Урок литературы в 7 классе «Главное - делать добро»
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Маслова Любовь Викторовна

Цели:

-      познакомить учащихся со своеобразием воплощения темы Великой Отечественной войны в произведениях А.Алексина и А.Лиханова;

-      формировать умение определять авторскую позицию, характеризовать нравственные качества персонажей;

-      воспитывать чувство уважения к людям, пережившим войну, сострадания и понимания окружающих.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_literatury_v_7_klasse.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 7 классе

Тема: «Главное - делать добро»

Цели:

  • познакомить учащихся со своеобразием воплощения темы Великой Отечественной войны в произведениях А.Алексина и А.Лиханова;
  • формировать умение определять авторскую позицию, характеризовать нравственные качества персонажей;
  • воспитывать чувство уважения к людям, пережившим войну, сострадания и понимания окружающих.

Оборудование: иллюстрации к теме Великой Отечественной войны, выставка книг и портреты А.Алексина и А.Лиханова.

Предварительное задание: прочитать повести А.Алексина «В тылу как в тылу» и А.Лиханова «Последние холода», взять интервью у родных и близких, какими им запомнились годы войны.

Ход урока.

«Главное - делать людям добро, пусть маленькое, но добро, каждый день, каждый час, чтобы своим существованием

облегчать людям жизнь».

А.Лиханов

Подготовка к восприятию темы.

Слово учителя. Наш урок проходит накануне священного праздника, который всегда будет отмечаться в нашей стране, - Дня Победы в Великой Отечественной войне. Какие произведения, действие которых происходит в годы войны и первые послевоенные годы, мы уже изучали?  Показаны ли в них военные подвиги?  А как же вы узнали о времени действия в этих произведениях?

Сегодня на уроке мы рассмотрим еще два произведения, действие которых происходит в годы Великой Отечественной войны. В них также не показаны подвиги военные, но подвиг человеческий, нравственный мы в них обнаружим. Эти произведения принадлежат перу замечательных детских писателей А.Алексина и А.Лиханова. Мы не будем останавливаться подробно на биографии этих писателей, отметим только, что их детские и юношеские годы выпали на время военного лихолетья и им не понаслышке знакомы те испытания, которые выпали в этот период на долю каждого человека, будь то солдат, ребёнок или женщина. Возможно, вы захотите познакомиться с ещё некоторыми произведениями этих писателей, главными героями которых являются ваши сверстники, подростки. Обратите внимание на доску, где помещены портреты этих замечательных авторов, их книги и рекомендательные списки произведений.

На доске:

А.Алексин. «А тем временем где-то...», «Звоните и приезжайте», «Мой брат играет на кларнете», «Поздний ребенок», «Третий в пятом ряду», «Безумная Евдокия», «Раздел имущества».

А.Лиханов. «Солнечное затмение», «Обман», «Магазин ненаглядных пособий», «Детская библиотека», «Мой генерал».

Восприятие, осознание,  осмысление темы.

Работа над названием произведений. Обратимся к повестям А.Алексина «В тылу как в тылу» и А.Лиханова «Последние холода». Вначале давайте подумаем, почему они так называются. Как в названиях отразилось содержание этих произведений, их идейный смысл?

  • Что означает выражение «В тылу как в тылу»?

В тылу - значит в безопасности. И отец, и мать рассказчика считали, что главная опасность для жизни - на фронте, где стреляют. Тыл же представлялся им совершенно безопасным местом.

Это название звучит как контраст ко всему дальнейшему рассказу. Оказывается, в годы войны в тылу люди подвергаются опасности и совершают подвиги не реже, чем на фронте.

  • А почему Лиханов назвал свою повесть «Последние холода»?

Может быть, потому, что действие повести происходит в мае 1945 года. В мае, после наступления тепла, бывает, возвращаются холода, но это последние холода. В этом названии есть ещё один смысл - «последние холода» - это последние испытания, которые выпали на долю главных героев повести в годы войны.

Итак, мы можем сказать, что каждое название имеет глубокий смысл, в них по-своему отражается содержание повести.

Анализ содержания повестей.

  • Когда происходит действие в этих произведениях? (В первом - на протяжении всей Великой Отечественной войны, а во втором - в самом ее конце.)
  • Где же сосредоточены основные события? (И в одном, и в другом произведении мы не увидим военных действий, события происходят в глубоком тылу.)
  • От чьего имени ведется повествование? (От имени самих участников произошедшего, в повести Алексина свое детство вспоминает уже взрослый герой, приехавший в далекий уральский город на могилу матери, а в повести Лиханова повествователь - третьеклассник Коля, размышляющий о самом себе, о родителях, о сверстниках.)
  • Найдите в тексте детали, свидетельствующие о военном времени.

Характеристика главных героев. Обратимся к главным героям этих повестей. А.Алексин. «В тылу как в тылу».

Задание по рядам: Пролистайте ещё раз текст повести и расскажите - 1ряд - о Подкидыше и семье Кузьмы Петровича, 2 ряд - о Екатерине Андреевне Тихомировой, матери рассказчика, 3 ряд - о самом рассказчике.

