Методическая разработка урока по рассказу В. П. Астафьева "Васюткино озеро"
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Конспект урока по теме "Человек и природа в рассказе В. П. Астафьева "Васюткино озеро". Самоанализ урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме:

«Человек и природа в рассказе В. П. Астафьева «Васюткино озеро»

Цель урока:

  1. Познакомить учащихся с историей создания и сюжетом рассказа
  2. Показать, как раскрывается характер главного героя в экстремальной ситуации
  3. Формирование навыка составления сиквейна
  4. Показать творческие работы учащихся (рисунки) в форме презентации

Учитель делит класс на 3 группы

  1. Задания и вопросы для класса:

- Расскажите об истории создания рассказа

- Что произошло с главным героем? (Васютка заблудился в тайге)

- Сформулируйте проблемные вопросы, на которые мы должны ответить, исходя из того, что Васютка заблудился в тайге

Вопросы учащихся:

  1. Как Васютка выбрался из тайги?
  2. Почему Васютка не погиб?
  3. Как мальчик выжил в тайге?

Учитель:

- На сколько частей можно разделить рассказ? (на 3 части)

- Обозначьте начало и конец каждой части

(1часть – Васютка собирается в тайгу – Васютка понимает, что заблудился;

2 часть – Первая ночь в тайге – Васютка нашёл озеро;

3 часть – Путь от озера к Енисею – Васютка показывает путь к озеру)

Учитель:

1 группа учащихся составляет вопросы по 1 части текста

2 группа учащихся составляет вопросы по 2 части текста

3 группа учащихся составляет вопросы по 3 части текста

Учащиеся озвучивают вопросы и отвечают на них

Вопросы 1 группы:

- Почему приуныли рыбаки из бригады Шадрина?

- Как Васютка собирался в тайгу?

- Как Васютка охотился на глухаря?

- Как мальчик осознал, что заблудился?

Вопросы 2 группы:

- Как Васютка пережил первую ночь в тайге?

- Как мальчик определил, в какую сторону ему идти?

- Как главный герой вышел к озеру?

Вопросы 3 группы:

- Как Васютка действовал, когда обнаружил озеро?

- Расскажите о пути Васютки к Енисею

- Расскажите о спасении Васютки

- Как мальчика встретили дома?

Учитель:

- Как раскрывается характер Васютки, когда мальчик понимает, что заблудился? (самостоятельный; знает жизнь леса; знает, как определить стороны света, найти по типу леса реку, понять проточный характер озера, выбрать направление выхода из тайги в тундру, предсказать погоду на завтра; умеет развести огонь, подстрелить и запечь птицу, подготовить ночлег, экономить заряды, хлеб, добывать кедровые орехи)

Учитель:

- Составьте сиквейн о Васютке

Сиквейн 1 группы

Главный герой

Самостоятельный, умный

Выживал, охотился, готовил

Именем Васютки названо озеро

Сиквейн 2 группы

Главный герой

Отважный, самостоятельный

Бродил, искал, выживал

Васютка пытался найти выход из тайги

Сиквейн 3 группы

Главный герой

Храбрый, самостоятельный

Не растерялся, собрался, выбрался

Васютка знает таёжные законы

Учитель:

- Ответьте на главный вопрос, поставленный в начале урока (Почему Васютка не погиб в тайге?)

1. Васютка не погиб в тайге, потому что знал таёжные законы

2. Васютка вспомнил закон тайги: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит»

3. Васютка использовал навыки, полученные в общении со взрослыми

4. Смекалка, сноровка, вера в себя помогли мальчику не растеряться и выжить в трудных условиях

Просмотр творческих работу (рисунков) учащихся в форме презентации

Викторина для учащихся по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро»

(вопросы подготовлены ученицей)

  1. Сколько лет Васютке?
  2. Как звали отца Васютки?
  3. Что собирал Васютка в тайге?
  4. На кого охотился Васютка?
  5. Как звали собаку Васютки?
  6. Что такое затесь?
  7. Кого мечтал увидеть Васютка, когда укладывался спать?
  8. Сколько пароходов проплыло перед Васюткой, перед тем, как его забрали на бот?
  9. Что такое Енисей?
  10. Что ел Васютка, находясь в тёплом кубрике?

Домашнее задание: написать отзыв о рассказе В. П. Астафьева «Васюткино озеро»

 

Самоанализ урока литературы Курышовой Е. В.

Данный урок проводился в 5в классе. В классе 26 учеников. Дети по уровню развития разные, поэтому при работе учитывала возможности каждого ученика. Класс обучается по программе Коровиной В. Я.

Тема урока «Человек и природа в рассказе В. П. Астафьева «Васюткино озеро». 

 Цели урока реализовала через следующие аспекты:

  1. Образовательный: формирование представления о понятии «характер героя»
  2. Развивающий: формирование навыков познавательной и исследовательской деятельности, умения наблюдать, делать самостоятельные выводы; развивать коммуникативные способности детей.
  3. Воспитательный: привитие любви к родине и природе; формирование нравственно-этических понятий

Использовала на уроке презентацию, рисунки детей.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Осуществляла данные подходы:

  1. Текстоориентированный (выбор эпизодов, характеризующих героя)
  2. Коммуникативный (работа в группах, развитие связной речи)
  3. Личностно-ориентированный (привитие нравственно-этических ценностей)

Урок я старалась построить так, чтобы он был продуктивным, интересным и изначально стремилась установить сотрудничество между мной и детьми.

На организационном этапе урока создала эмоциональный настрой  к предстоящей работе (пословица). При определении темы урока использовала поисково-исследовательский метод, применяя познавательные УУД. При формулировке целей урока учениками - регулятивные УУД.

На начальном этапе изучения темы проводилась словарная работа, способствующая развитию абстрактного и логического  мышления.

На уроке проводилась работа в группах как важный аспект развития коммуникативных УУД.

При работе с произведением предусматривала следующие приемы: осмысление текста, характеристика главного героя, поиск  языковых средств.

На заключительном этапе урока письменный  мини-вывод (сиквейн) способствовал развитию  личностных  и коммуникативных УУД. Викторинные вопросы использовала как метод эмоционального стимулирования.

Поставленные цели удалось реализовать на уроке. Большинство детей справились со всеми заданиями, выявили трудности в работе, оценили свою деятельность на уроке, что является важным компонентом  регулятивных УУД.      Цель урока достигнута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по рассказу А.Куприна «Гранатовый браслет»

Урок по рассказу А.Куприна. Мы     познакомим учащихся с историей создания рассказа, покажем редчайший дар высокой любви,  величие пережитого простым человеком; расскажем о ре...

Методическая разработка урока по рассказу А. Костюнина "Полёт летучей мыши"

В данном материале содержится конспект урока по рассказу А. Костюнина "Полёт летучей мыши"...

Методическая разработка урока по рассказу А. Костюнина "Рукавичка"

В данном материале содержится конспект урока по рассказу А. Костюнина "Рукавичка"...

Методическая разработка урока по рассказу В. Г. РАСПУТИНА «Уроки французского»

Я предлагаю вам составить интервью, которое берёт писатель у своего читателя....

Методическая разработка урока по рассказу В. Распутина "Уроки французского"

Достижение целостного представления об идейном содержании, которое раскрывается через особенности биографии автора,  особенности  личности героев, теоретико-литературные понятияПознакомиться...