Итоговый урок-аукцион по произведению Марка Твена «Приключения Тома Сойера»
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Белоконева Любовь Анатольевна

  Урок проведится с применением цифровых образовательных ресурсов и игровых технологий.

 Урок обобщения знания по данной теме включает в себя большой объем информации. Главной целью учителя является систематизация знаний учащихся по  прочтению повести «Приключения Тома Сойера».  Данная, сложная дидактическая цель достигается путем использования в презентации большого количества  иллюстраций, схем, активных гиперссылок и применением такой формы организации урока, как игра - аукцион. 

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon auktsion_po_m_tvenu.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литература, 6 класс

Итоговый урок-аукцион

по произведению Марка Твена «Приключения Тома Сойера»

Цель: актуализация изученных понятий, явлений, знаний, связанных с изучением произведения. Знакомство (заранее) участников аукциона с процедурой его проведения, подготовкой и использованию своих возможностей для получения кредита для участия в игре; использование возможности для себя побывать в ситуации успеха, узнавание своих коммуникативных и тактических способностей.

Задачи:

1. Научиться быстро адаптироваться в ситуации.

2. Уметь быстро и с пользой для себя  использовать туры аукциона, включать свои аналитические и тактические способности, анализируя свои знания по заданной теме.

3. Совершенствовать умения работать в игре индивидуально.

Ведущий раздает каждому участнику аукциона личный порядковый номер на карточке. Жюри записывает в таблицы исходный капитал участников аукциона. (приложение №1), чтобы у участников не было возможности перерасхода начальных средств.

Ход урока:

  1. Слово ведущему аукциона.  (2 мин.)

Сегодня для вас знаменательный день! Вы сможете с удовольствием повторить и прочувствовать самые интересные моменты понравившегося произведения. Но не просто так, а участвуя в аукционе. Ничего, что не каждый из вас получил равный денежный эквивалент для покупки продаваемого вопроса! У жюри можно было на перемене взять кредит для участия в игре, чтобы начальный капитал позволил купить понравившийся вопрос!!! Кстати о жюри: сегодня  в него входят самые компетентные аукционисты и финансисты школы (несколько старшеклассников, 3-4 человека). Порядок и правила игры были вами изучены заранее, а сейчас – ИГРА!

Напоминаю, что аукцион имеет три тура. В 1 туре покупаются открытые вопросы. Ведущий озвучивает вопрос лота и торг за него начинается между вами. Начальная цена вопроса -50 копеек. Каждый покупатель за один шаг имеет право прибавить к стартовой цене только по 50 копеек.  Торги продолжаются до 5 рублей. Цена купленного лота 10 рублей. Если покупатель не может ответить на вопрос или ответил неправильно, вопрос переносится за номер последнего  лот и его можно купить еще раз. Итак, ПЕРВЫЙ ТУР!

  1. Проведение 1 тура. (15 мин.)

Ведущий зачитывает вопрос из 1 лота, кричит начальную цену в 50 копеек, предлагает торговаться, кто больше. Поднимаются таблички с номерами участников и их цены. (вопросы в приложении № 2). Жюри внимательно записывает номера участников и их цену.  

  1. Подведение итогов жюри – кто сколько заработал рублей. (1,5 мин.)
  2. Проведение 2 тура. (11 мин.)

Ведущий аукциона. Первый тур завершен. Просмотрите внимательно свои активы, кто еще не совсем доволен результатом купленных или не купленных лотов, есть возможность изменить ситуацию. Но сейчас это будет сделать сложнее. ВТОРОЙ ТУР! Напоминаю, что вопросы второго тура  полузакрыты. Вы можете узнать только направление, в котором будет задан вопрос, и догадаться, сможете ли вы ответить на него. Щекочущее нервы ощущение! Итак, первый лот, стартовая цена лота 1 рубль. Торговый шаг 50 копеек. Торг идет до 5 рублей. Цена купленного лота – 30 рублей. (Зачитывает направление для 1 лота, задает стартовую цену, спрашивает: кто больше?) Вопросы в приложении № 3.

