного» века русской поэзии

Данный материал поможет учителю подготовить урок по изучению «Серебряного» века русской поэзии, а также познакомит с В.Я. Брюсовым - главой символизма русской поэзии.  ...

План-конспект урока литературы "Поэзия Серебряного века" (11 класс)

Тема урока: «НАПРАВЛЕНЧЕСКИЙ»АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО СТИХОТВОРЕНИЯ. ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ.Цели урока:nактуализация знаний и приёмов, полученных ранее;nовладение новыми приёмами анализа поэтиче...

конспект урока "Духовная жизнь Серебряного века"

данный конспект урока будет полезен учителям работающих в 9 классе...

Конспект урока по поэзии Серебряного века

Конспект урока по поэзии Серебряного века...