Интегрированный урок – путешествие в Древнюю Русь (литература и история, 6 класс)
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Бурдуковская Ирина Алексеевна

Конспект интегрированного урока (литература и история) в 6 классе при изучении темы"Древняя Русь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon i._muromets.doc53 КБ
Office presentation icon urok_dergunova.ppt2.53 МБ

Предварительный просмотр:

Слайд. Интегрированный урок – путешествие в Древнюю Русь (литература и история, 6 класс) (Бурдуковская И.А., учитель высшей категории, ГБОУ школа 1996, Москва, 2015 год).

Цель: познакомить учащихся с культурой Древней Руси; выявить признаки византийского влияния; выяснить роль принятия христианства в процессе развития культуры. Обобщить и углубить знания учащихся о русском богатыре Илье Муромце, о былинах

Задачи урока:

Обучающая: формировать навыки самостоятельной работы с текстом учебника, соотносить факты, соотносить тексты исторических источников с событиями, делать выводы.

  Развивающая:

- развивать  умение  находить  в  тексте  слова,  предложения  для  характеристики  героя,  

  выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения, составлять  устный

  рассказ о герое произведения;    

- способствовать развитию интереса к литературному чтению, совершенствовать культуру

  речи, способствовать обогащению словарного запаса.

Воспитательная: воспитывать интерес к истории и культуре своей страны,

- воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине, своему народу.

Оборудование: УМК: учебник “История России с древнейших времён до конца XVI века” А.А.Данилова для 6 класса, рабочие листы, проектор, компьютер, презентация,  репродукция картины М.В.Васнецова «Богатыри», аудиозапись, таблицы с ключевыми словами, иллюстрации, текст былины, детские рисунки.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: былины, культура

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  1. Особенности культуры Древней Руси.
  2. Устное народное творчество.

Ход урока.

1. Организационный момент.  

 Учитель истории. Мотивация.

- Сегодня мы осуществим  путешествие в Древнюю Русь. Слайд

- Что такое культура? (Культура – это достижения людей в духовной и материальной жизни. Духовная культура – это наука, искусство, просвещение. Материальная культура – это орудия труда, жилища, одежда).

- Какой период охватывает история Древней Руси? (Учащиеся  отвечают, учитель подводит итог – клик, слайд. Древняя Русь – VIII – первая треть XII в.).

- Ребята, как Вы думаете, какая будет тема урока?  Для этого мы обратимся к устному народному творчеству.  

ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ

Культура тесно связана с развитием общества: она формируется под влиянием общественных условий и отражает действительность. Поэтому на каждом этапе исторического развития государства и общества культура характеризуется особенными чертами. Определите самостоятельно, в чём особенности древнерусской культуры? (Задание для самостоятельной работы – слайд 3: задание 1и 2 на рабочих листа, время 3минуты). После выполнения задания – взаимопроверка, выставление оценок,  проверка по слайду (слайд 3, клики).

- Какой вывод можно сделать после выполнения этого задания? (Древнерусская культура формировалась на основе наследия восточных славян. Кроме того, она испытала серьёзное влияние византийских культурных традиций). Учитель добавляет, что влияние оказали и другие соседи - хазары, печенеги, финно-угорские племена, но при этом наша культура сохраняла самобытность, неповторимость. В этом и заключаются особенности древнерусской культуры.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Возврат к схеме (слайд) – клик по стрелке в правом нижнем углу. 

Рассмотрим устное народное творчество наших предков (клик по гиперссылке “Устное народное творчество”). На уроках литературы вы уже знакомились с ним. Что относится к этому виду творчества? (Ответы учащихся, после них – клик). Сказки, загадки, пословицы, поговорки, песни, былины.

2. Актуализация знаний.

Слайд .

Учитель литературы.  БЫ-ЛИ-НЫ.

- Что обозначает это слово?

(Былины – это жанр устного народного творчества. Их сочиняли талантливые люди, но не записывали, поэтому былины так же, как и сказки, относятся к устному народному творчеству Исполнялись былины по особым случаям, и не просто исполнялись, а пропевались. Пение былин сопровождалось игрой на гуслях. Народное название былины – старина, т.е. повествование о старинных событиях)

Показ картинки гусляра. Слайд .

- Отгадайте, о каком  герое пойдет речь?

Слайд .

- Кто такие богатыри?

(Богатырь – герой русских былин, защитник земли русской, отличающийся необычной силой, удалью, мужеством и умом. В былинах народ прославлял силу, смелость, удаль, мудрость богатырей, их преданность Родине.)

Рисунки учащихся «Каким я представляю богатыря? Жизненый уклад ДР. Руси?».

Физкультминутка (Под видео, мульфильм «Богатырская сила», музыкальное оформление в исполнении ансамбля «Цветы»)

Учитель истории. Работа по картине М.В.Васнецова «Богатыри».   Слайд

-Кто изображён на картине? Кто знает их имена. В центре картины на вороном коне любимый народом Илья Муромец, справа – Добрыня Никитич (сообщение)  с мечом в руке, готовый по первому приказу ринуться в бой на защиту Родины, слева молодой и задорный Алёша Попович (сообщение), у него не только лук со стрелами, но и гусли.