  1. Подведение итогов жюри – кто из участников сколько заработал рублей.  (1,5 мин.)
  2. Проведение 3 тура. (10 мин.)

Ведущий аукциона. Подходит к концу игра! Последний тур станет решающим! Рискуйте, вы можете стать героем аукциона! Прибавить капитал и заработать «отлично», отлично поработав. Каламбур. Напоминаю, что третий тур имеет закрытые лоты. Вопрос лота объявляется лишь в том случае, когда лот куплен! Цена вопроса лота – 50 рублей! Стартовая цена – 1 рубль. Торг идет до 5 рублей. Прибавление в шаге торга по 50 копеек. (вопросы лотов в приложении  № 4)

  1. Подведение итогов жюри – кто из участников сколько заработал рублей. (1,5 мин.)  

  1. Жюри переводит полученные игроками средства в баллы. Председатель жюри зачитывает итоги участия в аукционе каждого, переведя рубли в баллы.

  1. Слово ведущему аукциона для эмоционального подведения итогов игры, раздача дельных советов по ведению игры участникам. Пожелание успехов всем в будущих аукционах и просьбу оценить состояние каждого участника от сегодняшней игры.

Ведущий вручает листы с тремя рожицами участникам и предлагает им оценить свое ощущение от проведенной игры, выделив ту, которая соответствует настроению. Собирает рожицы у участников аукциона, отдает жюри.

Правила проведения аукциона.

  1. Все участники аукциона имеют право в 1, 2 и 3 турах  набирать максимальное количество денежных единиц , в конечном итоге переводимых в оценочный балл. 0
  2. Все участники, расписываясь впервые в банковской книге регистрации участников, получают свой индивидуальный номер-код, используемый в последующих играх-аукционах.
  3. На аукционе в виде лотов предлагаются вопросы по предмету. Вопросы имеют стартовую цену, при правильном ответе на купленный лот покупатель получает установленную за правильный ответ сумму на личный счет.
  4. Личный счет ведет как сам участник аукциона, так и один из членов жюри.
  5. Каждый правильный ответ приносит участнику определенный доход. Сумма этих доходов составляет капитал, переводимый в конце игры в оценочный балл по предмету.
  6. Полученные деньги в 1 туре участник вправе потратить на покупку лотов 2 и 3 тура. Полученный доход от 1 и 2 тура участник вправе потратить на покупку лотов 3 тура.  
  7. Участник  не имеет права не участвовать в торгах  какого-либо из 3-х туров.
  8. Перед проведением каждого тура, ведущий аукциона обязан ознакомить участников с порядком проведения торгов и характером предлагаемых лотов.
  9. Название туров вне зависимости от количества проводимых аукционов остается неизменным:

первый тур – открытый лот,

Продается конкретный вопрос, озвученный ведущим, после назначения стартовой цены лота-вопроса, его денежного вознаграждения.

второй тур – полузакрытый лот, 

Ведущий не читает вопрос лота, а называет определенный раздел или тему, объявляет стоимость лота и денежное вознаграждение участнику, правильно ответившему на купленный им вопрос. Участник узнает формулировку вопроса только после его покупки.

третий тур – закрытый лот,

Ведущий аукциона объявляет, что участники покупают закрытый лот, не зная заключенного в нем вопроса.

  1. Наличие вопросов в каждом туре определяется учителем-предметником и зависит от объема темы или раздела предмета.
  2. Начальный капитал для участника аукциона определяется наличием текущих оценок по выставленному на аукцион разделу/теме. Оценка «5» – 10 рублей, «4» - 8 рублей, «3» – 4 рубля, «2» – -3рубля.
  3. При нехватке капитала участник имеет право на оформление кредита под 15% годовых. По окончании аукциона сумма кредита и проценты вычитаются жюри или финансистом из набранной на аукционе суммы, затем сумма денежная переводится в оценку.
  4. Количество вопросов от 1 тура к 3 уменьшается  как 1 к 3 или процент выбирает предметник.
  5. Спорные ответы на лоты-вопросы 3 тура выносятся на суд жюри.
  6. Купленные, но оставшиеся без ответа вопросы-лоты могут снова выставляться на торги ведущим, после того, как все вопросы-лоты текущего тура будут проданы.
  7. Не участвующий в аукционе ученик проходит собеседование по вопросам, или сдает зачет в установленной преподавателем форме.
  8. Участники аукциона ведут себя тихо, сдержанно и достойно во время туров.