  • Что объединяет всех этих героев?
  • Можно ли сказать, что они совершают свой подвиг в тылу?

Действительно, эти люди, хотя и трудятся вдалеке от фронта, вершат свой подвиг. А.Алексин пишет: «Война не давала людям возможности и просто-напросто времени для проявления своих «разнокалиберных» качеств. На передовую позицию жизни выкатывались орудия главного калибра. Ими, настигавшими врага даже из дальнего тыла, была каждодневная, будничная отвага и готовность жертвовать и терпеть. Люди становились чем-то похожи друг на друга. Но это не было однообразием и безликостью, а было величием».

А.Алексин в своей повести написал о самых высоких нравственных качествах людей, которые наиболее отчётливо проявились в годы испытаний - ответственности, самопожертвовании, патриотизме.

В основе повести А.Лиханова «Последние холода» также нравственные проблемы. Он пишет о взаимоотношениях людей, о понимании и сострадании. Обратимся к тексту повести.

  • Где и при каких обстоятельствах знакомится Коля с Вадимом и Машей? (Прочитайте сцену драки с шайкой носа.)
  • Почему этих детей назвали шакалами?
  • Действительно ли нужда превратила Вадима в жестокое животное?
  • При каких обстоятельствах происходит знакомство Вадима и Марьи с семьей Коли?
  • Как помогла семья Коли ребятам?
  • Какой ценой добывали себе пропитание дети? (Чтение эпизода покупки молока Колей.)
  • Как выглядело жилище Вадима и Маши?
  • Как Вадим и Марья относились к своей матери? (Чтение эпизода написания письма.)
  • Чем заканчивается повесть?

Давайте обобщим, что мы узнали о героях повести.

  • Как вы думаете, какими качествами наделены обездоленные дети, что сделало их такими? (Ранняя самостоятельность, решительность, некоторая жестокость даже - все это результат борьбы за выживание. Но в то же время - огромная любовь к матери, бережное к ней отношение. Понимание, что ей еще тяжелее, чем им.)
  • А каков Коля, что отличает его? (Это очень добрый мальчик, он способен не только сочувствовать своим друзьям, но и стремится помочь им.)

Да, действительно, это повесть о сострадании. Сострадать - т.е. страдать вместе. Коля способен не только видеть чужое горе, но и пытается облегчить его.

  • Почему же Коля и Вадим так и не стали друзьями? (Наверное, потому, что Вадим не хотел быть обузой для семьи Коли, ему было неловко перед Колей за своё бедственное положение. Он хотел выкарабкаться из своего горя сам.)

Обобщение по уроку.

Альберт Лиханов пишет: «Да, войны кончаются - рано или поздно. Но голодуха отступает медленнее, чем враг. И следы долго не высыхают. И работают столовки с дополнительным питанием. И там живут «шакалы». Маленькие, голодные, ни в чём не повинные ребятишки.

Мы-то это помним.

Не забыли бы вы, новые люди.

Не забудьте! Всё это правда. Всё это было».

В том, что действительно всё это было, мы можем убедиться, расспросив живых свидетелей тяжелого времени. Дома вы узнали о том, что запомнилось вашим родным о годах Великой Отечественной войны. Поделитесь своими впечатлениями. (Дети рассказывают о том, как коснулась Великая Отечественная война их семей.)

Итак, мы прикоснулись сегодня к уже вроде бы далёкому от нас времени. Но каждый из нас должен помнить, что в любое, самое, казалось бы, жестокое время «главное - делать людям добро, пусть маленькое, но добро, каждый день, каждый час. Чтобы своим существованием облегчать людям жизнь». Так же, как это делали герои произведений А.Алексина и А.Лиханова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый урок по произведениям А.П.Платонова- 6 класс - "Спешите делать добрые дела".

Итоговый урок по литературе "Спешите делать добрые дела" представляет собой развитие понятий доброты,чувства взаимопомощи,взаимоуважения.На уроке используются высказывания известных людей,произведения...

Урок-мастерская внеклассного чтения " Спешите делать добрые дела"

Урок доброты,  посвященный 80-летию со дня рождения  Ш.А. Амонашвили в 8 классе  “Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других” (Л.Толстой)  Цель урока ...

Урок литературы в 6 классе "Спешите делать добрые дела"

Цель: выянить, что такое добро, добрые дела; показать на примерах, что добрые поступки совершать приятнее, чем плохие....

урок литературы в 6 классе "Спешите делать добрые дела"

Цель: выяснить, что такое добро, добрые дела; показать на примерах, что совершать добрые поступки приятнее, чем плохие....

Урок литературы и презентация на тему "Добрые дела"

Урок посвящён изучению рассказа А.И.Куприна "Чудесный доктор"...

Урок обществознания. 6 класс "Человек славен добрыми делами".

Представлен конспект урока на тему "Человек славен добрыми делами"...