- Зачем вышли в дозор богатыри?

(Богатыри стоят на страже русской земли.)

Учитель литературы. - Что вы чувствуете, глядя на этот богатырский дозор? Какие чувства вызывает у вас эта картина?

(Сообщение).     В селе Карачарове, что под Муромом, если верить былинам, родился знаменитый богатырь Илья Муромец. Илья Муромец – реальная историческая личность, воин, служившей киевскому князю. В жизни звали его Илья Иванович Гущин.

    «…Я иду служить за землю Русскую. За вдов, за сирот, за бедных людей…» - с этими словами покинул он родное село. Погиб, защищая Киев от набега врагов.

Слушание аудиозаписи.

3. Работа с текстом.  Ребята, кто же будет сопровождать нас в путешествии?

(Илья Муромцем – русский  богатырь. ( И узнаем о его жизни).

1). Выборочное чтение 1 части:

- Откуда родом Илья Муромец?

(Из города Мурома, села Карачарова.)

- Что огорчало родителей?

(Илья не мог ходить.)

- Как можно озаглавить 1 часть?

(Горе стариков.)

2 часть:

- О каких событиях мы узнали во 2 части?

- Какое чудо сотворили странники с Ильёй?

(Поставили Илью на ноги, дали ему богатырскую силу.)

- Какой наказ ему дали? Прочитайте.

(Не обижать беззащитных, бить вора – разбойника.)

- Как можно озаглавить 2 часть?

(Волшебная вода странников. Встреча со странниками.)

3). Чтение 3 части.

- Как, по – вашему, события будут продвигаться дальше?

Слайд 8. Словарная работа по ходу чтения:

обух топора – тупая сторона топора;

подсоблять – помогать (распечатки- информаторы на столах).

Уточняющие  вопросы:

- Как мать с отцом узнали о силе своего сына?

- Зачем старики корчевали (вырывали, вытаскивали) пни в лесу?

(Чтобы была свободная земля для посева пшеницы.)

-Лёгкое ли это было дело? Почему вы так думаете?

(После тяжёлой работы все заснули от усталости.)

- Какую работу выполнил Илья?

(Срубил весь лес, помог корчевать пни. Сцена рубки леса тоже построена на гиперболобе – преувеличении.)

- Как жизнь крестьян зависела от посевов и урожаев пшеницы?

(Если не будет урожая, то наступит голод.)

- Забыл ли Илья Муромец наказ странников? Из чего это видно?

- Как напутствовали Илью отец с матерью?

(Благословили.)

- Что значит благословили?

(Перекрестить человека, произнося слова молитвы, напутствия, пожелания.)

- На что благославили родители Илью? Прочитайте.

(«Заступайся за слабых, не обижай беззащитных, бей вора – разбойника.)

- Сравните их напутствие и наказ странников. Что общего?

(Они похожи. И странники, и родители Ильи говорят о том, каким должен быть настоящий богатырь и настоящий человек.)

- Чем отличаются по смыслу слова наказ и напутствие?

(Наказ – это наставление, поучение; напутствие наказ человеку, отправляющемуся в путь.)

- Куда направился Илья Муромец?

(Илья Муромец поехал послужить князю Владимиру Красно Солнышко в Киев.)

Учитель истории. - Как называлось государство в Древней Руси?

 - Назовите, пожалуйста, самого известного князя? Во времена его княжения у южных границ русского государства постоянно кочевали хазары, половцы, печенеги, которых на Руси называли басурманы, т.к. они были другой веры, Кочевники постоянно вторгались в пределы Руси, разоряли сёла, убивали и угоняли в плен людей. Князь Владимир избавил Русь от этих набегов.

 - Какое прозвище он получил в народ  в благодарность за это?

Учитель литературы.  - Расскажите о первой битве Ильи.

- Почему Илья Муромец отпустил трёх царевичей басурманских?

(Пожалел их. «Да больно вы молоды!»)

- Как можно озаглавить 3 часть?

(Помощь Ильи защитникам Чернигова. Есть кому постоять за землю Русскую.)

4. Собрать богатыря в путь – дорогу (даны на магнитах в перевернутом виде  картинки с одеждой разного времени, задание у доски, время 2 мин., задание для слабых детей)

5. Итог урока. Беседа о жанровых особенностях сказки.

- Итак, мы узнали, что в основе былин лежат реальные события, да и сами богатыри – не плод народной выдумки.

- Чем былина похожа на  сказку?  Гипербола (преувеличение). Найдите примеры в тексте (бой богатыря с вражеской силой. Если богатырь махнёт правой рукой, среди вражеского стана образуется улица, левой - переулок. Палица (меч) богатыря весит сорок или даже девяносто пудов)

-  Назовите слова, характеризующие героев, предметы, явления жизни, природы. Их называют постоянными эпитетами, (например, встречаются такие постоянные эпитеты: дородный добрый молодец, сила, тугой лук, тетивочка шелковая, стрелочки калёные). 