Марк Твен.  «Приключения Тома Сойера».

Вопросы для 1 (открытого ) тура аукциона.  (По 10 руб. цена ответа) Стартовая – 50 копеек.

Торг до 5 руб. прибавление – 50 коп.

  1. За какие провинности Том Сойер по приказу тети Полли должен был красить забор в воскресенье?
  2. Насмешек какого мальчика больше всего боялся Том Сойер?
  3. Назовите цветок, который Бекки Тэчер кинула Тому при их первой встрече?
  4. Что обещала подарить Тому Сойеру Мэри за выученные стихи из Евангелия?
  5. Сколько костюмов было в гардеробе у Тома Сойера?
  6. С какой целью том выменивал на всякие мелочи в церкви у мальчишек разноцветные билетики? Что из этого вышло?
  7. При получении Библии на вопрос учителя: кто были два первые ученика Христа,  кого назвал Том Сойер?
  8. Почему Том Сойер не переносил воскресную школу, а сидение в церкви целый день считал напрасной тратой времени?
  9. Какие болезни придумывал Том Сойер, чтобы не ходить в школу?  
  10. Почему и за что все мальчишки городка Санкт-Петербург обожали Гекльберри Финна?
  11. Назовите все способы выведения бородавок, которые знали Том Сойер и Гекльберри Финн.
  12. За какие провинности учитель забрал оловянную медаль за правописание у Тома Сойера?
  13. Назовите причину первой ссоры Тома Сойера и Бекки Тэчер?
  14. Зачем Том и Гек пошли ночью на кладбище? Какому происшествию там мальчики стали свидетелями?
  15.  Какую клятву дали мальчики после того, как убежали с кладбища?
  16.  Почему Томас Сойер и Гекльберри Финн навещали в тюрьме Меффа Поттера, приносили ему разные вкусности?
  17. Том заболел оттого, что тайну происшествия на кладбище не мог никому рассказать. Какими методами тетя Поли возвращала мальчику вкус к жизни, лечила его?
  18. Назовите причины, которые побудили Тома Сойера сбежать на остров из города?  
  19. Что думал о себе Том Сойер, подслушав ночью разговор о себе между тетей Поли и матерью Джо Гарпера?
  20. Каким эффектным способом Том Сойер решил вернуться в город и «воскреснуть»?
  21. Какие события подтолкнули Тома Сойера к мысли, что он прекрасно обойдется без Бекки Тэчер?
  22. Перечислите способы, какими «доставали» друг друга Том Сойер и Бекки Тэчер?
  23. Назовите книгу учителя, которую случайно разорвала Бекки Тэчер.
  24. Каким способом и почему Том избавил Бекки от наказания розгами за разорванную книгу?
  25. Почему с юмором автор описывает последний день учебы перед летними каникулами?
  26. Какую новую истину открыл для себя Том Сойер, вступив в новое «Общество трезвости»?
  27. Назовите причины, по которым летние каникулы стали скучными для Тома Сойера.
  28. Сколько недель в общем проболел корью Том Сойер?
  29. Почему Том Сойер страдал и терзался за судьбу Меффа Поттера после каждого посещения тюрьмы, не находил себе места и все более впадал в депрессию и сильнее болел?
  30. После болезни Том не узнавал людей в городе. Какие изменения обнаружил мальчик в горожанах после первого и после второго своего выздоровления от кори?
  31.  Назовите самое важное событие, происшедшее в городе во время летних каникул.
  32. Том выступил в суде и свидетельствовал против Индейца Джо. Почему днем мальчик ходил героем, а ночью его из дома было не выманить?
  33. Расскажите, каким образом Том Сойер нашел клад и узнал про него?
  34. Объясните, почему Тому Сойеру богатство доставило радость, а Геку Финну оно принесло только несчастья?
  35. Назовите правила нахождения кладов, какими пользовался Том Сойер и Гек Финн.
  36. Каким способом Том Сойер и Бекки Тэчер выбрались из пещеры и сколько дней они там провели?
  37. Почему Том Сойер не согласился принимать Гека Финна в свою шайку разбойников?

