Использование технологий проблемного обучения для формирования у обучающихся мотивации к изучению литературы
статья по литературе (10, 11 класс) на тему

Бережная Ирина Дмитриевна

Создание проблемной ситуации науроках литературы в старших классах, пошаговое разрешение ее .

Формирование у учащихся:

•Логического мышления;
•Познавательной потребности;
•Развитие творческих способностей;
•Коммуникативных умений, диалога, сотрудничество учителя и ученика в процессе обучения;
•Положительной мотивации к изучению литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_i.d.pptx1.07 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование технологий проблемного обучения для формирования у обучающихся мотивации к изучению литературы “ Сущность проблемного обучения в том, что учащийся под руководством учителя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем, что соответствует воспитательным целям школы ” И.Я Лернер . Автор: Бережная И.Д, Учитель русского языка И литературы МОУ СОШ№94 г. Волгоград, 2014г. г. Волгоград, 2014г.

Слайд 2

Этапы проблемного урока Вводная информация учителя: историческая справка, цитата, использование мультимедии , музыки Урок в 9 классе “ Еще одна тайна “ Пиковой дамы ”. ( Новелла А.С. Пушкина в контексте народной сказки.) 1 Этап

Слайд 3

2 Этап Создание проблемной ситуации. Осознание сущности противоречия ; Формулировка неизвестного ; Наводящая информация ; “ Для Пушкина суеверие было не предрассудком, а связью с народной мудростью, основанной на народной нравственности ” В.Шкловский __ Случай! – заметил один. Сказка! – уверяет Германн . __ Вопрос: “ Пиковая дама А.С. Пушкина ”. Повесть , новелла или действительо сказка?

Слайд 4

3 Э тап Выдвижение и проверка гипотез. Поиск решения проблемы Наведение Поддержка Помощь Что такое сказка? Вспомините пушкинскую пословицу о смысле сказки: “ Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцом урок ”. Авторские намёки и уроки есть во всех 6 главах “ Пиковой Дамы ” Почему Сен-Жермен не дал молодой графине денег, а открыл ей тайну? Почему у Перманна “ профиль Наполеона, а душа Мефистофеля ” Случаен ли сам выбор карт?

Слайд 5

4 Этап Нахождение решения Появление новых ЗУН Реализация решения Развитие личности Туз выиграл! – Сказал Германн и открыл свою карту. Дама ваша убита! – ласково сказал Чекалинский Герман вздрогнул: вместо туза у него стояла пиковая дама… - Старуха! – закричал он в ужасе. Почему Германн “ обдёрнулся ” в третий раз? Какую народную мудрость нарушил Германн ? Почему он наказан, ведь в сказке обычно побеждает “ добро ” ?

Слайд 6

5 Этап Контроль. Творческая работа, Задание исследовательского характера. Если “ Пиковая дама ” сказка, то Германн наказан за то же, что и старуха из другой пушкинской сказки “ О золотой рыдке ” . Докажите, опираясь на текст.

Слайд 7

Варианты проблемных уроков Урок версионного характера : А.Н. Островский. Драма ” Гроза. ” Самоубийство Катерины – Сила или слабость? “ Тройка ” Н.А. Некрасова : романс или бытовая песня?

Слайд 8

Урок сравнительно-обобщающего характера - Проблемная ситуация создается на материалах, не дающих однозначных выводов. Проблемы решаются в ходе самостоятельного анализа Стихотворение Silentium (“ Молчание ”) Почему мысли и мечты свои надо скрывать? Почему другой не сможет тебя понять? Согласным ли вы, что “ м ысль изреченная есть ложь ” ? Можно ли на эти вопросы ответить однозначно?

Слайд 9

Диалектический метод (АКС – анализ конкретной ситуации) Повторительно-обобщающий урок Почему Некрасов за 14 лет не дописал поэму? После смерти поэта издатели сами расположили главы, как хотели. Завершающая стала глава о народном поэте Грише Добросклонове Именно его принято считать счастливым. Соответствует ли это замыслу Некрасова? Можем ли мы Гришу считать счастливым? Почему в заглавии поэмы отсутствует знак вопроса?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование творческой активности и исследовательских навыков обучающихся в процессе изучения биологии в 6-8 классах на основе использования технологии проблемного обучения.

  Школа, являясь одним из главных институтов общества, первой ощущает на себе все изменения, происходящие в нем.  Социальный запрос школе, определенный современным обществом говорит...

Использование технологии проблемного обучения на уроках биологии с целью формирования личностно-ориентированного подхода к обучению

             Стандарт второго поколения определяет главные цели и задачи современного педагога - построение  образовательного ...

Формирование творческой активности и практических навыков учащихся в процессе изучения технологии на основе использования технологии проблемного обучения

В настоящее время особую актуальность приобретает внедрение в практику обучения таких методов, которые способствовали бы духовному и творческому саморазвитию личности школьника. В этом контексте важно...

Использование технологии проблемного обучения для формирования УУД обучающихся на уроках обществознания

Целый ряд обучающих технологий (игровые технологии, проектная деятельность, проблемное обучение и др.) направлен на модернизацию традиционной системы. Технология проблемного обучения ориентирована на ...

Актуальный педагогический опыт: «Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы с целью формирования коммуникативной компетенции обучающихся»

Материал содержит информацию об использовании проблемного обучения на уроках русского языка и литературы для формирования коммуникативной компетенции?  комплекс педагогических условий, обеспечива...

Инновационный проект "Использование технологии проблемного обучения для формирования УУД на уроках географии"

Раскрывается эффективность применения данной технологии для формирования УУД, так как в жизнь системы образования нашей страны прочно вошел Федеральный государственный образовательный стандрат - ФГОС....

Использование технологии проблемного обучения при формировании познавательных УУД на уроках географии

Характеристика познавательных УУД и применение их при проведении уроков географии...