Важную роль в языке былин играют существительные с уменьшительными и ласкательными суффиксами. Они выражают народную оценку героев былин. Богатыри часто называются ласкательными именами: Илюшенька, Добрынюшка.

- Найдите в сказке другие сказочные приметы.

Начало (зачин сказки (жил – был…);

герой – помощник конь богатырский;

 волшебная вода странников, дающая силу;

 борьба добра и зла;

 победа добра;

 хорошая концовка.

Наличие архаизмов, устойчивых выражений – выпивает единым духом, не пуще, не прекословил.)

7. Выводы.

- Всё ли мы узнали об Илье Муромце?

(Нет, потому что прочитали не все былины о нем)

- В каких словах выражена главная мысль  былины?

( «Есть ещё на Руси, кому постоять за землю Русскую!») 

- Как вы думаете, кто работал на «отлично» (аргументировать)? Оценки  по литературе.

Учитель истории. - Почему былина  прошла такой длинный путь и не умерла, не исчезла?

( Она о героях, которые защищали свою Родину.

 - Кто в наши дни мог бы сказать такие слова?

(Воины, защитники нашей Родины. Защищать её от врагов и быть верными сынами своей земли было почетно во все времена.) - Вспомните, особенности русской культуры

 -  Как вы понимаете смысл фразы?   «Счастлив тот, кто умеет дарить радость другим» (Итоговая оценка по истории (с комментированием)

8. Рефлексия. Нарисуйте, пожалуйста,  с каким настроением вы уходите с урока? (На смайликах (лицо девочки, мальчика) рисуют).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок-путешествие в Древнюю Русь. (6 класс, интегрированный урок, литература и история). Выполнила: Бурдуковская И.А., учитель высшей категории, ГБОУ школа 1996 )

Слайд 2

Тест

Слайд 3

«У греков мы взяли евангелие и предания, но не дух ребяческой мелочности и словопрений. Нравы Византии никогда не были нравами Киева». А.С.Пушкин Культурное наследие восточных славян Византийские культурные традиции Мифы и сказания Церковные книги Резьба по дереву и камню Кузнечное дело Строительство храмов Иконопись

Слайд 4

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО СКАЗКИ ЗАГАДКИ ПОСЛОВИЦЫ ПОГОВОРКИ ПЕСНИ БЫЛИНЫ Вы постойте-тко за веру, за Отечество, Вы постойте-тко за славный стольный Киев-град. Своеобразие русских былин Основная идея былин – защита русской земли от врагов. Освобождение своей земли. Отсутствует тема борьбы за славу и богатство.

Слайд 5

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Слайд 8

Подъезжает он ко Грязи он ко Чёрноей, Да ко тою ли берёзе ко покляпыя, К тому славному кресту ко Леванидову…

Слайд 9

В былинах мы найдём много исторически достоверных примет. Это старинное вооружение воинов: меч, щит, копьё, шлем, кольчуга.

Слайд 10

«Счастлив тот, кто умеет дарить радость другим»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по геометрии и татарской литературы в 7 классе

Цели и задачи:Обучающие:Обобщение и систематизация знаний учащихся;Закрепление основных понятий базового уровня;Раскрытие сущность символа Казани – башни Сююмбике;Контроль и оценка уровня знаний...

Интегрированный урок по русскому языку и литературе в 5 классе

Интегрированный урок-игра по русскому языку и литературе в 5 классе по теме "Путешествие по королевству "Русский язык"...

Интегрированный урок "Математика, русский язык и литература", 5-6 класс

Аннотация УМП      УМП предназначен для освоения и закрепления таких тем           математики,  как запись натуральных ч...

Интегрированный урок по русскому языку и литературе в 8 классе "Путешествие в Москву".

Урок в виде иры, в которой участвуют дети и учитель, в учитель в качестве диспетчера, а дети - пассажиры....

Комплексный анализ текста по теме: «Глагол как часть речи. Группы глаголов по значению». Интегрированный урок-проект русского языка и литературы в 5 классе «На урок с К.Г.Паустовским» (по учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова)

Проект практико-ориентированный, по характеру групповой, по времени – краткосрочный, по предметно-содержательной области – межпредметный (русский язык и  литература), связан с изучением творчеств...

Интегрированный урок по биологии и русской литературе в 7 классе по теме : Русь моя, люблю твои березы.

Интегрированный урок по биологии и русской литературе в 7 классе по теме : Русь моя, люблю твои березы....

Интегрированный урок - путешествие с элементами внеклассной работы в 5 классах по теме: "Заимствованные слова."

Развитие интереса к предметам: "Русский язык", "Английский язык"через интеграцию предметов: русский язык, английский язык, георграфия, краеведение....