Вопросы для 2  (полуоткрытого) тура аукциона.  (Цена вопроса 30 рублей.)

Стартовая цена 1 руб. / торг до 5 руб. прибавление – 50коп.

1. Этот лот вопрошает о схожести городов Америки и России. (Какое имя носит родной город Тома  и Гека,  и  носит одна из северных  столиц  России?

2. Этот лот говорит об авторе национальных символов Америки. (Каково настоящее имя Марка Твена и как переводится его псевдоним).

3.  Этот лот спрашивает о моральных качествах двух друзей. (Объясните причину, по которой Том и Гек признались, что убил доктора индеец Джо).

4.  Этот лот спрашивает о различии между Томом и Геком. (Объясните, как относились Гек и Том к рабовладению).

5.  Этот лот спрашивает об отношении автора к герою. (Как относится Марк Твен к Бекки Тетчер, приведите примеры авторских суждений).

6. Этот лот спрашивает об авторе книги. (Кем по профессии приходилось работать Марку Твену за свою жизнь?)

7.  Этот лот интересуется географией. ( На какой реке стоит родной город Тома Сойера и в каком штате Америки он находится.)

8. Этому лоту интересна кулинария. (Как именно любил обедать Гек Финн в своей бочке от потрохов?)

9.  Этот лот интересуется финансами. (Сколько долларов заработал каждый мальчик, найдя клад? Как они распорядились своими деньгами?)

  1.    Этому лоту интересно образование. (в какие две школы ходил Том и его ровесники, какая из них более привлекала Тома и его друзей?)

Вопросы для 3 (закрытого) тура аукциона. (Цена вопроса 50 руб.)

Стартовая цена 1 руб. Торг идет до 5 рублей. Прибавление – 50 коп.

Вопросы отпечатаны на листах и разложены на столе ведущего аукциона. Игрок сам выбирает  лист с вопросом. Зачитывает и отвечает на вопрос. Вопросы связаны с сопоставлением героев, характеров, действий, событий, анализом поведения, моральных принципов героя, ролью книг, ее судьбой в современной литературе.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Smart к уроку "Марк Твен "Приключения Тома Сойера""

Презентация выполнена в программе Smart Notebook для учащихся 5 класса по литературе....

Тест по роману Марка Твена «Приключения Тома Сойера»

Тест по роману Марка Твена «Приключения Тома Сойера»....

Марк Твен Приключения Тома Сойера

Первый урок в 5 классе по книге М.Твена "Приключения Тома Сойера и ....." Проводится в интересной форме...

викторина по повести Марка Твена "Приключения Тома Сойера"

Викторина проводится в течение двух уроков внеклассного чтения в 5 классе (как вариант групповой работы в рамках ФГОС). Состоит из трёх частей: 1. О ком идёт речь? 2. Кто и при каких обстоят...

Тест по роману Марка Твена «Приключения Тома Сойера»

В 6 классе на уроках литературы по программе Т.Ф. Курдюмовой изучается несколько глав романа Марка Твена "Приключения Тома Сойера". Данный материал содержит тестовый вариант контроля знаний учащихся....

Изучение повести Марка Твена "Приключения Тома Сойера" в 6 классе

Конспект  содержит биографический материал и методические рекомендации по проведению урока в 6 классе...

Урок английского языка по произведению Марка Твена " Приключения Тома Сойера"

Данный конспект может использован на уроках при изучении темы "Известные люди" , "Мои любимые книги", а также во внеклассной работе по английскому языку. Наиболее актуален для учен...