ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА. Технология проблемного обучения.
материал на тему

Татьяна Ивановна Тимошенко

Один из ряда материалов работы над применением на занятиях современных образовательных технологий. К теоретической выкладке прилагается видео актуализации на занятии по драме М.Горького "На дне"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технология проблемного обучения14.82 КБ

Предварительный просмотр:

Технология проблемного обучения

Интерес обучающихся к деятельности преподавателя поддерживают:

  • творческая атмосфера занятия;
  • продуманная, обоснованно поданная тема занятия, предложенная задача;
  • разнообразие форм опроса, самостоятельных и фронтальных работ, видов индивидуальной взаимопроверки, что никоим образом не утомляет обучающихся, а, напротив того, возбуждает их интерес к самооценке и осознанию собственных  возможностей;
  • привлечение обучающихся к активной деятельности;
  • выявление потенциальных возможностей каждого студента и их реализация в избранном виде деятельности,  индивидуальный интерес обучающегося.

Все эти задачи легко решаются при помощи технологии проблемного обучения. Студентов, на мой взгляд, должно быть видно на занятии: они должны высказывать свою точку зрения, дискутировать, докладывать, активно делать что-либо. Нужно провоцировать любую деятельность обучающихся на занятии, то есть создавать такие ситуации, в которых она, деятельность, становится необходимой. Значит, в материале должна быть обнаружена ПРОБЛЕМА (противоречие), требующее своего разрешения на занятии.

Применительно к обучению "проблемность" означает только то, что отсутствует однозначное решение проблемы не вообще для человечества (это область научной, а не учебной проблемности), а с позиций обучаемого, на основе тех знаний, которыми он уже располагает.

Проблемная ситуация задается обучаемому в форме вопросов типа «Почему?», «Как?», «В чем причина?»  и «Какова связь тех или иных явлений?».

Характерными чертами проблемных вопросов являются:

  • наличие противоречия и возможность альтернативных ответов;
  • увлекательность;
  • соответствие природе предмета;
  • емкость, т.е. способность воспринять не только единичный факт, а охватить широкий круг материала, что помогает выявить общее в единичном.

Можно привести пример двух случаев применения проблемной технологии.

  1. Создание проблемной ситуации. Ситуация содержит в себе противоречие, которое вызывает у учеников удивление либо затруднение.
  2. Сообщение темы занятия в готовом виде, но с применением специального приема («яркое пятно», актуальность).
  3. Этот путь, как и предыдущий, обеспечивает возникновение интереса к теме.
    Пример этого можно найти  при проведении занятия по теме «М.Горький. «На дне».Этап: актуализация (видео находится по адресу
    http://youtu.be/ouUj-on8bJs ).

      Прием создания  проблемной ситуации, используемый на данном занятии, способствовал пробуждению интереса студентов к изучению пьесы с целью решения поставленной преподавателем проблемы.

Проблемные задачи и проблемные вопросы порождают в сознании учащихся теории. Приведенный пример фрагмента занятия подтверждает сказанное: в процессе проблемного обучения ребенок формируется как субъект деятельности, развивается как личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение актуального педагогического опыта по теме "Использование технологии проблемного обучения на уроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся "

Актуальный педогогический опыт расскрывать роль технологии проблемного обучения в современном образовательном процессе....

"Технология проблемного обучения на уроках математики 6-9 классов (из опыта работы учителя)"

В данной статье рассмотрены примеры уроков, разработанных автором с использованием приемов и методов проблемного обучения, а также приведены образцы заполнения технологических карт....

Обобщение опыта работы по методической теме «Технология проблемного обучения на уроках математики»

Проблема: Внедрение проблемного обучения в образовательный процесс средней школы. Условия возникновения проблемы: Федеральные государственные стандарты предусматривают  совершенно иной подхо...

из опыта работы "Технология проблемного обучения на уроках химии"

Учебный предмет химия в силу своей практической направленности в полной мере способствует достижению главных целей проблемного обучения:    - развитию мышления и способностей учащихся, ...

Обобщение опыта педагогической деятельности по теме: «Использование технологии проблемного обучения на уроках математики »

Огромное значение для активизации познавательной деятельности имеют познавательные задачи. Если ученик воспринимает задачу как проблему и самостоятельно ее решает, то это есть главнейшее условие разви...

Использование на уроках русского языка и литературы технологии проблемного обучения. (из опыта работы)

В статье приводятся примеры из различных уроков, на которых используется метод проблемного обучения....